Слова Пилата: «...трусость, несомненно, один из самых страшных пороков»




Урок второй

Задание: ответьте на вопросы, выполните задания в тетради, подготовьтесь к следующему уроку, выполнив домашнее задание

Два лика человечества.

Воланд и Иешуа Га-Ноцри.

Москва и Ершалаим.

 

1.Роль эпиграфа. Воланд и Мефистофель. Москва и Ершалаим

Эпиграф отсылает нас к трагедии Гёте «Фауст», к образу Мефистофеля.

- Можно ли сказать, что Воланд - литературное продолжение Meфистофеля?

Чтение двух отрывков из романа «Мастер и Маргарита» с описаниями Воланда:

1. «Воланд сидел на складном табурете, одетый в черную свою сутану. Его длинная и широкая шпага была воткнута между двумя рассекшимися плитами террасы вертикально, так что получились солнечные часы. Тень шпаги медленно и неуклонно удлинялась, подползая к черным туфлям на ногах сатаны. Положив острый подбородок на кулак, скорчившись на табурете и поджав одну ногу под себя, Воланд не отрываясь смотрел на необъятное сборище дворцов, гигантских домов и маленьких, обреченных на слом лачуг».

2. «Два глаза уперлись Маргарите в лицо. Правый с золотою искрой на дне, сверлящий любого до дна души, и левый - пустой и черный, вроде как узкое игольное ухо, как вход в бездонный колодец всякой тьмы и теней. Лицо Воланда было скошено на сторону, правый угол рта оттянут книзу, на высоком облысевшем лбу были прорезаны глубокие параллельные острым бровям морщины Кожу на лице Воланда как будто бы навеки сжег загар».

Отмечаем внешнее сходство Воланда с традиционными изображениями Мефистофеля Но можно ли говорить о функциональном сходстве этих персонажей?

Проверяя домашнее задание, восстанавливаем функции Мефистофеля в трагедии Гете:

- развенчание всего, что представляется высоким;

- искушение с помощью обмана;

- доведение человека до преступления.

Мефистофель действительно, желает людям зла.

Затем переключаем внимание на образы Воланда и его свиты. (Работа в группах) — реализация домашнего задания.

Итогом этой работы становятся выводы учеников о том, что главная функция Воланда в романе Булгакова - наблюдение за течением жизни на земле, обнажение, а не увеличение зла и восстановление справедливости после смерти человека. Эти выводы записываются в тетради.

Теперь вернемся к эпиграфу.

- Как теперь понимают ученики его вторую часть: «Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»?

В романе зло и справедливость становятся синонимами: именно так воспринимают справедливость жители Москвы. Поэтому Воланд может утверждать, что хочет зла (понимай - справедливости). Но это зло оказывается благом не.для отдельного человека, конечно, а для человечества, ибо справедливое воздаяние за грехи является этической основой жизни: «Bce будет правильно. На этом основан мир».

Таким образом решается первая проблемная ситуация: сохранив за Воландрм внешнее сходство с Мефистофелем, Булгаков наделяет его противоположными качествами и функциями, возлагая на него миссию справедливого воздаяния человеку после его смерти, то есть суда и вынесения приговора (записать в тетрадь).

Этот вывод рождает новую проблемную ситуацию:

- С какой же целью автор романа сохраняет внешнее сходство своего героя с традиционным сатаной?

- Если Булгаков хочет сказать, что Воланд не дьявол, то почему же он сам называет его сатаной, Левий Матвей обращается к нему «дух зла», Мастер сразу же узнает в нем дьявола, да и Маргарита быстро' понимает, к кому ее везут?

Но не только внешность Воланда вызывает у читателя устойчивые ассоциации с традиционным дьяволом, но и то, как и когда он появляется в Москве: жара, закат, Патриарший пруд, поверхность которого можно считать идеальным природным зеркалом, упоминания Берлиозом чёрта. Даже буквосочетания внутри слов могут напомнить читателю о черте: «...ПредЧувствуя веЧЕРнюю прохладу, бесшумно ЧЕРТИли ЧЕРные птицы...».

- Получается, что Булгаков намеренно делает все, чтобы читатель принял Воланда за традиционного черта, сатану: дьявола...

Проблемную ситуацию можно разрешить на уроке с помощью одного-единственного вопроса, который «откроет глаза» обескураженным читателям, а можно предложить им подумать над этой проблемой са­мостоятельно и вернуться к ней в конце изучения романа.

Вопрос-помощник звучит так:

Кто из персонажей романа узнает при встрече с профессором дьявола? Почему?

Очевидно, что Мастер судит о Воланде только по его описанию и, будучи человеком образованным, наделенным воображением и чувством неодномерности мира, узнает в таинственном профессоре дьявола. То же можно сказать и о Маргарите. Что есть Воланд на самом деле - они начинают догадываться гораздо позже. Булгаков же вовсе не отрицает существования дьявола, он только переосмысливает его роль в миропорядке. Булгаковские персонажи московских глав не только ни во что не верят (вера в Москве существует лишь в форме предрассудков и "суеверий), но и пытаются всем объяснять с позиции логики, разума, а потому им и в голову не приходят объяснения мистические. Даже если бы Воланд стал открыто заявлять, что он - князь тьмы, ему бы не поверили! Читатель же, реагируя на авторские «сигналы», должен поверить, что в Москву действительно явился дьявол, а уж потом осмыслять сущность образа. На переосмысление традиционных представлений о добре и зле, а значит и о дьяволе, нацеливает читателя и эпиграф.

- Можем ли мы говорить об аналогичной нетрадиционности решения Булгаковым образа Иешуа?

Для решения этой проблемы необходимо сопоставить качества Христа, описанные в Евангелиях, с качествами Га-Ноцри.

Главное для автора то, что его герой - не Бог, а человек, живущий словно по заповедям Христа, высказанным им в Нагорной проповеди: он никому не причиняет зла ни словом, ни поступком, ни мыслью, он видит лучшее, что порою спрятано в человеке, верит в силу слова и добрую природу людей (записывается в тетрадь).

Вывод: если в традиционных дьявольских одеждах в романе предстает антитрадиционный сатана, в образе которого воплощены функции христианского Бога-судии, то в образе Иешуа, во многом отличающемся по внешним деталям от образа евангелического Христа, воплощена традиционная христианская идея о милосердии, о высокой этической норме человеческого поведения (по сути, в образе Иешуа воплощена функция христианского милосердного Бога, прощающего грехи). - в тетрадь.

Теология Булгакова основана на принципе дуализма – допущении сосуществования на равных Добра и Зла.

- О чем ведут в трагедии спор Бог и Мефистофель?

Господь уверен в положительном исходе испытания, так как Фауст – его раб (то есть раб доброго, возвышенного, человечного!). Мефистофель же убежден, что именно материальное способно разрушить человека, уничтожить в нем духовное начало.

- Совпадают ли взгляды Воланда и Иешуа на эту проблему:

Работа в группах:

1 гpyппa ищет ответ на вопрос об отношении Воланда к истории человечества в главе «Великий бал у Сатаны»

2 группа рассматривает вопрос об отношении Воланда к, современному человечеству, в частности - к москвичам, в главе «Черная магия и ее разоблачение»

3 группа - глава «Понтий Пилат»и делает выводы о позиции Иешуа;

Заканчивается эта работа выводом о том, что если для Воланда история человечества - …., то для Иешуа ….. (вывод записывается в тетрадь).

Обращение к «Божественной Комедии» Данте - «Аду»: - вспомните, в какой последовательности располагает поэт грехи человечества, какой грех считает самым страшным.

Обратившись к «Евангелиям», установите, какие грехи в христианской религии считаются смертными. Перечитав в Евангелии от Матфея Нагорную проповедь Христа, определите, какие нравственные качества человека ведут его к блаженству, открывают дорогу в рай.

Сопоставить нравственное состояние жизни в Москве и Ершалаиме, определив:

а) Что ценят люди в земной жизни?

б) Чем руководствуются люди в своих поступках?

в) Совпадают ли этические нормы общества с нормами, проповедуемыми Иешуа?

г) Как автор относится к людям, и с помощью каких художественных средств он выражает свою позицию?

Для выполнения этого задания класс делится на группы:

1 группа анализирует по предложенным вопросам ершалаимские главы

2 группа- главы, посвященные МАССОЛИТу («Было Дело в Грибоедове» - 5, «Никогда не разговаривайте с неизвестными» -1)

3 группа - главы о дирекции Варьете («Нехорошая квартира», «Вести из Ялты»)

4 группа - главы, изображающие москвичей («Коровьевские штуки», «Черная магия и ее разоблачение», «Беспокойный день», «Неудачливые визитеры»)

2.Определим позиции Воланда и Иешуа по отношению к нравственным возможностям человечества:

1) человек грешен, история человечества - история преступлений, человечество не меняется, принося в мир зло, и никогда не достигнет «света»(Воланд);

2) человек по природе добр, слово истины способно возродить душу и привести ее к любви и добру; добро, постепенно разливаясь в мире, вытеснит зло, а потому отпадет и необходимость в справедливом воздаянии после смерти (Иешуа).

- Кто же, по мнению Булгакова, прав в этом споре?

- С одной стороны, человечество неуклонно развивается, но, с другой стороны, оно все время вредит себе, разрушая не только созданное собственными усилиями, но и природную среду.

- В своей жизни писатель не был человеконенавистником, но видел, что в мире есть разные люди, неужели он мог зачеркнуть всё доброе и хорошее, извериться в человеке?

О семи смертных грехах и семи противостоящих грехам добродетелях (для большей наглядности записи могут быть сделаны в тетради):

 

ГРЕХИ ДОБРОДЕТЕЛИ
ГОРДЫНЯ (тщеславие) Скупость БЛУД (похоть) ГНЕВ ЧРЕВОУГОДИЕ ЗАВИСТЬ УНЫНИЕ СМИРЕНИЕ
УПОВАНИЕ
НЕЛЮБОСТЯЖАНИЕ
ЦЕЛОМУДРИЕ
КРОТОСТЬ
ВОЗДЕРЖАНИЕ
ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬСТВО
   

 

Девять «блаженств», ведущих человека спасению: спасутся, обещал, Христос в Нагорной проповеди, нищие духом, плачущие, кроткие, милостливые, чистые сердцем, алчущие и жаждущие правды миротворцы, изгнанные за правду, поносимые и гонимые за Христа.

 

В дальнейшей работе следует соотносить свои наблюдения над этикой Москвы и Ершалаима с этими записями.

Следующий шаг - обращение к «Божественной Комедии» Данте, к его «Аду»:

- Как поэт расположил человеческие грехи?

Ниже воспроизведена схема дантова ада:

РАВНОДУШНЫЕ

НЕ ЗНАВШИЕ ХРИСТИАНСТВА

НЕВОЗДЕРЖАННЫЕ

НАСИЛЬНИКИ, САМОУБИЙЦЫ

ОБМАНЩИКИ

КОЦИТ: ПРЕДАТЕЛИ

САТАНА (ЛЮЦИФЕР)

Эту схему необходимо дополнить рассказом о Лимбе – Первом круге католического ада (qt. лат. limbus -кайма), в котором пребывают души праведных людей, живших во времена Ветхового Завета и не знавших учения Христа, души младенцев, умерших до крещения, и у Данте - вообще все души добродетельных нехристиан; в Лимбе обитают души поэтов: Гомера, Горация, Овидия, Лукана и проводника Данте Вергилия; души мудрецов: Аристотеля, Платона, Диогена, Фалеса, Эвклида и Птолемея, Гиппократа и Авиценны.

В основе концепции Данте идея справедливого воздаяния человеку после смерти за его земные прегрешения.

Какой грех для автора является самым страшным?

Слова Пилата: «...трусость, несомненно, один из самых страшных пороков»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: