Международная торговля
научно-техническими достижениями.
Операции по торговле лицензиями и ноу-хау и инжиниринговые операции.
Операции по торговле лицензиями и ноу-хау.
Научно-технический прогресс и развитие производительных сил ведут к увеличивающемуся углублению международного разделения труда. При этом между странами расширяется научно-технический и технологический обмен, роль и значение которого зачастую превышает коммерческий эффект.
Все отрасли экономики России неразрывно связаны с процессами дальнейшего совершенствования техники и технологий, используемых при производстве, транспортировке, хранении, переработке и реализации отечественных и зарубежных товаров народного потребления, машин и оборудования. Особую важность в правильном проведении торговых операций во внешнеэкономической деятельности представляют собой пути рационального использования новых технологий, содержащихся в изобретениях, запатентованных в различных странах мира.
Предприниматели России испытывают большую потребность в современных энерго- и ресурсосберегающих технологиях; в малогабаритном высокопроизводительном оборудовании по переработке мяса, рыбы, молока, овощей, фруктов, зерна, лекарственных трав, сырья и т. п. Актуальными становятся вопросы международной кооперации и специализации при изготовлении товаров как на собственных предприятиях, так и на арендованных за рубежом. Вполне вероятной является перспектива оказания услуг зарубежным фирмам при осуществлении ими разных видов внешнеэкономической деятельности.
В связи с этим вопросы использования предприятиями и фирмами России зарубежных научно-технических достижений, тесного сотрудничества на основе аренды, подряда становятся необходимыми и целесообразными.
|
В Международном кодексе поведения в области передачи технологий, разработанном Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), определены виды сделок, регулирующие порядок передачи технологий и различных технологических новшеств.
1. Передача, продажа или предоставление по лицензии всех форм промышленной собственности, запатентованных лицензиаром.
2. Предоставление ноу-хау и технологического опыта (непатентованные новшества).
3. Предоставление технологических знаний, необходимых для монтажа и использования машин и оборудования.
4. Промышленное и технологическое сотрудничество по содержанию машин, оборудования.
5. Оказание инжиниринговых услуг — расчет технико-экономического обоснования, технологического проекта, консультации, технический надзор и т. п.
6. Передача технологии по производственной и научной кооперации.
7. Передача технологий на основе инвестиционного сотрудничества — продажа техники и технологии, надзор, обучение специалистов.
Все эти подходы дают возможность привлечь передовую технологию и наладить собственное производство на основе мировых достижений.
Лицензия — разрешение на передачу физическими или юридическими лицами (лицензиарами) принадлежащих им прав на использование изобретения, промышленного образца другим физическим или юридическим лицом (лицензиатом).
В последние 3—5 лет годовой объем международной торговли лицензиями составляет около 15 млрд долларов.
|
В большинстве зарубежных стран изобретения являются собственностью разработавших их лиц и организаций. Охрана собственности на изобретения осуществляется патентами — официальными документами, подтверждающими монопольное право изобретателя или его правопреемника на владение, использование и распоряжение изобретением на определенной территории в течение установленного времени.
Наряду с лицензиями большим спросом на внешнем рынке пользуются ноу-хау, представляющие знания и опыт, способы и навыки в проектировании, строительстве, медицине, экономике, управлении и т. п.
В международной практике торговли имеется две группы лицензий: чистые и сопутствующие. Чистые лицензии являются объектом лицензионных соглашений, основное содержание которых заключается в передаче прав на предмет изобретения или ноу-хау.
Сопутствующие лицензии включаются в общие договоры о поставках продукции, чаще всего комплектного оборудования, и при этом отдельные лицензионные соглашения не подписываются.
Экспорт и импорт лицензий осуществляется на основе подписания лицензионных соглашений (договоров, контрактов), которые обычно наряду с ноу-хау включают обязательства лицензиара оказывать помощь лицензиату во внедрении новшеств (рис. 12). Продажа программы на ЭВМ по своему значению приближается к соглашениям о ноу-хау. Торговлю лицензиями осуществляют владельцы и потребители, а также посредники (5—10% от стоимости лицензий).
Кроме этого, торговлю лицензиями ведут специальные фирмы, скупающие, дорабатывающие их и пополняющие комплексом ноу-хау.
|
Рис. 1. Основные действия контрагентов
при купле-продаже лицензии
Условные обозначения: 1 — изучение конъюнктуры рынка по поводу
купли-продажи лицензии;
2 — патентование изобретения в странах-покупателях; 3 — проведение рекламных мероприятий,
не выдавая секретов изобретений; 4 — рассылка экспортных предложений
потенциальным покупателям;
5 — расчет лицензиаром предполагаемого вознаграждения;
6 — подписание сторонами лицензионного соглашения;
7 — передача технической документации
по реализованному изобретению; 8 — осуществление расчетов за закупленное изобретение
Торговлю лицензиями осуществляют также транснациональные компании, использующие трансфертные цены. В международной практике торговли имеются такие группы лицензионных договоров: договор о простой лицензии, договор об исключительной лицензии, договор о полной лицензии.
Договор о простой лицензии не ограничивает прав лицензиаров продавать аналогичные лицензии другим лицензиатам, самостоятельно производить продукцию на основе ее и сбывать на той же территории.
Договор об исключительной лицензии дает лицензиату монопольное право на ее использование, включая перепродажу лицам в пределах оговоренной территории. Лицензиар не может продавать эту лицензию на договорной
Рис.1
территории, а также производить продукцию на ее основе на этой же территории.
При продаже полной лицензии лицензиар полностью лишается прав на изобретение.
В международной практике торговли лицензиями доля ' вознаграждения лицензиара в среднем составляет от 10 до 35% общей суммы дополнительной прибыли.
Стоимость лицензий существенно различается в зависимости от степени технической разработки и патентной защиты. Стоимость беспатентной лицензии на 10—20% ниже, чем на изобретения, защищенные патентом. Цены на исключительные лицензии обычно в 2 раза превышают цены,простых лицензий.
Лицензионные соглашения оплачиваются в следующих формах: единовременный (паушальный) платеж заранее согласованной цены лицензии; постепенная выплата вознаграждений частичными платежами (роялти) пропорционально: согласованным показателям деятельности лицензиатов; выплата за оказываемые лицензиарам дополнительные услуги по согласованным расценкам или на условиях "кост плас" платежи в смешанной форме, предполагающей применение нескольких способов.
Паушальные платежи применяются в случаях, когда стоимость лицензии мала по сравнению со стоимостью оборудования и сложен контроль за показателями работы лицензиата.
Одной из возможных форм паушальных платежей является следующая: при подписании соглашения — 10% от; общей суммы; 20% — при передаче документации; остальные 70% — равными долями в течение нескольких лет.
Роялти могут начисляться к следующим показателям: к дополнительной прибыли лицензиата; к его общей прибыли; к стоимости производственной или реализованной; продукции; к физическому объему производственной или ' реализованной продукции; к мощности изготовленного по лицензии оборудования, объему потребляемого сырья, стоимости переработки продукции и т. д.
Если выплата роялти предусмотрена в зависимости от объема планируемого производства, то при его росте в лицензионных соглашениях обычно предусматривается снижение процента выплаты. Благодаря распространению научно-технического опыта в мире ускоряется внедрение новых разработок и их распространение в разных странах. Ежегодная стоимость продукции, производимой в мире на основе лицензионных соглашений, составляет в среднем 330—350 млрд долларов. Крупнейший в мире экспортер лицензий — США, на долю которых приходится две трети от всех продаж лицензий. К экспортерам относятся Великобритания, Япония, Аргентина, Бразилия, Россия.
Инжиниринговые операции
Международный инжиниринг — это выполнение комплекса операций по оказанию услуг производственного, коммерческого и научно-технического характера, осуществляемых специализированными инженерно-консультационными промышленными, строительными и другими компаниями.
Торговля инжиниринговыми услугами получила развитие под воздействием научно-технической революции.
Ведущими экспортерами инжиниринговых услуг являются компании таких стран с рыночной экономикой, как США, Великобритания, Франция, ФРГ, Япония. Международный инжиниринг обладает рядом особенностей.
Первая особенность инжиниринга — это функционирование в качестве одной из услуг производственного назначения, реализуемой не в вещественной форме продукта, а в полезном эффекте, например, проектирование, консультирование, обучение.
Второй особенностью инжиниринговых услуг является то, что они связаны с подготовкой и обеспечением процесса производства и реализацией, рассчитанных на промежуточное и конечное потребление реальных благ и услуг.
Третья особенность инжиниринга заключается в том, что ему присущи коммерческие свойства, проявляющиеся в процессе купли-продажи.
Четвертая особенность инжиниринга — это его отличие от лицензий и ноу-хау. Объектом купли-продажи на рынке инжиниринга являются услуги по подготовке, систематизации,. приспособлению к использованию в конкретных условиях и передаче доступных любым квалифицированным специалистам научно-технических, производственных знаний и опыта. Такого рода услуги являются воспроизводимыми, то есть, их могут оказать многие фирмы. В то же время продажа лицензий, ноу-хау, новых технологий осуществляется их реальным владельцем или автором.
Вполне возможно подкрепление инжиниринговых услуг лицензиями и ноу-хау. Основными факторами успеха на мировом рынке являются профессионализм, специализация, комплексность на основе свободного, многостороннего сотрудничества с другими фирмами. На передовые позиции в мире в настоящее время выходят крупные международные инжиниринговые фирмы, способные самостоятельно осуществлять "междисциплинарный" инжиниринг.
Так как сотрудничество между инжиниринговыми фирмами является весомым аргументом в конкурентной борьбе, то довольно часто применяются такие основные формы кооперации труда, как образование новой компании в результате слияния при поглощении одной из фирм, создание совместных предприятий долгосрочного типа, создание краткосрочных совместных предприятий для выполнения конкретного проекта, заключения соглашений о сотрудничестве. Довольно часто практикуется создание консорциумов, что облегчает получение заказа за счет вхождения в него банковских и государственных финансовых организаций. Возможно создание временных консорциумов.
Обширный комплекс операций инжиниринговых фирм можно ориентировать по проектно-консультационным, подрядным и управленческим видам деятельности (рис. 2).
Рис. 2. Основные операции инжиниринговых фирм при выполнении заказа Условные обозначения:
1 — изучение конъюнктуры рынка заказчиком и инжиниринговой
фирмой по поводу размещения заказа (исполнения работ);
2 — заключение контракта на выполнение инжиниринговых услуг;
3 — получение кредитов в банке инжиниринговой компанией;
4 — получение кредитов заказчиком;
5 — разработка технико-экономического обоснования;
6 — разработка технорабочего проекта;
7 — контроль за ходом работы; 8 — обучение персонала и изготовление первой партии товара;
9 — сдача объекта;
10 — оплата за выполнение работы по контракту;
11 — оказание услуг по реализации производственной структуры;
12 — совершенствование управления
Управленческая деятельность инжиниринговых фирм заключается в оказании услуг по организации производственной структуры и административного управления на основе передового мирового опыта.
Инжиниринговые фирмы занимаются разработкой новейших методов планирования производства продукции на основе маркетинговых исследований рынка, новых подходов к учету и отчетности, модернизации структур управления, контроля качества продукции и т. п.
Существенной проблемой является определение оптимальной стоимости инжиниринговых услуг. Для этого изу-
Рис. 2.
чается конкурентный материал из различных регионов мирового рынка. Используются также и установившиеся подходы к оплате. Например, услуги инжиниринговой компании, выполняющей функции генерального поставщика и генерального подрядчика, в зависимости от масштабов объекта, могут колебаться в пределах от 10 до 20% общих затрат на его сооружение.
Иногда приходится рассчитывать оплату (в случае полного отсутствия аналогов) исходя из почасовой оплаты работы специалистов. При этом величины могут быть следующими: для специалистов высокого класса — 60—70 долларов за час, среднего класса — 30—35 долларов, низшего — 20—25 долларов. Средняя фирма имеет в основном штате не менее 3—4 высококвалифицированных специалистов и 1—2 секретарей, остальных специалистов фирма может привлекать по мере необходимости.