Основная проблема экономики — удовлетворение неограниченных потребностей людей за счет ограниченных ресурсов. Потребность — это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом. Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.
Макроэкономика исследует функционирование экономической системы в целом и крупных ее секторов. Объектом изучения ее являются национальный доход и общественный продукт, экономический рост, общий уровень занятости, совокупные потребительские расходы и сбережения, общий уровень цен и инфляция.
Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов. В центре ее внимания — цены и объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.
Экономическая деятельность – это производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.
Основные этапы экономической деятельности:
§ Производство
§ Распределение
§ Обмен
§ Потребление
Экономическая система— установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.
Типы экономических систем
Название | Традиционная | Командная, или централизованная | Рыночная |
Краткая характеристика | Способ организации экономической жизни, базирующийся на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики | Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства. | Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц |
Преобладающая форма собственности | Общинная | Государственная | Частная |
Что производить | Продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства. Производится мало продуктов и услуг. Что производить, определяется обычаями и традициями, которые меняются медленно | Определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, специалистов по компьютерам, представителями промышленности — «плановиками» | Определяют сами потребители. Производители производят то, что хотят потребители, т.е. то, что может быть куплено (закон спроса и предложения) |
Как производить | Производят так и тем, как и что производили предки | Определяется планом | Определяют сами производители |
Кто получает товары и услуги | Большинство людей существует на грани выживания. Добавочный продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям | «Плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько будет получать товаров и услуг. | Потребители получают столько, сколько хотят, производители — прибыль |
|
Ресурсы
Ресурсы – факторы, которые используют для производства товаров и услуг. Они бывают восполнимыми (плодородие, лесной массив, капитал и т. д.) и невосполнимыми (полезные ископаемые); платными (земля, нефть и т. д.) и бесплатными (воздух, солнечная энергия). Еще одна классификация ресурсов:
|
Природные — вещества и силы природы (земля, её недра, леса, вода, воздух и др.)
Материальные — все рукотворные (т. е. соданные человеком) средства производства (машины, станки, оборудование, здания и др.)
Трудовые — населние в трудоспособном возрасте
Финансовые — денежные средства, которые общество выделяет на организацию производства
Производительность труда
Под производительностью труда в экономике понимается показатель эффективности производства, измеряемый количеством товаров и услуг, произведенных за единицу времени. Чем больше их произведено, тем выше производительность труда. На нее влияют:
§ Оборудование
§ Управление
§ Условия труда
§ Квалификация работников
Спрос и предложение
Спрос и предложение – основные экономические категории. Спрос — это желание потребителя купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в течение определённого периода времени, подкреплённое готовностью оплатить покупку.
Цена— денежное выражение стоимости товаров и услуг.
Цена спроса— максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определённый период времени.
Закон спроса: повышение цен обычно ведет к снижению величины спроса, а снижение цен — к её увеличению.
Неценовые факторы спроса:
§ Цены на сопряжённые товары (субституты — взаимозаменяемые товары, повышение цены на один из которых ведет к повышению спроса на другой, и наоборот; комплементарные товары — взаимодополняемые товары, повышение цены на один из которых ведет к уменьшению спроса на другой, и наоборот
§ Число покупателей
§ Уровень доходов потребителей
§ Потребительские предпочтения
Предложение — это желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение определённого периода времени.