XVIII век - век Просвещения, время деятельности Дидро и других энциклопедистов, период идейной подготовки Великой французской буржуазной революции. В эту эпоху были поставлены многие проблемы, ставшие обязательной составляющей эстетического знания и, в частности, проблема вкуса.Вольтер, анализируя культурное наследие человечества, обнаружил, что искусство изменяется в соответствии с историческими событиями, искусство подражает социальной действительности (а не природе, как полагали многие). А поскольку жизнь трагична, то трагедия - наиболее нравоучительный жанр литературы, вызывающий сострадание и подъем нравственных чувств. Однако при всем почтении к греческому искусству Вольтер не разделял идею катарсиса. В статье "Вкус", написанной для "Энциклопедии", Вольтер называет вкусом "способность распознавать пищу", а также "чувство красоты и погрешности во всех искусствах". Тем самым он выявляет специфику эстетической оценки: ее мгновенный и чувственный характер, когда в переживании человек получает удовольствие от порядка, симметрии и гармонии в мире.Дидро полагал, что природа вкуса состоит в объединении трех компонентов: чувственного восприятия, рациональной идеи и эмоции переживания. Таким образом, Дидро отходит от грубого рационализма, стараясь построить более гармоническую концепцию эстетического восприятия. Во французской эстетике была поставлена проблема множественности вкусов ("на вкус и на цвет товарища нет"), которая решалась за счет того, что испорченному аристократическому вкусу надо противопоставить вкус "просвещенный", основанный на знании. Просветители были уверены в существовании неизменных критериев хорошего вкуса, который между тем нуждается в воспитании, ибо возникает в результате опыта распознавания истинного и доброго.
|
14.Эстетика И.Канта В произведении "Критика способности суждения", И.Кант выявил специфику эстетического суждения. Одна из его особенностей состоит в том, что эстетический объект доставляет удовольствие, свободное от практического интереса. Кроме того, подобно французским мыслителям эпохи Просвещения, Кант полагал, что эстетическое суждение - это суждение вкуса. Однако такое суждение не является чисто субъективным. Эстетическое суждение, как и научное, носит всеобщий и необходимый характер, но для его всеобщности не может быть указано правил. Таким образом, красота - это как бы закономерность без закона. А эстетическое суждение - это восприятие целесообразности предмета, взятой без представления о цели. Итак, в суждении вкуса человек не преследует прагматической цели и корыстного интереса, но выявляет некие закономерности, целесообразность рассматриваемого объекта.Кант развил учение о возвышенном и полагал, что это более серьезная категория, чем прекрасное. Возвышенное - это удовольствие от вечной мощи разума, противостоящего хаотичному природному началу. Возвышенное свидетельствует о господстве человека над стихийными силами жизни.В эстетике Канта получило развитие учение о гении как о способности к художественному творчеству. Гения отличают не только высокие творческие достижения, но особый способ их получения, тип одаренности. Поэтому гений существует только в искусстве; если в науке результаты достигаются рациональным путем, то в основе художественного творчества лежит иррациональная сила вдохновения. Гения отличает оригинальность, т.е. умение творить по неизвестным законам, которым нельзя научиться рационально. Кроме того, его творчество должно стать образцом для подражания, ибо гений создает новые правила.Искусство для И.Канта предстает как высшая, ничем не заменимая форма человеческой деятельности, которая делает идеи разума и нравственные принципы чувственно постижимыми, оно бесконечное представляет в конечном. Классифицируя искусства, Кант разделяет их на словесные, изобразительные и искусства "изящной игры ощущений"
|
15.Эстетика античности Эллинизм По сравнению с эпохой греческой классики эллинизм представляет собой более сложный, более противоречивый и более длительный период античной истории. В социальном отношении эта эпоха знаменуется окончательным распадом античного полиса, кризис которого началсяуже с начала IV в. до н. э. Как и большинство плодотворных для развития искусства и культуры эпох, греческая классика была промежуточной, переходной эпохой, она знаменовала собой такой период в истории, когда определенная историческая форма уже созрела и разложилась, а другая еще не созрела и не стала господствующей.
В этот период формируется новый тип духовной культуры, основанной на индивидуализме, новый тип личности, которая стремится уйти от всех противоречий и сложностей жизни в спасительный мир внутренней духовной культуры. Именно на этой почве возникают новые философские, нравственные и эстетические течения эпохи, такие, как стоицизм, эпикурейство и скептицизм.Стоики.Одной из ведущих и самых популярных школ в эллинистической философии был стоицизм. Стоики создали новую этику, новыйнравственный идеал - идеал мудреца, возвышающегося над миром повседневных забот, погруженного в глубины своей внутренней психики.Стоики своеобразно интерпретировали теорию мимесиса, истолковав ее как учение о подражании природе. Они учили о творческом, художественном инстинкте природы и требовали от искусства следования природе. Стоики глубоко разработали идею единства добра и красоты, которая является одним из главных мотивов их эстетики. В эстетике стоиков отразилась потребность дифференциации и усложнения эстетических понятий. Именно от них в эстетическую литературу вошли понятия «подобающее» (decorum), «достоинство» (dignitas), «изящество» (venustas). Наконец, в эстетике стоиков, особенно Цицерона, получила развитие важная мысль о единстве пользы и красоты. Все это сделало стоицизм значительным направлением в эстетике эллинизма.Скептики Одним из наиболее характерных для эпохи эллинизма направлений в эстетике был скептицизм. Он явился одним из первых симптомов кризиса античной эстетики и обнаружил многие противоречия античной теории искусства.В области философии скептики выдвинули учение о равносильности всех суждений. Они утверждали, что в области человеческого познания не существует ничего истинного или ложного; всякое суждение имеет право на существование.Один из основателей скептицизма, греческий философ Пиррон, учил, что суждение о прекрасном и безобразном не имеет отношения к истине, а основывается на традиции привычке. Секст Эмпирик приходит к логически обоснованному выводу о несостоятельности всех традиционных учений о музыке. Вывод этот, при всей своей парадоксальности, не был только субъективным мнением скептически настроенного мыслителя. Таким образом, Секст Эмпирик доказывает принципиальную невозможность теории об искусстве. Суждения человека о красоте настолько противоречивы и субъективны, что все это исключает всякую объективность познания прекрасного и искусства.ЭпикурейцыОдну из новых школ в эллинистической эстетике создали эпикурейцы. К последователям этой школы относятся Эпикур, Лукреций, Филодем.Эстетике эпикурейцев свойственна материалистическая тенденция: искусство они выводили из подражания природе, а стремление к прекрасному из реальных потребностей человека, главным из которых они считали стремление к удовольствию. Удовольствие состоит в удовлетворении потребностей, а следовательно, в устранении неудовольствия, в создании равновесия душевных сил.Эпикурейцы придавали большое значение эстетическому началу в жизни человека. В частности, они впервые в античной эстетике раскрыли красоту природы, ее творческие, созидательные потенции.
|