Художественные особенности «Энеиды»




Идеализация сельского труда и жизни в деревни в «Георгиках»

«Георгики» - дидактическая поэма Вергилия в четырёх книгах, в которой речь идёт о земледелии, плодоводстве, виноградарстве, скотоводстве и пчеловодстве. Все произведение пронизано воспеванием жизни в деревне и всего, что связанно с физическим трудом. Главное значение в успехе или провале усилий человечества, книга придаёт именно труду и его вкладу в сельское хозяйство и иные области жизни. В первой книге автор повествует, что сам Юпитер намеренно лишил людей всех благ, которые давала земля, чтоб они научились самостоятельно добывать себя эти богатства и сильнее их ценили, «чтобы уменья во всем достигал размышляющий опыт». В конце первой книги осуждается война, новые порядки, при которых нет должного уважения к плугу, а серп перековывают в меч. Тон Вергилия не оставляет сомнений, что мирную жизнь он любит и ценит больше. Особенно сильно восхваляет Вергилий сельскую жизнь в конце второй книги: «трижды блаженны … жители сел», земля доставляет им не трудную пищу, и пусть не знают они роскоши городской, зато верен их покой, а жизнь проста и надежна. В последней книге очень трепетно рассказывает Вергилий о пчелах, ведь кто, если не пчелы, являются лучшими примерами самоотверженного труда? Вергилий сравнивает людей с пчелами: и те, и другие работают, заботятся о своих землях, и пусть случаются войны, но важно пройти этот этап и восстановить спокойную жизнь, тогда все будут счастливы. Практические и даже научные советы по сельскому хозяйству Вергилий дает с очень благодушным тоном, который превращает все труды по сельскому хозяйству в нечто красивое и приятное.

Композиция и идейно-политическое задание «Энеиды»

Композиция поэмы довольно проста. Двенадцать песен "Энеиды" четко распадаются на две части: первые шесть песен повествуют о мучительных скитаниях Энея в поисках новой родины на пути из поверженной Трои в Италию, поэтому их порой называют "латинской Одиссеей", вторые шесть посвящены войнам на италийской земле, и потому их сравнивают с "Илиадой".

Официальная идеология рассматривала правление Октавиана как «золотую пору», что положила конец гражданским войнам, принесла на землю мир и благосостояние. В это время доминирует поклонение перед политическим и религиозным прошлым Риму, восстановление старинных, давно забытых культов и праздников. Это было особой чертой идеологической политики Августа. Вергилий хотел в самой торжественной форме прославить империю Августа; и Август действительно выходит у него наследником древних римских царей и имеет своей прародительницей Венеру. "Энеида" является не просто похвалой Августу и обоснованием его империи, но и произведением патриотическим и глубоко национальным. Конечно, не существует никакого патриотизма без всякой социально-политической идеологии; и эта идеология в данном случае есть прославление империи Августа. Тем не менее прославление это дается в "Энеиде" в настолько обобщенном виде, что относится уже ко всей римской истории и ко всему римскому народу. По мысли Вергилия, Август является самым ярким представителем и выразителем всего римского народа.

Художественные особенности «Энеиды»

Можно привести много примеров и прямых подражаний Гомеру, начиная от отдельных строчек и сравнений, до целых эпизодов - поединки, разведки, погребальные игры, рассказ Энея о падении Трои и своих злоключениях на пиру у Дидоны, нисхождение в Аид, описание щита Энея, "каталог" племен. Но главное, что Вергилий создает эпос новый. Здесь царят новые идеи, иная философия, другое отношение к действительности, новый подход к эпическому творчеству, когда автор даже не пытается раствориться в повествовании и не только не скрывает своих пристрастий как это делал Гомер, но открыто тенденциозен. Вергилий заставляет своих героев жить высокими страстями, быт отступал на задний план. Четыре стихии объединились в "Энеиде" - мифология и история, поэзия и политика,чтобы показать необходимость возникновения могучей Римской империи и прославить свое время как возвращение "Золотого века". Монументальность доведена до изображения мировой римской державы. У Гомера Одиссей спускается в Аид, чтобы узнать свою судьбу, у Вергилия - Эней хочет узнать судьбу тысячелетнего Рима, то есть мы видим больший размах. Вергилий везде хочет изобразить нечто чудесное и необычное. Когда люди изображаются у Вергилия вне всякой мифологии, они отличаются повышенной страстностью, часто доходящей до колебаний и неуверенности. Мы видим множество эпиллиев у Вергилия. Почти каждая песнь законченный эпиллий. Лирика проявляется в плачах Евандра и матери Евриала.И, конечно, нельзя не отметить острый драматизм, который иногда достигает трагедии.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: