теория и методика воспитания, обучения и развития личности в процессе творческого освоения традиций того или иного народа (этноса).




Тема 1.1. Общее понятие о слагаемых педагогического мастерства преподавателя специальных дисциплин

Лекция 1. Педагогика народного художественного творчества как отрасль современной педагогической науки. Педагогика народного художественного творчества как теория и практика обучения, воспитания и развития личности в процессе освоения ею содержания этнокультурного пространства.

Компетенции: ПК-5, ПК-10.

Педагогика НХТ

является частью современной педагогической науки, вобравшей в себя все лучшее из ее опыта;

 

изучает способы воспитательного воздействия на личность средствами народного художественного творчества

включает следующие фундаментальные проблемы:

1. основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставления, обучение, учение, научение);

2. личность учащихся как объект и субъект воспитания;

3. функции воспитания (подготовка к труду, формирование нравственных черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);

4. факторы воспитания (природа, труд, быт, обычай, искусство, религия, родное слово);

 

5. методы воспитания (убеждение, пример, требование, приказ, разъяснение, поверье, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, уговор, запрет, угроза, проклятие, брань, побои);

6. средства воспитания (фольклорная инструментальная музыка, песня, пляска, танец и театр);

7. идея совершенства человеческой личности и ее реализация в системе народного воспитания;

8. организация воспитания (трудовые объединения детей и молодежи в действии, молодежные праздники, общенародные праздники, клубы, центры народного художественного творчества

 

Педагогика НХТ изучает способы воспитательного воздействия на личность средствами народного художественного творчества.

 

Значение педагогики НХТ

Народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности.

 

Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном смысле

теория и методика воспитания, обучения и развития личности в процессе творческого освоения традиций того или иного народа (этноса).

 

Педагогика народного художественного творчества в социокультурном смысле - теория и методика педагогического руководства различными формами неспециализированного (любительского, самодеятельного) художественного творчества

 

Любительское (самодеятельное) художественное творчество - неспециализированная художественная деятельность и как исторически сложившаяся массовая, общедоступная форма участия населения в художественных процессах (создании и исполнении фольклора, классического и современного искусства).

 

Особенности педагогического руководства различными формами художественного творчества:

- осуществление деятельности в свободное от основных занятий время и ее нерегламентированный характер;

- искусство и художественное творчество выступает как основное средство воспитания;

- определение особенности организации конкретного вида художественно-творческой деятельности, исходя из целей и особенностей коллектива и выявление специфики работы в коллективах разных жанров, составов, уровней исполнительского мастерства и др.

Основные компоненты педагогики народного художественного творчества:

-теоретические основы педагогики народного художественного творчества;

-история педагогики народного художественного творчества;

-методика педагогического руководства коллективами народного художественного творчества.

Междисциплинарный характер педагогики народного художественного творчества ---- связь с

• этнопедагогикой,

• социальной педагогикой,

• этнопсихологией,

• арт-терапией,

• социально-культурной деятельностью и др.

 

Педагогический потенциал НХТ:

• патриотическое воспитание,

• формирование и развитие духовно-нравственной культуры личности, в социализации, социальной адаптации и психолого-педагогической коррекции личности,

• формирование культуры межличностного и межнационального общения

• приобщение участников к культурному наследию своего народа, страны, человечества;

• раскрытие, реализация и развитие творческого потенциала личности;

• в выявлении и развитии их художественных способностей.

 

# Существует необходимость воспитания самостоятельной, самоопределяющейся, инициативной и творчески активной личности в настоящее время.

 

# Психолого-педагогический смысл феномена самоопределения строится на понимании этого процесса как сознательного выявления и утверждения личностью собственной позиции в проблемных ситуациях.

# Один из эффективных путей самоопределения личности – занятия искусством

 

# Важнейшими условиями для создания атмосферы творчества и возможности «определения себя» как «творца» идеи, замысла, проекта служат следующие содержательно-процессуальные ресурсы:

• педагог в максимально возможной мере должен избегать чисто информационного способа передачи знаний;

• в основе обучения и воспитания должна находиться совместная (сотворческая) деятельность взрослого (педагога) и учащихся:

все сценарии занятий обязательно выстраиваются по логике «прочувствовать – осознать – выявить свое отношение»;

 

учебные занятия, в зависимости от необходимости, должны быть построены в диалогической форме, в сочетании с групповой, индивидуальной и коллективной формами организации творческой деятельности;

• в процесс обучения обязательно включаются элементы эвристической дискуссии;

целостное представление обучающихся о художественной образности должно складываться на основе комплексного воздействия разных видов искусства.

# Педагогически корректно наблюдая за творческим развитием своих учеников, учитель, как «творец» подобных ситуаций, сам рождается как педагог-художник.

 

Принципы « Методики преподавания ПНХК»:

 

• опора на изучаемое ремесло и его каноны;

• связь с теоретическими положениями эстетики;

• формирование понятийного аппарата;

• целенаправленное развитие интересов;

• рациональный выбор учебных заданий.

 

Цель методики преподавания ПНХК

заключается в формировании личности учителя-носителя национальной культуры, способного передать эту культуру будущим поколениям

 

В ходе творческих и практических занятий ставятся следующие задачи:

 

• формирование знаний в области методологии обучения НХК;

• развитие творческого педагогического мышления;

• подготовка специалистов, владеющих современными технологиями обучения.

 

Предмет методики преподавания ПНХК - организация учебно-воспитательного процесса, отвечающего современным требованиям.

 

В процессе изучения методики преподавания НХК формируются следующие знания:

 

• истории возникновения и развития различных направлений НХК;

• основных аспектов разработки теории и методики ПНХК и развития творчества;

• психологических основ преподавания ПНХК;

• форм дополнительного образования в области ПНХК;

• содержания образования, принципов и методов обучения ПНХК;

• современных требований к уроку;

структуры образовательных программ нового поколения и умения:

• применять полученные знания в практической деятельности;

• планировать занятия согласно современным требованиям;

• анализировать уроки;

• разрабатывать наглядные и методические пособия, дидактические задания и игры к занятиям;

• разрабатывать образовательные программы.

Основные понятия педагогики народного художественного творчества:

• обучение;

• воспитание;

• образование;

• развитие;

• формирование.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: