ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ
Ордена Трудового Красного Знамени
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«Московский технический университет связи и информатики»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
Для проведения практических занятий
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ЭКОНОМИКА ЭЛЕКТРОННОГО БИЗНЕСА
И информационных систем
(Часть 1)
Для студентов заочной формы обучения
Направления 09.03.03 Прикладная информатика
Прикладная информатика в бизнесе
Москва 2017
Оценка текущего состояния систем электронного бизнеса
Оценка текущего состояния систем электронного бизнеса может осуществляться по следующим четырем направлениям:
· Оценка текущего состояния с точки зрения этапа развития систем электронного бизнеса;
· Оценка места электронного бизнеса в Интернет-экономике;
· Оценка состояния электронного бизнеса в разрезе стран;
· Оценка состояния электронного бизнеса по моделям.
На основе зарубежного опыта выделяют 5 этапов развития систем электронного бизнеса, наиболее характерных для сектора В2С:
1-ый этап – появление электронного бизнеса характеризуется ажиотажным интересом к высокотехнологичным новшествам и завышенными ожиданиями потенциальных потребителей.
2-ой этап – резкий рост электронных торговых систем. При этом привлекаются крупные инвестиции и достигается пика покупательской активности.
3-ий этап –спад. Появляются первые негативные отклики, вызванные несоответствием ожиданий качеству обслуживания, на которое основное влияние оказала низкий уровень развития инфраструктуры Эб. Некоторые компании становятся банкротами, другие вынуждены проходить процедуру слияния.
|
4-ый этап – построение инфраструктуры рынка. Участники начинают прикладывать значительные усилия к созданию эффективных платежных систем, собственной логистической службы либо к объединению с офлайновым поставщиком, имеющим развитую складскую и транспортную системы.
5-ый этап – рост, подкрепленный реальной экономической базой. На данном этапе появляются системы электронных денег и чеков, смарт-карт.
Для оценки места электронного бизнеса в Интернет-экономике анализируют структуру доходов Интернет-экономики и динамику объемов продаж (доходов) по секторам.
Под Интернет - экономикой («цифровая экономика») понимают экономику рыночного типа, основанная на отношениях купли-продажи товара на глобальном рынке с использованием сетевых решений, а также средств мобильной телефонной связи. Она включает в себя условно три сектора:
1. Интернет-инфраструктура. Э тот сектор включает в себя телекоммуникационные компании, Интернет-сервис -провайдеров, поставщиков каналов, компании "последней мили" и производителей сетевого оборудования.
2. Инфраструктура услуг. В этом секторе трудятся производители программного обеспечения и службы, обеспечивающие транзакции в Сети.
3. Электронный бизнес. В данном секторе включены не только компании, которые проводят в Сети непосредственные коммерческие транзакции (торговля авиабилетами, Интернет-магазины, продажи непосредственно от производителей, online-развлечения). Есть целый класс компаний, которые не получают прибыли непосредственно от транзакций в Интернете. Такие компании зарабатывают на размещении рекламы, плате за подписку и комиссионными. Кроме того, сюда же входят консультационные и обслуживающие компании, обеспечивающие создание web-страниц - от порталов до страниц электронной коммерции. Здесь поисковые машины, базы данных и мультимедиа-применения.
|
Оценка текущего и прогнозируемого состояния систем электронного бизнеса по моделям включает в себя анализ динамики объемов продаж (доходов) электронного бизнеса в целом и по различным моделям, а также определение структуру продаж (доходов).
Для оценки динамики объемов продаж электронного бизнеса необходимо рассчитать темпы изменения продаж по каждому сектору (модели) и в целом:
где - объем продаж i–ого сектора (модели) в t–м, t-1 году.
Структура доходов электронного бизнеса определяется по следующей формуле:
Прогнозирование объема продаж на 2-х летний период может осуществляться на основе среднегодовых темпов роста (снижения):
где - объем продаж i–ого сектора (модели) в n-ом (т.е. последнем), n-2 году.
Определив , можно рассчитать предполагаемый объем продаж по секторам на будущий период следующим образом:
,
Прогноз рынка электронного бизнеса складывается из прогнозируемых значений объема продаж по различным секторам.
Задача 1. Оцените состояние рынка электронного бизнеса по странам, объясните произошедшие изменения.
Группы стран | Оборот рынка электронного бизнеса, млрд. долл. | |
1 год | 2 год | |
Решение:
|