ЭСТЕТИКА — ТЕОРИЯ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ




Гуманизм — высшая цель и смысл эстетики и искусства.

Эстетическое воспитание направлено на формирование целостной творческой личности, охватывает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, ценностно-ориентационную ее стороны. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, и характер избирательности, и установки. Эстетическое обучение дает эстетические знания. Эстетическое воспитание всеохватывающе и определяет не только знания, но и характер человека. В процессе эстетического воспитания эстетика не просто усваивается человеком как определенное зна­ние, а становится как бы частью его самого. При этом личность формируется под совокупным воздействием: 1) эстетической теории; 2) природного и общественного мира; 3) произведений искусства и 4) эстетической деятельности, охватывающей восприятие эстетических и художественных ценностей и творчество по законам красоты и по другим эстетическим законам.Эстетическая воспитанность предполагает единство эстетических убеждений личности с ее интуитивными ориентациями и самопроявлениями во всех формах деятельности. А это требует не только эстетического обучения, но и просвещения: личность должна приобретать эстетические знания и убеждения, эстетические вкусы и художественные навыки, способности творчества и восприятия искусства. Эстетическое воспитание способствует самопознанию и самоуглублению личности, осознанию ею своей самоценности, оно является одной из высших форм приобщения человека к человечеству, социализации человека.Эстетическое воспитание чуждо дидактике. Воздействие на личность идет бескорыстно, исподволь, ненарочито. Цели эстетического воспитания столь широки, что отсутствует прямая польза, но проявляется широкая общественная значимость процесса, человек ориентируется на общечеловеческие ценности, осознавая их приоритетное значение.

Если нравственное воспитание предполагает формирование человека с социальными качествами, актуальными для данного общества, то эстетическое воспитание имеет в виду не только данное общество, но, в конечном счете все человечество как поле, ориентир и критерий жизнедеятельности личности. Эстетическое воспитание развивает творческие способности человека, научает его относить­ся к миру истинно по-человечески. Во всем этом источник и актуальности, и грядущего расширения сферы и значения эстетического воспитания.Прежде всего, эстетическое воспитание оттачивает непосредственно эстетическую область сознания: эстетический вкус, ценностные ориентации, идеалы, установки, критерии. Однако оно захватывает в поле своего воздействия и всю личность. Желанный, оптимальный результат эстетического воспитания — формирование целостной и гармоничной, самоценной и социально ценной, творчески активной личности, обладающей высокой индивидуальной эстетической культурой, что позволяет человеку жить гуманной жизнью и действовать убежденно, целенаправленно, избирательно, продуктивно, практично и общечеловечески значимо. Главный по­казатель эстетической воспитанности человека — его самостоятельные творческие личностные действия, их гуманный характер, благородный тип поведения, манеры и внешний облик, сообразо­ванные с высоким вкусом.Искусство — ядро и генеральное средство эстетического воспитания, которое, однако, ведется и с помощью дизайна, эстетических аспектов спорта и других форм деятельности, несущих в себе эстетическое содержание.Особым специфическим моментом эстетического воспитания является гедонистический эффект: формирование личности протекает в форме переживания эстетического наслаждения, что делает этот процесс не только ненавязчивым, непроизвольным, но и радостным. Наиболее действенно эстетическое воспитание протекает в «игровой ситуации»: чувства и мысли человека оттачиваются в обстановке бескорыстия, при усиленной внутренней работе сознания, не предполагающей выход к немедленному практическому действию в данной обстановке, а подготавливающей человека к жизни, к поведению в широком спектре грядущих реальных ситуаций.Все это делает насыщенные игровыми моментами национальные обряды и обрядовые традиции в их современном переосмыслении особенно значимыми для целей эстетического воспитания.Эстетическое воспитание попутно решает и компенсаторные задачи, отвлекая человека от горестных жизненных переживаний и готовя его к борьбе за улучшение мира и своего положения в нем. Этот тип воспитания решает и просветительно-эвристическую задачу, помогая личности духовно обогащаться новыми знаниями и эстетическим опытом. Кроме того, функциональными особенностями эстетического воспитания являются: артистизм — оттачивание и совершенствование чувств, вкусов человека, его облика и жизнен­ного поведения; ценностно-ориентационный эффект — привитие личности способности оценивать явления действительности и искусства, выстраивать иерархически организованную систему ценностей и выбирать направление деятельности в соответствии с этой системой; креативность — пробуждение в человеке художника, развитие потребности и способности к творческому восприятию мира и искусства, к творческому характеру деятельности.В XX в. искусство выдвинуло концепцию непрерывно растущего человека. Однако результаты этого роста могут быть и отрицательными. Американский фантаст Д. Шеллиг в рассказе «Чудо-ребенок» прогнозирует непрерывный и убыстренный рост личности, который приводит к страшным последствиям....Доктор Эллиот изобрел и применил к ребенку своих друзей стимулятор физического и духовного роста. Результаты сказочны: в шестинедельном возрасте ребенок уже сам ест и разговаривает, в два года — читает книги. Доктор Эллиот утверждает, что убыстренный рост — единственный для ребенка способ выжить в условиях усиливаю­щейся беспощадной конкуренции. Однако шестилетний чудо-ребенок, развиваясь как конкурентоспособный эгоист, все более и более отчуждается от людей. Обеспокоенный происходящим, отец идет к доктору Эллиоту и отнимает у него тетрадь с заголовком «Ребенок будущего. Проспект», в которой читает: «У ребенка буду­щего... шестой год будет отмечен высоким развитием его стремле­ний к соревнованию... Он... обратится против своих родителей и быстро уничтожит их, как помеху к своему дальнейшему разви­тию». Отец в ужасе. Он торопится домой, но, отперев дверь, слышит предсмертный крик своей жены... Таковы результаты «непрерывного роста» личности, если этот рост не освещен гуманистическими идеями и человек эгоцентрически замкнут, не имеет целей вне себя, в обществе. Развитие характера на эгоистической основе оборачивается деградацией всего человеческого в человеке. Человек должен отдавать себя людям, быть человеком для других, иначе эгоисти­ческая замкнутость лишает жизнь смысла, превращает ее в абсурд. Рост личности вне гуманистической ее социализированности и самоценности, а также рост общества вопреки интересам человека одинаково губительны. Однако с гуманизмом в истории дело обстояло невесело, символом чего служит сервантесовский образ пастушонка, которого хозяин порол за малейшую провинность. Благородный искатель справедливости Дон Кихот заступился за бедного мальчишку и даже пригрозил хозяину расправой, если тот и впредь будет жесток. Но как только рыцарь уехал, хозяин сильнее прежнего поколотил пастушонка. И когда рыцарь вновь появился в этих краях, мальчишка умолял его больше не заступаться за него; поиск добра оборачивается новым, еще худшим злом. Может быть, идея непротивления злу насилием справедлива? А может быть, не теми средствами сопротивлялся Дон Кихот злу?

Общественный, научный и технический прогресс — величины векторные, то есть они имеют определенное направление. На протяжении истории человечества почти всякое техническое открытие оборачивалось не только новыми благами, но и новыми несчастьями для людей. Средневековый монах Б. Шварц изобрел порошок для фейерверка. Однако этот порох превратился в средство разрушения и убийства. Электромагнето, с помощью которого неофашистские «ультра» пытали людей,— такое же дитя технического прогресса, как и холодильник в нашей квартире. Атомный взрыв в Хиросиме тоже порождение прогресса. Однако нет подлинного прогресса общества вне гуманизма.Какова же роль искусства в современном мире? Когда-то Ф. М. Достоевский провозгласил: «Красота спасет мир». Однако почему же она его до сих пор не спасла? Разве мало было шедевров искусства в истории человечества? Дж. Свифт после издания «Путешествия Гулливера» ждал исправления мира, избавления его от зла. И сатирик был огорчен тем, что мир даже через десять лет после выхода в свет его сочинения не исправился. Как же можно надеяться на общественную действенность искусства, если опыт истории столь печален? «Ревизор» не уничтожил ни взяточников, ни бюрократов. Шекспир не избавил мир от Яго, Пушкин — от Сальери, Мольер — от мизантропов и ханжей. Г. Успенский рассказал, как Венера Милосская выпрямила одного из угнетенных, согнутых жизнью людей. Но сколько людей остались согнутыми, сломленными в том самом мире, в котором есть и Венера Милосская, и «Сикстинская мадонна» Рафаэля! Многие фашистские охранники концлагерей были любителями музыки и даже создавали оркестры из заключенных. Музыканты несли красоту надсмотрщикам, а надсмотрщики музыкантам — смерть. И от коричневой чумы мир спасла не музыка, а сила оружия и героизм людей.В обществе действуют многие силы, и красота, искусство — лишь одна из них. Красота способна «спасать мир», но тогда, когда общественно-разрушительные действия других сил не уничто­жают на корню все то, что созидает искусство.Высшая цель науки — дать людям знания. Высшая цель техники — опираясь на знания, добытые наукой, удовлетворять материальные и духовные потребности и интересы людей. Высшая цель искусства — всестороннее развитие социально значимой и само­ценной личности, формирование ее потребностей и ценностных ориентаций. Поэтому искусство способно одухотворить научный и технический прогресс, осветить его идеями гуманизма. Развитие человека, его непрерывное совершенствование идут через общество, во имя людей, а развитие общества — через человека, во имя личности. В этой диалектике человека и человечества — смысл и суть истории. Способствовать историческому прогрессу во имя счастья человека — высшее гуманное назначение искусства.

17.Эстетика античности Ранняя классика К этому периоду (VI -- начало V в. до н. э.) относятся философско-эстетические школыранней греческой философии до Сократа: Пифагор и его школа, Гераклит, Демокрит, софисты. Каждая из этих школ ставила специфические проблемы и давала им своеобразное решение и истолкование.Для пифагорейцев такими были проблемы гармонии, числовой пропорции, проблемы теории музыки, вопрос о катартическом, очистительном воздействии искусства на психику человека, с которым было связано их учение о музыкальном этосе. Пифагорейцам было свойственно космологическое истолкование всех проблем эстетики: не случайно в центре их философского учения была так называемая гармония сфер, т. е. музыка, издаваемая движением небесных светил. Это учение глубоко вошло в традиции европейской эстетики и продолжало в ней существовать вплоть до XVII в.

Значительный вклад в историю античной эстетики внес греческий философ-материалист, «один из основоположников диалектики» (по определению В. И. Ленина), Гераклит Эфесский. В центре воззрения Гераклита -- идея гармонии, основанной на борьбе и совпадении противоположностей, диалектике множества и единства. В целом эстетические взгляды Гераклита носят космологический характер. Гармония и красота принадлежат прежде всего космосу, они выражают объективную закономерную устроенность мира. Но законы, действующие в космосе, действуют и в искусстве.В истории античной эстетики большую роль сыграл величайший материалист древности Демокрит, который был основоположником атомистического учения о строении материи. Основой бытия

он считал атомы -- неделимые материальные частицы, которых, по его мнению, существует бесконечное множество. Из них состоят все вещи и даже душа человека. Материалистический характер философии Демокрита определил и характер его эстетических воззрений. Прежде всего Демокриту принадлежит одна из первых формулировок теории мимесиса - представления о том, что искусство по своему происхождению и характеру представляет собой подражание. Принцип подражания получил широкое развитие не только в эстетике, но и в античной теории искусства. Демокрит высказал мысль относительно общественной обусловленности искусства. Так, музыка, по его мнению, возникает не из нужды, а из развившейся роскоши.В развитии классической античной эстетики большую роль сыграли софисты. Софисты представляли собой философскую школу, в которуювходили Протагор, Горгий, Продик, Гиппий и др. Для софистов характерна ориентация на чувственное познание и ощущение. Они сводили бытие к чувственной кажимости. По словам Протагора, то, что кажется одному, то и существует, а то, что кажется для другого, то тоже существует. Из числа дошедших до нас сочинений софистов многие посвящены эстетическим вопросам, например небольшой трактат, названный «Dialexeis».

В самом искусстве софисты видели иллюзию, обман. Софист Горгий определял трагедию как искусство, сознательно производящее обман. Что же касается живописи и скульптуры, то в них софисты подчеркивали чувственное, гедонистическое содержание, способность доставлять глазам «приятное зрелище». Такое чувственно-гедонистическое отношение к искусству весьма характерно для эстетики софистов.

18.Карнавал Средневековая культура охватывает не одни только эстетические или философские категории, не ограничивается литературой, изобразительным искусством, музыкой. Для того чтобы понять определяющие принципы этой культуры, приходится выходить далеко за пределы этих сфер, и тогда оказывается, что и в праве, и в хозяйстве, и в отношениях собственности, и во многом другом - в основе всей творческой практической деятельности людей можно вскрыть некое единство, вне которого остается не вполне понятной каждая из этих особых сфер. Все они культурно окрашены.

Сегодня есть множество людей, которым нравится по-своему исследовать феномен Средневековья. Они читают книги, бродят по музеям и храмам, ездят смотреть замки, объединяются в клубы и что-то там между собой обсуждают, приобретают мечи и доспехи и понемногу фехтуют. Это занятие далеко не всегда объясняется стремлением необычно выглядеть или способом ухода от малопонятной неуютной реальности: оно чаще является следствием непреодолимого иррационального влечения к этой загадочной эпохе.Объектом исследования в данной работе является целый период в жизни цивилизации, а именно – средневековье, как культурная целостность.Предметом данного исследования являются символические характеристики карнавала как явления средневековой культуры.1 Исторические условия формирования и периодизация средневековой культуры

Восприятие Средневековья человечеством, в определённом смысле сурово и несправедливо. Так длительный период, Средневековье (medium aevum) рассматривалось как малозначительная переходная эпоха, своего рода некоторое промежуточное состояние между «блестящей» Античностью, и «вольнодумным» Возрождением. Недаром средневековая культура трактовалась как «провал», или же «тёмные столетия» истории. Такие оценки остготской Италии и вестготской Испании. Магистр остготского короля Теодориха Северин Боэций (ок. 480-524 гг.) стал одним из почитаемых средневековых ученых. Его труды по музыке, арифметике, теологические сочинения, переводы Аристотеля, Евклида стали основой средневекового образования и науки.

Таким образом, раннее средневековье, с одной стороны, это эпоха упадка, варварства, постоянных завоеваний, бесконечных войн, драматического столкновения языческой и христианской культур, с другой - это время постепенного укрепления христианства, усвоения античного наследия (даже в этот трагический для Западной Европы период не пресекалась античная школьная традиция). В конце VI-начале VII вв. против разнообразной системой площадных увеселений (с участием великанов, карликов и т.д.).

Карнавальная атмосфера господствовала и в дни постановок мистерий и соте. Царила она также на таких сельскохозяйственных праздниках, как сбор винограда, проходивший и в городах. Смех сопровождал обычно и гражданские и бытовые церемониалы и обряды: шуты были их неизменными участниками и пародийно дублировали различные моменты серьезного церемониала (прославления победителей на турнирах, церемонии передачи ленных прав, посвящений в рыцари и др.). И бытовые пирушки не обходились без элементов смеховой организации, например, избрания на время пира королев и королей для смеха.

 

19.Античность Ранняя классика К этому периоду (VI -- начало V в. до н. э.) относятся философско-эстетические школыранней греческой философии до Сократа: Пифагор и его школа, Гераклит, Демокрит, софисты. Каждая из этих школ ставила специфические проблемы и давала им своеобразное решение и истолкование.Для пифагорейцев такими были проблемы гармонии, числовой пропорции, проблемы теории музыки, вопрос о катартическом, очистительном воздействии искусства на психику человека, с которым было связано их учение о музыкальном этосе. Пифагорейцам было свойственно космологическое истолкование всех проблем эстетики: не случайно в центре их философского учения была так называемая гармония сфер, т. е. музыка, издаваемая движением небесных светил. Это учение глубоко вошло в традиции европейской эстетики и продолжало в ней существовать вплоть до XVII в.

Значительный вклад в историю античной эстетики внес греческий философ-материалист, «один из основоположников диалектики» (по определению В. И. Ленина), Гераклит Эфесский. В центре воззрения Гераклита -- идея гармонии, основанной на борьбе и совпадении противоположностей, диалектике множества и единства. В целом эстетические взгляды Гераклита носят космологический характер. Гармония и красота принадлежат прежде всего космосу, они выражают объективную закономерную устроенность мира. Но законы, действующие в космосе, действуют и в искусстве.

В истории античной эстетики большую роль сыграл величайший материалист древности Демокрит, который был основоположником атомистического учения о строении материи. Основой бытия

он считал атомы -- неделимые материальные частицы, которых, по его мнению, существует бесконечное множество. Из них состоят все вещи и даже душа человека. Материалистический характер философии Демокрита определил и характер его эстетических воззрений. Прежде всего Демокриту принадлежит одна из первых формулировок теории мимесиса - представления о том, что искусство по своему происхождению и характеру представляет собой подражание. Принцип подражания получил широкое развитие не только в эстетике, но и в античной теории искусства. Демокрит высказал мысль относительно общественной обусловленности искусства. Так, музыка, по его мнению, возникает не из нужды, а из развившейся роскоши.

В развитии классической античной эстетики большую роль сыграли софисты. Софисты представляли собой философскую школу, в которую входили Протагор, Горгий, Продик, Гиппий и др. Для софистов характерна ориентация на чувственное познание и ощущение. Они сводили бытие к чувственной кажимости. По словам Протагора, то, что кажется одному, то и существует, а то, что кажется для другого, то тоже существует. Из числа дошедших до нас сочинений софистов многие посвящены эстетическим вопросам, например небольшой трактат, названный «Dialexeis».

В самом искусстве софисты видели иллюзию, обман. Софист Горгий определял трагедию как искусство, сознательно производящее обман. Что же касается живописи и скульптуры, то в них софисты подчеркивали чувственное, гедонистическое содержание, способность доставлять глазам

«приятное зрелище». Такое чувственно-гедонистическое отношение к искусству весьма характерно для эстетики софистов.

20.Античность Зрелая классика Сократ. Как известно, Сократ развивал свое учение в устной форме, и поэтому можно судить о его взглядах не по оригинальным сочинениям, а лишь по свидетельствам его ученика Платона и по работе историка Ксенофонта «Воспоминания о Сократе». В своих беседах Сократ пользовался методом иронии. В начале беседы он притворялся незнающим и просил просветить его. Однако затем, при помощи последовательно задаваемых вопросов, он приводил собеседника к сомнению в истинности знаний последнего, а затем уже развивал собственный взгляд на существо проблемы.

Как философ Сократ выступил с опровержением софистики. В противоположность релятивизму софистов, доказывавших относительность всякого знания, Сократ утверждал, что критерий для наших представлений об истине, добре и красоте существует. Таким критерием является знание. Этому положению Сократ придал широкий просветительский и рационалистический смысл. По его мнению, в основе добра лежит знание. Если человек знает, что есть добро, он не может добровольно совершать дурные поступки. Все злое и несовершенное является результатом незнания. Поэтому знание является критерием всех духовных ценностей, в том числе и красоты.Пользуясь приемами иронической диалектики, Сократ доказывал относительность наших представлений о прекрасном. Одна и та же вещь может быть прекрасна и безобразна, все зависит от того, насколько хорошо она отвечает своему назначению. В этом смысле навозная корзина - прекрасный предмет, если он хорошо соответствует своему назначению, а золотой щит окажется безобразным, если он плохо сделан по отношению к своему назначению.

Сократ выдвинул мотив соответствия и целесообразности, который оказался новым в античной эстетике. Та или иная вещь является прекрасной не сама по себе, а лишь в отношении к чему-либо. Красота уже не сводится к физическим пропорциям, как у пифагорейцев. Напротив, оказывается,

что красота может существовать и без точного соблюдения пропорций, если только непропорционально сделанная вещь будет соответствовать своей функции. Для непропорционально сложенного человека прекрасным будет непропорциональное, т. е. соответствующее меркам данного человека.Понятие пропорциональности является не безотносительным. Критерием красоты должна быть идея полезности, утилитарности. Этот мотив соответствия, целесообразности впервые в античную эстетику вводит именно Сократ.

Признавая, что критерий прекрасного лежит в субъекте, в познании человека, Сократ обосновывал новый, антропологический тип эстетики в противоположность космологической эстетике досократиков. Тем самым он расширял представления о красоте, связывал их с нравственностью, идеей пользы и знания.Говоря об искусстве как подражании жизни, Сократ делает акцент на том, что это подражание способно передать глубинные, психологические

стороны человеческой жизни. Платон. Одним из наиболее значительных античных философов, представителем объективного идеализма является Платон). До нас дошло большое количество произведений Платона - около 34 диалогов. Из них

прямое отношение к эстетике имеют «Пир», «Федр», «Ион», «Гиппий Больший», Федон», «Государство» и др. Все это позволяет судить о том, что у Платона существовало развернутое эстетическое учение, которое как по содержанию, так и по форме отличалось от эстетических учений его предшественников. Если эстетика до Платона известна по фрагментам и свидетельствам других авторов, то у Платона мы имеем дело с целостным, литературно законченным произведением. Он мастер философского диалога. Сама форма диалога, которую использует Платон, имеет эстетический характер. По языку, выразительности диалоги можно отнести не только к философской, но и к художественной литературе. В определенном смысле слова можно сказать, что диалоги Платона - это философские драмы, драмы идей.Центральное содержание эстетики Платона составляет учение о прекрасном. Мы находим изложение этого учения в диалоге «Гиппий Больший». Диалог этот строится в форме живой, проникнутой знаменитой «сократической иронией» беседы Сократа с софистом Гиппием, у которого Сократ просит ответа на вопрос «что такое прекрасное?». В процессе этого разговора выдвигается и разбирается целый ряд определений красоты, отношение к которым Платона позволяет проследить его

собственную позицию. Такое специфически платоновское понимание прекрасного имеет несомненно идеалистический характер. Прекрасное понимается им как нечто абсолютное и неизменное, т. е. как «вечная идея», и в то же время как предмет любви, как то, что возможно познать только с помощью эроса. Наряду с детально разработанным учением о красоте в эстетике Платона содержится своеобразная, вытекающая из общих принципов его философии концепция художественного творчества. Характерно, что, следуя традиции античной классики, Платон признает искусство подражанием, мимесисом. В «Законах» он прямо говорит, что мимесис лежит в основе музыки, поэзии и драмы. Аристотель и его школа Существенный вклад в развитие античной эстетики внес великий греческий философ и ученый Аристотель. Для философии Аристотеля характерны колебания между материализмом и идеализмом. С одной стороны, Аристотель выступал против платоновского учения об идеях, признавал в противовес Платону самостоятельное бытие вещей, их независимость от идей. Согласно Аристотелю, в основе всех вещей лежит материя, которая получает реальное существование при соединении с формой. Однако, с другой стороны, конечной формой всех форм, «формой форм», Аристотель считал бога, которому отводил роль «перводвигателя». В учении Аристотеля эстетике и проблемам искусства отводится большое место. Центральное положение здесь занимает учение о прекрасном. Аристотель дает точное и однозначное определение красоты. Наиболее значительными и существенными признаками прекрасного он считает «величину» и «порядок». Помимо «величины» и «порядка» Аристотель выдвигает еще один, качественный критерий прекрасного - его обозримость. Всякая прекрасная вещь, будь то произведение искусства или природы, должна быть «легко обозреваемой», определенным образом соразмерной человеческому глазу или слуху. Прекрасное у Аристотеля не сводится только к «величине» и «порядку». Эти последние прекрасны не сами по себе, но только по отношению к человеческому восприятию, когда они соразмерны человеческому глазу или слуху. Таким образом, учение Аристотеля о прекрасном существенным образом отличается и от концепции пифагорейцев, и от эстетики Платона, Для него прекрасное заключается не в идеях и не в абстрактных количественных отношениях, а в самих реальных вещах. Аристотель полагает, что прекрасное - объективно. Важнейший аспект эстетики Аристотеля - учение о подражании. Так же как и Платон, Аристотель видел в искусстве подражание (мимесис). Но аристотелевская теория подражания коренным образом отличается от теории Платона. Если Платон учил о подражании «вечным идеям», то Аристотель выступает с критикой платоновского учения об идеях и говорит о подражании бытию вещей. Аристотель преодолевает здесь платоновскую противоположность мира идей и мира вещей. Он строит свою теорию подражания не на учении об идеях, как это делал Платон, а на учении о бытии, на диалектике формы и материи. Именно поэтому эстетика Аристотеля носит онтологический характер. Она тесно связана с его учением о бытии и по сути дела является органическим продолжением этого учения. Поэтому учение Аристотеля о подражании невозможно понятъ без анализа его учения о сущем, о форме и материи. Согласно Аристотелю, все виды искусства связаны между собой, так как все они являются подражательными. Но подражание не только объединяет все виды искусства, но и дает критерий для их различения. Все подражательные искусства «различаются... друг от друга в трех отношениях: или тем, в чем совершается подражание, или тем, чему подражают, или тем, как подражают». Высшими видами искусства Аристотель считает поэзию и музыку. Музыка обладает особыми достоинствами, потому что она, по мнению Аристотеля, способна непосредственно выражать этические качества.

Классический период в античной эстетике был необычайно содержательным, но недолговременным. Он охватывает небольшой исторический срок, в полтора-два века, после чего классическая эстетика уступает место новому периоду в развитии античной эстетики -- эллинизму.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: