Игровые приемы обучения на занятиях изобразительного искусства
Игра – один из основных видов деятельности ребенка, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
Функции игры:
· развлекательную: основная функция игры – доставить удовольствие;
· коммуникативную: научить умению общаться;
· примерка роли;
· игротерапевтическую: помогает забыть о проблемах;
· диагностическую: выявление отклонений;
· коррекции: позитивное изменение отклонений;
· межнациональной коммуникации: усвоение общ. ценностей;
· социализации: включение в общественную жизнь.
Главные черты игры:
· играю, потому что хочу;
· динамично творю, импровизирую;
· эмоциональный фон высокий;
· наличие правил.
Структура игры: целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.
Мотивация: добровольность, возможность выбора, элементы соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении и самореализации.
В структуру игры как процесса входят:
· наличие ролей;
· игровые действия;
· наличие реквизита;
· реальные отношения между играющими;
· условно-воспроизводимая действительность.
Являясь развлечением, отдыхом, игра способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.
Использование игр возможно как:
· самостоятельной технологии для освоения комплекса понятий, темы и даже раздела учебного предмета;
· элемент более обширных технологий;
· метод проведения занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
|
· как технология проведения внеурочной работы по предмету.
В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенными признаками: четко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами.
Игровые ситуации на занятиях выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности.
Следует разделять игры по виду деятельности:
· физические (двигательные);
· интеллектуальные (умственные);
· трудовые;
· социально-педагогические.
По характеру педагогического процесса выделяют следующие группы игр:
· обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
· познавательные, воспитательные, развивающие;
· репродуктивные, продуктивные, творческие;
· коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотерапевтические.
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики. Важнейшие из применяемых типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, игры-драматизации.
Роль педагога в проведении игр и упражнений на уроках
Педагог, проводящий игру, должен уделить внимание тем детям, у которых что-то не получается, рекомендовать им приёмы и упражнения для тренировки нужных качеств, объяснять правила проведения игры.
Поскольку дети могут вносить свои коррективы в уже имеющиеся правила игры, учителю следует поддерживать их инициативу и творческий подход.
При проведении игры важно обеспечить положение, при котором соревнующиеся будут равны по силам и находиться в равных условиях. Необходимо создать такую обстановку, которая предопределит правильное отношение к игре со стороны детей.
|
Позиция взрослого в игре всегда должна быть активной. Роль арбитра, посредника, члена жюри позволяет давать оценки, характеризовать поведение обучающихся. Педагог может принимать участие в игре, превращая ее в воспитательный фактор, что способствует гармонизации отношений «преподаватель – ученик». Это основная функция игровой позиции педагога, способствующей созданию творческой атмосферы. Игровая позиция педагога представляет собой своеобразный стиль отношений между взрослыми и детьми.
Педагог с помощью игры может выявить психоэмоциональное состояние ученика, дифференцировать задачу урока, учитывая творческую индивидуальность ребенка, его мироощущение, понимание окружающей действительности, тяготение к тому или иному стилю изобразительного искусства, виду материала.
Более гибкому учебному процессу способствует определение психоэмоционального состояния, как группы, так и отдельного ребёнка (в начале и в конце занятия) с помощью особых приемов (например, в виде работы с цветовыми карточками).
Организуя сюжетные игры, педагог имеет возможность влиять на реальные взаимоотношения в игровой группе через их игровые взаимоотношения путем продуманного распределения ролей.
Основные функции игровой позиции педагога:
· гуманизация взаимоотношений педагога с детьми;
· повышение творческого потенциала коллективной деятельности;
· экономия нервных затрат педагогов и школьников;
· обеспечение гибкого поведения учителя.