I. Алгоритм
выполнения выпускной квалификационной работы:
! ЦЕЛЬ научно - исследовательской работы - решение актуальной проблемы, т.е. значимой для психолого-педагогической 1) практики и 2) науки.
С чего начинать психолого-педагогическое исследование?
1 ШАГ: На основе выбранной темы СФОРМУЛИРУЙТЕ ПРОБЛЕМУ исследования.
ПРОБЛЕМА – это сложный составной вопрос, на который должно ответить исследование.
Пример:
Тема курсовой работы: «Особенности представлений о карьере студентов -психологов на разных этапах обучения».
Термин «особенность» подразумевает различия между группами испытуемых и их сравнение по какому-либо свойству.è
Проблема: «Различаются ли и как представления о карьере у студентов 1,2,3,4 и 5 курсов?»
2 ШАГ: Сформулируйте АКТУАЛЬНОСТЬ проблемы исследования.
Что такое АКТУАЛЬНОСТЬ и как ее сформулировать?
Актуальность – это значимость для психолого-педагогической практики и науки.
Это первый и один из главных компонентов ВВЕДЕНИЯ.
1. Сформулировать актуальность как значимость для практики – это показать противоречие между общественным запросом и наличной ситуацией (как должно быть и как есть на самом деле).
2. Сформулировать актуальность как значимость для науки – это ответить на два вопроса:
1) Что уже исследовано и кем?
2) Что не изучено? Из чего вытекает следующий элемент ВВЕДЕНИЯ - ЦЕЛЬ исследования – решение проблемы.
3ШАГ: Проведите ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ имеющихся подходов к проблеме исследования.
Для этого последовательно:
1. Разложите проблему - основной вопрос исследования - на перечень «подвопросов»;
Используйте с этой целью следующий инвариантный план:
1) Что это такое, каковы его функции, признаки? Речь идет об основном понятии исследования.
|
2) Какова структура и характеристика каждого компонента? (если основное понятие, отражающее суть явления, является сложным)
3) Какие виды и уровни интересующего нас явления и по каким признакам выделяются в психолого-педагогической литературе (классификация)?
4) По каким критериям и с помощью каких диагностических методик можно выявить виды и уровни?
5) Каковы психолого-педагогические условия развития и/или функционирования данного явления? Какова роль одного или нескольких факторов, заявленных в теме (проблеме) в развитии или функционировании интересующего нас явления?
6) Разработаны ли коррекционно-развивающие методики и какие?
Этот инвариантный план необходим не только для анализа литературы и для выделения параграфов Главы 1., но также для формулировки на каждый из этих
собственной теоретической позиции и актуальности как значимости для науки (см. выше)
2. Составьте список использованных источников
3. Найдите в литературе ответы на каждый вопрос перечня «подвопросов».
4. Проанализируйте имеющиеся ответы и сформулируйте по ним собственную теоретическую позицию, на основе которой будет проводиться эмпирическое исследование. (Глава 1«Теоретические основы изучения проблемы….»)
5 ШАГ: Сформулируйте научно-обоснованную ГИПОТЕЗУ – это предположительный ответ на основной вопрос исследования, который надо проверить в ходе эмпирического исследования.
(Гипотеза в ходе исследования может меняться и, тем не менее, это ориентир)
6 ШАГ: Разработать модель ЭМПИРИЧЕСКОГО исследования.
Сюда входят:
1)Выбор испытуемых и базы исследования;
2)Выбор диагностических методик.
|
II. Структура дипломной работы:
I. Титульный лист должен быть оформлен в соответствии с требованиями (см. сайт Документы управления образовательной политики «Положение о курсовой работе»)
(https://www.bsu.edu.ru/upload/iblock/242/Титульный%20лист_Курсовая%20работа_2014.doc).
II. ОГЛАВЛЕНИЕ
III. ВВЕДЕНИЕ
ü Актуальность проблемы исследования
ü Проблема исследования
ü Цель исследования
ü Объект
ü Предмет
ü Гипотеза
ü Задачи
ü Теоретико-методологические основы исследования
ü Методы исследования
ü Методики исследования
ü Положения, выносимые на защиты (для магистрантов)
ü Научная новизна и теоретическая значимость исследования (для магистрантов)
ü Практическая значимость исследования
ü Выборка и база исследования
ü Структура исследования
IV. ГЛАВА 1. Теоретические основы изучения проблемы…
(названияпараграфов должно соответствовать перечню вопроса, раскрывающих проблему).
V. ГЛАВА 2. Эмпирическое изучение….
Организация и методы исследования
Цель ЭИ – проверка выдвинутой гипотезы о …
Задачи:
1) Изучить первую переменную
2) Изучить вторую переменную
3) Выявить наличие/отсутствие связи, если требует проблема (к примеру, связь между личностными особенностями и успешностью учебной деятельностью)
Выбор испытуемых и их обоснование, база исследования (количество испытуемых).
Описание методик исследования, обоснование их выбора.