ЭКОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ г. ЕЛАБУГИ




 

Елабуга когда-то был небольшим уездным городом Вятской губернии, который возник на месте села Трехсвятского. С момента своего окончательного формирования он не являлся сторожевым пунктом или опорной пограничной крепостью, несмотря на то, что поселения людей в этом месте были известны очень давно. По некоторым данным поселение уже существовало около 1000 лет тому назад. Какие народы населяли эту территорию в начале прошлого тысячелетия? Трудно ответить на данный вопрос. Существует много разных подходов к рассмотрению истории поселений на территории города и его окрестностей. Первоначально первые жители в крае селились в пойме Камы и Тоймы. Наиболее известно поселение «Ананьевский могильник». Наибольшее количество споров идет вокруг так называемого «Чертового Городища», разрушенного монахами в XVII веке, и от которого осталась только одна башня [24, 25; 26; 7]. По данным капитана П. Рычкова [18] в бытность на данном месте монастыря вокруг его вся территория была покрыта лесом. Березовые рощи росли по всему крутому берегу Камы. Эти рощи местное население считало священными, здесь оно проводило свои праздники, во время которых украшало деревья различными предметами. Подобные обычаи, как известно, свойственны больше угро-финским народам и иногда отмечаются в славянских поселениях, особенно в местах культовых сооружений. Гораздо реже такие обычаи отмечаются у тюрков. В этой связи многие доказательства современных авторов о том, что "Чертово Городище" – памятник мусульманский, малообоснованны (Халиков, 1997 и др.), тем более что ранее эти же авторы такую точку зрения не высказывали. Именно эту точку зрения в последние годы некоторые казанские историки усиленно пытаются обосновать. С нашей точки зрения более объективны исследования, проведенные в XIX веке и в середине XX века до 1980 годов [6; 24; 1 и др.). В настоящее время субъективные факторы и политическая коньюктура при объяснении наблюдаемых фактов стали играть чуть ли не главную роль. Несмотря на разные точки зрения о происхождении постоянного населенного пункта в данном месте [19; 25, 26; 6 и др.], современная история города достаточно хорошо просматривается.

Прикамские села не были подвержены так называемым "слободским" стилям застройки и поэтому имели и имеют более четкий порядок домов. Можно выделить следующую схему формирования их планировочного пространства: 1) «культово-базарный» – базарная площадь с церковью в центре - основа архитектурно-планировочного пространства и от нее отходят улицы; 2) придорожный населенный пункт, когда вдоль дороги (почтового тракта) тянулась улица; 3) прибрежный, село располагалось вдоль реки. Любопытно, что помещичьи имения не располагались в центре села. Они, как правило, были рядом с селом, на одной из его окраин и не являлись системообразующим фактором селения, несмотря на то, что были его функциональными центроми многие годы и даже века.

Некоторые крупные села Прикамья быстро переросли в уездные города. Типичным таким городом является Елабуга. Любопытно, что по данным капитана П. Рычкова [18], в те времена населенный пункт назывался "пригород Елабуга", и он приводит план, на котором небольшое поселение окружено валом и тыном. Причем, указывает на две части, старую и более новую, которая расположена полукругом вокруг старой и также окружена валом и тыном. Таким образом, на примере истории формирования среды Елабуги мы видим, что на первоначальный план города оказал влияние традиционно русский стиль развития населенного пункта городского типа.

Окончательно, как крупный населенный пункт, город формируется на рубеже XVI и XVII веков, когда идет активное изменение способов природопользования в крае и развитие торговых городков по всему Прикамью [18].

Свое первое дыхание как город Елабуга получила в середине XVIII века в связи с развитием в её окрестностях металлургической промышленности и торговли. Она становиться важным торговым и административным центром в Вятской губернии.

Корни современных эколого-социальных противоречий города лежат в истории развития его как эколого-социальной системы.

Старая Елабуга, как и другие малые города России во многом имеет аналогичную историю уездного городка. Статус уездного города Елабуга получила 11.09. 1780 года. В городке было 376 домов, проживало 966 человек, 3 церкви и т. д. Первый план города, как и в Ельце, утверждает Екатерина II 13 августа 1784 года. В 1846 году 29 марта Николай I утверждает новый генеральный план города. В это время в городе было 703 здания и 4561 жителей. Пожар 1850 года (22 и 23 июля) практически полностью уничтожает город. Сгорело 377 домов, 10 общественных лавок и т. д. Частые пожары стимулируют строительство каменных домов и создание особых противопожарных кирпичных стенок между деревянными домами. Это значительно сказалось на архитектуре города. Первые планы города предусматривали квартально-линейный способ размещения улиц. Основные улицы были вытянуты вдоль почтовых трактов, прежде всего Малмыжского, по которому шли этапом узники в Сибирь. В XVIII-м веке поселение имело радиально-бессистемное формирование архитектурной среды и было окружено рвом и тыном [18]. В современном городе каких либо следов этого плана не прослеживается.

Градостроительная среда города – это определенным образом сложившаяся система, в основе которой лежит плановая застройка старой части города в XIX веке, с ясно выраженным стилем застройки и определенными требованиями к зданиям. В те времена предписывалось строения размешать в красной линии улицы, было рекомендовано строить здания с каменным низом и деревянным верхом и т. д. Тротуары не были оформлены. Озеленение улиц не предусматривалось. Первоначальным системообразующим фактором города, его центром, являлась базарная площадь. В последствии центр переместился на другую площадь, которая была застроена в годы Великой Отечественной войны эвакуированными предприятиями. Происходит коренная ломка функциональной структуры старого города, в результате чего теряются два традиционных центра. Поэтому при осмотре старой части города в ходе пешеходной экскурсии он как бы лишается своей целостности и городского центра. Попытка создать новый центр на месте старой базарной площади, а в последние годы XX века в новостройках в полной мере не удалась. Это привело к тому, что большинство жителей города считают настоящим городом старую, нижнюю часть, а не новую верхнюю, где они живут. Тем самым создается парадоксальная ситуация по восприятию архитектурно-планировочной среды города его жителями.

Архитектурная среда города существенно отличается от многих русских городов тем, что в ее структуру была заложена идея визуальной «системной радиальной симметрии», то есть все "высотные" объекты [соборы, церкви, здание Епархиального училища (сейчас в нем расположен педуниверситет)] располагались по большой дуге. В центре круга, символичной дуги, размещался женский монастырь, а точнее вершины небольших холмов, откуда открывался величественный вид на город. Несмотря на то, что город традиционно застраивался вдоль почтовых трактов (Малмыжского, прежде всего) и имел прямоугольно квартальную планировку в размещении объектов, образующих ландшафтный вид старой части города. В структуре объемного восприятия города, как единого целого, была заложена идея взаимосвязанности объектов и их размещения по ходу солнечных лучей, что создавало неповторимую картину городских видов с разных точек обзора. В настоящее время трудно сказать обсуждалась ли архитекторами в конце XIX в начале XX века идея видовой симметрии и формирования внешнего облика города со стороны смотровых площадок. И такое размещение соборов сделано целенаправленно, с учетом древнерусских традиций размещения церквей в определенном зрительном пространстве (зрительной взаимосвязи) [14], или оно получилось стихийно, из-за особенностей ландшафта и истории развития города, как системы, сказать трудно. Важно то обстоятельство, что эта система сформирована. Она реально существует и её надо сохранить. Панорамный вид нижней части города несколько разрушен ввиду сноса Троицкой церкви, созданием насаждений из тополей в 1930-е годы и строительством пятиэтажных, так называемых "хрущевок". К сожалению, до сих пор сохранение панорамы старой части города (при осмотре её с естественных смотровых площадок) и его радиальной симметрии не закреплено в городе законодательно. Например, как объекта охраны в статусе музея заповедника, а именно с Чертового Городища, с пойменных лугов (от озера "Окунево"), с Камы и от современных кладбищ (от могилы Цветаевой). Если не узаконить сохранение вида и не обеспечить охрану данных точек обзора города, они могут быть потеряны. Тем самым жители города и его гости не смогут любоваться его неповторимой красотой. В настоящее время одна из таких точек уже потеряна, она застроена современной базой Елабужских электрических сетей.

Абсолютно не организовано пространство около кладбищ, активно нарушается панорама города, что вызывает закономерное возмущение, прежде всего коренных горожан, которые хотели бы сохранить своеобразие видов города. Пренебрежение системностью и видом города сказалось на особенностях застройки старой части в 50-70 годах XX века. Многоквартирные, многоэтажные дома разбросаны беспорядочно, архитектура их самая различная. Строительство двух и трехэтажных домов в настоящее время может существенно сломать традиционную симметрию панорамы города и сделать ее недоступной для наблюдателя.

С началом разработки месторождений нефти в регионе город начинает бурно развиваться, возникает новая часть, которая застроена типовыми многоэтажными зданиями. В застройке тех лет четко прослеживается элемент стихийности в развитии архитектурно-планировочной среды. В городе отсутствует целостная концепция формирования системно-структурных связей нижней части с так называемой "верхней", "Восточкой", согласно устного творчества елабужан, которая географически располагается в западной части города. Это одна из достопримечательностей города и его загадка. Никто не может твердо сказать, когда и почему возникло такое название новых микрорайонов.

Массовое строительство новых микрорайонов в 1980-90-х годах, в связи с планами создания крупного завода по производству автомобилей уже проводится более планово и продумано, но исходя из концепции размещения крупного города на сравнительно ограниченной площади. При этом в первоначальном виде генеральный план предусматривал коренную ломку сложившейся системы застройки старого города и города 1950-60 годов. Это вызвало бурю возмущений горожан. Особенно, строительство кварталов из многоэтажек в городе вызвало протест жителей нижней части города, они оказались обделенными по части социальных благ и увидели в строительстве гибель традиционного уклада жизни провинциального городка. Более того, на строительство приехало много людей разных национальностей и совпадение этого явления с определенными политическими явлениями в обществе привело к обострению непростых межнациональных проблем. В облик старого русского города вдруг резко стал внедряться чуждый ему стиль застройки и формирования городской среды. Частичное выполнение данного плана без учета многих эколого-социальных требований по формированию пространства, без учета конкретных эколого-социальных ситуаций в городе, привело к обострению традиционных экологических проблем и обусловило возникновение новых. В ходе дискуссий, жарких споров и изменения общества в генплан застройки города были внесены существенные коррективы, были созданы микрорайоны коттеджной застройки, планы модернизации среды в старой части, что позволило снизить степень противоречий и создать во многих микрорайонах достаточно неплохую среду.

Кварталы многоэтажных домов преимущественно заселили выходцы из сельской местности, а по социальным установкам и отношению к природопреобразующей деятельности они мало чем отличаются от жителей нижней части, которые вели и ведут образ жизни традиционного провинциального русского города, когда часть своего времени житель тратит на простой крестьянский труд по возделыванию культурных растений и по уходу за домашним скотом и птицей.

Старый провинциальный русский город – это традиционное поселение типа «агрогорода», когда часть времени человек занят в промышленности или на какой-либо службе, другую часть тратит на производство продуктов питания на собственном огороде и подворье. Такой образ жизни имеет глубокие корни. По такому принципу жило большинство мастеровых в уральских городах и т.д. Соответственно, старая часть города сформировалась с учетом данной особенности социальных установок жителей.

Установка многих жителей на подсобное хозяйство вступает в противоречие с требованиями по формированию среды современного города. Это проявляет как в массовом выпасе коз, овец на газонах, так и в терпимом отношении местной администрации к разрушению систем озеленения частью горожан. То есть активное пренебрежение необходимостью создания облика городской среды в конечном итоге находит поддержку в администрации, что в итоге сказывается на внешнем виде города и оформлении его улиц. Социальные устремления горожан к сельскохозяйственной деятельности привели к созданию огромного количества садоводческих кооперативов по всей нашей стране. Елабуга не исключение. Рядом с городом возникло своеобразное пространство. Многие садоводческие кооперативы разбиты вопреки экологическим и эколого-социальным требованиям. Так, кооператив «Малый Бор» создан на месте болота, где произрастало пять редких видов орхидных, а само болото играло важную роль в формировании стада лосей в Малым Бору; часть участков в кооперативе «Сизовец» расположены на месте заболоченных лугов, на которых произрастало два вида растений занесенных в Красную книгу РТ и Красную книгу России. Другие садоводческие кооперативы размещены в уникальных местах и изменяют ландшафтный вид (в районе Чертового Городища, городского парка и т.д.). Многие кооперативы созданы непосредственно около автотрасс. Тем самым налицо отсутствие учета элементарных экологических требований при размещении данных кооперативов. Естественно, такое отношение к окружающим ландшафтам вызывает возмущение части населения и обуславливает возникновению острых эколого-социальных проблем. С другой стороны, создание кооперативов не сопровождалось параллельной разработкой соответствующей нормативно-правовой базы, которая бы регулировала деятельность данных кооперативов. В настоящее время интерес к садам огородам существенно падает, многие из садоводческих кооперативов распадаются, но еще пройдет не один десяток лет, прежде чем их территории будут использоваться другим способом. Это создает массу проблем. Отдельные сады и огороды засаживаются, другие нет, зарастают сорняками. Требуется пересмотр планов участков, нормативных документов, регламентирующих деятельность таких кооперативов.

Интересной, с точки зрения формирования экологического пространства, является история застройки западного микрорайона индивидуальными домами. Район был спланирован без должного экологического и инженерного обеспечения. Поэтому в нарушении общего архитектурного стиля в центр микрорайона вместо социально-культурного микроцентра "воткнули" многоэтажный дом. Ни о каком едином стиле застройки и формировании пространства не шла и не идет речь. Нужны сети, а у состоятельных граждан, да еще имеющих властные полномочия, свои воззрения на жизнь. Им, видимо, безразлично будущее, их не волнуют проблемы воспитания подрастающего поколения, проблемы экологии, какой "дух" будет гулять по созданным кварталам и т. д.

Особая роль в формировании внешнего эколого-социального пространства принадлежит памятникам. В Елабуге их много. Некоторые из них поставлены с учетом многих эколого-социальных факторов и гармонично связаны с окружающей средой, что говорит о высокой культуре архитекторов, проектантов и высоком уровне требовательности со стороны горожан. В этом плане особенно следует отметить расположение и композицию памятника великому живописцу русской природы И. Шишкину. Скульптура художника очень гармонично вписана в общее пространство. Еще более продумано создан памятник мемориал, погибшим горожанам на фронтах Отечественной войны. Последний сочетает композицию, разнообразие зрительного пространства, его глубину с глубиной скорби людской и внутренним функциональным экологическим пространством среды. Это единство позволяет достигать нужного эффекта при его посещении, как небольших групп, так и большой массы граждан, чего нельзя сказать про многие мемориальные памятники погибшим войнам в других больших и малых городах России. Как мы уже указывали выше в Ельце, несмотря на обилие, все мемориальные памятники предусматривают посещение их небольшими группами людей и не обеспечивают в полной мере свои эколого-социальные функции, особенно в памятные дни праздников, когда к ним приходит много людей.

В тоже время памятник кавалерист-девицы Н. Дуровой в Елабуге, с нашей точки зрения поставлен не совсем удачно. Несмотря на предложения ряда архитекторов и экологов поместить его в единстве парка, кладбища и воссозданного шпиля разрушенной церкви, как бы обеспечивая связь спокойствия и вечности (символ деревья и кладбище) с долгом и мужеством перед Родиной, когда все остальное уходит на второй план (символ конная фигура) и устремлением людей в будущее (символ -площадь и шпиль), памятник по настоянию архитектора слишком выдвинут в центр площади, и нарушил ее функциональную целостность. Идея скульптора – связь вечности (символ – одинокая сосна на площади), мужества (символ – девица на коне, во всем вооружении гусара) и вечности (символ – ворота на бывшее кладбище и памятник над предполагаемом месте захоронении) явно не просматривается. Ворота и ограда за памятником, деревья парка и изгиб дороги скрадывают общее пространство, теряется перспектива, мощь коня и мужество фигуры. Несмотря на то, что хорошо выдержаны пропорции, постамент в соответствии с местностью и размерами площади, памятник не играет во всем блеске своего величия. Он как бы зажат, ему тесно в этом пространстве, как было тесно и томно самой Дуровой в отчем доме. Памятник должен призывать к величию, стойкости, мужеству и гордости за историю своего народа. Тем самым, конная фигура не в полной мере отражает тот патриотический порыв, мужество, смелость, вольность духа и желание послужить отчизне, которое так характеризовало Н. Дурову в ее эпическом подвиге.

Также не совсем продумана, с нашей точки зрения, композиция, созданная в честь войнов-интернационалистов. Не хватает величия и скорби, символики стойкости и противоречий эпохи. Он слишком техноратичен, стериотипен, хотя и достаточно полно отражает внутренний мир "афганцев". Здесь уместно отметить, что в современной научной литературе, в теории архитектуры, еще не до конца осмыслено и совсем не определено экологическое значение памятников в создании конкретной эколого-социальной ситуации. Особенно требуется разработать теорию их влияния на формирование внутренней компоненты экологического пространства личности.

За время строительства домов в микрорайоне во многих местах стал формироваться лесопарк за счет самосева, так как первоначально планировалось, что территория будет застроена за 3-5 лет. Жизнь внесла свои коррективы, прошло более 10 лет, а еще и 30 % отведенной площади не занято. Первоначально нами предлагалось в данном месте часть площадей пустить под лесопосадки и создать лесозащитный коридор между Танаевским лесом и городом, что крайне необходимо для защиты города от вредных выбросов автотрасс (Казань-Набережные Челны, Елабуга-Танайка и выбросов Нижнекамского нефтехима). Ход развития среды сам понемногу выполняет наши планы. За 10 лет на многих участках данной территории начал формироваться лесопарк. Хочется надеяться, что новые экономические условия, новая экологическая среда и существующие реалии, будут правильно проанализированы общественностью города и найдены наиболее оптимальные решения по формированию экологического пространства, при этом максимально будут сохранены сосны и березы, которые начали формировать новую лесопарковую зону города, так необходимую ему. Будущее города, чистота воздуха в нем в руках самих горожан.

Отсутствие надлежащей инфраструктуры взаимосвязи старой части города с новыми микрорайонами, противоречие между традиционной эколого-социальной средой нижней части города с бессистемно формирующейся новой частью города, где проживает большинство населения, но с не сформировавшимися эколого-социальными воззрениями на свой город – реалии современной Елабуги. Отсутствие единого архитектурного стиля современной застройки и учета традиций старого города, отсутствие концепции взаимосвязи окружающих уникальных природных комплексов с городской средой, приводит к острым эколого-социальным противоречиям и разрушению природных комплексов. При строительстве новой части города практически не созданы необходимые лесозащитные насаждения, которые бы предохраняли город от продуваемости, накопления пыли и ядовитых веществ в определенных местах и создавали коридоры для лесных обитателей. В настоящее время отсутствует естественная взаимосвязь между основными лесными массивами, окружающими город, то есть между Танаевским лесом, Малым и Большим борами, лесопосадками, созданными вокруг верховий оврага в северной части города и Мортовским лесом. В свою очередь, мы предлагали создать кольцо из зеленых насаждений, которые бы обеспечивали системное восприятие границ города, обеспечивали миграционные пути для крупных млекопитающих и птиц, формировали зрительный ряд, а главное, играли важную санитарно-защитную и ландшафтно-формирующую роль. Необходимо тройное лесозащитное кольцо – ближнее и двойное дальнее кольцо. Так называемый природно-лесной каркас, который бы обеспечивал безопасное передвижение животных и птиц, предохранял сельскохозяйственные угодья от эрозии, а город от заноса и застоя в нем вредных выбросов автотранспорта и промышленности. В настоящее время уже нельзя в полной мере реализовать данный план, так как в местах, где крайне необходимо было создать группы зеленых насаждений, создан ипподром, размещены сады-огороды, поставлен асфальтовый завод, разбиты жилые кварталы и построены высотные дома. Образовались и будут возникать новые места с повышенной концентрацией вредных веществ в воздухе, прежде всего за счет автомобильных выбросов. Тем самым в будущем это приведет к обострению ряда эколого-социальных ситуаций. Но время еще не упущено. Такие возможности есть. Обращают на себя внимание факты, что в последние 10 лет в пригородных лесах города практически пропали лоси, меньше стало косуль, несмотря на то, что площади заброшенных полей увеличились, а количество людей, посещающих леса, резко убавилось.

Важную экологическую роль играют овраги, которые расположены в северной части города. В них берут начало небольшие реки, протекающие по территории города, они играют определенную роль в сохранении видового разнообразия растительного и животного мира региона, и их территория традиционно используется местным населением в качестве пастбища.

На формирование культуры местного населения большое влияние оказали заливные луга с их оригинальным составом растений и животных, с удивительными по красоте пойменными озерами. Но красота местности привлекает и "модернистически" настроенных архитекторов и богатых горожан, которые были бы не против все застроить. В этой связи срочно нужно рассмотреть и обеспечить охрану поймы реки Камы и Тоймы, взять под охрану уникальные природные панорамы пойменных лугов и речных долин.

Общее экологическое состояние среды в городе удовлетворительное. Основные источники загрязнения подземных вод и атмосферного воздуха находятся вне города. Внутригородская жизнь вносит незначительное количество вредных выбросов по сравнению с приносимыми. В целом для города характерны все наиболее общие проблемы малых городов: низкое качество питьевой воды, низкий уровень экологической культуры населения и много жилых помещений, которые по многим параметрам не соответствуют экологическим стандартам, отсутствие продуманной системы эколого-социального мониторинга и долгосрочных программ по созданию более оптимальной и комфортной среды обитания в городе и его окрестностях.

Жители города в своей массе не очень охотно посещают прекрасные пригородные леса. В процентном отношении меньшее количество их стремится отдыхать на "природе". Это связано с тем, что рядом крупная река. Кама, на берегах которой есть много удобных мест для отдыха. Не выходя из города можно любоваться чудесными видами пойменных лугов, что позволяет получить необходимую эмоциональную разрядку. У многих горожан сады и огороды расположены около леса, что тоже снижает тягу к дальним передвижениям, несмотря на то, что большая доля населения собирает и заготавливает грибы, ягоды. Здесь нет своеобразного культа, который мы видим в Ельце. Отравления грибами очень редки. Смертельных исходов практически нет. Не наблюдаются факты массового разведения костров в парках, лесополосах, в лесу. Однако проблема борьбы с жиганем растительных остатков тоже существует, но не так остро как в других городах. Это говорит о более высокой экологической культуре населения. Об уровне её развития можно судить по санитарному состоянию улиц, скверов, приусадебных территорий, по уровню требовательности городских служб к оформлению города и созданию оптимальной среды. Однако несмотря на несколько более высокий уровень внешней экологической культуры в городе эколого-социальные противоречия очень значительны. Также как и в других городах не решаются многие экологические проблемы. Остается высокий уровень заболеваемости, в том числе и среди детей, которые проживают в новых микрорайонах. Причины этого явления не совсем ясны, несмотря на то, что уровень комфортности квартир больше, чем в старой части города, выше доходы родителей, а заболеваемость детей гораздо выше. Ждут своего решения и проблемы по обеспечению города питьевой водой более высокой степени чистоты и т.д.

Таким образом, эколого-социальные системы города имеют ряд специфических особенностей, которые определяются как историей их формирования, так и естественными уникальными ландшафтами. Одной из особенностей города является удивительное сочетание визуальной симметрии видов старой части города и их гармонии с необозримыми просторами пойменных лугов, что находит отражение во внутренней культуре горожан. Несмотря на свое своеобразие, в Елабуге ждут своего решения многие проблемы по формированию и оптимизации экологического пространства в городе и его окрестностях.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: