Экономика — способ организации деятельности людей по созданию благ, необходимых им для потребления.




Основная проблема экономики — удовлетворение неограниченных потребностей людей за счет ограниченных ресурсов. Потребность — это необходимость в чём-либо для поддержания и развития жизнедеятельности личности и общества в целом. Экономические блага — это средства, необходимые для удовлетворения потребностей людей и имеющиеся в распоряжении общества в ограниченном количестве.

Макроэкономика исследует функционирование экономической системы в целом и крупных ее секторов. Объектом изучения ее являются национальный доход и общественный продукт, экономический рост, общий уровень занятости, совокупные потребительские расходы и сбережения, общий уровень цен и инфляция.

Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов: индивидуумов, домохозяйств, предприятий, владельцев первичных производственных ресурсов. В центре ее внимания — цены и объемы производства и потребления конкретных благ, состояние отдельных рынков, распределение ресурсов между альтернативными целями.

Экономическая деятельность – это производство, распределение, обмен и потребление благ и услуг.

Основные этапы экономической деятельности:

§ Производство

§ Распределение

§ Обмен

§ Потребление

 

Экономическая система— установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.

Типы экономических систем

Название Традиционная Командная, или централизованная Рыночная
Краткая характеристика Способ организации экономической жизни, базирующийся на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля, практически все экономические ресурсы находятся в собственности государства. Способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц
Преобладающая форма собственности Общинная Государственная Частная
Что производить Продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства. Производится мало продуктов и услуг. Что производить, определяется обычаями и традициями, которые меняются медленно Определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, специалистов по компьютерам, представителями промышленности — «плановиками» Определяют сами потребители. Производители производят то, что хотят потребители, т.е. то, что может быть куплено (закон спроса и предложения)
Как производить Производят так и тем, как и что производили предки Определяется планом Определяют сами производители
Кто получает товары и услуги Большинство людей существует на грани выживания. Добавочный продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям «Плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько будет получать товаров и услуг. Потребители получают столько, сколько хотят, производители — прибыль

 

Ресурсы

Ресурсы – факторы, которые используют для производства товаров и услуг. Они бывают восполнимыми (плодородие, лесной массив, капитал и т. д.) и невосполнимыми (полезные ископаемые); платными (земля, нефть и т. д.) и бесплатными (воздух, солнечная энергия). Еще одна классификация ресурсов:

Природные — вещества и силы природы (земля, её недра, леса, вода, воздух и др.)

Материальные — все рукотворные (т. е. со­данные человеком) средства производства (машины, станки, оборудование, здания и др.)

Трудовые — насел­ние в трудоспособном возрасте

Финансовые — денежные средства, которые общество выделяет на организацию производства

 

 

Производительность труда

Под производительностью труда в экономике понимается показатель эффективности производства, измеряемый количеством товаров и услуг, произведенных за единицу времени. Чем больше их произведено, тем выше производительность труда. На нее влияют:

§ Оборудование

§ Управление

§ Условия труда

§ Квалификация работников

Спрос и предложение

Спрос и предложение – основные экономические категории. Спрос — это желание потребителя купить конкретный товар или услугу по конкретной цене в течение определённого периода времени, подкреплённое готовностью оплатить покупку.

Цена— денежное выражение стоимости товаров и услуг.

Цена спроса— максимальная цена, по которой потребители готовы купить некоторое количество товара за определённый период времени.

Закон спроса: повышение цен обычно ведет к снижению величины спроса, а снижение цен — к её увеличению.

Неценовые факторы спроса:

§ Цены на сопряжённые товары (субституты — взаимозаменяемые товары, повышение цены на один из которых ведет к повышению спроса на другой, и наоборот; комплементарные товары — взаимодополняемые товары, повышение цены на один из которых ведет к уменьшению спроса на другой, и наоборот

§ Число покупателей

§ Уровень доходов потребителей

§ Потребительские предпочтения

Предложениеэто желание производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары по конкретным ценам из ряда возможных цен в течение определённого периода времени.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: