Тема 1.1. Общее понятие о слагаемых педагогического мастерства преподавателя специальных дисциплин
Лекция 1. Педагогика народного художественного творчества как отрасль современной педагогической науки. Педагогика народного художественного творчества как теория и практика обучения, воспитания и развития личности в процессе освоения ею содержания этнокультурного пространства.
Компетенции: ПК-5, ПК-10.
Педагогика НХТ
• является частью современной педагогической науки, вобравшей в себя все лучшее из ее опыта;
• изучает способы воспитательного воздействия на личность средствами народного художественного творчества
• включает следующие фундаментальные проблемы:
1. основные педагогические понятия народа (уход, воспитание, самовоспитание, перевоспитание, наставления, обучение, учение, научение);
2. личность учащихся как объект и субъект воспитания;
3. функции воспитания (подготовка к труду, формирование нравственных черт характера, развитие ума, забота о здоровье, привитие любви к прекрасному);
4. факторы воспитания (природа, труд, быт, обычай, искусство, религия, родное слово);
5. методы воспитания (убеждение, пример, требование, приказ, разъяснение, поверье, приучение и упражнение, пожелание и благословение, заклинание, клятва, просьба, совет, намек, одобрение, упрек, уговор, запрет, угроза, проклятие, брань, побои);
6. средства воспитания (фольклорная инструментальная музыка, песня, пляска, танец и театр);
7. идея совершенства человеческой личности и ее реализация в системе народного воспитания;
8. организация воспитания (трудовые объединения детей и молодежи в действии, молодежные праздники, общенародные праздники, клубы, центры народного художественного творчества
Педагогика НХТ изучает способы воспитательного воздействия на личность средствами народного художественного творчества.
Значение педагогики НХТ
Народные традиции в наше время должны занять главное место в формировании высоконравственной, культурно образованной личности.
Педагогика народного художественного творчества в этнокультурном смысле –
теория и методика воспитания, обучения и развития личности в процессе творческого освоения традиций того или иного народа (этноса).
Педагогика народного художественного творчества в социокультурном смысле - теория и методика педагогического руководства различными формами неспециализированного (любительского, самодеятельного) художественного творчества
Любительское (самодеятельное) художественное творчество - неспециализированная художественная деятельность и как исторически сложившаяся массовая, общедоступная форма участия населения в художественных процессах (создании и исполнении фольклора, классического и современного искусства).
Особенности педагогического руководства различными формами художественного творчества:
- осуществление деятельности в свободное от основных занятий время и ее нерегламентированный характер;
- искусство и художественное творчество выступает как основное средство воспитания;
- определение особенности организации конкретного вида художественно-творческой деятельности, исходя из целей и особенностей коллектива и выявление специфики работы в коллективах разных жанров, составов, уровней исполнительского мастерства и др.
Основные компоненты педагогики народного художественного творчества:
-теоретические основы педагогики народного художественного творчества;
-история педагогики народного художественного творчества;
-методика педагогического руководства коллективами народного художественного творчества.
Междисциплинарный характер педагогики народного художественного творчества ---- связь с
• этнопедагогикой,
• социальной педагогикой,
• этнопсихологией,
• арт-терапией,
• социально-культурной деятельностью и др.
Педагогический потенциал НХТ:
• патриотическое воспитание,
• формирование и развитие духовно-нравственной культуры личности, в социализации, социальной адаптации и психолого-педагогической коррекции личности,
• формирование культуры межличностного и межнационального общения
• приобщение участников к культурному наследию своего народа, страны, человечества;
• раскрытие, реализация и развитие творческого потенциала личности;
• в выявлении и развитии их художественных способностей.
# Существует необходимость воспитания самостоятельной, самоопределяющейся, инициативной и творчески активной личности в настоящее время.
# Психолого-педагогический смысл феномена самоопределения строится на понимании этого процесса как сознательного выявления и утверждения личностью собственной позиции в проблемных ситуациях.
# Один из эффективных путей самоопределения личности – занятия искусством
# Важнейшими условиями для создания атмосферы творчества и возможности «определения себя» как «творца» идеи, замысла, проекта служат следующие содержательно-процессуальные ресурсы:
• педагог в максимально возможной мере должен избегать чисто информационного способа передачи знаний;
• в основе обучения и воспитания должна находиться совместная (сотворческая) деятельность взрослого (педагога) и учащихся:
• все сценарии занятий обязательно выстраиваются по логике «прочувствовать – осознать – выявить свое отношение»;
• учебные занятия, в зависимости от необходимости, должны быть построены в диалогической форме, в сочетании с групповой, индивидуальной и коллективной формами организации творческой деятельности;
• в процесс обучения обязательно включаются элементы эвристической дискуссии;
• целостное представление обучающихся о художественной образности должно складываться на основе комплексного воздействия разных видов искусства.
# Педагогически корректно наблюдая за творческим развитием своих учеников, учитель, как «творец» подобных ситуаций, сам рождается как педагог-художник.
Принципы « Методики преподавания ПНХК»:
• опора на изучаемое ремесло и его каноны;
• связь с теоретическими положениями эстетики;
• формирование понятийного аппарата;
• целенаправленное развитие интересов;
• рациональный выбор учебных заданий.
Цель методики преподавания ПНХК
заключается в формировании личности учителя-носителя национальной культуры, способного передать эту культуру будущим поколениям
В ходе творческих и практических занятий ставятся следующие задачи:
• формирование знаний в области методологии обучения НХК;
• развитие творческого педагогического мышления;
• подготовка специалистов, владеющих современными технологиями обучения.
Предмет методики преподавания ПНХК - организация учебно-воспитательного процесса, отвечающего современным требованиям.
В процессе изучения методики преподавания НХК формируются следующие знания:
• истории возникновения и развития различных направлений НХК;
• основных аспектов разработки теории и методики ПНХК и развития творчества;
• психологических основ преподавания ПНХК;
• форм дополнительного образования в области ПНХК;
• содержания образования, принципов и методов обучения ПНХК;
• современных требований к уроку;
структуры образовательных программ нового поколения и умения:
• применять полученные знания в практической деятельности;
• планировать занятия согласно современным требованиям;
• анализировать уроки;
• разрабатывать наглядные и методические пособия, дидактические задания и игры к занятиям;
• разрабатывать образовательные программы.
Основные понятия педагогики народного художественного творчества:
• обучение;
• воспитание;
• образование;
• развитие;
• формирование.