Тема: «Взаимоотношения России с зарубежными странами.»




ЧИСЛО 13.04.2020г.

1. Новое место России в мире. 2. Россия и Запад. 3. Россия и Восток. 4. Россия - СНГ. 5. Результаты внешней политики. 1.С распадом СССР положение и роль России в мире изменились. Прежде всего, изменился мир: окончилась «холодная война», ушла в прошлое мировая система социализма, достоянием истории стало противоборство двух сверхдержав — СССР и США. Россия унаследовала место СССР в международных организациях. Наша страна осталась второй по размерам ракетно-ядерного потенциала мировой державой. Однако ее военные возможности сократились. Распалась единая система противоракетной обороны, перестал существовать единый военно-промышленный комплекс, военно-морской флот лишился баз в Эстонии, Латвии, Литве, на Украине, в Грузии, Азербайджане. Россия осталась без традиционных союзников как в Восточной Европе, так и в Азии, Африке, Латинской Америке. Нехватка средств заставила сократить численность вооруженных сил в первую очередь на западном направлении. Так, к середине 80-х гг. соотношение обычных видов вооружений между СССР и НАТО в Европе было 3:1 в пользу СССР. К середине 90-х гг. - 1:3, а после вступления в НАТО Польши, Венгрии и Чехии - 1:4 в пользу НАТО. К концу 90-х гг. только европейские страны НАТО превосходили Россию по военным расходам в 20 раз. Ситуацию осложняло и разрастание военных конфликтов вблизи границ со странами СНГ, которые в 90-е гг. были фактически открытыми. России предстояло найти внешнеполитическую концепцию, отвечавшую ее национальным интересам. 2.У российского руководства в начале 90-х гг. еще не было четкого представления о сущности национальных интересов страны. Поначалу цели внешней политики страны определялись представлениями о том, что в первую очередь необходимо обеспечить международную финансово-политическую помощь реформам в России со стороны Запада. Руководство страны взяло курс на установление союзнических отношений с США и развитыми европейскими странами. Президент Ельцин в начале 1992 г. объявил, что ядерные ракеты России больше не нацелены на объекты в США и других странах НАТО. Была подписана кэмп-дэвидская декларация о прекращении состояния «холодной войны»: Россия и Соединенные Штаты «не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников», их отношения «характеризуются отныне дружбой и партнерством, основанными на взаимном доверии, уважении и общей приверженности демократии и экономической свободе». В январе 1993 г. был заключен Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2). К 2003 г. ракетно-ядерные потенциалы двух стран должны были сократиться на 66%. Россия присоединилась к Конвенции о запрещении химического оружия. Досрочно были выведены российские войска из Германии. Летом 1994 г. Россия присоединилась к программе НАТО «Партнерство во имя мира», которая предполагала возможность военного сотрудничества. «Большая семерка», объединяющая ведущие западные страны, во второй половине 90-х гг. расширилась до «восьмерки» — в нее была принята Россия. Серия неформальных встреч «без галстуков» Президента России с лидерами ведущих мировых стран также способствовала нормализации международной обстановки. Однако политика, построенная на уступчивости, готовности к компромиссам, подчас воспринималась на Западе, да и в самой России, как признак слабости. Российского министра иностранных дел А. В. Козырева за неизменное согласие с условиями американских партнеров прозвали «господином «Да» (в противоположность министру иностранных дел СССР А. А. Громыко, получившему за чрезмерную неуступчивость прозвище «господин «Нет»). Лидеры западных стран не собирались поступаться своими интересами ради дружбы с Россией, где это поняли далеко не сразу. К 1996 г. внешнеполитическая линия страны претерпела заметные изменения. Российское руководство заявило о приверженности идее многополярного мира — мира, в котором безопасность строится не на силе, а на праве и ни одна страна не может претендовать на роль единоличного лидера. Переломным в развитии отношений России и Запада событием стал Балканский кризис 1999 г. Отчуждение между Россией и странами Запада усилилось, когда некоторые международные организации попытались выступить посредниками в урегулировании чеченской проблемы. Их действия напоминали о Балканском кризисе и роли, которую сыграли США и НАТО в Косове. 3.В первой половине 90-х гг. отношения со странами Востока были второстепенным направлением внешней политики России. По мнению министра иностранных дел А. В. Козырева, «выпячивание восточного направления нашей политики... превращает евразийство в азиатчину...». События последующих лет показали, что подход, основанный на недооценке восточного направления российской внешней политики, ошибочен. С 1996 г., когда министрами иностранных дел были Е. М. Примаков и И. С. Иванов, отношения России со странами Азии, Африки, Латинской Америки активизировались. Состоялись переговоры на уровне глав государств и правительств с руководителями Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии и Персидского залива. Одним из крупнейших торговых партнеров России стал динамично развивающийся Китай. Активно развивалось сотрудничество с Вьетнамом в добыче нефти, с Ираном в сооружении ряда крупных объектов, в том числе атомной электростанции. Роль России заметно усилилась после ее принятия в 1998г. в Международную организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Членство в этой влиятельной организации не только дало нашей стране значительные преимущества в торговле, но и усилило ее политические позиции. В дни Балканского кризиса руководители России и Китая выступили с заявлением о необходимости наладить стратегическое партнерство, обеспечить многополярность современного мира. 4.Перед лидерами и народами новых независимых государств, возникших после распада СССР, стояла исторической важности задача не допустить, чтобы территориальные и политические противоречия переросли в вооруженные конфликты. Так произошло в Югославии: спад государства привел здесь к кровопролитной гражданской войне. Руководство России сумело избежать двух опасных крайностей - попыток силой восстановить союзное государство и полного отказа от участия в решении проблем, возникших на постсоветском пространстве - так называют страны Содружества Независимых Государств (СНГ). С помощью российских войск были погашены очаги военных конфликтов в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдавии. Только за первые 5 лет существования СНГ его участники приняли более 800 совместных решений, среди которых Договор об экономическом союзе (1993), Соглашение о межгосударственном экономическом комитете (1993), Договор о коллективной безопасности (1992-1994). Однако Содружества в том виде, как это предполагалось в декабре 1991 г., создать не удалось. Большинство программ и планов остались нереализованными. Объемы торговли внутри СНГ неуклонно сокращались. Нарастали новые противоречия, и они охватили все области сотрудничества - экономическую, политическую, юридическую, информационную. Свою роль сыграл и внешний фактор: не все страны мирового сообщества были готовы мириться с воссозданием на новой основе единого мощного государственного образования или союза государств. 5.Внешняя политика России имела противоречивый характер. Были серьезные достижения. Снизился уровень военного противостояния со странами Запада. Стала менее острой угроза мировой ракетно-ядерной войны. Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, включилась в деятельность ведущих международных организаций. Активизировалось восточное направление российской внешней политики. Наша страна заняла центральное место в СНГ. Выявились новые опасности и проблемы. Ведущие страны Запада, заявляя о союзнических отношениях с Россией, в меньшей, чем в прежние годы, степени учитывали ее позицию и интересы. Так, в частности, было при принятии решений о расширении НАТО на Восток и включении в повестку дня вопроса о приеме в эту военную организацию некоторых бывших советских республик. Усилилось отставание России от стран Запада и Японии в научно-техническом отношении. Все это требовало постоянной корректировки внешнеполитического курса, выработки новой концепции, определяющей место России в мире, ее национальные интересы. Д\з: 1. Что такое внешнеполитическая концепция? 2. Что такое «Партнёрство во имя мира»? 3. Каковы взаимоотношения со странами Востока? 4. Что особенного во взаимоотношениях со странами СНГ? ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ВЫПОЛНИТЬ, ДОГОВОРИЛИСЬ! Проработать текст: запись в тетради кратко основную мысль записать. ОТПРАВИТЬ НА МОЮ ПОЧТУ: kupchenko.roma@mail.ru ЧИСЛО 13.04.2020г. ТЕМА: «Современный политический процесс: сущность и причины конфликтов в конце ХХ – начале ХХ1 века.» 1. Понятие конфликта. 2. Региональные конфликты. 3. Наиболее взрывоопасные регионы. 4. Эффективные средства разблокирования конфликтов. 5. Влияние региональных конфликтов на международное сотрудничество. 1.Конфликт – это борьба за ценности и претензии на определённый социальный статус; власть; недостаточные для всех духовные и материальные блага; борьба, в которой целями состоящих в конфликте сторон являются нейтрализация, нанесение ущерба или уничтожение соперника. Отметим, что в широком смысле термин «конфликт» включает и конфликтные отношения, и конфликтные действия, а также кризис и вооружённый конфликт. Конфликту обычно предшествует кризис, который характеризуется резким ухудшением отношений, быстрым, лавинообразным развитием событий, плохой их управляемостью. Во многих случаях вслед за кризисом развивается вооруженный конфликт. Но кризис не обязательно перерастает в военное столкновение. Не существует единого мнения по критериям (основаниям) классификации конфликтов. Наиболее часто используется типология, в основу которых положены критерии субъектности (межгосударственные, межнациональные, межконфессиональные, расовые), количества участников (двусторонние, многосторонние), объекта (предмета) спора, сферы конфликта (экономической, политической, национальной, религиозной), его географии (локальные, региональные, глобальные конфликты), степени опасности для всеобщего мира, а также критерии причинности. Однопричинных (моноказуальных) конфликтов значительно меньше тех, в которых переплетается множество причин. 2.Когда речь идет о региональном конфликте, имеется в виду конфликт между двумя или более государствами, затрагивающий обстановку в конкретном регионе и зачастую проходящий с прямым или косвенным участием великих держав, или с вовлечением военно-политических объединений международного характера. Региональный конфликт может превратиться в длительный, развивающийся по восходящей, достигающий опасных фаз развития. Он может привести к возрастанию масштабов применения оружия, в том числе оружия массового уничтожения (ОМУ), что способно порождать угрозу глобализации конфликта, втягивания в него ядерных держав. Региональный конфликт усиливает напряженность в международных отношениях. Особая опасность современных региональных конфликтов связана с всё большей доступностью новейших видов ОМУ. 3.Наряду с новыми конфликтами продолжают существовать конфликты, пережившие окончание “холодной войны”, например, на Ближнем Востоке («тройной кризис» - 1) связан с ядерной программой Ирана; 2) положение в Ираке; 3) нынешнее состояние арабо-израильского конфликта. Ближний и Средний Восток отличаются повышенной конфликтностью, которая явилась следствием этнических, религиозных противоречий, разного уровня развития, противоречий с иностранными державами), в Афганистане, в Южной Азии; также одной из сложных международных проблем является проблема Западной Сахары. На первом месте по общему числу вооружённых конфликтов стоит Африка (в Северной Африке примерами вооружённых конфликтов могут служить Алжир, где правительство ведёт вооружённую борьбу с Исламским фронтом спасения, и Судан, где борьбу ведут с оппозиционным Национальным демократическим альянсом. В Западной Африке в конце 90-х годов 20 в. продолжались действия правительственных войск против оппозиционных вооружённых группировок в Сенегале, Сьерра-Леоне; в Центральной Африке – в Конго, ДРК, Чаде, ЦАР; в Восточной Африке – в Уганде, Бурунди, Руанде; в Южной Африке – в Ангола и на Коморских островах). В Зарубежной Азии, кроме выше отмеченных необходимо выделить конфликты в Индии, Филиппинах, Индонезии и Мьянме. В Зарубежной Европе в 90-х годах эпицентром вооружённых конфликтов стала территория бывшей СФРЮ. В Латинской Америке вооружённые конфликты наиболее характерны для Колумбии, Перу и Мексики. 4.Причиной современных региональных конфликтов нередко становится несовпадение административно-политических границ с этническими. Фактор территориальных притязаний сегодня еще достаточно силён, хотя современное международное право предлагает человечеству норму цивилизованных отношений: принцип нерушимости границ и отказ от территориальных претензий. Наиболее эффективным средством разблокирования конфликтов являются переговоры. Именно институт переговоров в современных международных отношениях стал основным средством устранения межгосударственных разногласий, позволяющим установить мирные отношения между участниками конфликта. И в начале 21 века вооружённые конфликты представляют собой большую опасность для дела мира. Нужно иметь в виду и то, что во многих районах подобных конфликтов, где военные действия прекратились, создалась обстановка скорее перемирия, чем прочного мира. Именно к категории «тлеющих» конфликтов можно отнести конфликты в Таджикистане, Боснии и Герцеговине, Косово, Северной Ирландии, Кашмире, Шри-Ланке, Западной Сахаре, на Кипре. Особую разновидность очагов таких конфликтов представляют собой ещё продолжающие существовать так называемые самопровозглашённые государства. Их примерами могут служить Чеченская республика Ичкерия, Абхазия, Нагорный Карабах, Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика в СНГ, Республика Сербская на территории бывшей СФРЮ, Турецкая Республика Северного Кипра, признанная только Турцией. Подобные «тлеющие» конфликты по-прежнему таят в себе большую угрозу. 5. Влияние региональных конфликтов на международное сотрудничество сводится к разрыву связей между конфликтующими сторонами и развитию отношений с высокоразвитыми державами-помощниками и международными организациями, которые впоследствии устанавливают своё влияние в конфликтном регионе. Так, в процессе стабилизации на Балканах фактор международного сотрудничества имеет решающее значение. В настоящее время в государствах кризисной зоны Западных Балкан сохраняется беспрецедентное по своему влиянию на политическую, экономическую и гуманитарную ситуацию в регионе, присутствие международных институтов и негосударственных организаций. Основные страны-игроки (Германия, Австрия, США) пытались воздействовать на конфликты посредством различных механизмов и институтов, каждый из которых претендовал на роль гаранта европейской безопасности. Однако ни ООН, ни НАТО, ни ОБСЕ, ни ЕС не удалось взять на себя роль даже в масштабах Балканского полуострова (хотя представительства этих организаций всё-таки были здесь созданы). Основной внешнеполитической стратегией для стран Западных Балкан является сотрудничество и присоединение к евро-атлантическим и общеевропейским политическим, экономическим и оборонным структурам, прежде всего к ЕС и НАТО, чем объясняется большая роль этих организаций в регионе. Оценка роли международного сотрудничества на Балканах сводится к тому, что если бы международные организации хотели разрешить этот конфликт, то они могли бы это сделать на любой его стадии, однако в поисках решения международные организации исходили не из интересов югославских народов. а из интересов тех стран, которые они представляли. Невмешательство ООН в военные операции в Косово и американо-британскую агрессию против Ирака свидетельствуют о наличии внутренних проблем в этой организации, однако альтернативы ей пока не существует, и заменить её ни НАТО, ни ЕС не могут. Д\з: 1) Понятие конфликта. 2) Региональные конфликты. 3) Наиболее взрывоопасные регионы. 4) Эффективные средства разблокирования конфликтов. 5) Влияние региональных конфликтов на международное сотрудничество.  
 

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: ВЫПОЛНИТЬ, ДОГОВОРИЛИСЬ!

Проработать текст: запись в тетради кратко основную мысль записать. ОТПРАВИТЬ НА МОЮ ПОЧТУ: kupchenko.roma@mail.ru

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: