Методика изучения предметных представлений у старших дошкольников с нарушениями зрения




Глава 3. Коррекционная работа по развитию предметных представлений у старших дошкольников с нарушениями зрения

 

Методика изучения предметных представлений у старших дошкольников с нарушениями зрения

 

Целью констатирующего этапа эксперимента является выявление особенностей предметных представлений у старших дошкольников с нарушениями зрения.

Теоретическими основами констатирующего эксперимента являлись диагностическая методика, предложенная в пособии Л.А. Дружининой, Л.Б. Осиповой, составленная в соответствии с содержанием «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)», третий год обучения [53]. Для его проведения мы отобрали задания, соответствующие характеру констатируемых данных с их дальнейшей модификацией в соответствии с целью нашего исследования. Нами были включены задания, предполагающие изучение узнавание предметов, выделение их сенсорных характеристик с помощью осязания.

Было проведено 6 серий экспериментальных заданий, направленных на изучение зрительных и осязательных представлений о предметном мире детей 5-6 лет с нарушениями зрения.

Во время констатирующего эксперимента было обследовано 20 детей в возрасте от пяти до шести лет: 10 детей с косоглазием и амблиопией, 10 детей – без зрительной патологии. Дети с нарушениями зрения проходили период окклюзионного лечения, имели монокулярный характер зрения. Во время эксперимента у детей с нарушениями зрения была окклюзия лучше видящего глаза.

Первая серия заданий была направлена на определение умений узнавать и называть предметы с помощью зрения.

Детям было предложено выполнение 9 заданий:

1. Узнавание и называние деревьев (ель, береза, дуб, рябина, сосна)

2. Узнавание и называние цветов (мак, ромашка, одуванчик, колокольчик, георгин)

3. Узнавание и называние птиц (воробей, синица, снегирь, голубь, дятел, сорока)

4. Узнавание и называние домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, коза, овца, баран)

5. Узнавание и называние посуды (чайная, столовая, кухонная)

6. Узнавание и называние одежды (верхняя, нижнее бельё, спортивная, праздничная, рабочая, головные уборы)

7. Узнавание и называние обуви (детской, спортивной, домашней, женской, мужской)

8. Узнавание и называние видов транспорта (воздушный, наземный, пассажирский, водный, специальный)

9. Узнавание и называние зданий (жилые дома, аптека, библиотека, школа, детский сад, почта, магазин)

Критериями оценки выполнения задания считалось: правильность узнавания и называния объектов, самостоятельность.

Результаты выполнения каждого задания первой серии ранжировались по трем уровням: высокий уровень – правильное выполнение задания; средний – выполнение задания с одной ошибкой, при стимулирующей помощи взрослого; низкий – с двумя и более ошибками, при практической помощи взрослого.

Вторая серия заданий была направлена на зрительное узнавание объектов в модальностях.

Детям было предложено выполнение 6 заданий:

1. Узнавание объекта в силуэтном изображении

2. Узнавание объекта в контурном изображении

3. Узнавание объекта в схематичном изображении

4. Узнавание объекта в различном пространственном положении

5. Узнавание объекта в неполном изображении

6. Узнавание объекта на зашумлённом фоне

Критериями оценки выполнения задания считалось: правильность узнавания и называния объектов, самостоятельность выполнения задания.

Результаты выполнения каждого задания первой серии ранжировались по трем уровням: высокий уровень – правильное выполнение задания; средний – выполнение задания с одной ошибкой, при стимулирующей помощи взрослого; низкий – с двумя и более ошибками, при практической помощи взрослого.

Третья серия заданий была направлена на выделение признаков предмета при зрительном восприятии.

Детям было предложено выполнение 5 заданий

1. Узнавание и называние основных цветов

2. Узнавание и называние геометрических форм

3. Узнавание и называние величины объектов

4. Узнавание и называние составных частей объекта

5. Узнавание и называние объекта в различном пространственном положении

Четвёртая серия заданий была направлена на выявления представлений о назначении объектов.

Детям было предложено выполнение 6 заданий:

1. Рассказать о назначении предметов мебели;

2. Рассказать о назначении транспортных средств;

3. Рассказать о назначении предметов посуды;

4. Рассказать о назначении инструментов;

5. Рассказать о назначении предметов одежды;

6. Рассказать о назначении зданий.

Детям предлагалось рассказать назначении предмета: о том, для чего нужен предмет, как он используется человеком, о правилах его хранения, технике безопасности при использовании предмета и т.п.

Критериями оценки выполнения задания считалось: правильное и самостоятельное определение назначения предмета.

Результаты выполнения каждого задания первой серии ранжировались по трем уровням: высокий уровень – правильное выполнение задания; средний – выполнение задания с одной ошибкой, при стимулирующей помощи взрослого; низкий – с двумя и более ошибками, при практической помощи взрослого.

Пятая серия заданий была направлена на выявление умений группировать и обобщать предметы.

Детям было предложено выполнение 9 заданий, которые предполагали произведение обобщения и группировки:

1. Растений (деревья, цветы)

2. Животных

3. Птиц

4. Транспорта

5. Посуды

6. Инструментов

7. Одежды

8. Обуви

9. Зданий

Критериями оценки выполнения задания считалось: правильное произведение обобщения (по существенному признаку), обозначение в речи обобщающего понятия, правильное осуществление группировки предметов по видовым отличиям, самостоятельность при выполнении задания.

Результаты выполнения каждого задания первой серии ранжировались по трем уровням: высокий уровень – правильное самостоятельное выполнение задания, произведение обобщения по существенному признаку, умение производить группировку предметов по родовым и видовым признакам; средний – выполнение задания с одной ошибкой, наличие обобщений по функциональному или второстепенному признаку, ошибки при словесном употреблении обобщающих понятий, необходимость организующей помощи взрослого; низкий – производит элементарные обобщения (по родовым признакам, обобщение и группировку по видовым отличиям не производит), допускает две и более ошибок, преобладание обобщений и группировки по функциональному признаку, необходима практическая помощь взрослого.

Шестая серия заданий была направлена на изучение особенностей предметных представлений на основе осязания.

Детям предлагалось обследовать предметы с помощью осязания, определить их характерные признаки (качества и свойства предмета, его форма, величина, строение).

Детям было предложено выполнение 5 заданий:

1. Узнавание и называние объекта;

2. Узнавание и называние формы;

3. Выделение частей объекта;

4. Определение качества поверхности;

5. Определение материала, из которого изготовлен предмет, и его свойств.

 

Критериями оценивания считалось: умение правильно идентифицировать образец, самостоятельность выполнения задания, безошибочное выделение признаков и свойств предметов.

Результаты выполнения заданий ранжировались в три уровня: высокий – правильное и самостоятельное выполнение заданий, средний – выполнение задания с одной ошибкой, необходима стимулирующая и организующая помощь взрослого при выделении признаков и свойств предметов; низкий – выполнение задания с двумя и более ошибками, необходима практическая помощь взрослого при выделении признаков и свойств предметов, отказ от выполнения задания.

Задания предъявлялись каждому ребенку индивидуально. Результаты выполнения детьми заданий заносились нами в протоколы, которые представлены в Приложении 2.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: