Строительство моста через р. ОБВА




После заполнения Камского водохранилища исчезли броды через р. Обва под школой, нефтебазой, ниже кладбища, стало глубже на Изнори. Под кладбищем одно время функционировал небольшой паром, но он не способен перевозить технику из-за небольшой грузоподъемности. Затем, после спада весенней воды, стали строить временный мост (лавы сносило в некоторые годы из-за подъема воды). После дождей мост сносило.

Обстановка усугубилась, когда к колхозу «Большевик» присоединили заречные колхозы. Три четверти территории колхоза были за р. Обва. Технику, семена, ГСМ отправляли через с. Карагай. Продукцию с ферм перевозили на лодках, все эти затраты ложились на себестоимость. Начался отток населения из деревень заречной стороны, уезжали не всегда в Рождественск. Все в районе знали об этих проблемах. Нужен капитальный мост. Строительство моста вписывалось в наказы депутатов всех уровней, писались письма – просьбы, ответ был один - нет средств, нет возможностей.

Руководители колхоза пытались решать этот вопрос и другими способами: заманивали на территорию колхоза «чиновников» разных рангов, объясняли ситуацию, показывали проблему на месте. Конечно, не обходилось без ухи, шашлыка. Одни, по – честному, говорили, что не в силах помочь, другие хитрили, сулились помочь, но как потом выяснялось, они такими полномочиями и не владели.

В 1989 году к управляющему Карагайской «Сельхозтехникой» Якимову А.В. приехал сокурсник по институту Тимохов Н., работавший инженером треста «Спецатоммонтаж», находившийся в городе Набережные Челны Татарской АССР.

При разговоре выяснилось, что после аварии на Чернобыльской АЭС, резко сократились заказы тресту на строительство, ремонт таких объектов.

В целях сохранения рабочих мест, трест вынужден искать другие объекты и даже в других регионах, а опыт и возможности были большие: свой проектно-сметный институт, ЖБК, завод по изготовлению не стандартного оборудования. Якимов А.В.(управляющий Сельхозтехникой) позвонил Жижикину А.Ф.- председателю Карагайского райисполкома и предложил обсудить идею строительства моста через р. Обва в с. Рождественске. Был приглашен председатель колхоза «Большевик» Вяткин В.А., Тимохов Н.(инженер треста) обещал довести обсуждение до управляющего трестом Альберти Н. Через месяц в район приезжает делегация треста в составе управляющего трестом, главного инженера, инженера проектного института. Обсудив и посмотрев на месте идею строительства моста, договорились - строить. Были определены обязанности сторон: председателю колхоза поручили организовать геологические изыскания в районе строительства моста, построить электроподстанцию, начать заготовку леса и отправку в Набежные Челны в счет оплаты за мост. Трест обязался произвести проектирование моста, разместить заказы по изготовлению нестандартного оборудования, изделий ЖБК. В сентябре 1989г. к месту строительства моста были подвезены сваи, кран, трубы большого диаметра для сооружения подъезда под кран и водопропуска, кстати, трубы большого диаметра нашли в Пермской области. После согласования проектно-сметной документации прибыла бригада строителей. После устройства подъезда под кран началась забивка первых свай. Сначала предполагалось раствор готовить на месте миксте рами, но затем была достигнута договоренность с Нытвенским ЖБК, и оттуда стали возить бетон, к сожалению директора ЖБК сняли с должности за нецелевую продажу бетонной смеси. Всем должностным лицам колхоза было строго предписано оказывать всяческую поддержку строителям, в любое время суток. Трудились напряженно. Ведь надо было обеспечивать и свой сельскохозяйственный цикл: сеять, заготавливать корма, вести уборку хлеба и сдачу его государству. Все жители сельсовета с нетерпением ждали пуска моста. Надо сказать, что все, кто был подключен к строительству моста, не допустил срыва своих обязательств. Мы благодарим отряд сейсморазведки, что стояла в с. Козмодемьянске, они провели изыскания, автоколонне находящейся в с. Карагай. Безусловно, спасибо Якимову А.В. и Жижикину А.Ф., к сожалению сегодня, они покойные,- это они были, главными переговорщиками в деле строительства моста, помогали состыковывать неурядицы. Конечно, не были в стороне начальник управления сельского хозяйства Афоничкин М., Волгин Н.В., секретарь райкома Резвухин А. Все руководители, специалисты треста «Спецатомонтаж» его управляющий Альберти Н. заслуживают наилучшие слова благодарности, очень напряженно пришлось потрудиться инженеру строителю колхоза Деменеву С.И.

24 августа 1990 года перед въездом на мост была перерезана ленточка, перерезали ее бригадир Рубцов Г.И. и тракторист Дюков В.Б. и первыми по традиции по мосту проехали строители. Следует отметить, что бригада строителей с усмешкой встретила тракториста Дюкова В.Б., что, мол, он сможет сделать на тракторе ДТ-75 с бульдозером, но Дюков В. Б. вскоре развеял все сомнения бригады. С сентября 1990года мост служит людям.

Весной 1991года на одной из балок была обнаружена небольшая трещина, были приглашены представители треста, выяснилось, что балку варили учащиеся СПТУ (проходили практику) приехал с треста высококвалифицированный сварщик, наложил сварочные швы и инцидент был исчерпан, причем без затрат и взаимных обвинений.

В настоящее время мост по-прежнему является транспортным сообщением с центром.

Вяткин В.А. Строительство моста /В.А. Вяткин.-с. Рождественск, 2009г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: