Народный календарь
СУДАРИ И СУДАРЫНИ
Знаем ли мы народные обычаи?
Ведущий: Добрый вечер, судари и сударыни! Почетные гости, доброго вам
здравия на многие лета, счастья и благополучия! Не одно столетие
русские национальные традиции и обряды были тесно связаны с
Православием. В жестоком наступлении на религию церковь
устояла. А вот народные праздники, обычаи и традиции оказались
более уязвимыми. Между тем, потребность в этом у людей
никогда не исчезала. Жаль, что мы стесняемся от души радоваться,
забыли национальные игры, исчезла потребность духовного
общения, которые несли обряды. Забыли русские слова, которые
употреблялись в крестьянской речи и не резали слух, а ласкали, и
были как бы к месту и по сердцу. Но радует то, что мы все чаще
стали возвращаться к старине, не дань моде, а дань уважения. Мы,
жители сельской местности с детских лет приучены к труду, к
труду крестьянскому. Но не бездумному. И к кому, как не к нам
обращены слова: «Работают руки, а кормит голова».
Значит, сила – это не главное, а вот как работают головы у наших
участников – мы сегодня узнаем.
Итак, позвольте вам представить участников конкурса (идет
представление участников).
Наш конкурс будет проходить по типу телевизионной игры
«Колесо истории». Это значит, что у каждого конкурсанта есть
болельщики, и в течение игры они могут пользоваться
подсказками и поддержкой болельщиков.
Позвольте представить жюри конкурса (идет представление
жюри).
Участнику, правильно ответившему на вопрос, вручается карточка
красного цвета. Игрок, набравший большее количество карточек, выходит в
финал. Итак, мы начинаем игру:
Мать прядет, а Марья расческу ищет. Нашла гребень лен чесать
МАРЬЯ: Что-то больно большая, видать для длинных волос
У матери веретено из рук выпало.
МАТЬ: Господи, Марья, да ты на свет никак только родилась.
Ведущий: Для чего служило сие орудие труда? (лен, шерсть чесать)
2. Марья на вечёрку собирается, выбирает платье новое:
Мать: Не носить плаченова, не видать злаченова.
Ведущий: Что означает сия прадедова мудрость? (Не носить латаного, не видать и нового).
Отец сидит, налаживает дугу. Мать в окно глядит.
Мать: И куда ты только собрался? Глянь: пурга на дворе. Ни зги не видно, заблудишься ещё!
Ведущий: Что это за зга такая, которую видно лишь в хорошую погоду? (Зга – кольцо на дуге).
Отец у печки руки греет. Хочет встать, за спину хватается.
Отец: Ох, мать, что-то стар я стал, без катанок нынче не обойтись. Марья, ты бы принесла мне катанки-то.
(Марья приносит шубейку).
Отец: Да не шубейку я прошу, а катанки.
(Марья приносит санки).
Отец: Да на что мне салазки?
(Марья приносит лыжи).
Отец: Ты бы мне ещё самовар принесла.
Ведущий: Давайте поможем Марье: что она должна принести отцу? (Валенки)
Мать смотрит в оно.
Мать: Господи! Да не к нам ли гости?
Входят гости.
Мать: Проходите, гостьи дорогие, в красный угол!
Гости растерянно озираются.
Ведущий: Где в этой избе «красный угол»?(Красный угол находится по диагонали от печки).
6. Мать (гостям): Проходите к столу, пожалуйста! Как ваше здоровье? Как живёте?
Отец: Ты, мать, гостей потчуй, Михайлов день на дворе. Со праздничком вас!
Мать: Ой, и правда! Вот пироги да чай! Марья, холодец подавай! Кашкой сдобрим, да мяском разведём, может, лапшички, а то и кисель готов. Кушайте, гости дорогие.
Ведущий: Да, хозяйка, надо сказать, добрая, всё-то у неё есть. Да вот беда, так расхлопоталась, что всё в кучу свалила. А вы не поможете ли? Вопрос: В каком порядке подавались блюда на празднике? (Холодец, или студень, каша, мясо, лапша, кисель, чай с пирогами).
Ведущий: Пусть наши участники отдохнут, а я обращаюсь к болельщикам. Не хотите ли принести очки своему конкурсанту?
1 вопрос: Наши прабабушки любили варить каши и сдабривали их маслом: льняным, кедровым, горчичным и постным. А что за постное масло и почему его так называют? (Подсолнечное масло. Его использовали Посты, когда нельзя было есть сливочное).
7. Марья собирается на вечёрку и складывает в корзину всё съестное.
Мать: Это куда ты налаживаешься?
Марья: На вечёрку!
Мать: Да вроде рукоделье берут.
Марья: Это на посиделки, а нынче праздник.
Мать: Отец, сходи-ка кур пересчитай.
Ведущий: Чем отличается вечёрка от посиделок? И на какой праздник девушки готовят сами, а парни кур воруют? (На вечёрках рукоделием не занимались, только пели и плясали. На посиделках тоже пели и плясали, но только после того, как выполнят всю работу. Кузьма – Демьян. Вечёрки «Кузьминки»).
8. Мать с отцом разговаривают.
Мать: Марья-то невестой ходит.
Отец: Да, видно, к свадьбе готовиться надо. Жених – парень, говорят, хороший. Ещё, сказывают, сватов скоро зашлют, вот бы к празднику!
Мать: И не думай даже! По средам и пятницам, по субботам и накануне праздничный день... Боже упаси!
Отец: Так ведь...
Мать: Что ты? Зимний пост с 27 ноября по 19 января, там святки...
Отец: Ну тогда...
Мат ь: Великий пост, Пасха и до Фоминой недели ни-ни!
Отец: Ну вот что...
Мать: Боже сохрани! Что ты! Во весь Успенский и Петровский пост (отец хочет встать, мать не даёт). Как можно? И думать нельзя!. Накануне усекновения главы Святого Иоанна Крестителя и Воздвижения креста Господня...
Отец: Да когда жениться-то?
Ведущий: Действительно, когда? (Считалось, хорошо жениться на Казанской – 4 ноября, на Кузьму – Демьяна – 14 ноября, поздней осенью).
Ведущий: А теперь вопрос болельщикам: кто знает, какой пост сейчас идёт? (В году 3 однодневных поста: Иоанна Предтечи, Воздвижение, Канун Крещения. Длительные посты: холодный, голодный, лакомка, Великий).
Мать с отцом разговаривают.
Отец: А жених-то Марьи чей будет? Уж не из той ли деревни, где недавно коней поворовали?
Мать: Из села за дальней заимкой?
Отец: Да нет. В той деревне ещё старостой кум Василий был.
Мать: Это через то село мы на ярмарку ездили?
Отец: Да деревня это была.
Мать: Село, я тебе говорю!
Ведущий: Да не ссорьтесь вы! Давайте у знатоков спросим, чем деревня отличается от села. (В селе всегда была церковь).