Важнейшим обобщающим показателем, характеризующим финансовое положение коммерческих организаций, является прибыль.
Различают валовую прибыль, прибыль от продаж продукции (работ, услуг), прибыль до налогообложения и чистую прибыль.
Валовая прибыль (убыток) представляет собой разность между выручкой от продаж товаров, услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и себестоимостью проданных товаров, продукции и услуг.
Прибыль (убыток) от продаж рассчитывается как разность между валовой прибылью и суммой коммерческих и управленческих расходов.
Прибыль (убыток) до налогообложения(бухгалтерскую прибыль) можно представить как сумму (разность):
Прибыль (убыток) Сальдо операци- Сальдо внереализа-
от продаж = онных доходов ± ционных доходов.
и расходов и расходов
Чистая прибыль предприятия — это разность между прибылью (убытком) до налогообложения и налогом на прибыль, а также прочими обязательными платежами (пени, штрафы и т.п.).
Чистая прибыль остается в распоряжении предприятия и используется на выплату дивидендов акционерам, создание и пополнение специальных фондов, предусмотренных учредительными документами (фондов накопления, предназначенных для финансирования капитальных вложений в объекты производственного назначения); фонда социальной сферы; фонда потребления и др.,
Показатели прибыли формируются под влиянием следующих факторов:
- цены на продукцию и тарифы на работы и услуги;
- себестоимость продукции, работ и услуг;
- объем продукции (работ, услуг);
- ассортимент продукции (работ, услуг).
Для характеристики эффективности хозяйственной деятельности предприятия вычисляют показатели рентабельности.
|
Общая рентабельность (рентабельность предприятия) определяется как отношение валовой прибыли к средней стоимости основных производственных фондов, нематериальных активов и материальных оборотных средств:
где - валовая прибыль;
- сумма средней стоимости основных производственных фондов (), нематериальных активов и материальных оборотных средств
Рентабельность продукции определяется как отношение прибыли от продажи продукции к ее полной себестоимости:
где - прибыль от продажи продукции;
- стоимость проданной продукции;
- полная себестоимость проданной продукции.
Изменение в уровне рентабельности продукции происходит под влиянием изменения:
- цен на проданную продукцию;
- себестоимости продукции;
- структуры проданной продукции.
При выпуске нескольких видов продукции необходимо вычислять среднюю рентабельность, ее динамику и определять влияние на ее величину изменения рентабельности отдельных видов продукции и изменения доли затрат на ее производство в общем объеме затрат.
Средняя рентабельность проданной продукции рассчитывается как отношение суммарной прибыли от продажи всех видов продукции (работ, услуг) к общей стоимости затрат на их производство и реализацию:
где - суммарная прибыль от продажи всех видов продукции и услуг;
- суммарные затраты на производство и продажу всех видов продукции и услуг;
- рентабельность от продажи i-го вида продукции;
— удельный вес затрат на производство и продажу i-го вида продукции в общем объеме затрат.
|