В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ




ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ И МОНОПОЛИИ

 

Основные понятия

 

Государственная монополия - монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Демпинговый импорт - импорт товара на таможенную территорию РФ по цене ниже нормальной стоимости такого товара.

Доминирующее положение - положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на данные товары в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Право на свободную конкуренцию - необходимый элемент права на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности, состоящий в юридически равной возможности хозяйствующего субъекта доступа на рынок для осуществления и осуществления аналогичной (сходной) экономической деятельности для привлечения спроса потребителей (приобретателей) посредством совершения ценовых и неценовых конкурентных действий, с возможностью требования от других хозяйствующих субъектов, органов публичной власти и их должностных лиц исполнения обязанностей по отношению к управомоченному хозяйствующему субъекту.

 

Основные нормативные акты и материалы судебной практики

 

Конституция РФ (ст. ст. 8, 10, 11, 34, 74, 77).

Гражданский кодекс РФ (ст. ст. 10, 138, 139, 168, 169, 1033, 1222, 1225, гл. 72 - 77).

Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. ст. 2.9, 4.5, 14.9, 14.31, 14.31.1, 14.31.2, 14.32, 14.33, 14.40, 19.5, 19.8, 23.48, 28.3, 28.7).

Уголовный кодекс РФ (ст. ст. 169, 178, 180, 183, 185.3, 191).

Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".

Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 3 "О наркотических средствах и психотропных веществах" (ст. ст. 4, 5).

Федеральный закон от 26 марта 1998 г. N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" (ст. 10).

Федеральный закон от 19 июля 1998 г. N 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" (ст. ст. 4 - 8).

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров" (ст. 2, гл. 3).

Федеральный закон от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне".

Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе".

Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (гл. 3).

Указ Президента РФ от 21 июля 2015 г. N 373 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования".

Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе".

Постановление Правительства РФ от 26 июня 2007 г. N 409 "Об утверждении условий признания доминирующим положения кредитной организации и правил установления доминирующего положения кредитной организации".

Постановление Правительства РФ от 9 июня 2007 г. N 359 "Об утверждении условий признания доминирующим положения финансовой организации (за исключением кредитной организации) и правил установления доминирующего положения финансовой организации (за исключением кредитной организации)".

Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2013 г. N 1164 "Об утверждении Правил осуществления антимонопольного регулирования и контроля в электроэнергетике".

Распоряжение Правительства РФ от 2 апреля 2014 г. N 503-р "Об утверждении плана мероприятий по развитию конкуренции на железнодорожном транспорте".

Приказ ФАС России от 20 сентября 2007 г. N 294 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию приобретения акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций, получения в собственность или пользование основных производственных средств или нематериальных активов, приобретения прав, позволяющих определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации".

Приказ ФАС России от 28 апреля 2010 г. N 220 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке".

Приказ ФАС России от 25 мая 2012 г. N 337 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по предоставлению государственной услуги по рассмотрению уведомлений о приобретении иностранным инвестором или группой лиц, в которую входит иностранный инвестор, пяти и более процентов акций (долей), составляющих уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Приказ ФАС России от 25 мая 2012 г. N 339 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации".

Приказ ФАС России от 25 мая 2012 г. N 340 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской Федерации".

Приказ ФАС России от 25 мая 2012 г. N 342 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по согласованию создания и реорганизации коммерческих организаций в случаях, установленных антимонопольным законодательством Российской Федерации".

Приказ ФАС России от 25 мая 2012 г. N 345 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта при рассмотрении заявлений, материалов, дел о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией".

Приказ ФАС России от 28 июня 2012 г. N 433 "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации".

Приказ ФАС России от 23 июля 2015 г. 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы".

Приказ Государственного комитета РФ по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур от 3 июня 1994 г. N 67 "Методические рекомендации по определению доминирующего положения хозяйствующего субъекта на товарном рынке".

Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г.

Договор стран СНГ "О проведении согласованной антимонопольной политики" от 25 января 2000 г.

Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (приложения N 19 - 22).

Модельный закон о защите конкуренции от 28 ноября 2014 г. Принят Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ.

Модельный закон о специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров от 16 мая 2011 г. Принят Межпарламентской Ассамблеей государств - участников СНГ.

 

 

§ 1. Понятие и субъекты конкуренции. Право на свободную конкуренцию

 

Конкуренция как экономическая категория. Конкуренция (лат. "concurrere" - сталкиваться, сбегаться) представляет собой особого рода экономические отношения (соперничество, борьбу) между участниками рынка, возникающие в связи с производством и обменом материальных благ (товаров, работ, услуг). Конкуренция выступает необходимым условием и важнейшим способом эффективного осуществления предпринимательской деятельности. Положительное влияние конкуренции на экономику проявляется в том, что она способствует эффективному распределению ресурсов, развитию предпринимательской инициативы. Конкурентная борьба субъектов предпринимательства направляет ресурсы в производство тех товаров и услуг, в которых больше всего нуждаются потребители, так как борьба ведется за потребительский спрос. Конкуренция способна координировать экономическую деятельность без административного принуждения, что позволяет предпринимателям добиваться увеличения собственной выгоды (прибыли). Указанные обстоятельства свидетельствуют о несомненном преимуществе экономики, основанной на конкуренции субъектов предпринимательства.

Характеризуя конкуренцию в целом как общественное благо <1>, следует учитывать и некоторые отрицательные проявления и свойства, присущие конкуренции, которые могут оказывать дестабилизирующее влияние на экономику. По справедливому мнению авторов, конкуренция, создающая определенное равновесие на рынке, в то же время неизбежно разрушает и делает невозможным существование этого равновесия <2>. Это может выражаться в нестабильности цен в зависимости от колебаний спроса и предложения, что является результатом неустойчивого положения участников имущественного оборота. С понижением цены определенное количество производителей и продавцов выталкивается с рынка, и для некоторых предпринимателей это означает разорение, а для рабочих - безработицу <3>. Конкуренция создает также предпосылки для образования монополий и монополизации рынка. Стремление к выгоде (прибыли) может побуждать предпринимателей к применению таких методов и приемов соперничества, которые не только не способствуют развитию производства и удовлетворению потребностей общества, но и задерживают развитие экономики. В частности, к ним относятся: хищническое использование природных ресурсов для скорейшего получения прибыли, скупка патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы без намерения их использовать, сравнительная реклама, дискредитирующая других конкурентов, ложные сведения о товаре, вводящие потребителей в заблуждение, и др.

--------------------------------

Модель "совершенной конкуренции" <1>, свободной конкуренции, действовавшая в период классического капитализма середины XIX в. (в основном в Западной Европе и США), характеризует конкуренцию как идеальную модель с отсутствием на рынке монополизированных субъектов. Для того чтобы данная рыночная модель могла воплотиться в реальной экономической действительности, требуется ряд условий, в частности: наличие большого количество продавцов, каждый из которых настолько мал, что его действия не оказывают существенного влияния на конкурентов; однородность товара, т.е. полная взаимозаменяемость товара, поставляемого на рынок разными продавцами; полная информированность участников рынка о цене; свобода доступа на рынок и выход с рынка; равнодоступность технологий для всех участников рынка и др. Рынки "совершенной конкуренции" в реальной действительности довольно редки. Конкуренция может существовать на рынках с различным преобладанием монополизированных субъектов, т.е. на рынках "несовершенной конкуренции".

--------------------------------

 

Указанные обстоятельства обусловливают необходимость государственного регулирования в сфере конкуренции, включая защиту конкуренции от монополий, установление правил поведения конкурирующих субъектов на рынке и др.

Законодательство о конкуренции и монополии. Целью законодательства о конкуренции и монополии является обеспечение эффективного функционирования рыночной экономики и предпринимательства на основе конкуренции при наличии государственного контроля за монополиями.

Основная задача данной области законодательства сформулирована в ч. 1 ст. 8 Конституции РФ и состоит в государственной поддержке конкуренции. Такая поддержка осуществляется посредством различных мер (правовых способов), предусмотренных в различных нормах законодательства о конкуренции и монополии (которые, в свою очередь, образуют отдельные области данного законодательства).

Государство должно поддерживать такую конкуренцию, которая в конечном счете способствовала бы достижению общественных (социальных) целей, балансу интересов предпринимателей и потребителей, цивилизованному развитию производства, торговли, научно-технического прогресса и т.п., а не вела к варварской борьбе всех против всех по так называемым законам джунглей с целью скорейшего получения прибыли любой ценой. Следовательно, государство должно обеспечивать поддержку именно добросовестной (правомерной) конкуренции между субъектами предпринимательства, предоставив предпринимателям право осуществлять конкурентные действия и установив необходимые ограничения (пределы) осуществления данного права.

Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере деятельности субъектов естественных монополий, рекламы, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, за исключением случаев, предусмотренных законом <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе".

 

Законодательство о конкуренции и монополии в целом имеет сложную структуру и состоит из нормативных актов конкурентного законодательства и нормативных актов о государственных и естественных монополиях.

Конкурентное законодательство включает акты антимонопольного законодательства и законодательства о недобросовестной конкуренции

Под антимонопольным законодательством понимается совокупность нормативных правовых актов, направленных на ограничение экономического процесса монополизации экономики посредством государственного контроля за доминирующим (монопольным) положением субъектов предпринимательства, концентрацией капиталов и объединением субъектов предпринимательства, предупреждения и преследования монополистической деятельности.

Законодательство о недобросовестной конкуренции - совокупность нормативных правовых актов, направленных на предупреждение и преследование недобросовестной конкуренции.

Законодательство о естественных и государственных монополиях составляет самостоятельную область правового регулирования в системе законодательства о конкуренции и монополии. Акты о естественных и государственных монополиях не входят в состав конкурентного законодательства, так как регулируют деятельность монополий, создаваемых государством при отсутствии конкуренции в целях обеспечения публичных интересов. Такие монополии в обществе и государстве с рыночными приоритетами в экономике не должны иметь преобладающего значения, а должны являться исключением.

Законодательное определение и признаки конкуренции. Конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (п. 7 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Указанное законодательное определение в основном исходит из модели "совершенной конкуренции" и содержит следующие признаки:

1) конкуренция выражается в определенных самостоятельных действиях, именуемых конкурентными действиями;

2) конкуренция осуществляется между определенными лицами, именуемыми субъектами конкуренции;

3) при конкуренции исключается или ограничивается возможность каждого из конкурентов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на рынке.

Конкурентные действия - совершаемые субъектами предпринимательства для приобретения ими правомерных преимуществ в своей деятельности самостоятельные состязательные действия, направленные на получение прибыли посредством удовлетворения потребностей хозяйствующих субъектов и потребителей.

Различаются ценовые и неценовые конкурентные действия.

Ценовые действия заключаются в том, что субъект предпринимательства снижает продажную цену своего товара (работы, услуги), чем привлекает к себе покупателей (потребителей). Если кто-то начинает конкурировать с ним в уменьшении цены, то, не рассчитав своих возможностей, может проиграть в конкурентной борьбе.

Неценовые действия непосредственно не связаны с установлением или снижением цен. Это действия по улучшению качества и потребительских свойств товаров (работ, услуг), расширению ассортимента и введению в оборот новых товаров, улучшению сервисного обслуживания, установлению и продлению гарантийных сроков, использованию новых технологий (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов), товарных знаков и иных объектов промышленной собственности, занятию более удобного месторасположения фирмы, а также рекламные действия конкурентов (как мощное средство привлечения потребительского спроса) и др.

Конкурентные действия характеризуются воздействием:

1) на потребителей (покупателей, заказчиков) путем привлечения их спроса и удовлетворения потребностей;

2) на конкурентов и их деятельность (товары, работы, услуги) путем отвлечения их от спроса потребителей (покупателей, заказчиков).

Субъекты конкуренции. Лицами, имеющими право осуществлять конкурентные действия (конкурентами), по российскому законодательству признаются хозяйствующие субъекты, в том числе финансовые организации.

Хозяйствующий субъект - коммерческая организация, некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход, индивидуальный предприниматель, иное физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, но осуществляющее профессиональную деятельность, приносящую доход, в соответствии с федеральными законами на основании государственной регистрации и (или) лицензии, а также в силу членства в саморегулируемой организации (п. 5 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Финансовая организация - хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги. В Законе содержится перечень финансовых организаций: хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, - кредитная организация, профессиональный участник рынка ценных бумаг, организатор торговли, клиринговая организация, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив, страховая организация, страховой брокер, общество взаимного страхования, негосударственный пенсионный фонд, управляющая компания инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированный депозитарий инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, ломбард (финансовая организация, поднадзорная ЦБ РФ), лизинговая компания (иная финансовая организация, финансовая организация, не поднадзорная ЦБ РФ) (п. 6 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

К хозяйствующим субъектам также относится группа лиц, включающая юридических и (или) физических лиц, которые в результате установленных законом способов контроля и влияния друг на друга рассматриваются как единый экономический субъект. Основания выделения группы лиц содержатся в ст. 9 Закона о защите конкуренции.

Не могут быть признаны конкурирующими субъектами отдельные физические лица, не относящиеся к хозяйствующим субъектам, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица.

Важнейшим признаком конкуренции, как следует из ее законодательного определения, выступает ограничение или исключение возможности конкурентов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем рынке. К числу общих условий обращения товаров относится предусмотренная законом свобода совершения сделок (договоров) по продаже и приобретению товаров (работ, услуг) на рынке, в том числе свобода формирования договорных условий и установления договорных цен (ст. 421 ГК РФ). Таким образом, по данному признаку законодатель противопоставляет конкуренцию и доминирующее положение на рынке.

Определение понятия "товарный рынок" содержится в Законе и является единым для товаров, работ, услуг, включая финансовые услуги. Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров (далее в настоящей главе - определенный товар), в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности, приобретатель может приобрести товар, при этом такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами (п. 4 ст. 4 Закона о защите конкуренции).

Право на свободную конкуренцию. В ряде зарубежных стран (Франция, Великобритания, США) была разработана специальная конструкция права на свободную конкуренцию в качестве правового принципа <1>. Суть данного права в том, что каждый предприниматель может свободно вести свой промысел и составлять конкуренцию любым лицам. Право на свободную конкуренцию основано на праве свободного выбора как неотъемлемом праве человека. Свобода выбора предпринимателя состоит в том, что собственники (владельцы) материальных ресурсов и денежного капитала могут использовать их по собственному усмотрению, приобретать ресурсы, организовывать процесс производства товаров (услуг), продавать их по своему выбору и т.п. <2>.

--------------------------------

Право на свободную конкуренцию также предлагается рассматривать как субъективное право. Так, в соответствии со ст. 4 Закона Республики Молдова от 30 июня 2000 г. "О защите конкуренции" хозяйствующие субъекты имеют право на свободную конкуренцию в рамках законодательства, традиций и правил корректного и честного ведения дел.

Право на конкуренцию определено как субъективное конституционное право хозяйствующих субъектов на самостоятельное и равное соперничество с другими хозяйствующими субъектами, недискриминационный и свободный доступ на рынок и добровольный выход с него, реализующееся в рамках общерегулятивных отношений, имеющее целью приобретение конкурентных преимуществ, в результате чего происходит удовлетворение спроса населения в качественных товарах (работах, услугах), а также эффективное развитие экономики. Конституционное право на конкуренцию сочетает частные и публичные элементы <1>.

--------------------------------

Право на свободную конкуренцию в России основано: на конституционных принципах свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободе экономической деятельности, поддержке конкуренции (ч. 1 ст. 8 Конституции РФ), а также на конституционном праве граждан на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34 Конституции РФ). Право на свободную конкуренцию реализуется как в публичных, так и в частноправовых отношениях.

Исходя из нормы ч. 1 ст. 34 Конституции РФ, право на свободную конкуренцию следует рассматривать как важнейший элемент права на осуществление предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности, одно из правомочий хозяйствующего субъекта. Оно состоит в правовой возможности хозяйствующего субъекта в процессе осуществления своей деятельности конкурировать (совершать конкурентные действия) с другими предпринимателями с целью получения наибольшей прибыли посредством приоритетной продажи своих товаров (работ, услуг) покупателям (потребителям).

Если рассматривать право на свободную конкуренцию с позиции субъективного права, то следует рассмотреть правомочия хозяйствующего субъекта на собственные действия; правомочия требования и правомочия на защиту.

Правомочие на собственные действия состоит в возможности субъекта предпринимательства совершать добросовестные конкурентные действия с целью привлечения к своим товарам (работам, услугам) потребительского (покупательского) спроса, т.е. действия, способствующие приоритетному приобретению их товаров (работ, услуг) потребителями (покупателями).

Важнейшим правомочием субъекта предпринимательства, характеризующим его право на конкуренцию, являются возможность свободного (т.е. юридически равного) доступа на рынок и осуществления аналогичной (сходной) предпринимательской и иной экономической деятельности для привлечения покупательского (потребительского) спроса. Ведь появление на рынке, например, нового производственного или торгового предприятия уже порождает конкурентное отношение между ним и существующими предприятиями и направлено на привлечение покупательского спроса к его товарам (работам, услугам).

Разновидностью права доступа на рынок является право недискриминационного доступа <1>. Законом предусмотрено введение правил недискриминационного доступа к товарам, производимым и (или) реализуемым хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение и не являющимся субъектом естественной монополии, доля которого на соответствующем товарном рынке составляет более 70% (п. 5 ст. 10 Закона о защите конкуренции).

--------------------------------

<1> Правила недискриминационного доступа приняты в основном в сферах естественных монополий.

 

Осуществление возможности совершать конкурентные действия имеет особенности. Суть проблемы в том, что осуществление лицами конкурентных действий объективно связано с причинением определенных помех другим субъектам предпринимательства (конкурентам). И такое причинение помех нередко нельзя назвать противоправным.

На это указывалось и в научной литературе. Так, Г.Ф. Шершеневич отмечает, что, "например, открытие торгового заведения рядом или против прежнего магазина способно подорвать торговлю последнего; но какой бы вред ни наносила такая конкуренция, она составляет только осуществление права" <1>. Л.Б. Гальперин и Л.А. Михайлова указывали, что нельзя считать недобросовестной конкуренцией все действия, которые невыгодны для конкурентов <2>. В.Н. Шретер писал: "Факт нарушения интересов конкурента сам по себе не дает еще права требовать судебной защиты. Ведь соревнование в торговле - это постоянная борьба интересов, где торжество над конкурентом вплоть до его полного разорения - явление обычное и, как это ни сурово, вполне законное" <3>.

--------------------------------

Право на свободную конкуренцию имеет пределы своего осуществления. Управомоченное лицо само обязано не злоупотреблять своим правом на свободную конкуренцию, т.е. не совершать действия, направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности, противоречащие требованиям добропорядочности, разумности и справедливости, не осуществлять конкурентные действия исключительно с намерением причинить вред другим лицам (конкурентам, потребителям). Таким образом, субъект предпринимательства обязан конкурировать добросовестно и разумно.

Правомочие требования состоит в возможности конкурирующего субъекта предпринимательства требовать от всех лиц (от других хозяйствующих субъектов, органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц и т.д.), чтобы они не нарушали принадлежащее ему право осуществлять конкурентные действия (например, не осуществляли запрещенную законом монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, неправомерную деятельность органов публичной власти и т.п.).

Правомочие на защиту состоит в возможности осуществить защиту права субъекта предпринимательства посредством мер самозащиты либо путем применения к правонарушению мер государственно-принудительного воздействия на основании норм гражданского, административного и уголовного законодательства за указанные правонарушения.

Ограничения права субъекта предпринимательства на свободную конкуренцию могут вводиться лишь на основании норм федеральных законов для защиты общественных и государственных интересов (например, ограничение конкуренции для предпринимателей в сферах государственных и естественных монополий).

 

§ 2. Понятие и виды монополий. Доминирующее положение

субъекта предпринимательства на рынке

 

Монополия (греч. "monopolia" - продаю один) - экономическая категория, характеризующая определенную структуру рынка с преобладанием на нем единоличного продавца или покупателя, продающего (приобретающего) товар, на который не имеется близких заменителей <1>. В экономической литературе такая структура рынка именуется абсолютной ("чистой") монополией <2>.

 

В реальной экономической действительности существуют рыночные ситуации, характеризуемые различной степенью преобладания конкуренции и монополии. Данные типы рынков получили наименование "несовершенной" конкуренции (олигополия, монополистическая конкуренция) <1>.

--------------------------------

В российском законодательстве отсутствует общее определение понятия "монополия". Термин "монополия" упоминается в нормативных актах применительно к наименованию особых субъектов, подвергающихся правовому регулированию, в частности к государственным и естественным монополиям.

Следует обратить внимание, что для права наиболее важное значение имеет нормативное регулирование именно определенного исключительного (привилегированного) положения субъектов рынка, которое дает субъекту особые преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности по сравнению с другими субъектами. Особый же статус субъекта рынка (как монополиста) является производным от упомянутого исключительного положения (и, следовательно, вторичным).

Антимонопольное законодательство использует правовую категорию, общий правовой режим "доминирующее положение" для регулирования и контроля различной степени монополизации рынков (от абсолютной монополии до монополистической конкуренции). Доминирующее положение в определенных сферах экономической деятельности также может дополнительно регулироваться посредством установления специальных правовых режимов (например, режимов естественной и государственной монополии).

В зависимости от степени вмешательства государства в установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынках и иных специальных режимов следует различать следующие основные виды монополий, имеющие правовое значение:

1) создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства;

2) образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства;

3) возникающие в результате обладания исключительными правами.

Указанные виды монополий также можно классифицировать в зависимости от того, защищены они от конкуренции или нет. Речь идет о том, что некоторые монополии либо не допускают, либо существенно ограничивают конкуренцию со стороны других хозяйствующих субъектов на законных основаниях. В литературе эти монополии получили различные наименования: "закрытые", "легальные", "юридические" монополии <1>. К ним относятся: 1) монополии, непосредственно регулируемые государством, и 2) монополии обладателей исключительных прав.

Остальные монополии не могут быть защищены от конкуренции, а должны подчиняться экономическим законам конкурентного рынка (взаимодействию спроса и предложения), что является основополагающим правилом (принципом) рыночной экономики и предпринимательства. Соответственно, государство устанавливает правовой режим недопустимости ограничения конкуренции.

Монополии обладателей исключительных прав могут сочетаться как с "рыночными" монополиями, так и с монополиями, непосредственно регулируемыми государством.

Монополии первого вида - монополии, непосредственно регулируемые государством. Они создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. Эти монополии защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами данных монополий. Их можно назвать государственными монополиями в широком смысле. Существует две разновидности монополий рассматриваемого типа: государственные и естественные монополии.

Государственная монополия - монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Целями создания государственных монополий являются: защита экономических интересов государства и потребителей, укрепление безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства, ограничение свободного оборота определенных товаров (наркотических средств и т.д.). Государственные монополии вводятся в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов.

Сферы и численность государственных монополий достаточно подвижны, определенные из них то вводятся, то упраздняются.

Осуществление государственной монополии регламентируется федеральными нормативными актами, в частности Федеральными законами "О наркотических средствах и психотропных веществах", "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" и др.

Например, в соотве



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: