КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
ТЕМА:«Игры с мячом в развитии лексики».
Процесс исправления речевых недостатков – не самое весёлое и легкое занятие для дошколят. Он требует целенаправленной деятельности в течение продолжительного времени, концентрации внимания, напряжения мыслительных процессов, высокого самоконтроля. Зачастую, это довольно скучно. Чтобы повысить интерес детей к логопедическим занятиям, в своей работе мы используем разнообразные развлечения, игры, викторины.
Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры, в привитии ребёнку простейших навыков образования новых слов, развития у детей всех основных аспектов устной речи: звукопроизношения, словарного запаса, грамматического строя, связной речи.
Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом.
Игры с мячом, регулярно используем в своей работе.
К примеру, очень удобно «отрабатывать» признаки предметов по смысловым группам:
1. Величина – большой, высокий, широкий.
2. Форма – круглый, овальный, квадратный, четырехугольный.
3. Цвет – основные + промежуточные (оранжевый, голубой, серый).
4. Вкус – горький, сладкий, соленый, кислый, вкусный, невкусный.
5. Запах – приятный, неприятный, цветочный.
6. Температура – холодный, горячий, теплый, прохладный.
7. Материал, из которого сделан предмет, – деревянный, стеклянный, железный.
8. Принадлежность предмета – мамин, папин, лисий.
9. Другие признаки – шероховатый, колючий, добрый.
Своё общение с детьми мы строим так, чтобы ребёнок не только овладел определенной суммой знаний, но и мог бы в разумных пределах фантазировать, активно мыслить, для этого используем следующие игры:
|
Игры с мячом:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем с мячиком играть.
1. Игры с мячом “Животные и их детёныши”.
Цель: Закрепление в речи детей названий детенышей животных, навыков словообразования, развития ловкости, внимания, памяти.
Ход игры. Бросая мяч ребенку, называем какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, обратно называет детеныша этого животного.
Слова скомпонованы в группы по способу их образования.
Группа 1.
у тигра – тигренок
у льва – львенок
у слона – слоненок …
Группа 2.
у медведя – медвежонок
у волка – волчонок
у белки – бельчонок…
2. Игры с мячом “Кто, чем занимается? ”
Цель: Закрепление знаний детей о профессии, обогащение глагольного словаря детей.
Ход игры. Бросаем мяч ребёнку, называем профессию, а ребёнок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.
Взрослый:
строитель – строит;
повар …
уборщица …
парикмахер …
маляр…
Дети:
Строит…
варит …
убирает…
стрижет…
3. Игры с мячом: “Хорошо - плохо ”.
Цель: Знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи.
Ход игры. Дети сидят в кругу, задаем тему обсуждения. Дети, передавая мяч по кругу, рассказывают, что, на их взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Взрослый: Поселок.
Дети: хорошо, что я живу в нашем красивом поселке, можно ездить на автобусе, много хороших магазинов;
плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
4. Игры с мячом: “Что делают эти животные?”
Цель: Активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных.
|
Ход игры. Бросаем мяч каждому ребёнку по очереди, называем какое-либо животное, а ребёнок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.
Взрослый:
Собака
Кошка
Мышка…
Дети:
Стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается…
Мурлычит, крадется, царапается, умывается…
Шуршит, пищит, грызет, запасает...
5. Игры с мячом: “Кто, кем был?”
Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.
Ход игры.
Бросаем мяч какому-либо из детей, называем предмет или животное, а ребёнок, возвращая мяч обратно, отвечает на вопрос, кем/чем был раньше названный объект:
цыпленок – яйцом;
лягушка – головастиком;
дуб – желудем;
хлеб – мукой;
рубашка – тканью;