Власть – это механизм организации и регулирования совместной деятельности, волевое воздействие на поведение людей со стороны субъекта власти. Власть — один из основных предметов изучения политической науки.
Политическая власть в широком понимании является способностью, правом и возможностью господства над людьми с помощью закона, авторитета и принуждения. Иными словами это особая форма общественных отношений между большими группами людей, способность, исходящая от одного человека или группы лиц, к контролю, направленного на поведение и действия граждан и всего общества в целом, исходя из общегосударственных или общенациональных задач.
Охарактеризуем политическую власть исходя из ее признаков. В первую очередь она действует на основе права от имени всего общества, то есть она легитимна. Народ принимает и одобряет существующую власть, не стремится ее как-то поменять или свергнуть. В рамках политической власти государство может использовать силу в пределах своей страны. Оно может подавить восстание или остановить организованную преступную группировку. Для существующей политической власти характерно существование единого общегосударственного центра принятия политических решений в виде штабов политических партий. Кроме того, реальная политическая власть действует в рамках существующих нормативно-правовых актов, вследствие чего имеет легальную возможность использовать самые разнообразные средства для достижения своих целей, принудительные, экономические или социальные.
Рассмотрим функции политической власти. Одной из главных функций её является организация и поддержка определенной формы правления, типа политической системы, характерной именно для того или иного типа общества на основе политических характеристик этого общества. Кроме того политическая власть организует грамотные отношения между государством и обществом. Также политическая власть управляет делами общества и государства на разных уровнях, а также осуществляет надзор над ними.
|
Выделим два основных принципа устойчивости политической власти, это её легитимность и результативность. К легитимности власти относится признание власти гражданским и мировым сообществом, а также положительная ее оценка, согласие на подчинение и признание права на управление. Результативность власти характеризуется успешной экономической политикой, укреплением общественного порядка и существенным авторитетом на международной арене. Если все эти условия соблюдаются, то политическая власть государства может быть успешной и высоко оценённой обществом. Делегитимизация власти оборачивается кризисом, который, в свою очередь, может вызывать радикальные перемены в политической системе.
Перейдем к характеристике теоретических подходов к трактовке определения политической власти. С точки зрения реляционистских теорий власть рассматривается как взаимоотношение, в которых оказывается влияние одного субъекта на другой. Основы данного подхода были предложены немецким социологом М. Вебером. По его определению власть относится к особому аспекту взаимодействий, который необязательно проявляется в насилии и агрессии, поскольку для решения конфликта могут быть использованы иные способы. Но вместе с эти положением, он выдвигает позицию, что власть непосредственно связана с конфликтом, поскольку «за любой властью скрывается явный или латентный конфликт».
|
В середине XX в. Г. Лассуэлл и Э. Кэплэн предложили рассматривать власть как вид влияния. По их представлению власть не столько является возможностью к действию, сколько влиянием на само действие, а точнее - участием в принятии решений.
П. Бэкрэк и М. Бэрэтц предложили рассматривать власть как одну из форм контроля наряду с авторитетом и силой. Они предполагали, что между субъектами политической власти всегда существует конфликт в отношении ценностей или направления действий. Таким образом, власть предстает не только как целенаправленное действие, но и как действие непреднамеренное, но достигающее определенных результатов.
С. Льюкс смог расширить теорию власти, предложив включать в сферу власти контроль не только над поведением, но и над ценностями и убеждениями.
В зависимости от интерпретации оснований власти в рамках реляционистских теорий выделяются три подхода: теория «сопротивления», теория раздела «зон влияния» и теория «обмена ресурсов». Представителями первой группы помимо перечисленных являются Д. Картрайт, Ж. Френч. Группу подхода «обмена ресурсов составляют П. Блау, X. Келли, Д. Хиксон, К. Хайпингс, Дж. Хоманс, Р. Эмерсон. В обмен на часть ресурсов субъект власти требует от объекта власти подчинения и выполнения конкретных распоряжений и приказов. То есть власть оказывается производной как от потребности индивида в дефицитных ресурсах, так и от угрозы применения негативных санкций.
|
Власть может достигать своих целей, используя определенные ресурсы. Под ресурсами власти понимаются средства, с помощью которых субъект власти контролирует поведение или подчиняет объект власти. А. Этциони предложил выделять три вида ресурсов: утилитарные (материальные и социальные блага), принудительные (правоохранительные органы, суды, тюрьмы) и нормативные (законы). Субъект власти, располагая этими ресурсами, может использовать каждый из них или их определенные комбинации для оказания влияния. Формами осуществления власти могут быть убеждения, манипулирование и другие формы влияния, не связанные с применением или угрозой применения негативных санкций.
Последователи бихевиоралистской теории власти рассматривают политические отношения как рынок власти, на котором социальные и политические субъекты стремятся с наибольшей выгодой реализовать имеющиеся у них ресурсы.
Т. Парсонс определял власть как обобщенного посредника. Ценность такой власти заключается в выполнении ею своих функций. Она основывается на ценностных представлениях общества. Специфической является позиция французского социолога М. Крозье, согласно которой власть может существовать лишь в рамках определенной организации — будь то семья или политический институт. По М. Фуко, власть функционирует всюду. Она — специфический вид отношений между людьми, в котором одни могут определять поведение других, но не полностью и не насильственно. Насилие над человеком не есть власть. Власть есть стратегическое отношение, организующее взаимодействия индивидов между собой и с другими группами.
Человек не может обходиться без власти и не может обходить власть стороной. Он сосуществует с властью, а также способен её осуществлять. Политическая власть – мощный механизм управления обществом, который способен как дать человеку полное господство над обществом, так и разрушить весь окружающий социум.