Возможные последствия включения вузов Урала и Сибири в Болонский процесс




Оценка конкурентоспособности вузов Урала и Сибири на мировом рынке образовательных услуг

Возможные последствия включения вузов Урала и Сибири в Болонский процесс

I. Процессы включения в Болонский процесс в государственном и частном, равно как классическом и педагогическом вузах имеют существенные различия:

1. в Иркутском государственном университете, в принципе, проведена практически вся подготовительная работа для перехода на двухступенчатую систему обучения. Все специальности или уже лицензированы для введения бакалавров и магистратуры, или находятся в процессе лицензирования. Стоит отметить, что опыт введения бакалавриата уже имел место в ИГУ, однако, в силу каких-то причин не получил должного развития..В Екатеринбургском государственном университете подготовка бакалавров была введена в 1990 году на математико-механическом и физическом факультетах, соответственно, предоставив первых выпускников в 1994 году. В том же 1994 году была введена подготовка магистров

2. в Иркутском государственном педагогическом университете восприятие перспектив включения в Болонский процесс оценивается достаточно оптимистично. Похоже, что такая возможность воспринимается в педагогическом ВУЗе в качестве еще одного шанса повышения своего статуса и престижа (первой была возможность переименования в "университет"). В частном Гуманитарном Университете (Екатеринбург) переход на двухуровневую систему обучения планируется только в следующем (2006) году и не осуществлялся до настоящего времени.

II. Методическая работа по разработке программ ведется во всех вузах. Однако если в государственных вузах она представляет в большей степени закономерный процесс методической и методологической работы сотрудников кафедр по развитию программ специальностей, в негосударственном Гуманитарном Университете традиционная методологическая работа дополняется разработкой программ для внедрения многоуровневой системы.

III. Во всех вузах есть специалисты, способные переводить традиционную для России систему трудоемкости образовательной деятельности, выраженной в часах, в «кредиты».

1. в Гуманитарном вузе представители администрации проходили курс семинаров, посвященных переводу отечественных дипломов на западный образец и, в частности, переводу единиц трудоемкости. Согласно представителям администрации Гуманитарного Университета, «любой выпускник вуза может прийти, «пересчитать» свой диплом и смело ехать за рубеж».

2. в Иркутском государственном университете и Уральском государственном университете как участниках соответствующих проектов «Tempus Tacis» были подготовлены необходимые материалы для пересчета трудоемкости в общеевропейских единицах. Однако непосредственные подсчеты и перевод были произведены только в рамках отдельных факультетов, которые являлись непосредственными участниками и исполнителями проектов.

3. таким образом, работа в направлении перевода единиц трудоемкости в стандарты, с которыми согласилась российская сторона, подписав декларацию, еще не завершена. Более того, системный подход на уровне каждого вуза будет востребован уже в ближайшее время.

IV. Относительно следующего показателя, заявленного в Болонской декларации, - качества образования, российские представители высказывают опасение, что уровень подготовки студентов может снизиться при переходе на двухуровневую систему обучения.

1. в то же время представители Иркутского государственного университета и Уральского государственного университета более уверены в перспективах качества предоставляемых образовательных услуг, определяя данное направление приоритетным среди задач вузов независимо от интеграции в общеевропейскую систему.

2. не все информанты считают необходимыми изменения в системе обучения в вузе. Учитывая тот факт, что педуниверситет (Иркутск) и Гуманитарный университет (Екатеринбург) не ставят своей задачей привлечение иностранных студентов, а среди их студентов желающих выехать за рубеж также относительно немного, переход с одной системы на другую не кажется настоятельно необходимым.

V. Согласно представителям администраций ИГУ и УрГУ, каждое положение Болонской декларации должно быть проанализировано с учетом российской специфики. В частности, всем известный пример необходимости адаптации западных стандартов к условиям подготовки студентов по ряду специальностей: медицинских, ряда инженерных и других. Другим примером необходимости адаптации к российским условиям может служить положение декларации о необходимости осуществления обмена студентами и преподавателями, возможно с обязательным периодом обучения студента в вузе другой страны.

VI. Ряд дополнительных факторов, свидетельствующих о готовности вузов к удовлетворению, в целом, основных критериев Болонской декларации:

1. активное привлечение студентов к участию в жизни всех обследованных вузов, хотя направление и находится еще на стадии своего развития после периода 90-х годов и до сих пор существует отказ студентам в участии в ученых советах, наряду с проблематичностью уровня и содержания студенческого самоуправления.

2. российский диплом всегда имел вкладыш - приложение к диплому и несколько более развернутая его формулировка не составит особого труда для российских специалистов, по мнению администраций вузов. В то же время практика использования вкладыша является привычной и для работодателей на российском рынке.

3. наконец, позитивным фактором является также активное включение вузов в международную деятельность, несмотря на тот факт, что, например, Екатеринбург (Свердловск), как и ряд других городов региона, был закрыт для иностранцев как стратегически важный промышленный город, поддерживающий оборонную отрасль страны, и подобного опыта взаимодействия у представителей региона не было.

VII. При отсутствии торопливого подхода к адаптации западных стандартов к образованию и при наличии постоянного соотнесения нововведений с уже имеющимся опытом в сфере образования и организации учебно-научного процесса, включение вузов в Болонский процесс должно принести преимущественно позитивные результаты:

1. прежде всего, единая система трудоемкости и единый формат документа позволят установить однозначность в оценке уровня подготовки студента, приезжающего в вуз либо покидающего его на период обучения.

2. ожидается расширение международных научных и образовательных контактов, увеличение количества совместных образовательных программ, хотя нет и иллюзий относительно объективных препятствий, стоящих на этом пути.

3. признается в качестве положительного следствия факт признания дипломов российских вузов на международном рынке труда после включения вузов в процесс интеграции в единое европейское образовательное пространство.

Вместе с тем, в то время как представители Уральского государственного университета и Иркутского государственного университета, уверенные в имидже своих вузов, уверены также и в том, что дипломы их как признавались, так и будут признаваться на Западе, представители администрации негосударственного Гуманитарного Университета и Иркутского государственного педагогического университета рассматривают возможность признания их дипломов на Западе положительным и желательным следствием включения вуза в Болонский процесс.

4. наконец, согласно общему высказанному представителями администраций ВУЗов мнению, увеличение открытости образовательных систем в качестве результата включения в Болонский процесс будет, вероятно, иметь место не только на международном уровне, но и на уровне российского образовательного пространства.

Таким образом, включение в Болонский процесс не является идентичным в частном и государственном вузе, что проявляется и в степени осознанности необходимости перехода, и в степени готовности к нему, и в оценке возможных для вуза последствий интеграции в общеевропейское пространство.

VIII. Неравнозначными являются оценки необходимости вступления в Болонский процесс:

1. представители администраций государственных вузов воспринимают переход в общеевропейской системе образования как вынужденную либо закономерную необходимость, при грамотном подходе к которой система высшего образования в России может только выиграть. В случае же принятия поспешных решений и бездумной адаптации западных образовательных стандартов эксперты ожидают существенное снижение уровня образовательных услуг в России;

2. представители администрации негосударственного вуза, прежде всего, не считают процесс принятия принципов общеевропейского образовательного пространства столь же закономерно необходимым, как представители государственных вузов. Учитывая недостаточно интенсивную степень международного взаимодействия, осуществляемого негосударственным вузом, адаптация всех институциональных изменений не представляет особой значимости и, несмотря на организацию ряда мер по принятию изменений в системе, представители негосударственного вуза по-прежнему сомневаются в необходимости дальнейшего применения усилий по их внедрению;

3. готовность вузов к процессу перехода также существенно отличается:

1.)прежде всего, представители государственных классических университетов считают, что в настоящее время вузы уже вступили в Болонский процесс. С начала 90-х годов в вузах осуществляется подготовка по двухуровневой системе. В рамках международных проектов были подготовлены необходимые материалы для пересчета трудоемкости в общеевропейских единицах. Качество предоставляемых образовательных услуг и развитость международного взаимодействия находятся на достаточно высоком уровне;

2.)представители же негосударственного вуза и педагогического университета, фактически, только планируют начать процесс перехода. Внедрение двухуровневой системы образования планируется с сентября 2005 года в ГУ и с 2006 года в ИГПУ. Нельзя не признать, что качество предоставляемых образовательных услуг также может находится в негосударственном вузе на очень высоком уровне. Однако неразвитость международного сотрудничества и неготовность на уровне организации учебного процесса в вузе принять большее количество иностранных студентов существенно уменьшают значимость адаптации иных требований Болонской декларации, с одной стороны, и уменьшают конкурентоспособность вуза на общероссийском и международном уровне, с другой;

4. наконец, конкурентоспособность высшего учебного заведения как на уровне региона, страны, так и на международном уровне во многом определяется интенсивностью его научно-исследовательской деятельности и количеством разработок, а также наличием традиций организации учебного и исследовательского процессов, а также внеучебной деятельности. В данном случае государственный вуз с его опытом в обоих перечисленных выше направлениях, накопленным в течение десятков лет, в совокупности с активной деятельностью по привлечению дополнительных источников финансирования оказывается потенциально достаточно конкурентоспособным на общеевропейском образовательном пространстве. В то же время негосударственный вуз, предоставляющий существенно меньший объем научных, исследовательских работ и разработок, а также не обладающий развитой системой структурных единиц, накопивших значительных опыт организации учебной, исследовательской и внеучебной деятельности, оказывается потенциально гораздо более уязвимым на общеевропейском образовательном пространстве.

IX. Среди возможных последствий вступления в Болонский процесс в случае последовательной адаптации общеевропейских критериев представителями всех обследованных вузов отмечаются следующие:

1. становление более открытой системы образования, как на международном, так и на российском уровне;

2. интенсификация международного взаимодействия и, как следствие,

3. интенсификация обмена опытом как на уровне профессорско-преподавательского состава, так и на уровне студентов;

4. увеличение количества программ для обмена студентами;

5. увеличение количества возможностей для совместной научно-исследовательской деятельности;

6. наконец, вступление в Болонский процесс может и должно оказать достаточно сильное стимулирующее воздействие как на уровень владения иностранными языками преподавателями и студентами, так и на качественный, квалификационный уровень профессорско-преподавательского состава.

Все вышеперечисленные результаты последовательной адаптации Болонской декларации к российским условиям будут иметь своим следствием повышение качества образовательных услуг на уровне каждого отдельного региона.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: