Кризисы взрослого возраста.




Кризисы зрелости, четко выделены: кризис тридцати лет, кризис середины жизни (40-45 лет), кризис позднего возраста (55—60 лет).По мнению Л.С. Выготского, кризис, или критический период, — время качественных позитивных изменений, результатом которых является переход личности на новую, более высокую ступень развития. Кризисы взрослых, по сравнению с кризисами детей, не имеют столь жесткой привязанности к возрасту. Зачастую они зреют постепенно, но могут возникать и внезапно — в случае появления резких изменений в социальной ситуации человека. Под кризисом перехода к старости будем подразумевать период, соответствующий времени выхода человека на пенсию. характер экзистенциальных, поскольку в их переживание включаются проблемы смысла жизни и индивидуального существования. духовные кризисы, общей чертой которых является обращение к высшим ценностям. Личностный кризис у взрослых может возникнуть на почве переживания той или иной трудной ситуации. Семейный кризис связывается с переходом семьи на новую ступень жизненного цикла. Случаются и профессиональные кризисы, обусловленные профессиональным ростом или изменением сферы деятельности.

 

 

37.Психология человека в период ранней взрослости (молодости)
Границы возраста – от 21 до 30 лет. Ведущая деятельность в молодости – профессиональная деятельность. Психологические новообразования возраста – социальная зрелость, субъектность, потребность в родительстве. Особенности развития познавательной сферы: отмечается высокий объем вербальной памяти, запоминание характеризуется долговременностью, высоко используется творческое мышление в решении жизненных ситуаций. Особенности развития социальной сферы: приобретается социальная зрелость. Активность человека направлена на овладение профессиональной деятельностью, приобретение в ней определенного положения, на создание и сохранение собственной семьи, познание и принятие ролей родителя, супруга, сексуального партнера, а также на освоение и применение норм общественной жизни (статуса гражданина). Кризис молодости. Он приходится на рубеж 30 лет и завершает период психического развития человека в молодости. Этот кризис еще называют «кризис идентичности». Основа его связана с противоречиями между желаемым образом жизни и реально достигнутыми, имеющимися условиями семейной, профессиональной и общественной жизнедеятельности. Последнее, чаще всего, не удовлетворяет человека. 44.Социально-психологические характеристики взрослой личности. Взрослые люди также пытаются добиться определенной стабильности не только в своей работе, но и в остальных сферах своей жизни. Изменяется позиция по отношению к другим людям. Взрослый человек не только полностью отвечает за самого себя, но и начинает осознавать ответственность за других людей, за молодежь, еще не обладающую жизненным опытом, за своих детей. Своеобразная склонность строить и проживать жизнь именно таким образом и находить в этом переживание истинности, ценностности, осмысленности своего жизненного пути и удовлетворения от жизни. Формируются такие качества личности, как объективность, взвешенность, деловитость. К 40 годам человек обретает уникальную полноту самобытия, которая складывается из многообразия его прав и обязанностей в разных сферах жизни и деятельности: в обществе, на работе и в семье.   38.РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В МОЛОДОСТИ. КРИЗИС МОЛОДОСТИ(ранняя взрослость- молодость,21-30 лет) Особенности развития личностной сферы: появляется субъектность, феномен «консервации возраста», мотивы и потребности становятся зависимыми от социальных нормативов, осуществляется достижение идентичности и еe реализации в системе социальных отношений, высокая волевая регуляция, самооценка расширяется и становится дифференцированной. Взрослость отличается от молодости появлением новых возможностей, самостоятельным принятием важных решений, постановкой перед собой целей и выбором способов их достижения. Взрослый становится свободным и независимым в своем выборе, но в полной мере ответственным за него и полученные результаты. Значение имеет устойчивость психических процессов. Личностное развитие позволяет управлять своими желаниями и стремлениями. Кризис развития может проявляться по-разному. Рассмотрим его формы: 1) неопределенная идентичность – молодого человека пугает новая ситуация, он не хочет ничего менять и, соответственно, взрослеть. У него нет жизненных планов, стремлений, нет того дела, которым он хотел бы заниматься (он не может определиться с будущей профессией); 2) долгосрочная идентификация – человек давно определился в выборе профессии, но основывался не на своих желаниях и стремлениях, а на мнении других; 3) этап моратория – человек стоит перед сложным выбором, когда перед ним открыты многие двери, многие возможности, а он должен выбрать для себя что-то одно 41.Типологии взрослой личности. В связи с тем чтоначиная с юношеского возр-а проявл. индивидуализация психич разв-я человека,хар-ки взрослой личн-и носят во многом не столько обобщенный,сколько типологич.хар-р Типологии: 1)связ.с отношением человека ко времени своей жизни: а)стихийно-обыденный тип(зависимость от событий и обстоят-в,не поспевание за временем,.) б)функционально- действенный тип(активно организует течение событий,направляет их ход,) в)созерцательно –пролангированный (пассивно отосится к бегущему времени своей жизни,) г)созидательно-преобразующий (пролангировано осущ.организацию времени,связываетего со смыслом жизни,) 2)связ.с доминирующим основным складом,с тональностью личной биографии,а точнее жизненной напр-ю чел: а)исследователь характ.стремлением исследовать функционирование окруж.мира и обьяснять связь с ним,но часто сопровожд.склонностью к одиночеству и кропотливому накапливанию информации б)мыслящий тип стремится упорядочить мир своих представлений,но его трудности связ.с необхад-юследовать логике в своих рассуждениях в)организующий типвосприн.мир как то что необх упорядочить,склонен к практич-й работе,их ценности в активности,доминировании г)заботящийся тип стремится поддерживать,оберегать,созд усл.для успешного разв-я других д)реформирующий тип предпологает желание изменять и улучшать все существующее,это новаторы,защищающие свои убеждения любой ценой е)охраняющий стремится к сохр.существующего,его контролю,упорядочиванию д)творческий тип чаще характ.другие типы,придает им действенность. 41. Типология взрослой личности. К.Юнгом для выявления типологических особенностей личности предложен тест Экстраверсия: легки в общении, высокий уровень агрессивности, имеют тенденцию к лидерству, Интроверсия: направлены на мир собственных переживаний, мало контактны, молчаливы.Вундт.Три основные составляющие состояния человека: (1) удовольствие – неудовольствие Мера хорошего и плохого настроения, положительных или отрицательных эмоций. (2) возбуждение – успокоение Мера проявления активности. От гиперманиакального до приторможенного (3) напряжение - разрядка. Степень противодействия давлению неблагоприятного для субъекта развития событий. На основе характеристик В.Вундта Н.А. Государев выделяет следующие типы: Человек мотивационный. Человек стремящийся к идеалу, часто иллюзорному. Гиппократ, Павлов, Айзенк. Холерик. Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но не уравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения.Сангвиник. Человека сангвинического темперамента можно охарактеризовать как живого, подвижного, быстро отзывающегося на окружающие события, сравнительно легко переживающего неудачи и неприятности. Флегматик. Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.Меланхолик. Человека меланхолического темперамента можно охарактеризовать как, легко ранимого, склонного глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующего на окружающее. Темперамент относят обычно к врожденным свойствам личности. Тем не менее, возможны существенные отклонения от какого-то одного типа поведения у гибких людей.   42. Средняя взрослость: когнитивные, аффективные, мотивационные, поведенческие особенности; границы возраста. Характеристики взрослой личности. Кризис взрослости. Кризис среднего возраста: переориентация жизненных ценностей, столкновение с настоящим. Взрослость соотносят с 30-50 лет. Психологически взрослость соотносится с соотнесением себя с др людьми того же возраста. Эриксон считал взрослость центральной стадией жизненного пути человека, характиризующиеся переживанием нужности другим. Основное новообразование – производительность и продолжение рода – реализуется в заботе о воспитании нового поколения, продуктивной трудовой деятельности индивидуальном творчестве. В результате «кризис середины жизни» имеет следующие признаки: разочарование в жизни в целом, опустошенность и чувство усталости, частые депрессии, наличие раздражительности в общении с людьми, снижение самооценки, появление тревожности и отчуждения в семье, страх старения, возможны нарушение супружеской верности, пьянство, уход из семьи (разводы, частые командировки, раздельное общежитие), смена работы. 43.Зрелость как этап и как качество в психическом развитии человека. Период зрелости по возрасту и по состоянию духа человека назван был древними греками временем «акмэ», что означало вершину, высшую степень чего-нибудь, с началом периода зрелости развитие как таковое прекращается; вместо него происходит простое изменение отдельных психологических характеристик. Развитие личности на этапе зрелости имеет свои специфические психологические особенности. В самом общем виде они сводятся к следующему:продолжение выполнения профессиональных и социальных ролей; уход детей из родительской семьи и изменение в связи с этим образа жизни. Во многих главных чертах люди одного возраста похожи. Различия типов определяются следующими факторами: 1) полнотой, глубиной, разносторонностью связей личности с обществом; 2) активностьючеловека в освоении различных форм общественной деятельности; 3) эффективностью развития личности как субъекта общественной деятельности и отношений; 4) уровнем сознательной организации человеком своей общественной жизни; 5) мерой преломления во внутренних свойствах индивида прогрессивных и регрессивных общественных тенденций; 6) устойчивостью и объемом социально значимых позиций личности. Люди зрелого возраста становятся поколением, которое должно вести дела. Эта новая ответственность влечет за собой некоторое подведение итогов. Они могут сожалеть о том, что не достигли каких-то целей, а какие-то дела так и остались незавершенными. Среди них основными являются: реализация своего творческого потен­циала; необходимость передать что-то следующему поколению; корректи­ровка деятельности с точки зрения возможной стагнации и упущенных воз­можностей; забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями; подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в пожилом возрасте. 46.Общая характеристика возрастных границ и структуры геронтогенеза. Старость - один из самых парадоксальных и противоречивых периодов жизни, связанный с тем, что «последние вопросы бытия» (М.М.Бахтин) встают перед человеком во весь рост. 1) чувство принадлежности к группе или группам; 2) чувство, что «ты здесь дома» - личностный комфорт во взаимодействии с людьми; 3) чувство общности с другими людьми, переживание похожести на них; 4) вера в других - чувство, что в каждом человеке есть что-то хорошее; 6) ощущение себя человеком - чувство, что ты часть человечества; 7) оптимизм - чувство, что мир можно сделать лучшим местом для жизни. Средняя продолжительность жизни современного человека значительно выше, чем у его предков, и это означает, что пожилой и старческий возраст превращается в самостоятельный и достаточно продолжительный период жизни. Традиционно выделяют три градации периода геронтогенеза:пожилой возраст (для мужчин - 60-74 года, для женщин - 55-74 года), старческий возраст (75-90 лет) и долгожители (90 лет и старше). Но современные исследования показывают, что в последние десятилетия процесс старения замедляется. Человек 55-60 лет может совершенно не ощущать себя старым и по социальным функциям может находиться в когорте взрослых - зрелых людей. В период жизни человека после зрелости происходит постепенное ослабление деятельности организма. Пожилые люди не так сильны и не способны, как в молодые годы, выдерживать длительную физическую или нервную нагрузку. Пожилые и старые люди не составляют монолитной группы; они в той же мере разнородны и сложны, как и люди в отрочестве, юности, молодости, взрослости, зрелости. Дальнейшие изменения в период геронтогенеза зависят от степени зрелости конкретного человека как личности и субъекта деятельности. 47.Гетерохрония и физиологические изменения как характеристики периода старения. Гетерохрония обнаруживается и в том, что с возрастом стареют прежде всего процесс торможения и подвижность нервных процессов, удлиняются латентные периоды нервных реакций. Ананьев писал, что «речемыслительные, второсигнальные функции противостоят общему процессу старения и сами претерпевают инволюционные сдвиги значительно позже всех остальных психических функций Нервная система. Важнейшие проявления старения человека связаны с возрастными изменениями ц.н.с. Однако при этом часто сохраняются высокий уровень интеллектуальной деятельности, способность к обобщениям, к концентрации внимания. Старение - процесс универсальный и неизбежный, представляет собой генетически запрограммированный процесс, сопровождающийся определенными возрастными изменениями в организме. Дольше всего сохраняются в организме те структуры и функции, которые тесно связаны с осуществлением основного жизненного процесса в его наиболее общих проявлениях. Кроме того, изменения в структуре скелета приводят к уменьшению роста, который может снизиться на 3-5 см в связи со сжатием межпозвоночных дисков. Кровеносные сосуды теряют эластичность, некоторые из них закупориваются, из-за этого ухудшается кровоснабжение организма.   48. Инволютивные тенденции-? Наличие хорошего психического здоровья в течение жизни не обеспечивает иммунитета к психическим нарушениям в пожилом и старческом возрасте. Пожилые люди страдают психическими заболеваниями значительно чаще, чем молодые и люди среднего возраста. Люди старше 60 лет часто не замечают своих психических расстройств или рассматривают их как неизбежный результат старения. Характерны жалобы на ощущение тяжести в голове, шум и звон в ушах, головокружения, пошатывание при ходьбе или вставании с постели. Наиболее распространенное психическое нарушение пожилого возраста — депрессия. Настроение снижено, характерно непреходящее чувство тоски или тревоги. Снижение умственной работоспособности, в основе которой лежит неспособность сконцентрировать внимание, ухудшение.   49.ОСОБ-ТИ ПСИХ-ИХ ИЗ-Й, ВЫХ-М НА ПЕНСИЮ Выход на пенсию – это очень важный этап в жизни человека. Он влечет за собой множество перемен, одной из которых является изменение образа, стиля жизни. Это переход человека из одной социальной роли в другую. Изменяется личность человека, он начинает иначе себя вести, относиться к людям. Е. С.Авербух говорит о том, что выход на пенсию становится травмирующей ситуацией для человека. Его самооценка резко падает, он ощущает себя социально бесполезным, понижается уровень самоуважения. Ему необходимо заново устроить свою жизнь. Многие исследователи пришли к мнению, что людям, вышедшим на пенсию, необходимо некоторое время для осознания своего нового статуса, для формирования своего нового образа жизни (это необходимый адаптационный процесс). Человек встает перед сложным выбором рода занятий. Он должен грамотно организовать свое время. В этот период большую роль для пенсионера играет семья. Именно здесь человек может восполнить пробелы в общении. Фазы пенсионного процесса, предложенные Р. С. Эшли, не имеют строгого порядка следования и четких возрастных границ: 1) предпенсионная фаза; 2) фаза «медового месяца»; 3) фаза разочарования; 4) фаза стабильности; 5) завершающая фаза. Роль семьи в создании психологически комфортного климата особено высоко в завершающей фазе, когда человек как бы подводит итоги всей прожитой жизни.

Структура самосознания.

Самосознание имеет дифферен-о-психолог-ю составляющую, описывающую различия людей в способах пони-я и переживания происх-х событий, своей роли в них. В горизонтал-м строении самосознания выделяют три основных компонента: когнитивный, аффективный и регулятивный. Когнитивный компонент самосознания представлен образом «Я». Это знания человека о самом себе. Аффективный компонент самосоз-я представлен в виде самоотн-я и системы самооценок. Регуляти-й компонент самосозн-я представлен в виде таких поведенческих установок. Самоотн-е может также поддержи-ся с помощью поступка, в котором субъект делает выбор в пользу поведения, опровергающего дурную репутацию. Вертикальное строение самосоз-я имеет уровневую организ-ю. Первый уровень - уровень самосо-яорган-а, куда относятся самочувствие индивида и его субъективная «схема тела». Второй уровень – уровень самосоз-я социального индивида. На этом уровне формир-ся система половой, возрастной, этнической, социально-ролевой и др. Третий уровень - уровень самосоз-я лич-и, на котором формируется чувство уникальности собстве-о «Я».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: