Образовательная ситуация




«Путешествие Воздушных человечков в страну Легких»

Цель: реализация проектной деятельности по Валеологии с детьми старшего дошкольного возраста.

Задачи: уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о дыхательной системе и дыхании человека, познакомить ребят с органами дыхания (нос, трахея, легкие), с механизмом дыхания (вдох-выдох); активизировать и пополнить словарь по теме.

Оборудование: шарики воздушные, волшебная палочка, шапочки (облака, микробы и вирусы); макет «Строение человека»; иллюстрации с изображением внешнего и внутреннего строения носа, дыхательных путей, легких и грудной клетки; атрибуты к дыхательным упражнениям «Футболист», «Загони мяч в ворота», «Надуй пузырь», «Плыви кораблик».

Ход занятия:

В: Ребята, наш друг добрый волшебник Узнайка прислал вам посылку и письмо. Давайте прочитаем, что же он пишет? (Зачитывает письмо):

«Здравствуйте, дорогие ребята!

Наконец наступила долгожданная весна, все чаще выглядывает из-за туч солнышко, с каждым днем становится все теплее. Самое чудесное время для прогулки. Знаю, как у вас весело, и с удовольствием приехал бы к вам в гости, но я простудился и вот уже целую неделю болею. А все из-за того, что не знал, как работает мой организм и не соблюдал правил безопасного поведения для сохранения своего здоровья.

Оказывается, я многое делал неправильно. И теперь хочу поделиться с вами знаниями о том, как сохранить свое здоровье ранней весной.

Откройте посылку и посмотрите, что я вам прислал.

Мои подарки откроют вам еще одну тайну строения человеческого организма и научат вас быть здоровыми и крепкими.

Воспитатель открывает посылку и достает надувные шарики.

В: Надо же! Что это за чудо-подарки?

Д: Мы знаем! Это воздушные шарики!

В: Интересно, какая же может быть связь между здоровьем человека и шариками?

Посмотрим, что дальше пишет нам наш друг Узнайка..

Ребята, достаньте шарики из коробки, они хотят, чтобы вы их надули и поиграли с ними. Шарики эти не простые, а волшебные. Они помогут вам раскрыть чудесную тайну человеческого дыхания. С их помощью вы сможете самостоятельно узнать ответы на вопросы, связанные с сохранением вашего здоровья…

Воспитатель раздает шарики, дети их надувают. Воспитатель продолжает беседу.

В: Ребята, как вы думаете, что находится внутри шариков?

Д: Воздух.

В: А как воздух попал в шарики?

Д: Мы надули его.

В: Шарики легкие или тяжелые?

Д: Легкие.

В: А почему шарики легкие?

Д: Потому что воздух легкий.

В: Интересно, разве у вас внутри есть запасы воздуха? Откуда вы его взяли.

Д: Мы вдохнули его, мы дышим.

В: А как воздух попадает в человеческий организм, кто знает?

При помощи какого органа воздух поступает в тело человека?

У воздуха есть «свое» место внутри вашего тела? Где оно находится?

Как вы думаете, почему шарики после надувания имеют разный размер?

Задаются дополнительные вопросы в зависимости от ситуации. Дети высказывают разные предположения, но какие из них верные?

В: Чтобы узнать правильные ответы на все вопросы Узнайки, предлагаю вам совершить путешествие Воздушных человечков, которые, кажется, знают ответы на все вопросы. Ну что, отправимся в путешествие?

Д: Да!

В: Тогда быстрее в путь!

Обыгрывается превращение детей в воздушных человечков с помощью волшебной палочки. (Часть детей выбирает атрибуты с изображением облачка, другие – с изображением микробов и вирусов).

В: Ребята, давайте представим себя Воздушными человечками. Мы добрые и очень необходимые для дыхания. Мы не просто Воздушные человечки, все вместе мы образуем воздух, который так нужен человеку для жизни.

Но воздух не всегда бывает чистым, иногда в него попадают пылинки и вредные микроорганизмы. (К Воздушным человечкам присоединяются «Микробы» и «Вирусы»).

Давайте сейчас все вместе сделаем вдох? Слышите звук? Так человек вдыхает воздух. Чувствуете, как нас засасывает… в нос! (Дети подходят к иллюстрации с изображением человеческого носа).

Вот мы и в носу. Хорошенько оглядимся…

Ой, да здесь не только воздух! Тут и пыль, и микробы…

Но, к счастью, их задерживает «лес» из волосков, которые растут в ноздрях, а также специальный «волшебный клей». (Иллюстрация с изображением внутреннего строения носа).

Почему он волшебный, спросите вы? Да потому что он обладает чудесным свойством задерживать пыль и микробов. В нем живут клетки-воины Лейкоциты, которые храбро сражаются с вредными микроорганизмами (микробами и вирусами). Благодаря такому замечательному свойству носа, воздух поступает в тело человека чистым. А если вдруг микробов будет очень много, то нос выбросит их наружу, и тогда готовь носовой платок («Микробы» садятся на стульчики, в «носу» остаются только Воздушные человечки; «Микробы» меняют шапочки вирусов на шапочки Воздушных человечков и возвращаются в «нос»).

Дышать следует носом, так как холодный воздух в носу равномерно согревается и уже чистым и теплым попадает в трахею – специальный воздушный тоннель, а потом поступает в легкие. (Дети проходят через обруч-«трахею» и оказываются перед иллюстрацией с изображением легких).

Благодаря легким мы дышим.

Они работают и днем, и ночью, изо дня в день, месяц за месяцем, год за годом, всю жизнь.

Легкие находятся в грудной клетке (макет строения человека).

Грудная клетка служит для легких серьезной защитой от повреждений. В ней имеются не только «стены» – ребра, но и «пол», только он не деревянный, а из мышцы. Зовут ее Диафрагма. У этой большой сильной мышцы есть подружки, которые живут между ребрами. Они большие труженики и ни минутки не отдыхают. Именно они, сокращаясь (опускаясь и поднимаясь), помогают легким дышать.

Когда мышцы опускаются, ребра расходятся, легкие расправляются, становятся объемными, и затем, как насосом втягивают в себя воздух. Так происходит вдох.

Когда мышцы поднимаются, легкие сжимаются и выталкивают воздух наружу. Происходит выдох.

Воспитатель предлагает детям несколько раз вдохнуть и выдохнуть, акцентируя внимание на правильном дыхании: вдох через нос, выдох через рот, и посмотреть, как увеличивается грудная клетка при вдохе и уменьшается при выдохе.

Помните, что шарики после надувания оказались разных размеров? Это произошло потому, что объем легких у всех деток разный. У кого-то легкие могут вместить больше воздуха, у кого-то – меньше.

Легкие добрые, заботливые и всегда рады гостям – Воздушным человечкам, хотя и не позволяют им долго задерживаться в своей удивительной стране. Ведь воздух, поступающий в легкие, содержит много кислорода, необходимого человеческому организму. В легких полезный кислород обменивается на вредный для человеческого организма углекислый газ, образующийся в процессе жизнедеятельности. Такой воздух при выдохе выводится легкими через трахею и нос наружу.

Все Воздушные человечки возвращаются через обруч-«трахею» в «нос» и садятся на стульчики.

Легкие – наш бескорыстный помощник и друг, а о друзьях нужно заботиться, беречь их, не делать больно, не доставлять хлопот и неприятностей.

Оказывается, пишет Узнайка, сохранить дыхательную систему здоровой совсем несложно.

Для этого надо вести здоровый образ жизни, вовремя обеспечивать доступ свежего воздуха в организм и делать специальные дыхательные упражнения.

Также Узнайка хотел бы поделиться с вами правилами безопасного поведения:

1. Не глотать инородных предметов и не засовывать их в нос, т. к. они могут попасть в дыхательное горло, а это опасно (может привести к невозможности дыхания);

2. Дышать носом;

3. Вовремя проветривать помещение и не забывать о прогулках на свежем воздухе;

4. Избегать простудных заболеваний;

5. Не смеяться и не разговаривать во время приема пищи;

6. При затрудненном дыхании и закупорке дыхательных путей отправляться к врачу или сразу в больницу.

Каждый пункт Правил сопровождается иллюстрацией и обсуждается с детьми; выслушиваются все мнения, при необходимости корректируются.

В: В результате нашего путешествия мы разгадали тайну страны Легких, тайну дыхания человека.

Теперь с помощью нашей волшебной палочки мы превратимся обратно в ребят и вспомним, что нового мы узнали благодаря путешествию Воздушных человечков в страну Легких.

Рефлексия.

Какие органы человека участвуют в дыхании?

Для чего человеку нос? Легкие? Грудная клетка?

Что происходит с воздухом в носу? А в легких?

Какие правила безопасного поведения для сохранения здоровья дыхательной системы вы запомнили?

В: Молодцы, ребята! Наш добрый волшебник Узнайка прощается с вами, желает вам крепкого здоровья и надеется на скорую встречу с вами.

И, хотя наше сегодняшнее путешествие в страну Легких закончилось, это еще не все.

Узнайка передал вам веселые игры-подарки, с помощью которых вы сможете оказать легким огромную помощь в их каждодневном труде. В эти игры вы можете играть самостоятельно или с друзьями.

Воспитатель достает из коробки атрибуты к дыхательным упражнениям «Футболист», «Загони мяч в ворота», «Надуй пузырь», «Плыви, кораблик» и предлагает детям поиграть, предварительно напомнив им правила.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: