Глава 3. Коррекционная работа по развитию предметных представлений у старших дошкольников с нарушениями зрения
Методика изучения предметных представлений у старших дошкольников с нарушениями зрения
Целью констатирующего этапа эксперимента является выявление особенностей предметных представлений у старших дошкольников с нарушениями зрения.
Теоретическими основами констатирующего эксперимента являлись диагностическая методика, предложенная в пособии Л.А. Дружининой, Л.Б. Осиповой, составленная в соответствии с содержанием «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)», третий год обучения [53]. Для его проведения мы отобрали задания, соответствующие характеру констатируемых данных с их дальнейшей модификацией в соответствии с целью нашего исследования. Нами были включены задания, предполагающие изучение узнавание предметов, выделение их сенсорных характеристик с помощью осязания.
Было проведено 6 серий экспериментальных заданий, направленных на изучение зрительных и осязательных представлений о предметном мире детей 5-6 лет с нарушениями зрения.
Во время констатирующего эксперимента было обследовано 20 детей в возрасте от пяти до шести лет: 10 детей с косоглазием и амблиопией, 10 детей – без зрительной патологии. Дети с нарушениями зрения проходили период окклюзионного лечения, имели монокулярный характер зрения. Во время эксперимента у детей с нарушениями зрения была окклюзия лучше видящего глаза.
Первая серия заданий была направлена на определение умений узнавать и называть предметы с помощью зрения.
Детям было предложено выполнение 9 заданий:
|
1. Узнавание и называние деревьев (ель, береза, дуб, рябина, сосна)
2. Узнавание и называние цветов (мак, ромашка, одуванчик, колокольчик, георгин)
3. Узнавание и называние птиц (воробей, синица, снегирь, голубь, дятел, сорока)
4. Узнавание и называние домашних животных (кошка, собака, корова, лошадь, коза, овца, баран)
5. Узнавание и называние посуды (чайная, столовая, кухонная)
6. Узнавание и называние одежды (верхняя, нижнее бельё, спортивная, праздничная, рабочая, головные уборы)
7. Узнавание и называние обуви (детской, спортивной, домашней, женской, мужской)
8. Узнавание и называние видов транспорта (воздушный, наземный, пассажирский, водный, специальный)
9. Узнавание и называние зданий (жилые дома, аптека, библиотека, школа, детский сад, почта, магазин)
Критериями оценки выполнения задания считалось: правильность узнавания и называния объектов, самостоятельность.
Результаты выполнения каждого задания первой серии ранжировались по трем уровням: высокий уровень – правильное выполнение задания; средний – выполнение задания с одной ошибкой, при стимулирующей помощи взрослого; низкий – с двумя и более ошибками, при практической помощи взрослого.
Вторая серия заданий была направлена на зрительное узнавание объектов в модальностях.
Детям было предложено выполнение 6 заданий:
1. Узнавание объекта в силуэтном изображении
2. Узнавание объекта в контурном изображении
3. Узнавание объекта в схематичном изображении
4. Узнавание объекта в различном пространственном положении
5. Узнавание объекта в неполном изображении
|
6. Узнавание объекта на зашумлённом фоне
Критериями оценки выполнения задания считалось: правильность узнавания и называния объектов, самостоятельность выполнения задания.
Результаты выполнения каждого задания первой серии ранжировались по трем уровням: высокий уровень – правильное выполнение задания; средний – выполнение задания с одной ошибкой, при стимулирующей помощи взрослого; низкий – с двумя и более ошибками, при практической помощи взрослого.
Третья серия заданий была направлена на выделение признаков предмета при зрительном восприятии.
Детям было предложено выполнение 5 заданий
1. Узнавание и называние основных цветов
2. Узнавание и называние геометрических форм
3. Узнавание и называние величины объектов
4. Узнавание и называние составных частей объекта
5. Узнавание и называние объекта в различном пространственном положении
Четвёртая серия заданий была направлена на выявления представлений о назначении объектов.
Детям было предложено выполнение 6 заданий:
1. Рассказать о назначении предметов мебели;
2. Рассказать о назначении транспортных средств;
3. Рассказать о назначении предметов посуды;
4. Рассказать о назначении инструментов;
5. Рассказать о назначении предметов одежды;
6. Рассказать о назначении зданий.
Детям предлагалось рассказать назначении предмета: о том, для чего нужен предмет, как он используется человеком, о правилах его хранения, технике безопасности при использовании предмета и т.п.
Критериями оценки выполнения задания считалось: правильное и самостоятельное определение назначения предмета.
|
Результаты выполнения каждого задания первой серии ранжировались по трем уровням: высокий уровень – правильное выполнение задания; средний – выполнение задания с одной ошибкой, при стимулирующей помощи взрослого; низкий – с двумя и более ошибками, при практической помощи взрослого.
Пятая серия заданий была направлена на выявление умений группировать и обобщать предметы.
Детям было предложено выполнение 9 заданий, которые предполагали произведение обобщения и группировки:
1. Растений (деревья, цветы)
2. Животных
3. Птиц
4. Транспорта
5. Посуды
6. Инструментов
7. Одежды
8. Обуви
9. Зданий
Критериями оценки выполнения задания считалось: правильное произведение обобщения (по существенному признаку), обозначение в речи обобщающего понятия, правильное осуществление группировки предметов по видовым отличиям, самостоятельность при выполнении задания.
Результаты выполнения каждого задания первой серии ранжировались по трем уровням: высокий уровень – правильное самостоятельное выполнение задания, произведение обобщения по существенному признаку, умение производить группировку предметов по родовым и видовым признакам; средний – выполнение задания с одной ошибкой, наличие обобщений по функциональному или второстепенному признаку, ошибки при словесном употреблении обобщающих понятий, необходимость организующей помощи взрослого; низкий – производит элементарные обобщения (по родовым признакам, обобщение и группировку по видовым отличиям не производит), допускает две и более ошибок, преобладание обобщений и группировки по функциональному признаку, необходима практическая помощь взрослого.
Шестая серия заданий была направлена на изучение особенностей предметных представлений на основе осязания.
Детям предлагалось обследовать предметы с помощью осязания, определить их характерные признаки (качества и свойства предмета, его форма, величина, строение).
Детям было предложено выполнение 5 заданий:
1. Узнавание и называние объекта;
2. Узнавание и называние формы;
3. Выделение частей объекта;
4. Определение качества поверхности;
5. Определение материала, из которого изготовлен предмет, и его свойств.
Критериями оценивания считалось: умение правильно идентифицировать образец, самостоятельность выполнения задания, безошибочное выделение признаков и свойств предметов.
Результаты выполнения заданий ранжировались в три уровня: высокий – правильное и самостоятельное выполнение заданий, средний – выполнение задания с одной ошибкой, необходима стимулирующая и организующая помощь взрослого при выделении признаков и свойств предметов; низкий – выполнение задания с двумя и более ошибками, необходима практическая помощь взрослого при выделении признаков и свойств предметов, отказ от выполнения задания.
Задания предъявлялись каждому ребенку индивидуально. Результаты выполнения детьми заданий заносились нами в протоколы, которые представлены в Приложении 2.