Готовность дошкольников к обучению в школе




Готовность к школьному обучению – совокупность морфофизиологических и психологических особенностей ребёнка дошкольного возраста, обеспечивающая успешный переход к систематически организованному школьному обучению

 

Психологическая готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти, внимания, мышления, речевого развития, воображения.

Социальная или личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков совместной деятельности и навыков общения с детьми и взрослыми, ориентацией на социальные нормы и ценности, уровнем самооценки.

И здесь мне бы хотелось обратить особое внимание на развитие эмоциональной сферы дошкольников. Многие специалисты по дошкольному образованию констатируют, что эмоциональная сфера современных малышей развита достаточно слабо. Почему-то родители направляют все свои усилия в первую очередь на развитие интеллектуальной сферы ребенка, забывая об эмоциональной сфере и не задумываясь о том, что обедненная

 

Готовность к школьному обучению предполагает сформированность "внутренней позиции школьника", что означает способность ребенка сознательно ставить и исполнять определенные намерения и цели.

Большинство исследователей одно из главных мест отводят произвольности. Д. Б. Эльконин выделял в качестве основных такие умения, как сознательное подчинение своих действий правилу, ориентировка на заданную систему требований, внимательное слушание говорящего и точное выполнение задания, предлагаемого в устной форме.

Указанные параметры и являются элементами развитой произвольности.

Для успешного обучения в школе также важна сформированность умения общаться со взрослыми и сверстниками, готовность к принятию новой социальной позиции: "позиции школьника".

Интеллектуальная готовность к школьному обучению прежде всего складывается не из суммы усвоенных знаний, а из уровня развития познавательных процессов, т. е. способности ребенка рассуждать, анализировать, сравнивать, делать выводы и т. д. При этом крайне важен хороший уровень речевого развития.

Обобщая вышеназванные подходы, можно выделить три аспекта готовности к школьному обучению: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.

Интеллектуальный компонент выражается в уровне кругозора, определенном словарном запасе, уровне развития познавательных процессов (восприятия, памяти, внимания, мышления и воображения, речи) и умении выделять учебную задачу.

Эмоциональная готовность - это умение ребенка длительное время выполнять малопривлекательное задание, не отвлекаясь, снижение импульсивных реакций, способность ставить цель и достигать ее, несмотря на трудности. Социальный компонент проявляется в возможности и желании общаться со сверстниками, подчиняться законам детской группы, в готовности принять статус ученика.

Некоторые исследователи акцентируют внимание на мотивационной готовности, которая проявляется в ярко выраженной потребности в достижении успехов в учебе и общении, наличии адекватной (соответствующей истинному положению) самооценки, умеренно высоком уровне притязаний (стремлении достичь чего-либо). Итак, у психологически готового к обучению в школе ребенка должны быть сформированы все перечисленные выше компоненты.

Готов ребенок к новой школьной жизни или нет, определяется по признакам:

· морфофизиологическая готовность к школе определяется уровнем развития основных функциональных систем организма ребенка

· психологическая готовность к школе определяется уровнем развития восприятия, памяти,

внимания, мышления, речевого развития, воображения.

· личностная готовность к обучению в школе определяется уровнем развития эмоционально-волевой сферы ребенка, желанием ребенка учиться, принятием социального статуса школьника, сформированностью навыков.

Степень их сформированности зависит от:

· правильного созревания организма дошкольника (особенно ЦНС);

· уровня развития его психических процессов;

· социальной среды, в которой малыш воспитывался;

· личностных качеств, которые у него выработались;

· наличия основных универсальных учебных умений.

Основные виды готовности к обучению в школе и их характеристика:

Физическая Уровень физического и биологического развития, состояние здоровья.
Психологическая Интеллектуальная Наличие необходимой базы знаний, готовность воспринимать и усваивать новую информацию.
Социальная Готовность взаимодействовать с окружающим социумом.
Личностная Сформированная внутренняя позиция, являющаяся основой для сознательного вступления в роль школьника.
Эмоционально-волевая Умение управлять своими мотивами, желаниями, настроением. Наличие нравственных установок.
Специальная Основные учебные умения

 

По оценкам специалистов готовность к школьному обучению формируется у детей в период между шести- и семилетним возрастом. Однако каждый ребенок имеет индивидуальный темп развития. Решение о том, отдавать ли его в школу, должно приниматься на основе оценки всего перечня необходимых качеств.

Физическая готовность

Такой вид готовности к обучению в школе, как физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития организма ребенка основным возрастным нормам. Необходимо учитывать целый ряд критериев.

1. Уровень биологического развития:

· рост;

· масса;

· работоспособность;

· утомляемость;

· система условных словесных реакций;

· зрелость пищеварительной и мочевыделительной системы.

2. Состояние здоровья и анализаторных систем. Для определения состояния здоровья перед поступлением в школу ребенок должен пройти медицинский осмотр и получить заключение о том, что он здоров и может обучаться в общеобразовательном учреждении. Особое внимание уделяется проверке зрения и слуха, которые имеют первостепенное значение для восприятия информации.

При наличии каких-либо медицинских отклонений или противопоказаний необходимо отсрочить зачисление в первый класс, пройти курс лечения или позаботиться о создании для ребенка специальных условий обучения.

3.Общее физическое развитие.. Определяется по наличию основных физических качеств:

· ловкость;

· скорость;

· сила;

· скоординированность движений.

Уровень развития основных видов движений:

· бег;

· прыжки;

· наклоны;

· приседания;

· ползание.

Развитие мелкой моторики рук:

· держать ручку или карандаш;

· проводить четкие линии;

· перекладывать мелкие предметы;

· складывать лист бумаги.

Гигиенические умения, навыки самообслуживания. Ребенок должен самостоятельно:

· умываться;

· чистить зубы;

 

· мыть руки;

· пользоваться туалетом;

· одеваться;

· застегиваться и завязывать шнурки;

· следить за своим внешним видом;

· пользоваться столовыми приборами;

· убирать за собой посуду;

· организовывать рабочее место;

· собирать, складывать и убирать свои вещи.

Знания по основам здоровья. Ребенок обладает знаниями о:

· важности быть здоровым;

· необходимости беречь здоровье;

· режиме дня;

· значимости занятий спортом.

Физически здоровый и подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни, изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: