Образ водяного в мифологии и фольклоре вепсов.




Русский Север - уникальный край с богатой и древней историей, в этих местах проживали русские, саамы, карелы, вепсы. Жители берегов Ладоги, Ояти сыграли важную роль в истории Руси, в процессе развития и формирования северных народов. Одной из народностей, проживающих на этой территории, являются вепсы. Впервые о них как о самостоятельном народе vasina упоминает в 6 веке н. э. готский хронист Иордан. Наиболее полные сведения о местообитании веси мы узнаём из летописи «Повесть временных лет», автором которой является монах Печерского монастыря Нестор. На первых же страницах летописи он сообщает об это народности: «В Афетове же части седять Русь, Чудь и вси языци: Меря, Мурома, Весь, Мордова, Заволочская, Чудь, Пермь, Печера, Ямь, Угра, Литва, Зимегола, Корсь, Летьгола, Любь» [3, с.2]. По археологическим материалам установлено, что культура летописной веси характеризуется бескурганным обрядом погребения, своеобразным комплексом украшений и предметов быта. По данным исследователя И.И. Муллонен, «вепсы - небольшая прибалтийско-финская народность, издревле населяющая Межозерье - территорию, расположенную между Ладожским, Онежским и Белыми озёрами» [2, с.3]. В результате многолетнего изучения этнонима «вепс» филологи и этнографы пришли к выводу, что до 11 века на Руси племя называлось: (вепсы, вепся, бепся), вепсляйжед, бепслаажед, людиник, вепсляйне, бепсляйне, чухар), а после 11 века их стали называть в исторических источниках как «чудь», и как «весь». Знакомство с традиционной культурой вепсов даёт большее представление о жизни Русского Севера. Похожие обряды, традиции наблюдаются и у славянского населения, ввиду того, что обе народности проживали на соседних территориях, а позже и ассимилировались друг с другом. Источником изучения является вепсский фольклор и сказители Северного края (Карелия, Заонежье, Прионежье, Водлозерье, Вологодская, Вятская губерния, Ленинградская область, Бокситогорский район, Архангельская область).

Вепсы, как народ, приняли христианство рано, на рубеже 9-11 веков, намного раньше, чем большинство других финноязычных народов. В летописи от 1471 года записано, что Владимир, при крещении Руси, крестил «… и Мерску и Кривическу Весь, рекше Белозерскую» [4, с.160]. Несмотря на то, что вепсы стали христианами, их верования и мировоззрение не изменились. Люди, как и во времена язычества, верили в сверхъестественные силы, духов природы. Они наделяли магической силой животных, природные стихии и соблюдали свои обряды и традиции. У них был культ животных, поклонение небу, земле, деревьям, воде, огню. Каждая природная стихия в жизни каждого человека имела свой таинственный и мистический смысл. При изучении материалов, о верованиях вепсов, можно утверждать, главным их культом является природа. Языковед Н.И. Богданов, исследуя диалекты вепсского языка, обнаружил интересный факт, по его предположению, связанный с крещением вепсов. «Среди вепсов отмечался праздник, который по-русски у них назывался «тёплый Никола». Празднование происходило у местной часовни Николая угодника, в первое воскресенье после Ильина дня (если Ильин день был до четверга) или через воскресенье (если Ильин день приходился на четверг или после него). Этот праздник назывался «день святого крещения». Вепсское название праздника; летнее время, не совпадающее с отмечаемыми по святцам Николиными днями, и главное его содержание - купание людей в «иордани» на озере Яндозеро - дали основания Н.И. Богданову объяснить его как память о первом крещении вепсов этой округи» [1, с.1]. У этого народа с древних времён сохранилась боязнь воды и почитание духа воды.Вода - в народных представлени­ях вепсов, одна из основных стихий миро­здания. Водная стихия - граница между земным и потусторонним светом, путь в загробное царство, место обитания душ умерших и не­чистой силы. В космогонических мифах, вода ас­социируется с первобытным хаосом, первоначалом. Вепсы верили, что в воде обитают мифические существа и стали отождествлять воду с её хозяином. В мифологии вепсов можно выделить два источника происхождения водяного. По одному из них, водяные духи появились одновременно со всей нечистью на земле по непредвиденной случайности во время акта творения Богом мира; по другому - от утопленников. Водяные различались по рангу, главный ведэхийне ведал всеми водами, второстепенные отвечали за отдельные озёра, реки. Они полагали, что у каждого водоёма был свой хозяин. Несмотря на то, что вепсы приняли христианство, они верили в сакраментальный смысл стихии воды и стали олицетворять воду с царством водяного (ведэхийне). Им были присущи шаманские обряды, с целью задобрить хозяина – воды, ему делали подношения и заговаривали воду. Крестьяне на праздник Ильи Пророка, бросали в воду серебряные монеты, а также венки из живых цветов, чтобы вода дольше оставалась чистой. Прощание с утопленниками также сопровождалось обрядом связанным с водой, вепсы плели венки, вплетая туда белые ленты и ставя в него горящие свечи, и напевая причитания опускали его в воду. Так, люди верили, что дух воды будет милостив к утопленнику и отпустит его душу в загробный мир. Вепсы рассказывали, что водяной злой, коварный дух, жестокий, его появление перед человеком приносит несчастье. Водяной мог появиться перед человеком неожиданно из-за травы, камышей, камней, мог напугать или утащить к себе. Как в вепсской сказке «Как мой дед водяного видел»: «…Вдруг (камень у нас посреди реки есть, у омута камень) поднялся из воды водяной, волосы длинные, до самой воды висят. Сидит да расчесывает голову и бормочет (Максим-дед-то смотрит): «Год от года хуже, год от года хуже»[8,с.1]. Он опрокидывает лодки, ловит и душит купающихся, не щадит детей, топит скотину, останавливает мельницы. Водяной может быть «щукой без наросного пера», так его называли в Вятская губернии. В Вологодской губернии про него рассказывали, что он может «напоминать налима»; быть «громадной рыбой» или рыбой, ведущей себя необычно: «Один мельник ловил рыбу ночью. Вдруг к нему в лодку вскочила большая рыбина. Мельник догадался, что это водяной, и быстро надел на рыбу крест. Рыба жалобно стала просить мельника отпустить её... Наконец, он сжалился над водяным, но взял с него слово никогда не размывать мельницу весною». По мнению крестьян, от водяного зависело всё: и рыба, и удача в ловле, хорошая и тухлая вода, благополучие людей, находящихся на воде и у воды. За непочтительное отношение к воде, водяной мог насылать болезни. Строго запрещалось осквернять воду: плевать в неё, выливать помои, мыть грязные сапоги в «чистом» водоёме, а не в луже. Нарушением запретов объясняли возникновение кожной болезни водянки (везипаган). В случае её возникновения, больной ходил к осквернённому им водоёму и просил у воды прощения. У вепсов был распространён запрет ругаться «на воде» - чтобы не вызвать гнев водяного. После солнечного заката запрещалось полоскать белье, «а то водяной выйдет из воды будет кричать, чтобы его ужин не тревожили» и «после захода солнца полоскать нельзя, камешки бросать в воду тоже: хозяева спать легли». Когда над водой появлялся туман или шёл дождь, вепсы трактовали эти природные явления, как передвижение водяного из одного водоёма в другой, а также как конец осени и начало зимы.

Интересное поверье существовало у рыбаков, они подходили к озеру и обязательно «здоровались» с ним: «Здравствуй, озеро! Дай рыбы!». «Приветствие сопровождалось протягиванием руки к воде и имитацией рукопожатия. В ответ следовало приветствие озера, которое произносил сам рыбак: «Zdorovo!» [1,c. 26]. В мировоззрении у вепсов, вода олицетворяет их хозяев. У них появились дух - хозяин озера (ярвенизанд) и «хозяйка ручья» (ойянемаг). Также известны названия, обозначающие духов - хозяев вод, применимые по отношению к любому водоёму: ведэхийне («водяной»), веденизанд («хозяин воды») и веденемаг («хозяйка воды»), веденук («водяной старик»). Неслучайно, вепсы наделяли человеческими качествами водяного, говорили, что у него есть семья, земная жена, а русалки, это их дети. Яркий пример, общения водяного и человека, представлен в сказке «Водяной»:

«…Этот старик стал из Онего воду пить. Пил, пил, его за бороду поймали. Старик говорит: - Не пущу, говорит, - что дороже всего, так отдай мне. - Пусти.- Дочь отдам, пусти за дочь. Его бороду и отпустили»[8,c.1]. Дух – воды мог разговаривать с человеком, просить, забирать ценное у людей, поэтому, вепсы верили, что с ним можно договориться, пообещав ему что – нибудь взамен: вино, табак, пироги, яйцо. Люди верили, что табак и вино - «порочные продукты», пристрастие к которым характеризует любой вид нечисти, желанны для водяного и могут вызвать его расположение. Окончание промысла знаменовалось пожертвованием хозяину водоёма части улова. Изображали ведехине в образе грозного старика, в виде голого человекоподобного существа мужского или женского пола с длинными волосами, в виде водорослей, травы. Ещё два термина, относящиеся к водяному: турзас, везитурзас, были обнаружены только у южных вепсов. У обрусевших вепсов, появился дух воды, по имени черандак. «Черандак - это злой дух, который каждую весну ломает лёд в реках, проходя путь от устья Ковжи до Шексны» [1, с.6]. В сказке «Девочка и козочка», подробно описано, как водяной ломает лёд и даже останавливает пароход в море. В сказке мы можем наблюдать нечеловеческую силу, превосходство водяного над человеком, но на то, она и сказка, чтобы добро побеждало зло. С помощью хитрости козочки, девочка смогла провести водяного и избавила себя от участи его невесты. «…А муж был моряком, уходил (в море) летом и возвращался домой обычно осенью, когда уже вода замерзала. Однажды поймал водяной пароход мужа, остановил и никак не отпускает»[7,с.1].

Вера у вепсов была смешанной, в ней переплеталась мифология, христианство, шаманские обряды и традиции. Наделение человеческими, мистическими силами духа воды отразилось в сказках, мифологии вепсов. Расшифровка чудодейственных и целительных свойств воды, привело к интересному исследованию. В религиозном плане они приняли православие, но в их мировоззрении, остались языческие верования и сакраментальный смысл наделять природу сверхъестественными способностями. Образ водяного, как страшного, непонятного человекоподобного существа, владел умами народа долгое время, но с течением времени, утратил своё мифологическое значение и растворился в веках. «…Теперь, видишь ли, чертям не стали верить, кто их знает, не признаем их, нет их нигде, и не трогают нас. А раньше с ними очень считались, были и лешие, и черти, и домовые, а теперь нигде никого нет»[8, с.1].

 

Библиография.

1. Винокурова И.Ю. «Обычаи, ритуалы и праздники в традиционной культуре вепсов». – Петрозаводск. Карельский научный центр РАН, 2011 г. - 205 с.

 

2. Муллонен И.И. «Очерки вепсской топонимии».– Спб.: Наука,1994 г.

3. «Повесть временных лет».- М.: Наука, 2007 г. 601 с.

4. Полное собрание русских летописей (ПСРЛ). Т.8. Продолжение летописи по Воскресенскому списку. М., ЯРК. 2001. 312 с. (ISBN 5-7859-0138-2)

5. «Сказки Водлозерья». Составитель Лызлова А.С.- Петрозаводск. ИП Барбашина Е. А. Издательство Barea, 2013 г. – 432 с.

 

6. Электронный ресурс: «Девочка и козочка». Подкорпус вепсских сказок. Вепсские народные сказки, (1996), с. 27-31; ф/архив ИЯЛИ КарНЦ РАН: № 2627/1, НА КарНЦ: кол. 83, ед. хр. 143

https://vepsian.krc.karelia.ru/text/?text_id=774

 

7. Электронный ресурс: Сказка «Водяной». Подкорпус вепсских сказок. Северновепсский диалект. Информант: Ефремова П. Н., г.р. 1887, место записи: Залесье (Mecantaga), Прионежский р-н, Республика Карелия, г. записи: 1947, записали: Егорова. Вепсские народные сказки, (1996), с. 58-61.

https://www.kantele.ru/istoria/stat-i-i-materialy/vepsskaya-narodnaya-skazka-vodyanoj/

8. Электронный ресурс: Сказка «Как мой дед водяного видел». Диалектные тексты. М. Зайцева, М. Муллонен, Образцы вепсской речи, (1969), с. 152; ф/архив ИЯЛИ КарНЦ РАН: № 324/4

https://vepsian.krc.karelia.ru/text/?text_id=991

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: