В итоговых сообщениях должна прозвучать мысль о том, что ни в Ершалаиме, ни в Москве не соблюдаются этические нормы, воплощённые автором в поведении Иёшуа (в Ершалаиме они ещё неизвестны, в Москве - уже утрачены). В том и другом обществах люди стремятся к власти или к деньгам, которые открывают для них возможности наслаждаться жизнью. Наслаждения же понимаются как физические удовольствия от насыщения, половой любви, приобретения ценных вещей. Любые препятствия в погоне за жизненными благами встречаются горожанами с озлоблением. Булгаков подчеркивает «звериное» в их поведении, как делал это уже в «Собачьем сердце».
РИМСКИЙ | ВАРЕНУХА |
в дурном расположении раздраженно сказал черт знает что такое шипел, ворчал | беспокойно деятелен отравляли ему жизнь лгал (в трубку) процедил сквозь зубы |
черт его знает | видал всякие виды |
совершенно остервенился | заорал |
уже рычал, сквозь зубы сказал | сладко спросил (звонок Воланду); растерянно сказал; удивляясь, возбужденно кричал |
нервно дернувшись | экспансивный администратор |
пронзительно закричал | крикнул, взревел, закричал, прокричал угрозу |
черт его возьми | возбужден и полон энергии |
рявкнул курьерше | желание изобличить душило, зародилось предвкушение чего-то приятного |
глаза утратили свою обычную колючесть черт знает что такое | неприязненно ответил прошептал ополоумевший |
лицо было буквально страшно | |
бледнея от злобы | |
в глазах горела настоящая тяжелая злоба |
Показательны и детали, отмеченные в ершалаимских главах, в частности в сцене разговора Пилата и Каифы:
ПИЛАТ | КАИФА | ВНЕШНИЙ МИР |
Уносил, удушая и обжигая; Самый страшный гнев, гнев бессилия рванул пряжку покрасневшее лицо сузив глаза мертвыми глазами оскалившись, изобразил улыбку | Тёмные глаза блеснули Гордо и спокойно бесстрашно ответил глаза сверкнули лицо покрылось пятнами, глаза горели улыбнулся, скалясь грозно поднял руку вежливо поклонился | Солнце, сжигавшее Два мраморных белых льва ненавистный прокуратору Ершалаим низкое ворчание внизу взмывали стоны и крики толпа в нетерпении кричат беспокойные продавцы воды безжалостный зной; шум моря; тревожные трубные сигналы тяжкий хруст сотен ног |
Из этих наблюдений можно сделать следующие выводы: Два льва готовы к сражению, исход которого предрешен. Они ненавидят друг друга, но сдерживают свои чувства, пока гнев не прорывается сквозь маску вежливости и любезности. Но сражение так и не состоялось – взаимные угрозы сменяются равнодушной вежливостью, под которой укрывается ненависть. Внешний мир выжжен солнцем, как выжжены ненавистью души людей, в нем разлита тревога, нетерпение и жажда (может быть, воды, может быть, зрелищ, может быть, крови..).
Пилат и Кайфа стремятся к сохранению собственного положения, то есть власти. Освобождая разбойника и убийцу Вар-раввана, синедрион признает, что слово Иешуа опаснее недоброго дела. Преступник убивает человека - Иешуа способен возродить душу, освободить ее. Отрицая власть человека над человеком, Иешуа отрицает как власть Каифы, так и власть Пилата и Тиберия.
Вывод: по мысли Булгакова, в мире, причем как в начале христианской эпохи, так и в конце ее, жизнь людей - торжество семи смертных грехов, в основе которых любовь к самому себе и страх за самого себя.
Говоря о художественных средствах изображения двух миров, отметим, что «ершалаимские» главы написаны в «высоком стиле», в них не обнаруживается элемёнтов сатиры, тогда как «московские» главы - едко-сатиричны. Трагедия, разыгравшаяся в Ершалаиме, обмельчала за тысячелетия и превратилась в пародиюна самое себя. В качестве аргументов можно привести параллельные состояния героев разных миров: головная боль Пилата и Степы; распятый Иешуа - и Варенуха, вздымающий руки, «как распятый» и жадно пьющий воду (Иешуа тоже мучит жажда; толпа, ждущая решения Пилата, - и толпа у касс Варьете, похожая на огромную змею.
- Представьте сцену пляски литераторов и попробуйте «снять ее кинокамерой»: вместо лиц - то борода с луком, то фиолетовое пятно или оскаленные зубы. На «экране» - сумбур красок и тел. Поищем варианты монтажа. Можно смонтировать кадры так: оскаленные морды лошадей с развевающимися фиолетовыми ассирийскими гривами - пляшущие Тела, отдельные детали - все должно смешаться.
- Итак, Булгаков даёт читателю возможность увидеть своих персонажей: оказывается, увидеть можно только их внешнюю оболочку, только видимость жизни, на самом деле это не жизнь – это ад!
- Ассоциации с балом у Сатаны, на котором присутствуют воскрешённые на мгновение тела, предающиеся телесным наслаждениям. У них нет душ, они воскресают из праха и в прах вернутся.
- Можно ли любить таких людей, какими они предстали в романе Булгакова, и способны ли эти люди на высокое чувство?