Краткая энциклопедия славянской мифологии




ВОРОН — птица, с одной стороны, почитаемая за мудрость, но с другой стороны, недобрая, нечистая, связанная с миром мертвых и олицетворявшая иногда все темные силы. В некоторых мифах ворон являлся также прообразом ветра, Стрибожьего внука.
Согласно народным поверьям, ворон — вещая птица; он живет сто или триста лет и владеет многими тайнами, умеет предсказывать смерть и нападение врагов. В некоторых местах верили, что ворон охраняет клады, спрятанные в земле, и может указать, где они находятся; считалось также, что ворон обладает несметными сокровищами и богатствами, которые находятся в его гнезде (или в тайном месте, в пещере и пр.), и, насобирав много золота и серебра, иногда золотит себе голову и хвост. Кстати, в некоторых местах такое богатство ворона считалось «неправедным», похищенным, и вообще для поверий о вороне был характерен мотив кражи: считалось, например, что человек станет вором, если съест сердце или мясо вороны, а о человеке, подозреваемом в воровстве, иногда говорили: «Над ним ворона каркает».
Помимо несметных сокровищ, народная традиция связывала ворона также с чудесными источниками живой и мертвой воды: считалось, например, что ворон может проникать в подземный мир (в ад или светлый рай, ирий), где и расположены эти источники, и с их помощью оживлять мертвых (ср. также русские сказки, где обычно именно ворон приносит живую воду и опрыскивает ей героя, после чего тот немедленно воскресает, как бы пробуждаясь ото сна). Кое-где говорили, что ворон носит живую и мертвую воду на своих крыльях.
В народной традиции черный ворон служил олицетворением черной грозовой тучи, скрывающей солнце (ср. поверье о живой воде, т.е. дожде, приносимой вороном); поэтому в поверьях его, по большей части, считали недобрым существом, причастным к нечистой силе. Например, украинцы и белорусы верили, что нечистая сила в облике воронов (ворон) летает ночью по дворам, поджигая кровли, а также слетается и кружит над домом умирающего колдуна, чтобы забрать с собой его душу, когда она покинет тело. Души злых людей также часто представляли в виде черных воронов и ворон. В некоторых местах считалось, что ведьму можно определить по черному ворону, сидящему на ее доме (ср. также черного кота и ворона, служащих помощниками Бабы-Яги в сказках), и что вороны (в одной из быличек — белая ворона) иногда помогают ведьме отбирать молоко у коров. Известны также поверья о злом духе в облике черной птицы (вороны или грача), который крадет и носит своему хозяину богатство за то, что тот держит его за печью, гладит, кормит яичницей и не выбрасывает его помета. Иногда считалось еще, что черный ворон, который кружит по небу перед ненастьем, — это либо колдун, который насылает бурю (ср. поверье о том, что ворон приносит на крыльях бурю), либо нечистый дух, который убегает от гибельной для него грозы.
К представлению о воронах и галках как нечистых птицах, связанных с нечистой силой, имеет отношение
запрет употреблять их в пищу. Убивать воронов и ворон зачастую не считалось грехом; при этом убитого ворона или ворону нередко вешали в хлеву или на конюшне для отпугивания злых духов (черта, ведьмы, домового, ласки), чтобы они по ночам не мучили коней или коров и не выдаивали молоко.
Ворон, как и муравьи, повсеместно считается связанным с миром мертвых (ср. олицетворение дождевой тучи в образе ворона и древнейшее представление о том, что души умерших пребывают на небесах, там, где находятся запасы дождевой воды). Поверья гласили, что ворон не только часто бывает в загробном мире, но даже иногда вьет там свои гнезда. Ворона в некоторых местах считали вещей птицей, живущей до трехсот лет оттого, что питается только мертвечиной. В раннем арабском свидетельстве ал-Масуди описывается славянский идол в виде старца с посохом, которым тот извлекает из могил останки умерших; под левой его ногой помещены изображения ворона и других черных птиц, под правой — муравьев. В славянской народной традиции также наблюдалась взаимосвязь ворона и муравья, но при этом отношения между ними носили враждебный характер: считалось, что ворон старается вывести своих птенцов в марте или в феврале, пока муравьи еще не вышли из земли, иначе они поедят его птенцов.
В образе ворона или вороны в народной традиции нередко изображалась смерть. Считалось, например, что Смерть иногда в облике черного ворона является в село и кружит над домом того человека, который скоро умрет. В похоронных причитаниях смерть залетает в окно черным вороном. В народных поверьях ворон предвещает скорую смерть, пролетая (а тем более кружась) и каркая над головой путника, над домом или двором, над селом, над лесом или над кладбищем, садясь на крышу, на трубу, каркая в селе, ударяя крыльями в окно и т.п. Для человека, отправляющегося на промысел, крик ворона означал неудачу, поэтому охотники избегали упоминания ворона, при необходимости называя его «курицей» или «верховым».
Вороны нередко приносили крестьянам вред, таская со двора цыплят; поэтому против них нередко совершали различные магические действия. Например, белорусы, чтобы уберечь цыплят от ворон, вывешивали на дворе убитую сороку или ворону, а также опрокидывали горшки вверх дном, полагая, что после этого вороны не смогут увидеть цыплят. Ворона в народной традиции также часто связывали с волком: например, в некоторых местах верили, что тот, кто поет в лесу и увидит ворона, вскоре наткнется на волка, а если ворон, пролетая над стадом, начнет каркать, то это предвещает скорое нападение волка на стадо.
Ворон в народе связывается также с кровопролитием, насилием и войной, по-видимому, из-за того, что вороны обычно слетаются на места битв, вообще на мертвечину, и расклевывают мясо мертвых (что также стало причиной отрицательного отношения к этим птицам). Связь с войной могла объясняться также и
олицетворением грозы в виде ворона: известно, что гроза издревле считалась битвой небесных сил, из-за чего грозовые боги (Перун и пр.) традиционно считались также и покровителями воинов и битв. Из-за этого карканье ворона или необычно большие скопления ворон в народе нередко считались предвестниками войны. Однако представление о связи ворона с битвами и пр. крестьяне в некоторых местах обратили себе на пользу: например, кое-где охотники, чтобы ружье стреляло без промаха, смазывал дуло кровью ворона.

 

He прост заяц, а лисонька хитрее, не обмануть, не убежать от нее ни одному косому не под силу. Но с этого дня и до самого мая им можно было без опаски по лесу разгуливать. Ведь, по народному поверью, на Мартына лисы из одной норы в другую переселяются и так от этого устают, что потом три дня и три ночи дремлют, ничего не слыша и не замечая вокруг.
Но пройдет время, отдохнет, наберет сил Патрикеевна и опять примется по лесу куролесить да по чужим дворам кур и уток «считать». Ну а если вдруг заспится, не проснется кумушка вовремя, ее ворон криком разбудет. Он бы ей и сейчас задремать не дал, да на Мартына у него самого дел невпроворот, потому что в этот день все воронье племя отмечает праздник проводов своих годовалых воронят на отдельное гнездо, то есть в самостоятельную взрослую жизнь.
Ворон на Руси почитался за птицу серьезную, вещую. Ведь он, по представлениям предков наших, был внуком самого Стрибога-повелителя ветров. И, согласно народным сказаниям, мог на своих крыльях переносить бури, а вместе с ними горе-злосчастье.
Говорят, есть у воронов свой царь, который сидит в гнезде, свитом на семи дубах, никуда не отлучаясь, но все на свете ведая. И если кому-то из смертных посчастливится то гнездо отыскать да попасть в милость к вороньему царю, откроются смельчаку все клады, в земле схороненные, все мысли потаенные, будет он язык зверей и птиц понимать и проживет столько, сколько сам захочет. Но, видно, мало было среди людей охотников, пытавшихся с Вороном-царем договориться, да и можно ли положиться на все, о чем деревенские кумушки судачат.
А вот приметы, веками проверенные, «работали», как правило, безотказно, а согласно им: «Если воронье под тучи сбивается — быть морозу, а коль сидит стая на земле — к оттепели», «Если вороны купаются ранней весной — к теплу», «Если вороны садятся на ночлег кто как: кто в одну сторону головой, кто в другую — значит ночь будет безветренная, теплая. А если вороны садятся головой в одну сторону да стремятся сесть на сук потолще и поближе к стволу дерева, то следует ожидать сильного ветра и дуть он будет с той стороны, в какую птицы повернулись головами», «Ворона кричит на полдень — к теплу, на север — к холоду, ходит разинув рот — перед грозой, а играет в небе на лету — к ведру.
«Коли ворон на церкви каркает — к покойнику на селе, на избу сядет и там свою хриплую песню заведет— жди несчастья в доме, а если он на зеленом дереве «запел» — к к благополучию».

Почтенный ворон

Ворон — не муж вороны! Ворон и ворона — птицы разных видов. Ворон (65 см, 0,8—1,5 кг) — самая большая птица семейства воробьиных. Обитает в Евразии (кроме Юго-Восточной Азии), в Северной Африке и Северной Америке, населяя леса, пустыни и горы. От вороны ворон отличается более мощным телосложением и крупным сильным клювом. Такой клюв нужен для разделывания падали, основной пищи воронов. Птицы также охотятся на грызунов, поедают яйца и птенцов других птиц, ловят рыбу, едят насекомых и зерно на полях. Ворон — птица умная. Его издревле считали символом мудрости, вещей птицей, приписывая ворону способность заглянуть в будущее. В старину было принято считать, что вороны, предвидя поживу, слетались на поле битвы еще до приближения войск. Вороны — почтенные семьянины, создающие пару раз и на всю жизнь. Еще в феврале, когда повсюду лежит снег и крепки морозы, вороны строят гнездо — большую, небрежно сложенную из веток чашу. В марте уже отложены яйца (четыре-шесть шт.), в апреле в гнезде появляются птенцы. В мае воронята, вскормленные обоими родителями, встанут на крыло. Но молодые вороны еще долго будут держаться с родителями и покинут семью только поздней осенью, а то и в январе. Старые птицы, отдохнув месяц, вновь откроют сезон гнездования. В скалистых горах Африки обитает красивый белобрюхий ворон. Осторожная птица, белобрюхий ворон издали следит за пасущимися стадами и питается трупами павших животных.

 

Сороки (47 см, 160—260 г) всем знакомы, но отношение к ним неоднозначное. С одной стороны, сороки — веселые и красивые птицы, с другой — воровской нрав и крикливость вызывают недовольство. Недаром говорят, что сорока запятнала белое одеяние грязными делами и стала черно-белой. Сорока-воровка не преминет утащить цыпленка, умыкнуть что-нибудь из провизии, оставленной без присмотра, или выклевать из земли засеянные зерна. Эти птицы любят все яркое и блестящее — таскают монетки и ключи, очки и пуговицы, цветные ленточки и заколки, воруют чайные ложки и другие столовые приборы. Все несут в гнездо — порадовать себя и птенцов. Гнезда у сорок основательные, хорошо припрятанные в гуще ветвей. Гнездо строится из крупных веток, переплетенных травой и глиной укрепленных снаружи и внутри. Воткнутые с боков прутики образуют над гнездом решетчатый свод, который защищает от хищников. Сороки-тараторки — лесные вестники. Осторожные и внимательные птицы, сороки первыми замечают приближение хищника, человека или просто крупного животного, оповещая окрестности трескучим криком. Умная птица разными звуками отмечает приближение опасного хищника и большого безобидного лося, грибника с лукошком и охотника с ружьем. К «белым» делам сороки, несомненно, относится уничтожение вредных для сельского хозяйства насекомых, а также грызунов, угрожающих урожаю зерновых.

 

 

Грачи прилетели — пришла весна. Ранние птицы, грачи (45 см, 310—490 г) возвращаются из теплого юга нашей страны и из Украины в среднюю полосу России уже в марте, с появлением первых проталин. Большими колониями гнездятся они на деревьях в садах и перелесках возле деревень. Примерно в то же время к гнездованию приступают и галки (34 см, 130—225 г). Галки частично зимовали в наших краях, частично улетали в теплые края. И те, и другие в одно время устраивают гнезда в дуплах и норах, в расщелинах скал, под крышами и в пустотах зданий, селятся в старых грачиных гнездах. Питаясь преимущественно насекомыми, галки вместе с грачами вылетают на поля выклевывать из свежевспаханной земли личинки и насекомых, а после сева и брошенные в землю зерна, чем несколько вредят сельскому хозяйству. Но этот ущерб птицы с лихвой возмещают уничтожением вредных насекомых. К лесным вороновым относят красавицу сойку (30 см, 150—200 г). Сойка всю весну и лето трудится на благо леса, поедая вредных насекомых, охотится на мелких грызунов, лягушек и ящериц, изредка разбойничает, разоряя гнезда. В конце лета и осенью сойка отъедается ягодами и семенами и собирает на зиму желуди. Одна сойка за сезон запасает до 4 кг желудей. Не все закопанные плоды находит зимой сойка, и весной прорастут семена, посаженные запасливой птичкой. По хвойным таежным лесам расселились кукши (ронжи) и кедровки (ореховки). Они, подобно сойке, питаютсянасекомыми и мелкими позвоночными, а осенью, запасаясь на зиму, снимают лесной урожай кедровых орешков и прочих семян. В Европе и Азии, в высокогорных альпийских лугах собирают насекомых и семена трав клушица и альпийская галка. Обе птицы гнездятся колониями по труднодоступным скалистым обрывам.

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: