IV Закрепление (обобщение и систематизация изученного материала)




ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ УСВОЕНИЯ МАТЕРИАЛА

Студенты должны знать: Причины участия государства в экономических отношениях, функции государства, механизмы воздействия государства на экономику

Студенты должны уметь: выстраивать причинно-следственные связи, работать с экономическими понятиями, источниками информации, аргументировать свою точку зрения, анализировать, систематизировать материал.

 

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Актуализация знаний

Фронтальный опрос.

1) Что такое инфляция?

2) Как рассчитать темп роста инфляции?

3) Охарактеризуйте инфляцию спроса и инфляцию предложения

4) Назовите причины инфляции

5) Назовите виды инфляции и их охарактеризуйте

6) Охарактеризуйте последствия инфляции

7) Какова на ваш взгляд политика государства в сдерживании инфляции?

81) Инфляция – устойчивое повышение общего уровня цен.

2)

3) Инфляция спроса – вызвана повышением заработной платы – ситуация, при которой из-за роста покупательной способности растет и спрос; вследствие чего повышаются цены.

Инфляция предложения - вызвана увеличением цен на сырье – ситуация, при которой производитель вынужден претерпевать дополнительные издержки; соответственно, предложение уменьшается.

4) Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:

· монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

· структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;

· внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

· дефицит бюджета (опережающий рост расходов над доходами);

· инфляционная спираль, соотношения цены и заработной платы (заработная плата растет, растут и цены);

· перенос инфляции из других стран;

5)

Признак

Виды

Темп роста цен

Умеренная (ползучая) – поступательный рост цен (не больше 10 % в год)

Галопирующая – скачкообразный рост цен в быстром темпе (повышение цен на 20-30 или 100 %)

Гиперинфляция – рост цен может превышать 100 % в год)

Характер протекания

Открытая – обусловлена непосредственным возрастанием цен на товары и услуги

Скрытая (подавленная) – обусловлена дефицитом товаров

Расхождение повышения цен

Сбалансированная – цены растут сразу на все товарные группы

Несбалансированная – цены возрастают неравномерно, на определенные товары и товарные группы.

6) расхождение в оценках между денежными потоками и денежными запасами. Все денежные запасы (вклады, кредиты, остатки на счетах и др.) обесцениваются. Обесцениваются также и ценные бумаги. Резко обостряются проблемы эмиссии денег;

стихийное, неконтролируемое перераспределение доходов: при инфляции проигрывают кредиторы, продавцы, экспортеры, работники бюджетных предприятий, а выигрывают должники, покупатели, импортеры, работники реального сектора. Благодаря инфляции возникают «мнимые» доходы, которые могут и не поступать в финансовую систему;

искажает все основные экономические показатели: ВВП, рентабельность, процент и т. п.;

рост цен сопровождается падением валютного курса национальной денежной единицы.

7) Методы, применяемые государством

· сдерживание и снижение инфляционных ожиданий;

· укрепление рыночной системы;

· установление доверия населения к государственной политике;

· курс на сокращение бюджетного дефицита;

· приватизация государственной собственности;

· снижение или повышение ставки рефинансирования;

· контроль денежной массы, находящейся в обращении.

8) А. Правовые методы

Заключаются в том, что государство принимает законы, призванные упорядочить взаимоотношения участников рыночной игры. Особое место среди этих законов занимает так называемое антимонопольное законодательство, законы, направленные на поддержку мелкого и среднего бизнеса, поддерживая таким образом разнообразную структуру производства.

Б. Финансово-экономические методы

К ним относятся прежде всего налоги. Увеличивая или уменьшая размер налогов, государство либо способствует развитию производства, либо тормозит его. Государство оказывает определенное влияние на экономику при проведении своей денежной политики. Под денежной политикой понимают политику государства по управлению денежной массой и кредитами. Главную ответственность за ее проведение, как правило, несет государственный банк страны, который регулирует ставку банковского процента. С ее помощью банк либо ограничивает, либо расширяет возможности получения предпринимателями кредита на развитие производства.

Государство также может помочь товаропроизводителям, вводя таможенные пошлины. Пошлина — это специальный налог государства на товары, покупаемые за границей. Он вводится для того, чтобы импортные товары были дороже отечественных и потребители выбирали последние. Тем самым государство, с одной стороны, сдерживает импорт, а с другой — защищает соответствующие отечественные отрасли (так, например, поступает правительство РФ при защите отечественных производителей автомобилей). К этой же группе относятся налоги, бюджет, государственные инвестиции и др.

В. Экономическое программирование

Заключается в том, что государство составляет примерные планы развития экономики на некоторый период. Но в отличие от командной экономики, где подобные планы являются обязательными и внедряются при помощи приказов сверху, в рыночной экономике они носят рекомендательный характер и на практике обычно оказывают определенное влияние на частных товаропроизводителей.

Вывод:

Часто инфляционные процессы оказывают негативное влияние на экономику страны. Неконтролируемая инфляция может грозить серьезными социально-экономическими проблема стране. А высокая инфляция, сдерживание которой осуществлялось неэффективно, может привести к дефолту у в стране, последствия которого очень негативны и отражаются на всех аспектах государственной деятельности, экономики, социальной сфере и населении. Также планирование в условиях инфляции становится очень трудным процессом, требующих высоких стратегических, экономических навыков. Поэтому в условиях неконтролируемой инфляции заинтересованность в дальнейшем планировании у организаций в стране достаточно низкая, а все ресурсы компании аккумулируются вокруг решения текущих, краткосрочных задач.

9.Что такое налоги?

10.Какие функции выполняют налоги?
11.Охарактеризуйте функции налогов.

11.Назовите основные виды налогов.

12.Что отражает кривая А.Лаффера?

13.Охарактеризуйте налоги по объектам налогообложения. Приведите примеры.

14. Охарактеризуйте налоги по способам взимания. Приведите примеры.

Что такое акцизы?

15. Охарактеризуйте налоги по способу определения размера налога. Приведите примеры.

16.Охарактеризуйте налоги по уровню бюджета (по уровню налогообложения). Приведите примеры.

17.Охарактеризуйте налоги по порядку использования. Приведите примеры.

9. Налоги (taxes) - обязательные безвозмездные платежи в государственный или местные бюджеты, производимые в различных формах физическими или юридическими лицами и регулируемые соответствующим законодательством.

10.

· 11. Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции.

· Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения).

· Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную.

o Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д.

o Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов.

o Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д.

· Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов.

 

11.

 

 

12.Кривая Альфреда Лаффера показывает отношения между предельной налоговой ставкой (горизонталь) и объемом налоговых поступлений, которые получает правительство (вертикаль).

13.. По объектам налогообложения различают налог на доходы (зарплату, ренту, прибыль, дивиденды, гонорары и др.); налог на имущество (землю, леса, предприятия,дома) и налог на расходы покупателей определенных товаров и услуг (при покупке вина, сигарет – «налог на вредные привычки»)

14. По способам взимания.

Прямые – налоги, взимаемые непосредственно либо с получателей доходов (индивидуальный, подоходный налог), либо с владельцев имущества (налог на собственность, поимущественный налог). «+»-они могут смягчать неравенство между людьми, имеющими разные доходы. «-» - доходов у предприятий тем больше, чем эффективнее производство. Больше платит тот, кто лучше работает. Это угнетает трудовую активность. Или по имуществу: растущие налоги на собственность тормозят её накопление, побуждая людей больше тратить на текущее потребление.

Косвенные налоги включаются в цены конкретных товаров и взимаются с потребителей этих товаров при продаже.

Акцизы- это налоги на расходы, связанные с покупкой определенных товаров и услуг на внутреннем рынке. А) Индивидуальные акцизы – надбавки к цене на отдельные виды продукции (вино, табак). Б) Универсальные акцизы – налоги на общую стоимость (или её часть), реализуемых товаров и услуг (например, налог с продаж, НДС – налог на добавленную стоимость).

Таможенные пошлины – это налоги импортируемые, экспортируемые и транзитные товары; они взимаются при перевозке этих товаров через госграницу и имеют разное назначение: защита национального производства от иностранных конкурентов, пополнение госбюджета, выравнивание торгового баланса страны (когда ввоз превышает вывоз). Роль- с одной стороны, они дают госбюджету большие доходы и могут сдерживать потребление вредных товаров. С другой, - они же означают рост цен, что может вызвать требование о повышении зарплат и подталкивать инфляцию. К тому же эти налоги носят социально несправедливый характер, поскольку забирают больший процент дохода у тех, кто менее обеспечен. Ведь чем ниже доход покупателя, тем выше в нем доля косвенного налога. Например, сторублевая пошлина вряд ли отнимет у высокооплачиваемого депутата думы более 1% дохода. Для человека с зарплатой в 1000 рублей, потеря составит уже целых 10%.

15.По способу определения размера налога.

Пропорциональные – это налоги, с неизменной процентной ставкой, которая не зависит от суммы дохода, расхода или стоимости имущества.

У прогрессивных налогов ставка по мере роста, скажем, доходов также растет. Такой тяжелеющий налог сокращает неравенство в доходах, но побуждает людей укрывать доходы, отбивая у них желание работать более эффективнее и/или на более ответственных должностях, поскольку растущие заработки облагаются все более высоким процентом налога.

Вот почему более полезен регрессивный налог, ставки которого с ростом облагаемых сумм снижаются. Причем такой налог может увеличивать и поступления денег в казну: он стимулирует выход из «налоговой тени» высоких доходов и их дальнейший, уже открытый, рост.

16.По уровню бюджета.=

По уровню налогообложения выделяют: общенациональные налоги(в России – федеральные, идущие в государственный или федеральный бюджет), региональные (направляемые в бюджеты республик, краев, областей) и местные (пополняющие бюджеты районного или городского уровней)

17.По порядку использования.

Общие налоги – которые поступают в общую, единую кассу страны.

Целевые – специальные, имеющие свое, конкретное назначение (сборы за парковку автомобилей, за пользование мостами, дорогами)

Вывод.

 

Налоговая политика — это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов. Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики. Фискальная политика может как благотворно, так и достаточно болезненно воздействовать на стабильность национальной экономики.

Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности налоговой политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

III Изучение новой темы

1.Определение целей и задач урока. Целеполагание.

Обучающиеся сами формулируют цели урока

Главными средствами перераспределения доходов и наиболее важными орудиями государственного регулирования экономики и экономической политики являются бюджет и налоги. Это тесно связанные категории, поэтому часто говорят о налоговой (налогово-бюджетной) политике.

Сегодня мы говорим о бюджетной политики государства. Сформулируйте, пожалуйста, цели и задачи урока.

Современные развитые экономики являются смешанными. Это значит, что рыночное саморегулирование в них в той или иной мере дополняется регулированием общественного производства со стороны государства. В частности, при централизованной системе госорганы административно и напрямую определяют всю деятельность предприятий и хозяйственные связи между ними.

Роль государства в централизованной и рыночной экономиках

Государство, во-первых, собирает деньги с помощью налогов, во-вторых, тратит их в соответствии со статьями бюджета. И первое и второе являются мощными рычагами, использование которых может привести как к процветанию страны, так и к глубокому затяжному кризису.

Госбюджет построен на соотношении доходов и расходов: Бюджетный дефицит – превышение расходов над доходами.

Профицит бюджета – превышение доходов над расходами.

Причины возникновения бюджетного дефицита: спад производства, выпуск «пустых» денег, значительные социальные программы, возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций.

Способы покрытия бюджетного дефицита: государственные займы, ужесточение налогообложения, производство денег – сеньораж. В настоящее время сеньораж не означает печатание денег, так как это способствует росту инфляции, но реализуется посредством создания резервов коммерческих банков.
Сеньораж (фр. seigneuriage) – доход, получаемый от выпуска наличных и безналичных денег. Определяется как разница между стоимостью изготовления денежных знаков и их номиналом. К примеру, производство одной 100-долларовой купюры обходится в 12 центов. Следовательно, сеньораж при выпуске такой банкноты составит 99 долларов 88 центов. Сеньораж может быть и отрицательным. Такое часто происходит при производстве монет мелкого номинала. Многие центральные банки (ЦБ) по этой причине приостанавливают или прекращают их выпуск.

Исторически термин возник в феодальную эпоху и обозначал налог, который забирал себе крупный феодал – сеньор за чеканку монет. Отсюда и образовалось слово «сеньораж».

Сегодня такой доход получают ЦБ государств. При этом, разумеется, доход от печатания денег не идет в частные руки. Прибыль ЦБ в основном перечисляется государству. Если ЦБ имеет частную форму собственности, то его акционеры получают небольшой процент от дохода.

Например, Федеральная резервная система США выплачивает акционерам фиксированный дивиденд в размере 6%, а Банк Японии – 4%. Остальное переводится в федеральный бюджет.

Банк России передает государству 50% своей прибыли, а вторую половину оставляет для своей дальнейшей деятельности.

В отличие от прежних времен сегодня деятельность по выпуску денег в обращение не направлена на получение дохода. Современные эксперты считают, что эмиссия в размерах сверх уровня, необходимого для функционирования экономики, приводит к инфляции.

Обучающиеся сами формулируют цели урока

Запись схемы в тетрадях

Запись в тетрадях определения: профицит бюджета, дефицит бюджета, сеньораж.

Государственный бюджет.

Государственный бюджет называют главным звеном финансовой системы и важнейшим инструментом социально-экономического макрорегулирования. Через современные бюджеты государств в развитых странах перераспределяется от четверти до половины валового продукта нации.

Государственный бюджет (от англ., франц. budget — от лат. bulga — сумка) — это финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Доходы бюджета любой страны формируются прежде всего за счёт различных налогов, а также за счёт других источников (скажем, через использование или продажу государственной собственности: земли, предприятий, зданий, золота, иного имущества).

Расходы же госбюджета идут по двум основным направлениям: 1)Государственные закупки товаров и услуг и оплата поставок вооружений и обмундирования для «силовых структур», оборудованиями продуктов питания для школ и больниц, оплата труда работников бюджетной сферы и пр.

Основные бюджетные линии

(2) Государственные выплаты из бюджета

(или, по западной терминологии, трансфертные платежи). ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ – одна из схем перераспределения бюджетных средств: выплаты из государственного бюджета населению и частным предпринимателям, осуществляемые в порядке перераспределения средств в пользу более нуждающихся в них граждан через бюджет. Имеют три распространенные формы: субсидии частным предпринимателям, выплаты процентов по государственному долгу, государственные денежные выплаты на социальные нужды (пенсии, пособия и др.).

К ним относятся пенсии, пособия, дотации и другие денежные платежи. В Государственные расходы служат эффективным экономическим регулятором. Так, увеличивая их, государство может расширять совокупный спрос (скажем, «через повышение пенсий, пособий, зарплат); стимулировать производство (через заказы, дотации, субсидии предприятиям); ускорять развитие нужных сфер экономики — прогрессивных отраслей хозяйства, науки, образования, охраны окружающей среды (через инвестиции, субвенции , гранты, кредиты).

Субсидия

Возвратность средств

Подлежит возврату при неиспользовании по целевому назначению

Возвращать не нужно

Форма выдачи

Только деньгами

Чем угодно (деньгами, вещами, продуктами, оборудованием)

Кому выдается

Бюджет более низкой ступени, юридические лица

Те же + частные лица

Налогообложение

Не облагается

Не облагается

Целевое использование

Обязательно

Не обязательно

Контроль за целевым использованием

Несложен и обязателен

Может быть лишь выборочным из-за очень широкого круга получателей

Объем инвестиций

Может полностью покрывать необходимый объем средств

Выделяется только на условиях софинансирования

В чем разница на ваш взгляд между субвенцией и субсидией?

Виды госбюджета

Сальдо - остаток, разница между приходом и расходом счёта. Сальдо торгового баланса

Основу внешней торговли составляют экспорт и импорт. Разница между этими величинами за определенный период и называется сальдо торгового баланса.

При этом сальдо торгового баланса может быть отрицательным или положительным.

Положительное сальдо торгового баланса означает превышение экспорта над импортом (страна больше продаёт, чем покупает).

Отрицательное сальдо торгового баланса означает превышение импорта над экспортом (страна больше покупает, чем продаёт).

Ситуация превышения импорта над экспортом (отрицательный торговый баланс) рассматривается как негативная, так как в результате такой политики страну заполняют зарубежные товары, отчего страдает отечественный производитель, а деньги выводятся из страны за границу.

При этом государственные расходы обладают так называемым мультипликационным эффектом (от лат. multiplica- tio — умножение), т.е. эффектом умножения, при котором относительно меньший прирост расходных сумм даёт относительно больший прирост ВНП. Подобный «эффект растущего снежного кома» объясняется тем, что увеличение госинвестиций, скажем, Строительстве дорог, вызывает рост не только первичного производства (самого дорожного строительства), но и вторичного (производства асфальта), третичного и добычи для асфальта сырья, четвертичного (геологических работ) и т.д.

К примеру, подсчитано, что создание одного рабочего места в строительстве «тянет» за собой ещё 37шабочих мест в сопряжённых сферах (добыча песка, глины, гравия; производство металла, подъёмных кранов, сантехники, асфальта; работы по благоустройству, озеленению, экологической защите и пр.).

Величину эффекта мультипликации в подобных хозяйственных цепочках отражает особый коэффициент — мультипликатор ВНП. Он показывает рост национального продукта при данном увеличении объёма инвестиций. Так, если инвестиционные расходы, скажем, в 5 д.е. увеличили ВНП на 20 д.е., то мультипликатор равен 4 (20: 5).

В зависимости от соотношения между доходами и расходами госбюджета различают три его варианта: первый — бюджет с профицитом (отлат. proficere — двигать вперёд, наращивать, повышать), т.е. с превышением доходов над расходами; второй — сбалансированный бюджет с равновесием между доходами и расходами); и третий — бюджет с дефицитом (от лат. deficit — недостаёт), при котором доходных сумм не хватает, чтобы покрыть расходы.

Из вышеприведённых видов государственного бюджета понятно, что «неприятностями» может грозить именно третий его вариант, поскольку здесь возникает проблема бюджетного дефицита: финансисты вынуждены искать пути преодоления нехватки средств, это та денежная сумма, на которую расходы бюджета в данном периоде превышают его доходы. Можно назвать четыре главных способа решения проблемы дефицитности государственного бюджета

Бюджетный дефицит

Наиболее рациональный из них — сокращение расходов бюджета, поскольку в принципе общество всегда должно жить по средствам. Недаром говорят, что богатеют не от доходов, а от расходов. Богатство, пишет Монтень, «создается не столько большими доходами, сколько правильным ведением дел». Лучше всего гарантированно согласовывать расходы с доходами заранее, ещё на стадии бюджетной вёрстки. Когда же это не удаётся, госорганы вынуждены прибегать к секвестру, т.е. к урезанию расходов «на ходу», в процессе исполнения уже действующего бюджета. Так, если, скажем, в августе «вдруг» обнаруживается недобор налогов или/и незапланированный перерасход средств, власти пропорционально снижают (секвестируют) все расходные статьи бюджета (кроме защищённых) на оставшийся период сентября-декабря.

Второй путь решения проблемы — увеличение доходов бюджета. Оно возможно как за счёт повышения налоговой их собираемости, так и за счёт более продуманного и гибкого налогообложения в частности, снижения ставок, что побудит расширять производство и не прятаться в «налоговую тень». Могут быть и другие источники — скажем, выручка от приватизации госсобственности, дополнительная прибыль от более эффективного её использования и пр.

Третий путь — денежная эмиссия. Это наиболее лёгкий, но одновременно и самый порочный способ балансировки бюджета. Выпуск не обеспеченной товарами денежной массы неизбежно отзовётся взвинчиванием инфляции. Наконец, госзаймы. Они возможны у населения и предприятий, у иностранных государственных международных организаций. Это — распространённая сегодня практика. Однако, в долговременном плане такая мера «не спасает» бюджет, она лишь переводит бюджетный дефицит в разряд государственного долга. Государственный долг — это сумма задолженности государства по ещё не погашенным внутренним и внешним займам. Сюда входят как сам долг, так и начисленные по нему проценты.

Проблемы бюджетного дефицита Государственного долга экономисты оценивают по-разному. Одни полагают, что хроническая несбалансированность бюджета и растущие долги государства означают финансовое банкротство нации и обкрадывание потомков. Другие, напротив, считают это «штатной»ситуацией, называя дефициты и долги нормальными финансовыми инструментами, которые позволяют гибко регулировать экономические процессы.

И действительно, многие страны сегодня живут с бюджетным дефицитом» государственным долгом, маневрируя ими с целью стабилизации экономики. К примеру, облигации государственного займа позволяют в нужный момент «связать» лишние деньги населения, отвлекая их с товарных рынков, «охлаждая» чрезмерный потребительский спрос, да к тому же обеспечивая государству дополнительные денежные ресурсы, а гражданам — доход.

Размеры внешних долгов России оцениваются по-разному, в основном в пределах от 150 до 160 млрд долл. (февраль 2001 года). Причём в этой сумме есть значительный «вклад» бывшего СССР (около 2/3), особенно активно занимавшего деньги в 1985—1991 годах «под перестройку». Но и независимая Россия в постсоветский период больше делала новые долги, чем отдавала старые. В частности, обслуживание долгов (т.е. погашение срочных сумм плюс выплата процентов) осуществлялось главным образом новозаёмными средствами, что на деле увеличивало общую сумму задолженности (хотя формально последняя в 2000 году сократилась — благодаря «прощению» нам части советских долгов западными частными кредиторами).

Для оценки «тяжести» долга можно использовать по меньшей мере четыре показателя (рис. 7.7). Наиболее важным из них экономисты считают третий — соотношение между суммой задолженности и ВВП. По нему можно судить, насколько велик долг по сравнению с главным источником его погашения — производством.

Рис. 7.7. Способы оценки «тяжести» госдолга для общества

В отличие от этого показатель абсолютной суммы долга лишь фиксирует объём долгового бремени и мало что даёт для сравнительных оценок его тяжести. Так, долги США и Японии гораздо весомее российских (соответственно около 4,5 и 3,6 трлн долл.), но кто усомнится в общем успешном развитии этих стран?

Наконец, последний показатель — сумма долга, приходящегося на душу населения, — внешне выглядит чисто расчётным и безобидным для рядовых граждан.

На самом же деле в неблагополучной и плохо управляемой стране именно население расплачивается (хотя и косвенно) по долгам государства. Чем? Задержанными зарплатами и пособиями (беспроцентный кредит бюджету), потерянными в банках вкладами, уплатой всё более высоких налогов и цен.

Таким образом, дефициты и долги могут подчас вызывать весьма негативные последствия. Назовём их (рис. 7.8), а некоторые дополнительно поясним. Так, например, опасность попадания общества в порочный долговой круг (позиция 2на рисунке) связана с необходимостью постоянного рефинансирования долга, когда для его обслуживания (возврат срочных сумм + выплата %) приходится прибегать к очередным и всё растущим заимствованиям. Причём когда-нибудь непомерно раздутый долговой пузырь лопается, правительство вынуждено объявлять либо мораторий на платежи (отсрочку), либо, что ещё хуже, — дефолт (отказ от их исполнения).

Показателен в этом плане своеобразный мораторий-дефолт российского правительства 17 августа 1998 года. Его вынужден был (объявить Сергей Кириенко, незадолго до того назначенный главой кабинета министров страны. Но назревал этот неизбежный платёжный кризис давно, поскольку предыдущее правительство Черномырдина (1992—1998), с одной стороны, не организовало подъём экономики, а с другой — бесконечно наращивало пирамиду госзаймов под соблазнительно высокий процент, притягивавший к рублю финансовых спекулянтов (в том числе из-за рубежа). Час расплаты настал уже при новом премьер-министре, на которого и обрушили всю свою злую «критику» неразборчивые журналисты...

Рис. 7.8. Возможные негативные последствия госбюджетных дефицитов и долгов

Поясняя 3-ю позицию рисунка — рост ссудного процента, отметим, что его как раз и подстёгивают бесконечные займы правительства (поскольку они увеличивают спрос на кредиты). В этих условиях становится невыгодным инвестировать производство.

Увеличение неплатежей в экономике (позиция 5) неизбежно потому, что недофинансированная бюджетная сфера задерживает зарплаты, не может оплачивать сполна счета, скажем, за электроэнергию и воду. Электро- и водопоставщики,в свою очередь, срывают оплату продукции угольщиков, газовиков и т.д. Раскручивается трудноостановимый «эффект домино» всеобщих неплатежей.

Следующий неизбежный негативный эффект заимствований — усиление неравенства в обществе (позиция 6). Оно происходит прежде всего потому, что у богатых больше сбережений и гособлигаций, а значит, и больше процентных доходов по ним. За счёт займов, далее, возможно дополнительное обогащение и причастных к ним лиц (спекуляции заёмными средствами, доходное «прокручивание» их в банках) Кроме того, связанный с займами дефицит бюджета способствует ещё одной наживе коррумпированных чиновников: в условиях нехватки финансирования они «торгуют» выделением денежных средств.

Наконец, 8-я позиция: почему обильные займы снижают уровень госуправления? Да потому, что они расслабляют и развращают чиновников. Вместо поиска новых путей зарабатывания денег через изобретательное, гибкое управление экономикой и бюджетом страны бюрократы привыкают к лёгким решениям финансовых проблем, безответственно набирая долги.

«Заём денег, — отмечает Форд, — легко превращается в уловку для того, чтобы не глядеть в глаза убытку. Чужие деньги зачастую поддерживают лень». Разумеется, наживать деньги труднее, но это лучше, чем их занимать: «капитал должен течь из фабрики, а не из банка».

К [тому же в не цивилизованных странах с неподотчётными госорганами возможно нерациональное использование кредитов: на престижное потребление (шикарные командировки и офисы, раздутый бюрократический аппарат, заоблачные зарплаты самим себе), на затыкание финансовых «дыр», распыление денег по несущественным мелочам, а то и примитивное их разворовывание.

Таким образом, проблемы бюджетных дефицитов, долгов и займов исключительно многогранны и сложны. Но при этом общий вывод несомненен: радикальный тупик финансовому здоровью нации —это (стабильная и эффективная экономиками рациональная жизнь общества по средствам. B государстве, как и в семье, главное — как тратить деньги, не сколько их получать. «Отчего все в долгах?» — спрашивал ещё Александр Пушкин. И отвечал: «От того, что проживают более, нежели дохода имеют»

Запись в тетрадях

Государственный бюджет — это финансовая программа деятельности государства той или иной страны, отражающая все его денежные ресурсы (доходы) и их распределение (расходы).

Запись в тетрадях:

Основные бюджетные линии

ТРАНСФЕРТНЫЕ ПЛАТЕЖИ – одна из схем перераспределения бюджетных средств: выплаты из государственного бюджета населению и частным предпринимателям, осуществляемые в порядке перераспределения средств в пользу более нуждающихся в них граждан через бюджет. Имеют три распространенные формы: субсидии частным предпринимателям, выплаты процентов по государственному долгу, государственные денежные выплаты на социальные нужды (пенсии, пособия и др.)

Субвенция (от лат. subvenire — «приходить на помощь») — вид денежного пособия местным органам власти со стороны государства, выделяемого на определённый срок на конкретные цели; в отличие от дотации подлежат возврату в случае нецелевого использования или использования не в установленные ранее сроки.

Отличительной чертой субвенции является тот факт, что в случае неиспользования предоставленных средств по целевому назначению их следует вернуть в распоряжение того органа (бюджета), который их предоставил.

Устные ответы, обсуждение материалов таблицы

Запись схемы в тетрадь

Запись в тетрадях

Сальдо - остаток, разница между приходом и расходом счёта.

Запись в тетрадях

Секвестр бюджета — это пропорциональное снижение всех расходных статей бюджета на определённую долю. Его применяют для сокращения дефицита бюджета, который возникает, когда расходы превышают доходы.

Государственный долг — это сумма задолженности государства по ещё не погашенным внутренним и внешним займам. Сюда входят как сам долг, так и начисленные по нему проценты.

IV Закрепление (обобщение и систематизация изученного материала)

Ответить письменно на вопросы:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: