Александр Николаевич Радищев




Культура 18 века.

"Век разума и просвещения"

Характерные черты периода
1. Рационализм. (философское направление, признающее разум основой познания)
В 18 веке происходит перестройка культуры на началах рационализма. Если ранее явления природы, общественной жизни(речь идет о культурной элите, конечно) склонны были объяснять божественным вмешательством, то теперь в основе этих феноменов люди стремятся увидеть естественнонаучные или рациональные принципы

2. Становление научного знания.
Именно в 18 веке начинается этот процесс-становление науки- как основы всех представлений о мире. Разрозненные представления начинают складываться в единую систему знаний

3. Секуляризация культуры.
Секуляризация -обращение государством церковной собственности (земли, культуры) в светскую
Еще в недрах XVII века происходил процесс “обмирщения” русской культуры.
Далее уже можно говорить в основном о светской культуре.

4. Ориентация на западноевропейские образцы.
Несомненно, что это произошло еще в конце 17 века, но именно с Петра I русская культура вошла в общеевропейскую и стала ее частью.

 

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ
К 18 веку существовали школы при церквях и монастырях. Существовали две Академии -Киево-Могилянская и в Москве Славяно-греко-латинская, они являлись ВУЗами.
В целом система образования требовала перестройки

Государственная политика в области образования
(сначала Петр...потом время дворцовых переворотов и Екатерина II)

Важным для просвещение стало издание в 1702 г печной газеты "Ведомости"“Ведомости”, первую печатную газету в России, могли купить все желающие. Ввели гражданский шрифт, более простой и понятный, а церковнославянский шрифт употреблялся только в богослужебных книгах.

Реформы Петра требуют квалифицированные кадры. Для подготовки специалистов открыли школы: Навигацкую, артиллерийские, инженерные в обеих столицах; горные—на Урале; епархиальные и цифирные, гарнизонные и адмиралтейские — в провинции. В Москве существовала школа иностранных языков. В Петербурге основали Морскую академию. Дворян для обучения наукам посылали в Германию и Нидерланды, Италию и Англию.

Издавались учебные пособия, учебники, словари, буквари. Основы математических наук излагал Л. Ф. Магницкий в своей “Арифметике” (первое издание— 1707 г.)
В середине—второй половине столетия грамотных людей становилось все больше. К началу XIX в. в стране существовало 550 учебных заведений с 62 тысячами учащихся. Это был шаг вперед. Но Россия сильно отставала от многих европейских стран. Например, во Франции имелось до 8 тысяч школ (1794 г.). Срок обучения составлял от трех до пяти лет. Учились по “Арифметике” Л. Магницкого, “Грамматике” М. Смотрицкого, “Первому учению строкам” Ф. Прокоповича, азбукам, часослову. Псалтирю. Среди учеников общеобразовательных школ были дети крестьян и ремесленников, мастеровых и солдат, матросов. Существовали особые солдатские школы — для детей солдат, продолжившие традиции цифирных школ Петра I.

В 1725 г. появилась Академия наук в Петербурге

Для обучения дворян возможностей было больше — частные пансионы, шляхетские корпуса (первый открыт при Анне Иоанновне
При Елизавете были реорганизованы военно-учебные заведения. В 1744 г. вышел указ о расширении сети начальных школ.
Открыты первые гимназии: в Москве (1755) и Казани (1758).

В 1755 г. основали, по почину И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова, Московский университет. Университет выпустил большое число специалистов по разным отраслям знаний, из них вышли многие крупные ученые.

В 1754 открыта Академия художеств- высшее учебное заведение в Российской империи в области изобразительных искусств. Так же инициатором стал Шувалов.

 

Во второй половине столетия власти предприняли интересную попытку реформы образования и воспитания. Ее инициатором и активным проводником в жизнь стал Иван Иванович Бецкой.В основу своей педагогической реформы Бецкой положил идею создания новой породы людей путем воспитания. По его мысли, заимствованной у французских просветителей и поддержанной императрицей, цель воспитания юношества — дать ему хорошее общее образование и 'нравственное развитие (“облагорожение сердца”). Для этого учеников нужно изолировать от косной среды, из которой они вышли, и поместить в закрытые школы (интернаты). Тем самым “зверообразные и неистовые в словах и поступках” старые рутинеры не смогут на них влиять. По его инициативе создавались городские училища, воспитательные мещанские училища при Шляхетском корпусе и Академии художеств. Он же положил начало женскому образованию

Смольный институт благородных девиц — первое в России женское учебное заведение, положившее начало женскому образованию в стране.Институт основан по инициативе И. И. Бецкого и в соответствии с указом, подписанным Екатериной Второй 1764

Имя Бецкого связано с учреждением в 1763 году первого в России Воспитательного дома.В Доме обучали детей с 14-15 лет различным ремеслам. Спустя пять лет, они могли вступать в брак. При выходе из дома воспитанники получали полное обмундирование и права вольных людей.

Портрет И. И. Бецкого

 

Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова

Подруга и сподвижница императрицы Екатерины II, участница государственного переворота 1762 года (после совершения переворота Екатерина II охладела к подруге и княгиня Дашкова не играла заметной роли в делах правления). Одна из заметных личностей Российского Просвещения.
Императрица, указом 1783 года, назначила Дашкову на пост директора Петербургской Академии наук при президентстве графа К. Г. Разумовского.
Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова стала первой женщиной в мире, которая управляла Академией наук. По её предложению была также учреждена 1783 года Императорская Российская академия, имевшая одной из главных целей исследование русского языка, и Дашкова стала её директором

 

Школьная реформа Екатерины II
В 1782 была проведена масштабная школьная реформа. В губернских городах возникают главные, а в уездных малые народные училища. Эти училища являлись всесословными и содержались на счет государства. Главной заслугой Екатерины II в области просветительских преобразований можно считать первый опыт создания в России системы общего начального образования, не ограниченного сословными преградами (за исключением крепостных крестьян). Значение этой реформы очень высоко

Проекты 1760 г. о низких деревенских училищах, об общественной системе образования остались неосуществленными из-за отсутствия средств.

В общем, в XVIII столетии можно выделить 4 этапа развития образования в России:
первая четверть XVIII в - создание светских учебных заведений, практико-ориентированных в условиях реформы.
1730-1765 гг. - возникновение закрытых сословных учебных заведений, формирование системы дворянского образования, борьба М.В.Ломоносова за общенародное образование, создание Московского университета.
1766 - 1782 гг. - развитие просветительных педагогических идей, возрастание роли Московского университета, осознание необходимости государственной системы народного образования.
1782 - 1796 гг. - попытка создания системы народного образования.

 

НАУКА
И. К. Кирилов свел воедино географические открытия в своем “Атласе Российской империи” (1734 г.).
Для пропаганды научных знаний открыли в Петербурге Кунсткамеру (1719 г.) с ее историческими реликвиями, зоологическими и иными коллекциями (“монстры”, всякие диковины, раритеты).

Во второй четверти XVIII в. В. Н. Татищев создал обобщающий труд — “Историю Российскую”. В ней использовано большое число разных источников, в том числе русских летописей, включая те, которые не сохранились до нашего времени.во второй половине столетия, закладываются научные основы биологии, агрохимии и других отраслей знаний. В области истории работают выдающиеся ученые — М. М. Щербатов (“История Российская от древнейших времен”), И. Н. Болтин.

С. П. Крашенинников составил знаменитое “Описание земли Камчатки”, И. И. Лепехин — описание земель Поволжья, Урала, Сибири (“Дневные записки”).

 

Первым русским академиком стал М. В. Ломоносов, о котором Пушкин сказал, что он, основатель Московского университета, “сам был первым нашим университетом”. Упорный труд, гениальные способности сделали его титаном науки — он работал в области физики и химии, астрономии и минералогии, геологии и горного дела, истории и географии, лингвистики и поэтики. В этих и других отраслях знаний ученый оставил глубокий след. Ломоносов открыл, например, закон сохранения материи и движения, обосновывал теории атомно-молекулярного строения вещества, причины поднятия материков и горообразования и т. д. В исторической науке он решительно критиковал ученых Байера и Миллера, их норманнскую теорию. История русского народа, его языка начинается, как доказывал он, с “глубокой древности”, а отнюдь не с призвания варягов, которых он считал жителями южного побережья Балтики.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

 

Беринг Витус Ионассен. мореплаватель, офицер русского флота, капитан-командор. Выходец из Дании. Приглашен на русскую службу в 1703.
В 1725—1730 и 1733—1741 руководил Первой и Второй Камчатскими экспедициями. Прошёл по проливу между Чукоткой и Аляской (впоследствии Берингов пролив), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды.

 

ИЗОБРЕТЕНИЯ
А. Нартов русский учёный, механик и скульптор, статский советник, член Академии наук (1723—1756), изобретатель первого в мире токарно-винторезного станка.

И. Ползунов-русский изобретатель, создатель первой в России паровой машины и первого в мире двухцилиндрового парового двигателя.

Макет паровой машины И.И. Ползунова

Иван Кулибин- выдающийся русский механик-изобретатель.

 

на протяжении более 30 лет Кулибин заведовал механической мастерской Петербургской Академии наук. Руководил производством станков, астрономических, физических и навигационных приборов и инструментов.
К 1772 году Кулибин разработал несколько проектов 300-метрового одноарочного моста через Неву с деревянными решётчатыми фермами. Он построил и испытал большую модель такого моста, впервые в практике мостостроения показав возможность моделирования мостовых конструкций. В последующие годы Кулибин изобрел и изготовил много оригинальных механизмов, машин и аппаратов. Среди них — фонарь-прожектор с параболическим отражателем из мельчайших зеркал, речное судно с вододействующим двигателем, передвигающееся против течения, механический экипаж с педальным приводом.
Подавляющее большинство изобретений Кулибина, возможность использования которых подтвердило наше время, тогда не было реализовано. Диковинные автоматы, забавные игрушки, хитроумные фейерверки для высокородной толпы — лишь это впечатляло современников.

 

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ

И. Т. Посошков. В петровское время появилось немало записок, “прожектов”, авторы которых выступали в поддержку реформ, предлагали те или иные меры. И. Т. Посошков, автор “Книги о скудости и богатстве”, выразитель интересов купечества и крестьянства, ратует за развитие отечественной промышленности, торговли. Для этого следует проводить политику протекционизма в интересах русских предпринимателей, а купцов-иноземцев следует привести “во смирение”. В интересах государства нужно регламентировать повинности крестьян в пользу владельцев. “Крестьянам,— утверждал автор,— помещики не вековые владельцы”.
Для упорядочения административных и судебных учреждений Посошков предлагал посадить в них вместо “великородных” людей из любых других сословий, если в них “острота ума есть”, “истребить” “всяких разных явных и потаенных грабителей”. Он — сторонник равенства всех сословий перед судом. Посошков предложил подготовить новое уложение с помощью выборных от всех жителей России, в том числе и крестьян. Проект этого кодекса законов должен быть опубликован для обсуждения, внесения поправок (“народосоветие”).

Об итогах реформ и Северной войны идет речь в “Рассуждении о причинах Свейской войны” вице-канцлера П. П. Шафирова (послесловие к нему написал сам Петр I).

Феофан Прокопович, вице-президент Синода, знаменитый проповедник, в “Духовном регламенте” и “Правде воли монаршей” выступает, в соответствии с замыслами Петра, сторонником подчинения духовенства светской власти. Он же говорит о том, что царь волен завещать престол тому, кому пожелает, вне зависимости от степени родства наследника. Из трех форм государственной власти—демократии (народодержавства), аристократии и монархии—наиболее приемлема третья, т.е. неограниченная власть монарха.В богословских трактатах, проповедях Прокопович прославляет успехи России на поле брани, в развитии промышленности, торговли, проведении реформ.

Критика крепостничества прозвучала в сочинениях А. Я. Поленова, солдатского сына, И. Г. Эйзена, лифляндского пастора, и Л. Кенемана, митавского адвоката, в речах депутатов Уложенной комиссии 1767—1768 гг.—дворян Г. С. Коробина и Я. П. Козельского, крестьян И. Чупрова, И. Жеребцова, казака А. Алейникова И других. Депутаты ставили вопрос о смягчении крепостного права, ограничении, постепенном освобождении от него.

Деятели русского Просвещения, видевшие в распространении знаний, науки, совершенствовании разума главный путь преобразования общества, многое сделали для издания книг и журналов, переводов сочинений мыслителей Европы. Они же остро поставили и крестьянский вопрос. Н. И. Новиков в своих журналах, больше всего в “Трутне” и “Живописце”, поместил немало статей об аморальности крепостного права.
Новиков Николай Иванович (современник Екатерины II)художник Ливицкий

 

мыслитель А.Н. Радищев (1749-1802) – автор «Путешествия из Петербурга в Москву».
в книге “Путешествие из Петербурга в Москву” (1790 г.) нарисовал картину подневольного существования русского крепостного крестьянства. Осудив крепостничество, он пишет о том, что необходимо провести “совершенное уничтожение рабства”, передать землю крестьянам. Столь же решительно Радищев осуждает монархию: “Самодержавство есть наипротивнейшее человеческому естеству состояние”.
Екатерина II после прочтения сказала: «Бунтовщик — хуже Пугачёва! Тот, хоть царем прикинулся, монархический строй исповедовал, а этот, революцией, надумал на Руси учинить республику!»
В 1790 г. А.Н. Радищеву был вынесен смертный приговор, замененный в 1792 г. ссылкой в Тобольск сроком на 10 лет. Вслед за Радищевым репрессиям был подвергнут издатель Н.И. Новиков (1744-1818), который в 1792 г. был арестован и заточен на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость. Эти факты знаменовали открытый конец политике просвещенного абсолютизма в России

Александр Николаевич Радищев

ЛИТЕРАТУРА
В середине XVIII в. в русской литературе утверждается классицизм. (обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.)

Возник он под воздействием западноевропейского, но приобрел свои характерные черты — пафос национальной государственности, абсолютной монархии. Родоначальник классицизма в России — А. Д. Кантемир, сын молдавского господаря, перешедшего на службу к Петру Великому. Вершины это направление достигло в торжественных, философских одах Ломоносова с их идеями мудрого монарха и общенародного культурного прогресса.

Русский классицизм представлен именами А. П. Сумарокова -русский поэт, писатель и драматург XVIII в.Написанная и сыгранная при дворе в 1747 году его первая трагедия "Хорев" создала ему известность. За «Хоревом» следовало восемь трагедий, 13 комедий, три оперных либретто.

Знаменитый поэт 18 века -Василий Тредиаковский.
Тредиаковский остался в истории как бездарный стихотворец, придворный интриган, плетущий заговоры против своих талантливых коллег.
Ряд современных авторов называет Тредиаковского основоположником русской лирики Нового Времени, русского классицизма XVIII-го века.
А.С. Пушкин: "Тредьяковский был, конечно, почтенный и порядочный человек. Его филологические и грамматические изыскания очень замечательны. Он имел в русском стихосложении обширнейшее понятие, нежели Ломоносов и Сумароков. Вообще изучение Тредьяковского приносит более пользы, нежели изучение прочих наших старых писателей. Сумароков и Херасков верно не стоят Тредьяковского…»

 

На смену классицизму в конце века приходит сентиментализм.
Ему присущи сугубый интерес к чувствам, переживаниям, интересам простого человека, особенно из средних сословий. В жанре сентиментальной повести, сентиментального путешествия писал Н. М. Карамзин ("Бедная Лиза"), будущий великий историк. Тонко передавая глубокие переживания простых людей, поселян, он впервые в русской литературе попытался нарисовать внутренний мир крестьян.

В ряде произведений, относящихся к жанру классицизма, явственно видны элементы реализма. Д. И. Фонвизин в “Бригадире” и “Недоросле” метко, реалистично описывает жизнь помещичьих усадеб, нравы их владельцев, сочувствует судьбе крестьян, положение которых, по его мысли, требует облегчения путем смягчения нравов дворянства, его просвещения.

 

Творчество Г. Р. Державина также нередко вступало в конфликт с канонами классицизма в поэзии. Он стал одним из предшественников А. С. Пушкина.

 

АРХИТЕКТУРА.
Рассмотрим два города -Петербург и Москва.
Петербург строился по плану, разработанному в Европе -правильные кварталы, проспекты, пересекающиеся под прямым углом. Новому городу Пётр I придавал важное стратегическое значение для обеспечения водного пути из России в Западную Европу.

Для 18 века в архитектуре характерны ТРИ СТИЛЯ:
борокко
русское (нарышкинское борокко)…появилось в конце 17 века
классицизм

 

БОРОККО - появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации». Барокко противостояло классицизму и рационализму.
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств
Парадные интерьеры зданий барокко украшались многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяли пространство, а живопись плафонов создавала иллюзию
разверзшихся сводов.

Нарышкинское или московское барокко представляет собой условное название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца XVII — начала XVIII вв., начального этапа в развитии архитектуры русского барокко. Своим названием архитектурное течение обязано молодому, ориентированному на Западную Европу боярскому роду Нарышкиных, в чьих московских и подмосковных имениях были построены церкви с некоторыми элементами нового для России того времени стиля барокко. Нарышкинский стиль сочетает в себе черты русской архитектуры с элементами центральноевропейского. Нарышкинский стиль в своей основе — архитектурной композиции — оставался русским: отдельные объёмы не сливаются в единое целое, пластично переходя друг в друга, а поставлены один на другой и жёстко разграничены, что соответствует принципу формосложения, типичному для древнерусского зодчества.

Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной формы. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, регулярная система планировки городов.

 

 

РАННЕЕ БОРОККО

Доменико Трезини - архитектор и инженер, итальянец, родившийся в Швейцарии. С 1703 года работал в России, став первым архитектором Санкт-Петербурга. Трезини заложил основы европейской школы в русской архитектуре.

1. Летний дворец Петра
2. Петропавловская крепость
3. Здание двенадцати коллегий
4. Петропавловская с вертолета

 

 

 

ПОЗДНЕЕ БОРОККО

Франче́ско Бартоломе́о Растре́лли - знаменитый русский архитектор итальянского происхождения. Сын известного скульптора и архитектора Бартоломео Карло Растрелли

1. Зимний дворец
2. Смольный монастырь
3. Большой Екатерининский дворец
4/ Смольный монастырь (с вертолета)

 

 

КЛАССИЦИЗМ

Василий Баженов- архитектор. Один из основоположников русского классицизма
Дом Пашкова (Москва)

Матвей Казаков
1.Здание Сената в Московском Кремле
2. Дом Благородного собрания. Москва

 

 

Иван Старов
Таврический Дворец (Петербург)

А. Воронихин. Родился в семье крепостных гр. А. С. Строганова. С 1777 учился в Москве архитектуре у В. И. Баженова и М. Ф. Казакова. В 1785 получил вольную.
Здание Горного института

 

ЖИВОПИСЬ

СМОТРИ АЛЬБОМ

https://vk.com/album73199713_130677300

ТЕАТР. МУЗЫКА
В Ярославле в 1750 году открылся первый в России профессиональный общедоступный театр. Первым профессиональным актером, режиссером-постановщиком, художником-декоратором и драматургом был Федор Григорьевич Волков.Вскоре про «ярославские комедии» стало известно при дворе императрицы Елизаветы Петровны.1756 года был официально учреждён «Русский для представления трагедий и комедий театр», положивший начало созданию Императорских театров России, а Фёдор Волков был назначен «первым русским актёром», а директором театра стал Александр Сумароков, в 1761 году этот пост занял Волков.

Графский род Шереметевых — один из самых знатных и богатых в России XVIII века.Их домашний театр считался лучшим частным театром империи, владельцы его не жалели ни денег, ни труда на постановку спектаклей и создание декораций. Шереметевский театр отличался не только профессиональными, образованными и талантливыми актерами и певцами, но и до мелочей просчитанной планировкой зала, роскошными декорациями и прекрасной акустикой. Многие, кто в те времена побывал в Кусково, отмечали, что размах представлений и профессиональность актеров ничуть не уступали самому известному дворцовому театру в Эрмитаже.

 

Бортнянский Дмитрий Степанович - российский композитор. Основоположник русской композиторской школы, один из первых основателей классической российской музыкальной традиции.
Выдающийся мастер хоровой духовной музыки.Бортнянский является автором музыки первого российского гимна
Гимн "Коль славен" (который до сих пор считается Гимном русской эмиграции) был написан композитором на слова поэта М.М. Хераскова в конце XVIII века.
Официально Гимн Бортнянского был заменен лишь в 1830-е годы, когда Львовым и Жуковским был написан Гимн "Боже, царя храни".

 

 

СКУЛЬПТУРА

Собственно первым мастером скульптуры в России был Бартоломео Карло Растрелли. Литейщик из металла и скульптор. Отец известного архитектора эпохи барокко Франческо Бартоломео Растрелли.
В 1716 году был вызван Петром I в Петербург для литья пушек и для художественных работ по украшению новой русской столицы.

1. Первая портретная работа Растрелли в России – бюст А.Д. Меншикова
2.бронзовая скульптура Б. К. Растрелли “Анна Иоановна с арапчонком”
3.Бюст Петра I

4. Памятник Петру I. 1 720—1 724 гг.

Федот Иванович Шубин (1740—1805) — великий русский скульптор.Шубин работал в основном с мрамором, очень редко обращался к бронзе. Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов. Его работы относят к жанру классицизма

1.Ф. И. Шубин. Портрет А. М. Голицына.
2.Бюст Павла I
3.Бюст М.В.Ломоносова

 

Козловский Михаил Иванович. Русский скульптор
1.ПАМЯТНИК А.В. СУВОРОВУ Скульптор: М.И.Козловский.
2. Фонтан "Самсон" (полное название ‑ "Самсон, раздирающий пасть льва")

 

 

 

 

Фальконе, Этьен Морис
французский скульптор,который мечтал о создании монументального произведения и воплотить эту мечту ему удалось в России - "Медный всадник"

Надпись на постаменте гласит: «ПЕТРУ перьвому ЕКАТЕРИНА вторая лета 1782» с одной стороны, и «PETRO primo CATHARINA secunda MDCCLXXXII» — с другой, подчеркивая тем самым замысел императрицы: установить линию преемственности, наследования между деяниями Петра и собственной деятельностью.
Пётр Великий рукой указывает в сторону Швеции, а в центре Стокгольма установлен похожий памятник-всадник Карлу XII, главному противнику Петра в Северной войне, взор которого обращён по направлению к России.

 

 

 

ТЕСТ
1 вариант.

1. Московский университет был основан в:
1) 1755г.
2) 1687г.
3) 1725г.
4) 1762 г.

2. Имя архитектора — автора проектов Зимнего дворца в Санкт-Петербурге и Большого Екатерининского дворца в Царском Селе:
1) В. И. Баженов;
2) В. В. Растрелли;
3)М. Ф. Казаков;
4) И Е. Старов.

3. Кто из перечисленных ниже лиц были выдающимися художниками-портретистами XVIII в.?
1) Ф. Рокотов, Р. Левицкий
2) В. Баженов, М. Казаков
3) В. Растрелли, И. Старов
4) В. Тредиаковский, А. Сумароков

4. Камчатские экспедиции в первый половине XVIII в., проложившие восточный морской путь из России в Северную Америку, возглавлял:
1) В. Беринг:
2) С. Хабаров;
3) С. Дежнев;
4) В. Атласов.

5. Создателем первого русского профессионального театра был
1) Д.И. Фонвизин
2) Ф.П. Шубин
3) Ф.Г. Волков
4) В.И Баженов

6. Издателем сатирических журналов «Трутень», «Живописец» был(а):
1) Екатерина II
2) Е. Р. Дашкова
3) А.Н. Радищев
4) Н.И. Новиков

7. Установите соответствие:

Деятель культуры Область
1) Ломоносов 2) Кулибин 3) Боровиковский 4) Растрелли А) театр Б) наука В) архитектура Г) техника Д) живопись

Ответ:

А Б В Г
       


8. Какое здание не относится к классицизму:
1) здание Московского университета
2) дом Пашкова
3) Таврический дворец
4) Смольный монастырь

 

9. Инициатором создания Московского университет выступил (а)...
1) императрица Екатерина II
2) Е.Р. Воронцова-Дашкова
3) М.В. Ломоносов
4) Г.А. Потемкин

10. Укажите правильное соответствие

ПАМЯТНИК АРХИТЕКТУРЫ АРХИТЕКТОР
1)Зимний дворец 2) Таврический дворец 3) Дам Благородного собрания в Москве 4) Дом Пашкова а) В. Баженов б) В. Растрелли в) Д. Ухтомский г) М. Казаков д) И. Старов  

 


Ответ:

А Б В Г
       

 


2 вариант.

1. Академия наук в России была основана в:
1) 1755
2) 1725
3) 1757
4) 1762

2. Имя архитектора – автора проектов Сената в Кремле, Московского университета:
1) В. И. Баженов;
2) В. В. Растрелли;
3)М. Ф. Казаков;
4) И Е. Старов.

3. Русские архитекторы XVIII века:
1) Татищев, Щербатов
2) Казаков, Баженов
3) Шубин, Аргунов
4) Кулибин, Ползунов

4. Автор «Описания земли Камчатской»:
1) Беринг
2) Чириков
3) Крашенинников
4) Атласов

5. У кого из представителей русской знати был знаменитый крепостной театр:
1) Меншиковы
2) Шереметьевы
3) Долгорукие
4) Остерман

6. «Бунтовщиком хуже Пугачева» Екатерина II назвала
1) Бирона
2) Радищева
3) Новикова
4) Баженова

7. Установите соответствие:

ДЕЯТЕЛЬ ОБЛАСТЬ
1) Державин 2) Рокотов 3) Баженов 4) Ползунов   А) театр Б) живопись В) техника Г) литература Д) архитектура  

Ответ:

А Б В Г
       


8. Чье литературное творчество относится к направлению сентиментализма:
1) Тредиаковского
2) Державина
3) Карамзина
4) Фонвизина

9. Создание Московского университета связано с деятельностью:
1) Н.И. Новикова и Екатерины II
2) Ф. Прокоповича ПетраI
3) М.В. Ломоносова и И.И. Шувалова
4) А. Т. Болотова и Е.Р. Дашковой

10. Установите соответствие:

АВТОР ПРОИЗВЕДЕНИЕ
1) Татищев 2) Радищев 3) Левицкий 4) Баженов А) «Путешествие из Петербурга в Москву» Б) «История Российская» В) Картина «Екатерина-законодательница» Г) комедия «Недоросль» Д) дом Пашкова    

Ответ:

А Б В Г
       

 

Варианты из тренировочных работ, ДЕМО

1.Крупнейшим архитектором стиля барокко в России являлся
1) М. Казаков
2) В. Баженов
3) В. Растрелли
4) К. Росси

2. Установите соответствие между именами исторических лиц и их
деятельностью. К каждой позиции первого столбца подберите
соответствующую позицию второго. Ответ запишите в виде
последовательности цифр без пробелов и каких-либо символов (не
более четырех цифр)

ИМЕНА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
А) Н.И. Новиков Б) Е.Р. Дашкова В) М.В.Ломоносов Г) В.В.Растрелли 1) исследования в области химии, физики 2) издание сатирических журналов «Трутень», «Живописец» 3) строительство Зимнего дворца в Санкт- Петербурге 4) создание первого русского театра 5) руководство Российской Академией

Ответ:

А Б В Г
       

 


3.Кто из названных лиц был архитектором?
1) Матвей Казаков
2) Симеон Полоцкий
3) Фёдор Волков
4) Михаил Щепкин

4.Расположите имена деятелей культуры в хронологической
последовательности их жизни. Запишите буквы, которыми обозначены
имена, в правильной последовательности в таблицу.
А) Аристотель Фиораванти
Б) Симон Ушаков
В) Андрей Рублёв
Г) Василий Баженов

Ответ:

       

 

5. В каком ряду указаны имена русских архитекторов XVIII в.?
1) Барма и Постник
2) Д.И. Фонвизин и Н.М. Карамзин
3) В.Л. Боровиковский и Ф.Г. Волков
4) В.И. Баженов и М.Ф. Казаков

6. Расположите в хронологической последовательности создания
следующие памятники зодчества. Запишите буквы, которыми
обозначены памятники, в правильной последовательности в таблицу.
А) Зимний дворец в Санкт–Петербурге
Б) Успенский собор во Владимире
В) Новодевичий монастырь в Москве
Г) Софийский собор в Киеве
Ответ:

       

 


7. Расположите в хронологической последовательности события:
А) возведение Ново–Иерусалимского монастыря на Истре
Б) основание Славяно–греко–латинской академии
В) строительство храма Покрова на Рву
Г) создание первого профессионального театра

Ответ:

       

 

 

8. Установите соответствие между фамилиями деятелей российской
культуры XVII–XVIII вв. и их произведениями. К каждой позиции
первого столбца подберите соответствующую позицию второго и
запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими
буквами.)

ДЕЯТЕЛЬ КУЛЬТУРЫА) В.Н. Татищев Б) А.Н. Радищев В) Д.Г. Левицкий Г) В.И. Баженов ПРОИЗВЕДЕНИЕ 1) «Путешествие из Петербурга в Москву» 2) «История Российская» 3) картина «Екатерина-законодательница» 4) комедия «Недоросль» 5) дом Пашкова  


Ответ:

А Б В Г
       

 

9.Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры
XVII-XVIII вв. и их произведениями.
К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую
позицию второго. Ответ запишите в виде последовательности
цифр без пробелов и каких-либо символов (не более четырех
цифр)

ФАМИЛИИ А) Э.М.Фальконе Б) В.Н. Татищев В) А.Н.Радищев Г) М.Ф.Казаков ПРОИЗВЕДЕНИЯ 1) «Путешествие из Петербурга в Москву» 2) Памятник Петру I 3) «История Российская» 4) комедия «Горе от ума» 5) здание Сената в Кремле

Ответ:

А Б В Г
       

 

10. Расположите в хронологической последовательности события:
А) открытие Навигацкой школы
Б) основание Московского университета
В) учреждение Славяно-греко-латинской академии
Г) открытие Смольного института благородных девиц
Ответ:

       


11. Камчатские экспедиции первой половины XVIII в., проложившие
восточный морской путь из России в Северную Америку, возглавлял
А) В. Беринг
Б) С. Дежнев
В) Е. Хабаров
Г) В. Атласов

12. Кто из названных лиц был выдающимся русским портретистом XVIII века
А) И. Крамской
Б) А. Рублев
В) Ф. Рокотов
Г) И. Репин

13. Кто из названных лиц был первым русским историком XVIII века
А) В. В. Татищев
Б) С. М. Соловьев
В) В.О. Ключевский
Г) К.Д. Кавелин

14. Кто из названных лиц автор памятника "Медного всадника" (памятник Петру I в Петербурге)
А) Э.Фальконе
Б) Ф. Шубин
В) М. Козловский
Г) П. Клодт

 

15. Автор произведения "Путешествие из Петербурга в Москву"
А) Н.М.Карамзин
Б)Д.И.Фонвизин
В) А.Н. Радищев
Г) Н.И. Новиков

16. Установите соответствие между деятелем
культуры и созданным им памятником.

1)Н М Карамзин. 2)В И Баженов, 3)Э Фальконе, 4)ИИ Ползунов А. Пашков дом, Б.Памятник Петру 1 в Петербурге, В. «Бедная Лиза» Г.Таврический дворец, Д.Паровая машина.  


Ответ:

А Б В Г
       


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: