На каждом этапе развития социальное государство выдвигает свои приоритеты, учитывая важность, актуальность, остроту проблем. Приоритеты определяются на макроуровне (решение сверхприоритетных проблем), на мезо уровне (решение задач среднесрочной перспективы), на микроуровне (решение ближайших задач). По мнению Каменецкого, в современной России сверх приоритетных проблем две: недопущение массовой бедности, деградации и люмпенизации населения страны, сохранение независимости страны, недопущение превращения России в сырьевой придаток Большой семерки, т.е. в полуколонию.
Среднесрочные приоритеты смоделированы Правительством РФ:
·Рост денежных доходов населения, уменьшение дифференциации в оплате труда, улучшение пенсионного обеспечения и социальной поддержки населения
·Сокращение социальной и экономической бедности в местах с наибольшей концентрацией.
·Всеобщая доступность социальных благ - медицинское и социальное обслуживание и образование.
·Безусловная приоритетность вложений в человеке (образование и здравоохранение), что является основными условиями конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике.
·Усиление страховых принципов социальной защиты населения.
·Создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих ему зарабатывать самим для повышения своего уровня жизни.
·Создание условий для эффективной занятости населения
·Социальное развитие села
·Улучшение демографической ситуации в стране.
·Неотложное реформирование трудового законодательства, привидение его в соответствие с требованиями рыночной экономики.
В каждом направлении формируются ближайшие задачи. Главные направления деятельности социального государства, выражающие его сущность, реализуются через функции:
|
·Обеспечение продуктивной занятости и постоянного роста доходов
·Обеспечение социального страхования всех членов общества.
·Обеспечение доступности образования, здравоохранения и духовно-культурного развития.
·Социальная защита нуждающихся
·Сглаживание социального первенства путем перераспределения благ
·Предоставление социальных услуг.
·Организация экономик страны.
Возникновение и развитие услуг социальных функций государства характеризуется двойственным процессом. 1 - идет количественный рост социальных функций. 2 - они вступают в сложные системы взаимодействия с правовым, политическими и экономическими функциями, идет социализация функций.
Возникает функциональная система, находящаяся в развитии, которая характеризуется рядом признаков:
·Существует системная правовая основа социальной политики
·Наличие эффективной системы социального страхования
·Существование самодостаточных государственных систем социальной защиты, социального обеспечения и обеспечения занятости.
·Доступность социальной поддержки всем нуждающимся членам общества
·Принятие государством ответственности на себя за уровень благосостояния граждан
·Существование институтов гражданского общества, участвующих в социальной политике
·Наличие и развитие рыночной экономики.
По этим перечисленным признакам мы можем определить наличие в государстве характера - социальности.
Среди актуальных задач современного государства в России остается разработка и внедрение в практику социальных нормативов и норм, т.е. государственных минимальных стандартов (ГМСС). Процесс из разработки идет постепенно с 1997г. И охвачено уже достаточно много сторон жизни - от оплаты труда до прожиточного минимума (денежная оценка потребительской корзины), от бюджетных средств на социальные нужды до финансовых нормативов исполнения статей социально-культурной сферы. ГМСС - установленные законодательством РФ минимально необходимые гарантии социальной защиты, обеспечивающие удовлетворение важнейших субъектов общества в повышении своих доходов.
|
Таким образом, социальное государство создает правовое поло, устанавливает правила игры, поведения, механизм осуществления и контроля социальных гарантий.
Любое социальное государство имеет экономическую и правовую основу, а также механизм регулирования социальных отношений. Триединая основа создает своеобразие государств и различные модели социального государства. Исторически первой моделью были скандинавские страны: Швеция, Финляндия, Норвегия. Их модель основывается на идеологии и политике демократического социализма и социал-демократии. Второй моделью принято считать ФРГ, ряд Западно-европейских стран, США, Канаду, Японию. Они стали создаваться на либеральной идеологии, теоретической основой стала концепция «открытого общества» и кейнсианские идеи «государство всеобщего благоденствия». Принципиально иной характер имеет модель социального государства при тоталитарных системах. Они могут быть, несомненно социальными и достигать успеха. В 20-40 гг. советское государство создало самую передовую систему социальных гарантий для самых широких слоев населения, но государственная экономика, отсутствие гражданских прав и свобод привели к отставанию от стран со свободной рыночной экономикой.
|
В современной мировой практике проявляются две основные модели:
1.Либеральная (монетаристская) - основанная на минимальной государственной собственности и соответственно максимально на частной. Социальные функции государства резко сокращаются. Эта модель основывается на принципе субсидиарной ответственности личности перед собой и своей семьей, т.е. на принципе само выживания, формирования независимой личности.
.Социально ориентированной государство. Она основывается на сосуществовании различных форм собственности и сильной социальной функции. Этот путь выбрала Россия. В нашей модели проступает патерналистский характер. Вопросы формирования социального государства инициирует и реализует само государство.
Оно же определяет принципы социального государства:
1.Экономическая свобода человека
.Экономическая эффективность хозяйства
.Социальная справедливость и солидарность общества
.Гендерное равенство мужчин и женщин
.Участие работников в управлении производством и распределении благ
.Развитие социального партнерства
В заключении можно ответить с уверенностью на один вопрос, поставленный в начале. Идея социального государства не только востребована, и реализуется в мировом сообществе. Наша страна поддержала эту идею на референдуме 1993