КАК ПРОДОЛЖАТЬ ПРАКТИКУ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ КУРСА




С.Н. Гоенка. Беседы о Дхамме, день 11-й (сокр. изложение)

День за днем, день за днем — вот мы и подошли к завершающему дню этого Дхамма-семинара. Когда вы начинали работать, вас попросили полностью подчиниться технике и дисциплине курса. Без этого было бы трудно опробовать технику, получить о ней правильное представление. Теперь 10 дней закончились — вы сами себе хозяева.

Вернувшись домой, вы спокойно проанализируете все, чем вы здесь занимались, все, чему вас учили. И если обнаружите, что то, чему вас учили, — рационально, логично, практично, только тогда принимайте это — не потому, что кто-то вас об этом просит, но по доброй воле, по собственному желанию; и принимайте не только на 10 дней, но на всю свою жизнь.

Такое принятие должно произойти не только на интеллектуальном или эмоциональном уровне. Каждый должен принять Дхамму на уровне практики, т.е. применять ее, сделать ее частью своей жизни, потому что только реальная практика Дхаммы дает результаты в повседневной жизни.

Вы пришли на этот курс, чтобы научиться практике Дхаммы: как жить нравственной жизнью, как контролировать ум и научиться чистоте ума. Каждый вечер вы слушали беседы о Дхамме, на которых объяснялась эта практика. Важно понимать, чту нужно делать и почему, чтобы не было неясностей, и все работали правильно. Конечно, при объяснении практики затрагивались и некоторые теоретические аспекты — а на курсе присутствуют люди разных убеждений, — поэтому вполне возможно, что некоторым какая-то часть теории показалась неприемлемой. Если это так, не беспокойтесь: оставьте эту часть теории в стороне. Важнее всего — практика Дхаммы. Никто не будет возражать против такого образа жизни, который не вредит другим, против умения управлять умом и освобождения ума от загрязнений, против любви и доброты. Такая практика приемлема для всех, и это — наиболее существенный аспект Дхаммы, потому что благотворные результаты, которые получает каждый, происходят не от теории, а от практики, от применения Дхаммы в жизни.

10 дней достаточно только для общего знакомства с техникой; не стоит ожидать, что так быстро вы обретете совершенство. Но не стоит и недооценивать даже такой краткий опыт: вы сделали первый шаг, очень важный шаг, хотя путь еще долог. В действительности, это дело всей жизни.

Вы посеяли семя Дхаммы, и теперь оно начало прорастать. Хороший садовник всегда заботится о своей рассаде, и благодаря уходу росток растет, превращается в огромное дерево с мощными корнями и могучим стволом. И тогда ему уже не требуется уход: всю свою жизнь оно будет нам служить.

Сейчас этому небольшому ростку Дхаммы требуется уход. Защитите его от критики, различая теорию, против которой некоторые могли бы возражать, и практику, которая является приемлемой для всех. Не позволяйте такой критике препятствовать вашей практике. Медитируйте 1 час утром и 1 час вечером. Эта регулярная, ежедневная практика очень важна. Поначалу 2 часа медитации в день могут показаться тяжелым бременем, но скоро вы заметите, что на самом деле экономите время, которое раньше тратили попусту. Во-первых, вам потребуется меньше времени для сна. Во-вторых, вы будете способны закончить свою работу быстрее, потому что производительность труда увеличится. Когда возникает проблема, вы остаетесь уравновешенными, и немедленно будете способны найти правильное решение. Утвердившись в технике, вы заметите, что, медитируя утром, вы приобретаете заряд энергии на весь день, и никакого волнения; а вечерняя медитация смоет любую напряженность, которая, возможно, накопилась в течение дня.

Помните, ваша цель состоит в том, чтобы избавиться от страданий, а причина страданий —ваша подсознательная привычка порождать влечение или отвращение, реагируя на ощущения, которые вы испытываете.

Чтобы достичь постоянства практики, старайтесь придерживаться установленного времени и места для медитации. Если же иногда это невозможно, подойдет любое время и место. Важно, чтобы вы занимались медитацией каждый день — утром и вечером.

Вечером, когда вы ложитесь спать, прежде чем заснуть, в течение 5 минут старайтесь наблюдать ощущения во всем теле. А наутро, пробудившись, вновь наблюдайте ощущения в теле в течение 5 минут. Эти несколько минут медитации непосредственно перед сном и после пробуждения очень полезны.

Если вы живете в таком районе (или местности), где есть другие практики Випассаны, хорошо 1 раз в неделю медитировать вместе в течение 1 часа. И обязательно 1 раз в год 10-дневный ретрит. Ежедневная практика позволит вам поддерживать то, чего вы достигли здесь, но ретрит необходим, чтобы двигаться дальше: путь еще долог. Если у вас есть возможность приехать на такой курс как этот — очень хорошо. Если же нет, вы сами можете организовать себе ретрит. Если у вас есть отдельное помещение, где вы можете жить, и кто-нибудь будет готовить вам пищу, организуйте индивидуальный 10-дневный курс. Вы знаете технику, расписание, дисциплину; теперь вы должны все это выполнять самостоятельно. Если вы желаете заранее сообщить своему учителю, что вы начинаете индивидуальный курс, я буду помнить о вас и посылать Метту — вибрации добра; это поможет установить здоровую атмосферу, в которой вы cможете работать лучше. Однако не расстраивайтесь, если вы не смогли проинформировать своего учителя. Вас защитит сама Дхамма. Постепенно вы достигнете стадии, когда будете зависеть только от себя. Учитель — это только проводник; вы должны быть сами себе хозяева. Все время зависеть от других — это не свобода.

Ежедневные медитации в течение 2-х часов и ежегодный 10-дневный ретрит — это только минимум, необходимый для практики. Если у вас есть больше свободного времени, вы можете использовать его для медитации. Вы можете устраивать короткие курсы на неделю, на несколько дней или даже на один день. На таких коротких курсах первую треть времени (1/3) посвящают практике Анапаны, а остальное время (2/3) — Випассане.

В повседневной практике бульшую часть времени уделяйте практике Випассаны. И только, если ваш ум возбужденный или вялый, если по какой-либо причине трудно наблюдать ощущения и сохранять невозмутимость, уравновешенность, тогда практикуйте Анапану, если это необходимо.

Практикуя Випассану, будьте внимательны — не играйте с ощущениями, радуясь приятным и огорчаясь от неприятных ощущений. Поймите, любое ощущение — это аничча, непостоянство. Помните, ваша цель состоит в том, чтобы избавиться от страданий, а причина страданий — ваша подсознательная привычка порождать влечение или отвращение, реагируя на ощущения, которые вы испытываете. Ваша задача — избавиться от этой привычки, а значит, не избегать неприятных ощущений и не стремиться к приятным.

Помня об этом, наблюдайте каждое ощущение объективно. Продолжайте перемещать внимание в определенной последовательности по всему телу, не позволяя ему долго оставаться ни на одной части тела. Максимум 2 минуты в любой части тела — вполне достаточно, в редких случаях до 5 минут, но не больше. Продолжайте перемещать внимание, чтобы сохранять осознавание ощущений в каждой части тела. Если практика становится механичной, вернитесь ненадолго к Анапане или поменяйте последовательность, в который вы перемещаете внимание. В каждой ситуации сохраняйте осознанность и невозмутимость, и практика Випассаны даст вам чудесные результаты.

Вы должны уметь применять технику не только тогда, когда сидите с закрытыми глазами, но и в повседневной жизни. Когда вы работаете, все внимание должно быть посвящено работе: считайте ее вашей медитацией. Но если появится свободное время — даже 5 или 10 минут, посвятите его осознаванию ощущений; и когда вы вновь приступите к работе, вы почувствуете себя отдохнувшими. Не стоит, однако, держать глаза закрытыми, когда вы медитируете на людях, в присутствии не-медитаторов; не стоит устраивать представление из практики Дхаммы.

Если вы правильно практикуете Випассану, ваша жизнь начнет меняться к лучшему. Критерием продвижения по пути является ваше поведение в жизненных ситуациях, ваше поведение и отношения с людьми. Начали ли вы помогать людям вместо того, чтобы причинять им вред? Остаетесь ли вы уравновешенными, когда происходит что-то нежелательное? Если в уме возникает негативность, как быстро вы осознаете это? Как быстро вы осознаете ощущения, которые возникают вместе с негативностью? Как быстро вы начинаете наблюдать ощущения? Как быстро вы восстанавливаете равновесие ума и начинаете порождать любовь и сострадание? Исследуйте себя таким образом и продолжайте продвигаться по пути практики.

Каких бы результатов вы здесь ни достигли, не только сохраняйте их, но и постарайтесь их преумножить. Продолжайте применять Дхамму в своей жизни, радуйтесь всем благам, которые дает эта техника и живите счастливой, мирной, гармоничной жизнью, которая полезна для вас и для других.

Небольшое предупреждение: конечно, вы можете рассказывать другим о том, чему вы здесь научились: у Дхаммы нет никаких тайн. Но на этой стадии не пробуйте преподавать технику. Сначала нужно утвердиться в практике. Для того, чтобы уметь преподавать, нужно этому учиться; иначе вместо того, чтобы помочь людям, вы можете нанести им вред. Если человек, которому вы рассказали о Випассане, хотел бы начать практиковать, вдохновите этого человека пройти курс подобный этому — под руководством квалифицированного учителя. А пока продолжайте работать, чтобы утвердиться в Дхамме. Продолжайте расти в Дхамме, и вы заметите, что своим примером вы привлекаете и других на этот путь.

Пусть Дхамма распространится во всем мире на благо многих людей.

Пусть все существа будут счастливы!

 

 


Dharma sadrisha raksaka nahin,

Dharma sadrisha na dhala;

Dharma palakon ki sada

Dharma kare pratipala.


Нет защитника подобного Дхамме;

Нет щита подобного Дхамме.

Дхамма всегда дает защиту тем,

Кто поддерживает практику Дхаммы.

- Духа (песнопения) на хинди С.Н. Гоенки

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-01-23 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: