Задание: Изучите данную информационную таблицу и зафиксируйте материал в Вашем конспекте.
Общие закономерности воспитания | Общие принципы воспитания |
1. Цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государства и правящих классов, этническими нормами и традициями. Потребности, нормы, правила общества, интересы государства цели, содержание воспитания. | 1. Принцип общественной направленности воспитания – соответствие характера и содержания воспитания социальным потребностям, интересам страны и народа, национальным традициям и нормам. |
2. Принцип субъектности – развитие способности ребёнка осознавать своё Я во взаимоотношениях с людьми и миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противостоять негативному влиянию. | |
2. Результаты воспитания обусловлены согласованностью педагогических воздействий, влияния объективных и субъективных факторов. Педагогическое воздействие и влияние факторов результат воспитания | 3. Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательных учреждений, коллектива, общественных организаций. |
4. Принцип учёта индивидуальных и половозрастных особенностей, личностных характеристик и возможностей детей. | |
5. Принцип сочетания прямых и параллельных пед. воздействий. | |
3. Позитивная реакция личности на пед. воздействия обусловлена учётом её потребностей, интересов и возможностей, уважительным и требовательным отношением, опорой на положительное, созданием оптимистических перспектив личностного развития. Учет потребностей, возможностей и уважение личности позитивная реакция личности на пед воздействие | 6. Принцип личностно ориентированного подхода в воспитании. |
7. Принцип гуманистической направленности воспитания – гуманное отношение к личности воспитанника, уважение его прав и свобод, предъявление посильных и разумных требований… | |
8. Принцип опоры на положительное в человеке. | |
4. Эффективность воспитания обусловлена степенью собственной активности личности, содержанием и способом организации деятельности, в которую она включена, мотивами участия в деятельности, характером пед. руководства деятельностью детей. Активность личности, мотивы участия в деятельности, характер пед руководства Эффективность воспитания | 9. Принцип деятельностного подхода в воспитании. |
10. Принцип стимулирования активности личности, её участия в социально полезной и субъективно значимой деятельности. | |
11. Принцип сочетания пед. руководства деятельностью с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников. | |
12. Принцип вариативности деятельности, соответствия её содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности. | |
5. Эффективность воспитания в подростковом и юношеском возрасте обусловлена способностью воспитателей понять стремление растущего человека к самостоятельности и независимости и отказаться от прямых способов педагогического воздействия. | 13. Принцип сотрудничества, партнёрства в воспитательных взаимодействиях, предполагающий обеспечение недидактического, «скрытого» характера воспитательных воздействий. |
14. Принцип активизации нравственно-волевых сил подростков с возбуждением непосредственного интереса к делу. | |
6. Эффективность воспитания обусловлена признанием личности как целостности и соответтвующей организацией системы воспитательных воздействий и взаимодействий. Признание личности как ценности Эффективность воспитания | 15. Принцип целостного подхода в воспитании. |
16. Принцип единства воспитания и развития. | |
17. Принцип ориентированности пед. деятельности на формирование в единстве сознания и опыта деятельности. | |
18. Принцип эстетизации детской жизни. |