Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
— умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
— умение адекватно воспринимать авторский замысел;
— умение вычленять главное в информации;
— умение сокращать текст разными способами;
— умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
— умение находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.
Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.
Раздел 2 Задания с кратким открытым ответом
Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом (2-14). Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно-ценностных категорий; проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами. Подготовка к выполнению тестовых заданий
|
Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос.
Лексика. Прямое и переносное значение слова. Отработка умения определять значение слова в тексте.
Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. Синонимы.
Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З- С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ-, Ы, И после приставок.
Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий.
Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.
Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения.
Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях.
Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения.
Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении.
Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении.
Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение.
|
Сложные предложения с разными видами связи.
Раздел 3 Сочинение
Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (15.1, 15.2, 15.3), из которых ученик должен выбрать только одно. Оба задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.
Устная часть.
Работа над голосовыми данными, над ударениями (фонетическими и фразовыми), над орфоэпическими нормами, над темпом речи и паузами, над смысловыми и эмоциональными интонациями.
Обогащение словарного запаса обучающихся.
Совершенствование умения строить и употреблять в речи различные синтаксические конструкции.
Формирование умения строить связный устный и письменный тексты
Литература
1. Т.Н.Назарова, Е.Н. Скрипка. Пособие «ОГЭ (ГИА-9). Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению заданий части В.
2. Демоверсии ОГЭ - 2019.
3. Цыбулько ОГЭ: Русский язык: 9 класс: Государственная итоговая аттестация (по новой форме): Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ОГЭ 9 класс. М.: Экзамен, 2018 г.
4. Львова С.И., Замураева Т.И. ОГЭ 2018: Русский язык: Тренировочные задания: 9 класс.
5. Егораева Г.Т. Русский язык. 9 класс. 2018. М.: Экзамен.
|
6. Материалы сайта ФИПИ. https://www.fipi.ru/
и многие др.
Календарно-тематическое планирование.
№ | Дата | Тема | Содержание (знать, уметь) | Домашнее задание |
1. | Знакомство со структурой устного и письменного экзамена. Критерии оценивания. | -Познакомить учащихся с особенностями устного и письменного экзамена по русскому языку и с критериями оценивая экзамена. | ||
2. | Сжатое изложение. Способы сжатия текста. Техника чтения. | -Работа над техникой речи (правильное дыхание, чёткая дикция). -Познакомить учащихся с особенностями сжатого изложения и со способами сжатия. | УЭ – подготовить В-1. ПЭ- выучить способы сжатия текста. | |
3. | Техника чтения. Анализ напечатанного текста. Микротемы текста. | -Отработка умения находить предложение, в котором содержится основная информация (микротема). -Отработка навыков написания сжатого изложения -Работа над техникой речи (правильное дыхание, чёткая дикция). -Изучение орфоэпических норм русского литературного языка -Совершенствование интонационных умений. -Ключевые слова, сокращение слов. - Составление плана, выделение микротем, границы абзацев. | УЭ – подготовить В-2. (пересказ) ПЭ- проработать три текста из сборника ФИПИ (определить микротемы) | |
4. | Техника чтения. Переработка первичного текста во вторичный текст. (компрессия текста) | -Отработка умения находить предложение, в котором содержится основная информация (микротема). -Отработка навыков написания сжатого изложения -Работа над техникой речи (правильное дыхание, чёткая дикция). -Изучение орфоэпических норм русского литературного языка -Совершенствование интонационных умений. -Ключевые слова, сокращение слов. Составление плана, выделение микротем, границы абзацев.. | УЭ – подготовить В - 3-4. (пересказ) ПЭ- проработать три текста из сборника ФИПИ (определить микротемы) | |
5. | Техника чтения. Составление плана. Отработка навыков написания сжатого изложения. | -Отработка умения находить предложение, в котором содержится основная информация (микротема) ключевые слова, сокращение слов. -Отработка навыков написания сжатого изложения. | УЭ – подготовить В – 5-6. (пересказ) ПЭ- проработать три текста из сборника ФИПИ (определить микротемы) | |
6. | Формирование умения строить связный устный текст. Структура сочинения-рассуждения. | -Устный пересказ прочитанного в различных вариантах: пересказ, близкий к тексту образца, пересказ сжатый. -Работа над техникой речи (правильное дыхание, чёткая дикция). -Изучение орфоэпических норм русского литературного языка -Совершенствование интонационных умений. -Познакомить учащихся с особенностями сочинения 15.1, 15.2, 15.3. -Переработка первичного текста во вторичный текст, границы абзацев. | УЭ – подготовить В – 7-8. (пересказ) ПЭ- проработать три текста из сборника ФИПИ (определить микротемы); изучить структуру сочинения-рассуждения. | |
7. | Формирование умения строить тексты. Сочинение-рассуждение 15.1 | -Устный пересказ прочитанного в различных вариантах: пересказ, близкий к тексту образца, пересказ сжатый. -Различные текстовые выступления учащихся; развернутые, обобщающие. -Сочинения по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам. - Знакомство со структурой написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. -Алгоритм написания. | УЭ – подготовить текст из В – 9-10. (пересказ); составить план устного сочинения на выбранную тему. ПЭ- проработать три текста из сборника ФИПИ (определить микротемы); написать вступление к сочинению -рассуждению. | |
8. | Формирование умения строить тексты, участвовать в диалоге. Аргументация сочинения 15.1 | -Устный пересказ прочитанного в различных вариантах: пересказ, близкий к тексту образца, пересказ сжатый. -Различные текстовые выступления учащихся; развернутые, обобщающие. -Сочинения по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам. - Знакомство со структурой написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. - Подбор аргументации для сочинения-рассуждения. - Речевые клише. Шаблон написания сочинения. -Алгоритм написания. | УЭ – подготовить текст из В – 11-12. (пересказ); составить план устного сочинения на выбранную тему. ПЭ- проработать три текста из сборника ФИПИ (определить микротемы); написать аргументы к сочинению -рассуждению. | |
9. | Формирование умения использовать синтаксические конструкции в речи. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. | -Написание сочинения-рассуждения. -Составление предложений, аналогичных заданным по синтаксической структуре -Ступенчато распространение предложений. -Редактирование, совершенствование собственных предложений и текста. | УЭ – подготовить текст из В – 13-14. (пересказ); составить план устного сочинения на выбранную тему. ПЭ- проработать три текста из сборника ФИПИ (определить микротемы); написать сочинение-рассуждение. | |
Формирование умения строить тексты, участвовать в диалоге. Основные ошибки в сочинении 15.1 | Устранение ошибок при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. -Составление предложений, аналогичных заданным по синтаксической структуре -Восстановление предложений из разрозненных слов или деформированного текста. -Деление текста, записанного без заглавных букв и точек, на предложения на основе смысла и грамматических связей. -Ступенчато распространение предложений с помощью вопросов. -То же упражнение с задачей редактирования, совершенствование собственных предложений и текста. -Соединение 2-3 простых предложений в одно сложное. -Составление предложений по данной синтаксической схеме. -Выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах. -Составление предложения по данной теме. -Составление предложения по предметной или сюжетной картинке. -Составление предложения по опорным словам. -Составление предложения с использованием заданного словосочетания (фразеологического выражения). | УЭ – подготовить текст из В – 15-16. (пересказ); составить план устного сочинения на выбранную тему. ПЭ- проработать три текста из сборника ФИПИ (определить микротемы); написать сочинение-рассуждение. | ||
Формирование умения строить тексты, участвовать в диалоге. Отработка навыков написания сочинения 15.1. | -Написание сочинения-рассуждения. -Составление предложений, аналогичных заданным по синтаксической структуре -Ступенчато распространение предложений. -Редактирование, совершенствование собственных предложений и текста. -Работа над техникой речи (правильное дыхание, чёткая дикция). | УЭ – подготовить текст из В – 17-18. (пересказ); составить план устного сочинения на выбранную тему. ПЭ- проработать три текста из сборника ФИПИ (определить микротемы); написать сочинение-рассуждение. | ||
Формирование умения строить тексты. Сочинение-рассуждение 15.2. | -Устный пересказ прочитанного в различных вариантах: пересказ, близкий к тексту образца, пересказ сжатый. -Различные текстовые выступления учащихся; развернутые, обобщающие. -Сочинения по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам. - Знакомство со структурой написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. -Алгоритм написания. | УЭ – подготовить текст из В – 19-20. (пересказ); составить план устного сочинения на выбранную тему. ПЭ- проработать три текста из сборника ФИПИ (определить микротемы); написать вступление к сочинению -рассуждению. | ||
Формирование умения строить тексты, участвовать в диалоге. Аргументация сочинения 15.2. | -Устный пересказ прочитанного в различных вариантах: пересказ, близкий к тексту образца, пересказ сжатый. -Различные текстовые выступления учащихся; развернутые, обобщающие. -Сочинения по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам. - Знакомство со структурой написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. - Подбор аргументации для сочинения-рассуждения. - Речевые клише. Шаблон написания сочинения. -Алгоритм написания. | УЭ – подготовить монологическое высказывание по плану. ПЭ- написать аргументы к сочинению -рассуждению. | ||
Формирование умения использовать синтаксические конструкции в речи. Отработка навыков написания сочинения15.2. | -Написание сочинения-рассуждения. -Составление предложений, аналогичных заданным по синтаксической структуре -Ступенчато распространение предложений. -Редактирование, совершенствование собственных предложений и текста. | УЭ – подготовить монологическое высказывание по плану. ПЭ- написать сочинение-рассуждение. | ||
Формирование умения строить тексты, участвовать в диалоге. Основные ошибки в сочинении 15.2. | Устранение ошибок при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. -Составление предложений, аналогичных заданным по синтаксической структуре -Восстановление предложений из разрозненных слов или деформированного текста. -Деление текста, записанного без заглавных букв и точек, на предложения на основе смысла и грамматических связей. -Ступенчато распространение предложений с помощью вопросов. -То же упражнение с задачей редактирования, совершенствование собственных предложений и текста. -Соединение 2-3 простых предложений в одно сложное. -Составление предложений по данной синтаксической схеме. -Выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах. -Составление предложения по данной теме. -Составление предложения по предметной или сюжетной картинке. -Составление предложения по опорным словам. -Составление предложения с использованием заданного словосочетания (фразеологического выражения). | УЭ –подготовить монологическое высказывание по плану. ПЭ- написать сочинение-рассуждение. | ||
Формирование умения строить тексты, участвовать в диалоге. Отработка навыков написания сочинения 15.2. | -Написание сочинения-рассуждения. -Составление предложений, аналогичных заданным по синтаксической структуре -Ступенчато распространение предложений. -Редактирование, совершенствование собственных предложений и текста. -Работа над техникой речи (правильное дыхание, чёткая дикция). | УЭ – подготовить монологическое высказывание по плану. ПЭ- написать сочинение-рассуждение. | ||
Формирование умения строить тексты. Сочинение-рассуждение 15.3. | -Устный пересказ прочитанного в различных вариантах: пересказ, близкий к тексту образца, пересказ сжатый. -Различные текстовые выступления учащихся; развернутые, обобщающие. -Раскрытие тезиса. -Сочинения по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам. - Знакомство со структурой написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. -Алгоритм написания. | УЭ – подготовить монологическое высказывание по плану. ПЭ- написать вступление к сочинению -рассуждению. | ||
Формирование умения строить тексты, участвовать в диалоге. Аргументация сочинения 15.3. | -Устный пересказ прочитанного в различных вариантах: пересказ, близкий к тексту образца, пересказ сжатый. -Различные текстовые выступления учащихся; развернутые, обобщающие. -Сочинения по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам. - Знакомство со структурой написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. - Подбор аргументации для сочинения-рассуждения. - Речевые клише. Шаблон написания сочинения. -Алгоритм написания. | УЭ – приготовиться к диалогу. ПЭ- аргументы к сочинению -рассуждению. | ||
Формирование умения использовать синтаксические конструкции в речи. Отработка навыков написания сочинения-рассуждения. | -Написание сочинения-рассуждения. -Составление предложений, аналогичных заданным по синтаксической структуре -Ступенчато распространение предложений. -Редактирование, совершенствование собственных предложений и текста. | УЭ – приготовиться к диалогу. ПЭ- написать сочинение-рассуждение. | ||
Формирование умения строить тексты, участвовать в диалоге. Основные ошибки в сочинении 15.3. | Устранение ошибок при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. -Составление предложений, аналогичных заданным по синтаксической структуре -Восстановление предложений из разрозненных слов или деформированного текста. -Деление текста, записанного без заглавных букв и точек, на предложения на основе смысла и грамматических связей. -Ступенчато распространение предложений с помощью вопросов. -То же упражнение с задачей редактирования, совершенствование собственных предложений и текста. -Соединение 2-3 простых предложений в одно сложное. -Составление предложений по данной синтаксической схеме. -Выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах. -Составление предложения по данной теме. -Составление предложения по предметной или сюжетной картинке. -Составление предложения по опорным словам. -Составление предложения с использованием заданного словосочетания (фразеологического выражения). | УЭ – приготовиться к диалогу. ПЭ- написать сочинение-рассуждение. | ||
Формирование умения строить тексты, участвовать в диалоге. Отработка навыков написания сочинения 15.3. | -Написание сочинения-рассуждения. -Составление предложений, аналогичных заданным по синтаксической структуре -Ступенчато распространение предложений. -Редактирование, совершенствование собственных предложений и текста. -Работа над техникой речи (правильное дыхание, чёткая дикция). | УЭ – подготовиться к пробному экзамену. ПЭ- написать сочинение-рассуждение. | ||
Формирование умения строить тексты. Сочинение-рассуждение 15.3. | -Устный пересказ прочитанного в различных вариантах: пересказ, близкий к тексту образца, пересказ сжатый. -Различные текстовые выступления учащихся; развернутые, обобщающие. -Сочинения по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам. - Знакомство со структурой написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. -Алгоритм написания. | УЭ – повторение. ПЭ- написать сочинение-рассуждение. | ||
Формирование умения строить тексты, участвовать в диалоге. Аргументация сочинения 15.3. | -Устный пересказ прочитанного в различных вариантах: пересказ, близкий к тексту образца, пересказ сжатый. -Различные текстовые выступления учащихся; развернутые, обобщающие. -Сочинения по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам. - Знакомство со структурой написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. - Подбор аргументации для сочинения-рассуждения. - Речевые клише. Шаблон написания сочинения. -Алгоритм написания. | ПЭ- написать аргументы к сочинению -рассуждению. | ||
Формирование умения использовать синтаксические конструкции в речи. Отработка навыков написания сочинения15.3. | -Написание сочинения-рассуждения. -Составление предложений, аналогичных заданным по синтаксической структуре -Ступенчато распространение предложений. -Редактирование, совершенствование собственных предложений и текста. | ПЭ- написать сочинение-рассуждение. | ||
Формирование умения строить тексты. Основные ошибки в сочинении 15.3. | Устранение ошибок при написании сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. -Составление предложений, аналогичных заданным по синтаксической структуре -Восстановление предложений из разрозненных слов или деформированного текста. -Деление текста, записанного без заглавных букв и точек, на предложения на основе смысла и грамматических связей. -Ступенчато распространение предложений с помощью вопросов. -То же упражнение с задачей редактирования, совершенствование собственных предложений и текста. -Соединение 2-3 простых предложений в одно сложное. -Составление предложений по данной синтаксической схеме. -Выражение одной и той же мысли в нескольких вариантах. -Составление предложения по данной теме. -Составление предложения по предметной или сюжетной картинке. -Составление предложения по опорным словам. -Составление предложения с использованием заданного словосочетания (фразеологического выражения). | ПЭ- написать сочинение-рассуждение. | ||
Формирование умения строить тексты. Отработка навыков написания сочинения 15.3. | -Написание сочинения-рассуждения. -Составление предложений, аналогичных заданным по синтаксической структуре -Ступенчато распространение предложений. -Редактирование, совершенствование собственных предложений и текста. -Работа над техникой речи (правильное дыхание, чёткая дикция). | ПЭ- написать сочинение-рассуждение. | ||
Задания с кратким ответом. Задания 2,3 | Решение тестовой части. Объяснение материала по этим заданиям. -Отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос. -Отработка умения определять значение слова в тексте. - Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. Синонимы. | Карточки по заданиям 2,3. | ||
Задания с кратким ответом. Задания 4, 5 | Решение тестовой части. Объяснение материала по этим заданиям. - Приставки, оканчивающиеся на З- С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ-, Ы, И после приставок. - Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. | Карточки по заданиям 4,5. | ||
Задания с кратким ответом. Задания 6, 7 | Решение тестовой части. Объяснение материала по этим заданиям. -Синонимичные словосочетания. - Виды связи слов в словосочетании. | Карточки по заданиям 6, 7. | ||
Задания с кратким ответом. Задания 8, 9 | Решение тестовой части. Объяснение материала по этим заданиям. -Отработка умения определять грамматическую основу предложения. - Отработка умения определять обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособленных членах предложения. | Карточки по заданиям 8, 9. | ||
Задания с кратким ответом. Задания 10,11 | Решение тестовой части. Объяснение материала по этим заданиям. - Отработка умения определять вводные слова и предложения. - Отработка умения определять (считать) грамматические основы предложения. | Карточки по заданиям 10, 11. | ||
Задания с кратким ответом. Задания 12, 13 | Решение тестовой части. Объяснение материала по этим заданиям. - Отработка умения определять сочинительную, подчинительную и бессоюзную связь в предложении. - Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. | Карточки по заданиям 12, 13. | ||
Задания с кратким ответом. Задания 14 | Решение тестовой части. Объяснение материала по этим заданиям. - Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. | Карточка по заданию 14. | ||
Контрольная работа в форме ОГЭ | Выявление и устранение ошибок. Работа с бланками. | Повторение. | ||