Теоретические основы понятия «учетная политика»




 

Термин «учетная политика предприятия» вошел в употребление в конце восьмидесятых годов в качестве вольного перевода на русский язык словосочетания «accounting policies», употребляемого в стандартах, издаваемых Комитетом по международным стандартам бухгалтерского учета. В начале 1992г. этот термин был закреплен в Положении о бухгалтерском учете и отчетности в РФ и настоящее время получил достаточно широкое распространение в учетной литературе и на практике.

В экономической литературе приводятся разнообразные определения: «Учетная политика предприятия представляет собой совокупность принципов и правил, регламентирующих методические и организационные основы ведения бухгалтерского учета на предприятии в условиях действующей нормативной базы на данный момент времени»; «… совокупность способов ведения бухгалтерского учета, избранных предприятием в качестве соответствующих условий хозяйствования»; «… это совокупность конкретных методов и форм ведения бухгалтерского учета, объявляемая предприятием исходя из общепринятых правил и особенностей своей деятельности». В приложении к приказу Министерства финансов РФ от 28 июля 1994г. №100 под учетной политикой предприятия понимается «…совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной и иной) деятельности». Данное определение совпадает с определением метода бухгалтерского учета.

В основе всей системы бухгалтерского учета лежит учетная политика. Учетная политика - это не только внутренний документ организации, закрепляющий выбор одного из нескольких альтернативных вариантов учета, но и один из инструментов управления организацией. С помощью учетной политики можно воздействовать как на сам процесс обработки информации, так и непосредственно на величину себестоимости продукции, прибыли, налогов, значение статей отчетности.

Учетная политика - относительно новое явление в экономической теории и практической деятельности отечественных организаций. Учетная политика - понятие сложное и в экономической науке трактуемое не однозначно. Определение учетной политики как метода организации бухгалтерского учета представлено достаточно широко. Рассмотрев различные определения понятия "учетная политика", следует отметить, что учетную политику необходимо рассматривать в широком смысле - как национальную учетную политику, в узком - как учетную политику организации. Причем, в ее определении должна отражаться суть понятия, а не перечисляться составные элементы; учетная политика должна рассматриваться как инструмент оптимизации налогообложения.

В 1995 г. была впервые предпринята попытка выделения из единого учетного процесса элементов налогового учета. До этого времени избранные организацией способы ведения бухгалтерского учета непосредственно влияли на формирование налоговых обязательств. Начиная с 1995 г. многие организации в приказ об учетной политике стали включать отдельный раздел, характеризующий выбранные способы ведения учета для целей налогообложения.

Учетная политика, как экономическая категория, непрерывно развивается. В статье 8 «Учетная политика экономического субъекта» Проекта Федерального Закона «О бухгалтерском учете» установлено, что совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятая экономическим субъектом, составляет его учетную политику. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, национальными и отраслевыми стандартами, избирая при этом способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых национальными стандартами. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета национальными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, то экономический субъект самостоятельно разрабатывает такой способ, исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, национальными и (или) отраслевыми стандартами.

— 124.50 Кб

Учетные данные весьма условны и умение ими манипулировать может позволить достичь поставленных целей без дополнительных затрат, то есть учетная политика может выступать как:

− инструмент управления затратами, финансовыми результатами, значением статей отчетности и финансовым состоянием;

− инструмент управления величиной начисленных налогов;

− действенный инструмент практического разрешения противоречий нормативных актов по бухгалтерскому учету;

− инструмент унификации учетных процедур и снижения их трудоемкости;

− инструмент реализации принципов МСФО.

Эффективная учетная политика - это закрепленная внутренней документацией совокупность принципов, приемов и правил ведения учета, которая соответствует стратегии развития организации и способствует получению максимального эффекта от функционирования системы учета в рамках действующего законодательства.

Можно выделить несколько вариантов целеполагания при формировании учетной политики:

1) Учетная политика, направленная на снижение трудоемкости. В бухгалтерском учете это проявляется в принятии наиболее простых и доступных для понимания способов ведения бухгалтерского и налогового учета, сведение к минимуму различий между бухгалтерским и налоговым учетом.

2) Учетная политика, направленная на рационализацию денежных потоков и увеличение инвестиционных возможностей. Разработка такой учетной политики необходима, когда организация осваивает новые рынки сбыта, осуществляет инвестиции, изыскивает дополнительные финансовые ресурсы. В данных условиях естественно целесообразно применять ускоренные методы амортизации, оптимизировать налогообложение, высвобождать дополнительные финансовые ресурсы.

3) Учетная политика, направленная на согласования с Международными стандартами учета и финансовой отчетности. Совсем устранить различия между отечественными и международными стандартами невозможно, но можно значительно снизить трудоемкость процедуры трансформации отчетности.

4) Учетная политика, направленная на формирование привлекательной, с точки зрения инвестирования, отчетности. В данном случае учетная политика разрабатывается таким образом, что обеспечить формирование наиболее привлекательной финансовой отчетности с точки зрения структуры капитала и показателей финансового состояния. Такой подход обусловлен стремлением привлечь дополнительные источники финансирования, как собственные, так и заемные. Политику, направленную на максимизацию прибыли также иногда проводят в организациях, в которых вознаграждение высшему управлению установлено как процент от валовой прибыли.

1.2. Порядок формирования и раскрытия учетной политики

Учетная политика является основным документом, который определяет способы ведения бухгалтерского учета, используемые при отражении хозяйственных операций (первичное наблюдение, стоимостное измерение, текущая группировка и итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности). Она является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации и формируется согласно действующим нормативным документам в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности. Учетной политикой определяются не только организация и методология бухгалтерского учета, но и утверждаются мероприятия по оптимизации хозяйственной деятельности.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки факторов хозяйственной деятельности, погашение стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.

Основы формирования учетной политики содержатся в положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». Приказом Минфина России от 6.10.08 г. № 106н утверждено ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», которое заменило аналогичное ПБУ 1/98, утвержденное приказом Минфина России от 9.12.98 г. № 60н. Новое ПБУ 1/2008 приближено к международным стандартам финансовой отчетности (МСФО). В частности, в нем организациям при отсутствии по конкретному вопросу в нормативных правовых актах способа ведения бухгалтерского учета дано право разрабатывать собственный способ учета исходя не только из российских положений по бухгалтерскому учету, но и из МСФО.

С переходом к рыночным отношениям изменились подходы к постановке бухгалтерского учета в организациях. От жесткой регламентации учетного процесса со стороны государства в прошлом в настоящее время перешли к разумному сочетанию государственного регулирования и самостоятельности организаций в постановке бухгалтерского учета. Сущность новых подходов к постановке бухгалтерского учета заключается в основном в том, что на основе установленных государством общих правил бухгалтерского учета организации самостоятельно разрабатывают учетную политику для решения поставленных перед учетом задач.

Следует отметить, что значение учетной политики недооценивается многими организациями, в которых к разработке учетной политики относятся формально, не изучают последствия применения тех или иных ее элементов.

Между тем выбранная организацией учетная политика оказывает существенное влияние на величину показателей себестоимости продукции, прибыли, налога на прибыль, добавленную стоимость и имущество, показателей финансового состояния организации. Следовательно, учетная политика организации является важным средством формирования величины основных показателей деятельности организации, налогового планирования, ценовой политики. Без ознакомления с учетной политикой нельзя осуществлять сравнительный анализ показателей деятельности организации за различные периоды и тем более сравнительный анализ различных организаций.

Учетная политика является документом, который утверждается налогоплательщиком. В этом документе заложены нормы и условия, в рамках которых организация считает возможным и достаточным получать достоверную и оперативную информацию о хозяйственной деятельности, опираясь на действующие законодательные акты.

В настоящее время в учетной политике для целей бухгалтерского учета и для целей налогообложения имеются существенные различия. По этой причине предприятия составляют два отдельных документа: один – по бухгалтерской учетной политике, а другой – по налоговой учетной политике. При составлении документов учитывается, что способы бухгалтерского и налогового учета должны как можно меньше отличаться друг от друга. Сближение бухгалтерского и налогового учета – лишь часть тех выгод, которые может дать грамотно составленная учетная политика. Этот документ помогает организации сэкономить на налоге на имущество, НДС и налоге на прибыль. Но для этого нужно правильно выбрать и обосновать учетную политику.

На выбор и обоснование учетной политики влияют следующие факторы:

  • организационно–правовая форма организации (акционерное общество, государственное и муниципальное унитарное предприятие, общество с ограниченной ответственностью, производственный кооператив и т.д.);
  • отраслевая принадлежность и вид деятельности (промышленность, сельское хозяйство, торговля, строительство, посредническая деятельность и т.д.);
  • масштабы деятельности организации (объем производства и реализации продукции, численность персонала, стоимость имущества организации и т.д.);
  • управленческая структура организации и структура бухгалтерии;
  • финансовая стратегия организации (например, стремление организации к уменьшению налога на прибыль и налога на имущество будет способствовать выбору таких вариантов учета, которые позволят увеличить себестоимость, – применение ускоренных методов амортизации основных средств. Если же для организации важно иметь в отчетности высокие показатели прибыли и рентабельности, то она должна выбирать варианты учета и оценки объектов учета, позволяющие уменьшить текущие затраты на производство продукции и ее реализацию, – понижающие коэффициенты амортизации, метод ФИФО при оценке израсходованных производственных запасов и т.п.);
  • материальная база (наличие технических средств регистрации информации, компьютерной техники и т.д.);
  • степень развития информационной системы в организации, в том числе управленческого учета;
  • уровень квалификации бухгалтерских кадров (могут ли работники бухгалтерии выполнять свои обязанности творчески: активно участвовать в разработке управленческих решений, выявлять «узкие места» в экономике хозяйствующего субъекта, своевременно реагировать на ситуации экономической жизни предприятия; есть ли у них стремление к совершенствованию, учета и бухгалтерского контроля; каков стаж работы по специальности, коммуникабельность и т.п.).

Основы формирования и раскрытия учетной политики организации установлены Положением по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации». Данное Положение распространяется:

  • в части формирования учетной политики – на все организации независимо от организационно–правовых форм;
  • в части раскрытия учетной политики – на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской Федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.

Учетной политикой определяется одна из практикуемых в настоящее время форма организации бухгалтерского учета:

  • централизованная,
  • децентрализованная,
  • смешанная.

Централизованная форма предполагает сосредоточение бухгалтерии в одном месте – в едином центре, в котором концентрируется вся учетная документация, ведется бухгалтерский учет по всем статьям бухгалтерского баланса и составляется финансовая отчетность (включая налоговую).

Децентрализованная форма означает передачу ведения бухгалтерского учета представительствам, филиалам, цехам, отделениям и другим подразделениям предприятия; если они выделены на отдельный баланс, обособлены, но не получили статуса юридического лица. Бухгалтерии таких хозяйственных единиц в установленные головным предприятием сроки представляют в главную (центральную) бухгалтерию оборотный или сальдовый баланс, а также внутрихозяйственную отчетность, используемую для составления сводной статистической и финансовой отчетности (например, отчета по труду и заработной плате, бухгалтерского баланса и т.д.).

При смешанной форме ведения бухгалтерского учета отдельных учетных объектов (например, начисления выплат и удержания по заработной плате, расхода материалов в производстве, изготовления и передачи деталей и т.п.) ведется бухгалтериями подразделений, а учет других объектов (например, основных средств, нематериальных активов и других), а также сводный учет и составление финансовой отчетности осуществляются в главной бухгалтерии предприятия. В этом случае первичная документация остается в подразделениях, а затем в установленном порядке направляется в архив. В главную бухгалтерию представляются в определенные сроки учетные регистры, по которым составляются сводные бухгалтерские проводки по предприятию в целом. Взаимоотношения главной бухгалтерии с подразделениями при децентрализованной и смешанной формах бухгалтерского учета оформляются авизо и учитываются на активном или пассивном счете.

С 1 января 2009 г. вступили в силу ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений», утвержденные приказом Министерства финансов России от 6.10.08 г. № 106н. ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» признан утратившим силу.

Сравнение текстов ПБУ 1/98 и ПБУ 1/2008 показывает, что основные положения ПБУ 1/98 изменений не претерпели. Новая редакция вносит в российскую практику бухгалтерского учета не применяемые ранее элементы международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), касающиеся порядка формирования учетной политики, а также порядка внесения изменений в учетную политику организации.

Если в ПБУ 1/98 установлено, что учетная политика организации формируется только главным бухгалтером, то ПБУ 1/2008 (п. 4) предусматривает формирование учетной политики не только главным бухгалтером, но и иным лицом, на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета организации. Норма ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129–ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 3.11.06 г.) дает право руководителю:

  • учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;
  • ввести в штат должность бухгалтера;
  • передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру–специалисту;
  • вести бухгалтерский учет лично.

Кроме того, теперь в составе учетной политики утверждаются все формы первичных учетных документов, применяемых для отражения фактов хозяйственной деятельности, а не только те формы первичных документов, по которым не предусмотрены типовые аналоги. При формировании учетной политики обязательно утверждение регистров бухгалтерского учета.

В ПБУ 1/2008 в отличие от ПБУ 1/98 указывается, что, если в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета конкретных операций, организации необходимо разработать соответствующий способ исходя из бухгалтерского законодательства и МСФО и отразить это в учетной политике. Ранее в подобных случаях МСФО не применялись при разработке способов ведения бухгалтерского учета.

Исключение абзаца первого из п. 18 ПБУ 1/2008 носит в большей части технический характер, поскольку все способы и приемы, перечисленные в исключаемом абзаце регламентированы специальными ПБУ и требуют раскрытия на их основе. Таким образом, ПБУ 1/2008 является стандартом, определяющим общие требования в учетной политике, а ПБУ по отдельным учетным объектам определяют конкретные способы и приемы, в том числе и возможность использования МСФО.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: