При внедрении систем в корпорациях учитывается количество пользователей системы и примерное количество проходящих через них документов. Основной целью внедрения является эффективное функционирование системы электронного документооборота. Однако величина затрат также имеет немаловажное значение. От того, насколько точно будут определены потребности организации в конкретных средствах хранения и передачи информации, зависит и сама техническая база и, соответственно, затраты на внедрение. Без учета потребности каждого структурного элемента корпорации не представляется возможным определить оптимальное соотношение технических средств передачи и хранения информации.
Задача выбора состоит в нахождении максимально эффективных по определенному критерию путей движения документов как внутри корпорации, так и при контакте с внешними объектами. Оценка вариантов организации системы электронного документооборота может производиться на основе следующих критериев:
1. Время работы системы – суммарное по системе время реакции на запросы. При этом время ответа на запрос включает время передачи запроса в узел, в котором хранится требуемый документ, время поиска документа в этом узле и формирования ответа, а также время обратной передачи ответа. При построении системы на основе этого критерия управляют такими параметрами, как тактовая частота процессора, объем оперативной памяти, объем и скорость доступа к запоминающим устройствам, скорость передачи информации по сети и т.д., то есть основываются на изменении технической базы.
2. Затраты на передачу документов между структурными элементами системы по каналам связи.
|
Следует заметить, что при оптимизации на основе данного критерия не учитывается стоимость хранения документов. В качестве примера можно привести ситуацию, когда документ на каждом участке системы дублируется и, соответственно, стоимость передачи документа при каждом новом запросе с одного участка системы на другой минимальна, но при этом резко возрастает стоимость хранения информации, что понижает общую эффективность такой системы.
Еще одним отрицательным фактором в данном варианте является то, что при его использовании резко возрастает стоимость обновления и корректировки документов, так как при изменении придется выискивать все места хранения данной информации и вносить в них изменения. Кроме того, в данном случае резко возрастает вероятность потери какого-либо хранилища информации (особенно если хранилища информации разнесены территориально), в результате чего пользователям будет предоставлена недостоверная информация и организация может понести значительные убытки
3. Затраты на корректировку и обновление документов. При высокой степени изменчивости информации минимизация данного критерия приводит к значительному уменьшению количества копий. Что ведет к резкому увеличению документопотоков информации, передаваемой между различными участками системы, вызывает увеличение времени исполнения операций и стоимости поиска информации из-за необходимости обращения именно к тем хранилищам, где находятся запрашиваемые документы. Однако, если хранилища информации территориально разделены, то увеличение времени и стоимости передачи может свести на нет экономию от уменьшения объемов хранимой информации. Кроме того, в рассматриваемом случае значительно снижаются показатели надежности системы электронного документооборота.
|
4. Стоимость хранения документов. Оптимизация по данному критерию ведет к снижению непериодических затрат на хранение документов, а также затрат на их обновление, поскольку минимизация дублирования документов приводит к снижению затрат на внесение изменений во все хранилища информации и значительному сокращению времени поиска документа в рамках одного узла. Однако уменьшение объемов информации за счет ликвидации ее дублирования имеет и свои отрицательные стороны, описанные во втором варианте
Проведенные критерии невозможно применить в «чистом виде», т.е. оптимальность системы электронного документооборота может быть достигнута только путем сочетания нескольких перечисленных вариантов.
Поэтому, при целесообразно использовать какой-либо обобщающий экономический критерий - сумма затрат на хранение, передачу и обновление документов.
Следует отметить, что наряду со стоимостью хранения и передачи информации существует другой важный критерий – время передачи информации (время работы системы). Внастоящий момент он выходит на первый план в некоторых типах корпоративных систем, например, в инвестиционных компаниях, где все решают минуты или секунды и для принятия правильного решения необходимо располагать всей полнотой информации в кратчайшие сроки. Для корпорации в широком смысле этого слова данный критерий не является главным и может выступать в качестве ограничения, а на первый план выступает экономический критерий.
|
Задача 6. Выберите один из вариантов организации электронного документооборота на предприятии.
Показатели | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
1. Количество документов в системе | ||||
2. Количество копий документов | ||||
3. Скорость передачи документа, сек | ||||
4. Стоимость передачи документа, $ | 0,27 | 0,13 | 0,17 | 0,24 |
5. Необходимый объем памяти, Гбайты | 26,4 | 32,8 | 19,9 | 23,4 |
6. Средняя стоимость обновления одного документа в системе 1,4 $.
7. Стоимость 1 Гбайта 12 $.
Решение.
Показатели | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
1. Время работы системы, час | ||||
2. Стоимость передачи, $ | ||||
3. Стоимость обновления и корректировки, $ | ||||
4. Стоимость хранения, $ | ||||
5. Сумма затрат, $ |
Показатели | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
1. Время работы системы | ||||
5. Сумма затрат | ||||
Обобщающая оценка |
Методом расстояний определяем 1- х min i / x ij
Показатели | Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 |
1. Время работы системы | ||||
5. Сумма затрат | ||||
Обобщающая оценка |
Задача 7. Оцените эффективность внедрения системы электронного документооборота на предприятии. Если за счет внедрения будет достигнуто сокращение годового рабочего времени на 6 130 часов и снижение расходов на бумажный документооборот на 1 000 $. При этом среднемесячная зарплата работников составляет 700 $. А для управления системой документооборота требуется системный администратор с окладом 1 2000$. Единовременные (капитальные) затраты на организацию системы составляют 104 000$.