Реферат на тему : «Современные исследования проблемы воспитания нравственно-волевых качеств характера у детей дошкольного возраста »




 

Выполнила студентка

2 курса,1 группы

Факультета ДиНО

Козлова Надежда

 

Мозырь 2014г

Актуальной задачей в настоящее время является воспитание у дошкольников нравственно – волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности, дисциплинированности.

Формирование нравственно – волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От тог как будет воспитан дошкольник в нравственно – волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но формирование жизненной позиции.

Недооценка важности воспитания волевых качеств с ранних лет приводит к установлению неправильных взаимоотношений взрослых и детей, к излишней опеке последних, что может стать причиной лени, несамостоятельности детей, неуверенности в своих силах, низкой самооценки, иждивенчества и эгоизма. Наблюдения показывают, что многим родителям свойственно недооценка волевых возможностей детей, недоверие к их силам, стремление опекать. Как часто мы видим в раздевалка ребенка, вольготно сидящего на диванчике, а бабушку – стоящей перед ним на коленях и одевающую его. А этому ребенку уже 6 лет. Нередко дети, проявляющие самостоятельность в детском саду. В присутствии родителей становятся беспомощными, неуверенными, теряются при возникновении затруднений в решении посильных задач. Постоянные нравоучения и опека родителей наталкивает ребенка на простое решение проблемы – что делай, что не делай – все равно будут ругать и учить: проще ничего не делать вообще. Взрослых членов семьи волнуют проблемы подготовки ребенка к школе, но интересуют их прежде всего вопросы социальной подготовки – обучение чтению, счету, письму, а воспитанию таких качеств, как самостоятельность, настойчивость, ответственность, организованность, родители не придают большого значения. Известно, что в нравственном воспитании семье принадлежит ведущая роль. Для нормальной благополучной семьи, характерны атмосфера родственных эмоциональных связей. Насыщенность, непосредственность и открытость проявлений ими любви, заботы и переживания. Наиболее велико влияние этой атмосферы на ребенка в дошкольном возрасте. Малыш особенно нуждается в любви и ласке родителей, у него огромная потребность общения со взрослыми, которую наиболее полно удовлетворяет семья. Любовь родителей к ребенку, их забота о нем вызывают у малыша ответный отклик, делают его особенно восприимчивым к нравственным установкам и требованиям матери и отца. Очень часто мы слышим от детей вопрос: «Ты меня любишь?». Для малыша жизненно важно услышать в ответ: «Да, очень люблю!». Если ребенок окружен любовью, чувствует, что он любим независимо от того, какой он, это вызывает у него ощущение защищенности, чувство эмоционального благополучия, он осознает ценность собственного «Я». Все это делает его открытым добру, положительным влиянием.

Уважение личности ребенка, признание ценности его внутреннего мира, его потребностей и интересов способствуют воспитанию у него чувства собственного достоинства. Человек, лишённый этого чувства. Позволит и себя, и другого унизить, допустить несправедливость, он может представить, как больно это будет другому.

Представление о себе, уважение или неуважение к себе, т.е. самооценка, формируются у ребенка в процессе общения со взрослым, которые оценивают его положительно или отрицательно. Особо значимой для малыша является оценка со стороны тех взрослых, которые относятся к нему с доверием и уважением. Оценка должно фиксировать внимание ребенка не только на том, как он поступил – хорошо или плохо, но и на том, какие последствия это имеет для других людей. Так постепенно ребенок учится ориентироваться в своем поведении на то, как отразится его поступок на окружающих.

Больше внимание на развитие у малыша нравственных чувств оказывает чтение сказок, рассказов, где описывается борьба положительных и отрицательных персонажей. Ребенок сопереживает успехам и неудачам героя и его друзей, горячо желает им победы. Так формируется его представление о добре и зле, отношение к нравственному и безнравственному.

Дети, у которых к началу обучения в школе не развита способность активно действовать для достижения цели, самостоятельно выполнять повседневные требования и решать новые задачи, проявлять настойчивость в преодолении трудностей, часто не могут организовать себя для выполнения заданий учителя. Это отрицательно сказывается на учебной работе и поведении первоклассника, становится причиной его неуспеваемости, недисциплинированности.

Известно стремление младших дошкольников к самостоятельности. «Я сам!» взрослый слышит уже в полтора – два года жизни ребенка. Оно приобретает нравственный смысл в деятельности, в которой малыш проявляет свое отношение к окружающим. Это не только выполнение отдельных поручений взрослых, но и его деятельность по самообслуживанию. Малыш еще не осознает, что первая его трудовая деятельность необходима ему самому и окружающим, так как овладение нужными навыками позволяет ему обходиться без посторонней помощи, не затрудняя других людей заботой о себе. Ребенок еще не понимает, что тем самым он проявляет заботу о них. Такой мотив труда младшего дошкольника формируется только под воздействием взрослых. Овладение навыками самообслуживания позволяет ребенку оказывать реальную помощь другим детям, требует от него определенных усилий для достижения нужного результата и способствует выработка настойчивости, повышает самооценку. Очень часто в раздевалке ребенок уже умеющий застегивать пуговицы помогает застегивать пуговицы другу. Похвала сверстников и сам факт обращения за помощью способствуют большей уверенности ребенка в себе, повышают статус ребенка в детском сообществе.

Таким образом, овладение младшими дошкольниками навыками самообслуживания – эффективное средство воспитания таких нравственно – волевых качеств, как самостоятельность, повышения самооценки и настойчивость.

Семья располагает благоприятными условиями для привлечения ребенка – дошкольника к труду. Трудовые поручения, которые ребенок выполняет в семье, по содержанию разнообразнее, чем в детском саду, а необходимость их выполнения для него более очевидна (особенно в хозяйственно – бытовом и ручном труде). Особое влияние на малыша оказывает труд взрослых в семье. Характерны мотивы труда детей в семье: любовь к родителям и другим членам семьи, желание позаботиться о них помочь, доставить им радость. В семье дети часто с удовольствием занимаются теми видами труда, которые мало распространены в детском саду: стиркой белья, мытьем и вытиранием посуды, участвуют в приготовлении пищи, покупке продуктов и т.д. Благоприятные семейные условия положительно влияют на трудовое воспитание детей и их нравственно – волевое развитие. Анализируя ответы родителей, можно сделать вывод о том, что на первом месте среди выполняемых в семье старшим дошкольником видов труда стоит самообслуживание, на втором – уборка игрушек.

Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.

Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд. Но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.

В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщенный образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к целеосмысленному общественному труду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно с основополагающими моральными и нравственными принципами. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность и значимость. Задача педагогов и родителей - помочь ребенку стать таким человеком.

В 70-80 гг. Расширилась сфера теоретических поисков и экспериментальных работ, раскрывающих сущность процесса нравственного воспитания дошкольников, для исследований была характерна направленность на выявление закономерностей нравственного развития ребенка, становления таких основополагающих качеств личности как гуманизм, начала коллективизма, трудовая направленность. В педагогической теории утверждалось положение об интегративном характере нравственного воспитания, его особой роли во всестороннем развитии ребенка, подчеркивалось, что нравственное начало пронизывает все виды деятельности. Выдвигаемая педагогическая задача состояла в том, чтобы «целенаправленно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности и отношений».

В 70-е гг. Объектом изучения продолжает оставаться разнообразная детская деятельность. В исследованиях рассматривается процесс формирования отдельных нравственных качеств, но их значение определяется значимостью не только для становления личности ребенка, но и для развития коллектива сверстников и деятельности в нём.

Большое место занимают исследования, посвященные изучению трудовой деятельности. Ученые констатируют, что трудовая деятельность детей дошкольник)! О возраста рассматривается в дошкольной педагогике как одно из важнейших средств нравственного воспитания. Анализ исследований показывает единое мнение авторов

По вопросу о воспитательной значимости детской трудовой деятельности. Ученые подчеркивают, что включение детей в деятельность позволяет формировать у них нравственно-волевые качества и взаимоотношения со сверстниками, ибо лишь в деятельности получают воплощение моральные нормы и правила. Которые существуют в обществе и регулируют отношения между людьми.

Изучение возможностей трудовой деятельности для формирования нравственно-волевых качеств позволило исследователям утверждать. Что эта задача может быть успешно решена «только на основе учета особенностей этой деятельности в сравнении с игрой, занятиями, на основе учета возрастных особенностей ребенка».

В исследованиях (Р.С.Буре, В.Г.Нечаева др.) Подчеркивается необходимость подчинения детского груда учебно-воспитательным целям. Трудовая деятельность детей дошкольников не имеет и не может иметь того характера, который присущ труду взрослых. Продукты труда детей не включаются в сферу продуктообмена, существующего в обществе взрослых. Учитывая особенности дошкольника, ею возможности участия в труде, следует оценивать полученные им результаты в их значении либо для самого ребенка. Либо для группы, в которой он живет. Без этой поправки трудно обеспечить действие мотивов общественной значимости труда

Одним из центральных остается вопрос о формировании трудолюбия ii положительного отношения к труду. В.Г.Нечаева (1974) продолжая рассмотрение процесса становления трудовой деятельности в дошкольном возрасте, выделяет те ее компоненты, которые содержат в себе нравственное начало. Автор подчеркивает, что по мере формирования основных компонентов трудовой деятельности (постановка цели, планирование деятельности и достижение результата) меняется и отношение ребенка к труду. Сам процесс труда начинает доставлять детям радость.

Положительные эмоции определяют, по мнению автора, собственное отношение детей к деятельности, особенно в начальный период формирования трудолюбия.

Как подчеркивает автор, постановка ребенком цели, его стремление сделать что-то самостоятельно является важным фактором в становлении его личности, в развитии активности, самостоятельности, целеустремленности, инициативы, наиболее успешно способность самостоятельно ставить цель у детей развивается в тех видах труда, где дети в итоге получают материальный результат. Большую Устойчивость целенаправленная деятельность детей приобретает при наличии Мотивов, имеющих общественное значение. Обращая внимание на другие компоненты трудовой деятельности, в частности Планирование, В.Г.Нечаева подчеркивает необходимость целенаправленного Обучения планированию, что помогает ребенку достигать положительного результата В деятельности, чувства уверенности в успешном завершении дела. Кроме того, при Планировании ребенок проявляет творческую активность, обдумывает Последовательность действий, отбирает необходимые материалы, а при достижении намеченного результата преодолевает известные трудности. Автор подчеркивает, что в труде результат - обязательный компонент деятельности. Его достижение имеет значение, прежде всего как педагогический фактор, который помогает воспитать у детей интерес к труду. Именно в процессе достижения результата проявляются и развиваются индивидуальные качества личности ребенка: настойчивость, находчивость, изобретательность и др.

В исследованиях этого периода (Т.И.Бабаева, Д.И.Воробъева, и др.) самостоятельность, отзывчивость, уважительное отношение к старшим рассматривались учеными не как отдельные качества, а как стороны формирования гуманных взаимоотношений. большое место занимало изучение роли правил в воспитании взаимоотношений. Учеными (Т.И.Ерофеева, В.Г.Нечаева и др.) утверждалась необходимость формировать содержательные нравственны! представления о правилах поведения, чтобы мотивы «знаемые» перерастали в мотивы побудительные, что приводило бы к изменению характера взаимоотношений между дошкольниками и становилось основой их нравственного развития. в качестве условия формирования гуманных взаимоотношений ученые стали рассматривать общение детей в быту, в играх, в труде. было доказано, что организация нравственного опыта взаимоотношений детей должна начинаться с активного освоения дошкольниками правил общения со сверстниками и конкретных с пособов их практической реализации. продолжались исследования, направленные на изучение особенностей взаимодействия детей, обусловленных структурой совместной деятельности. ученые

Р.А.Иванкова, Л.В.Крайнова, Н.С.Пангина, Л.М.Таджибаева, И.Б.Теплицкая и др.) стремились установить объективные зависимости между особенностями строения деятельности и возможностью для развертывания сферы взаимоотношений.

Результатом явилась разработка методики формирования взаимоотношений между детьми в процессе игры, труда, изобразительной деятельности, в повседневной жизни.

В конце 70-х гг. появляются исследования, основанные на принцип! комплексного подхода к воспитанию (Р.С.Буре, С.А.Козлова, Л.В.Пименова), что проявляется в рассмотрении авторами деятельности детей как комплексного средства решения задач воспитания, обучения и развития, а также обращением к обсуждению вопросов о комплексных образованиях личности (социальной ориентации и общественной направленности). Р.С.БУРЕ была разработана теория и методика нравственного воспитания на занятиях всех видов, доказана возможность формирования у детей в процессе учебно-познавательной деятельности нравственно-волевых качеств, доброжелательного отношения к сверстникам, осознанного отношения к требованиям педагога. С.А.козловой доказана правомерность it целесообразность постановки задачи формирования общественной направленности с дошкольного возраста, показаны возможности коллективной деятельности для ее воспитания. л.в.пименовой изучен процесс формирования социальной ориентации как особой внутренней деятельности, направленной на другого человека и предваряющей общение и взаимодействие ребенка со сверстниками.

В 70-е гг. появилась работа Р.С.Буре и Л.Ф.Островской «Воспитатель и дети», которая, в отличие от большинства исследований. посвященных анализу деятельности, организуемой воспитателем, обращала внимание на самостоятельную деятельность детей, осуществляемую ими в повседневной жизни но интересам, создающую возможности для формирования волевой, эмоциональной и действенно-практической сфер личности ребенка, приобретения им опыта жизни среди сверстников.

Авторы утверждали необходимость общей гуманистической направленности педагога в его воздействиях на детей и необходимость выбора им наиболее адекватной позиции во взаимодействии с ними в складывающихся ситуациях: позиция обучающего, партнера, отстраненного наблюдателя. В этой работе фактически представлено описание модели личностно-ориентированного руководства детской деятельностью.

Такой подход позже был теоретически обоснован в концепции дошкольного воспитания, нашел отражение в ряде исследовательских работ (Т.А.Репина и др.), л также в авторских программах («Истоки», «Радуга», «Детский сад - дом радости» и др.). в 80-е гг. особую актуальность приобрела социально-психологическая проблематика. проблема взаимозависимости совместной деятельности и взаимоотношений людей выступила на первый план. предметом исследований стало изучение закономерностей и механизмов формирования положительных отношении между детьми.

Работы Т.И.Репиной, и др. доказали, что деятельность влияет ил личность не непосредственно, а через межличностные отношения. Одним из важнейших условий развития личности дошкольника стало рассматриваться благополучие отношений ребенка со сверстниками, определяющее формирование: эмоций, мотивов, личностную активность и инициативу. В качестве условия позитивного влияния деятельности на нравственное развитие утверждалась необходимость устранять «дефекты» внутренней структуры группировок детей.

 

Литература:

1 «Нравственное воспитание в детском саду» В.И. Петрова, Т.Д. Стульник Москва 1996г.

2 «Нравственное воспитание в детском саду» В.Г. Нечаева, Т.А. Маркова. Москва 1978г.

3 «Дошкольная педагогика» С.А. Козлов, Т.А. Куликова Москва 2000г.

4 «Нравственно – трудовое воспитание в детском саду» Л.В. Куцакова, Москва 2007г.

5 «Нравственное воспитание дошкольников в семье» Т.М. Татаренко Киев 1985г.

6 Бабаева Т.Н. Условия проявления доброжелательности к сверстникам у детей 5-6 лет // ЛГПИ им. А.И.Герцена. Ученые записки. Л., 1972. - Т. 448. - С. 11-19.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: