Анализ схемы. На схеме рис. Тб = Т2 = 44 Нм, nб = n2 = 316 об/мин, Рб = Р2 =2,1 кВт, ТТ = Т3 = 124 Нм, nТ = n3 = 316 об/мин, РТ = Р3 = 1,9 кВт, U = U2-3= 1.
Определяем материал и вид термообработки для шестерни и колеса и твердости по Бринеллю согласно таблицы в приложении 6:
шестерня: сталь 45 –ГОСТ1050-92- улучшенная-HB 230
колесо: сталь 45 - ГОСТ1050-92-улучшенная- HB 200
Предварительно принимаем косозубую передачу с углом β = 110.
Определяем межосевое расстояние по формуле (2.1):
где [sH] – допускаемое контактное напряжение для колеса;
по формуле (2.2): [sH]2 = = = 392 МПа.
Здесь = 2HB +70 = 2∙200+70 = 470 МПа - предел контактной выносливости согласно таблице приложения 7 для стали с термообработкой нормализация или улучшение и средней твердостью до 350НВ.
коэффициент долговечности, для редуктора с длительной эксплуатацией Kни = 1.
коэффициент безопасности. Для колес из нормализованной и улучшенной стали, а также при объемной закалке примем 1,2.
U=3; =1 предварительно; ybа =0,4; Tт=124 Нм.
Для определения вычислим коэффициент ybd ширины венца относительно диаметра: ybd = 0,5ybа (U+1) = 0,5∙0,4(2+1) = 0.83. Тогда согласно таблице приложения 8 для твердости зуба колеса до 350НВ, симметричного расположения и ybd = 1, = 1,1.
Округляем значение, аω до стандартного значения а = 125 мм
Определим диапазон значений модуля зацепления по формуле (2.3) = (0,01÷0,02)125 = 1.25÷2,5 мм.
Стандартное значение модуля выбирается из ряда значений (ГОСТ 9563-60): mn= 2 мм.
Определяем суммарное число зубьев шестерни и колеса по формуле (2.4):
=175.
Определяем по формулам (2.5) и (2.6) число зубьев шестерни: =59 и колеса: Z2 = ZS - Z1 =175-59=116
Определяем действительное значение угла β по формуле (2.7): cos β = ZSmn/(2aω) = 175∙2/(2∙125) = 0.976. Тогда β = arcos(0,976) = 12,80.
|
Уточняем U по формуле (2.8): Uф = = 1,96. Расхождение с принятым ∆U=2% - в пределах допустимого.
Уточняем межосевое расстояние по формуле (2.9). = 0,5∙(59+116)∙2/0,976 = 128 мм.
Определяем геометрические размеры зубчатой передачи по формулам (2.10-2.18).
Делительные диаметры:
d1 = mZ1/cosβ = 2∙59/cos(12,80) = 114 мм,
d2 = mZ2/cosβ = 2∙116/ cos(12,80) = 225 мм.
Диаметры вершин зубьев:
da1 = d1+2m = 114 +2∙2 = 118 мм,
da2 = d2+2m = 225 +2∙2 = 229 мм.
Диаметры впадин зубьев:
df1 = d1-2,5m = 114 – 2,5∙2 = 109 мм,
df2 = d2 -2,5m = 229 – 2,5∙2 = 224 мм.
Ширина колеса:
b2 = yа a = 0,4∙128= 51 мм,
шестерни: b1 = b2+(3…5)=55 мм.
Коэффициент шестерни по диаметру:
Ψbd = b1 /d1 = 55/114 = 0.48.
Произведем проверочный расчёт передачи на контактную прочность.
Определяем окружную скорость по формуле (2.19):
=0,7 м/с.
Окончательно определяем по таблицам приложения 8-10 коэффициенты КНβ, КНа, КНV. Согласно таблице приложения 8 для твердости зуба колеса до 350НВ, симметричного расположения и ybd = 1,06 интерполируя, получим КНβ = 1,09. Согласно таблице приложения 9 для твердости зуба колеса до 350НВ, косозубой передачи и скорости до 5 м/с КНV = 1. Согласно таблице приложения 10 при окружной скорости зубчатых колёс 1,37 м/с и степени точности изготовления 8 интерполяцией получаем КНа= 1,06.
Условие прочности согласно формуле (2.20):
=498 МПа.
Таким образом, условие прочности sH [sH] выполняется, так как 498 391,66, допускается 5 больше.Так как σH/[σH]>1.09 – считаем расчет окончательным.
Расчёт зубьев на выносливость при изгибе.
Здесь SF – коэффициент безопасности; SF = SF’∙ SF”. Коэффициент нестабильности свойств материала зубчатых колес SF’=1,75. Для поковок и штамповок SF”= 1.
|
Определяем [sF]2 – допускаемое напряжение на изгиб для колеса.
= = 206 МПа.
Определяем YF2 – коэффициент учитывающий форму зуба. Эквивалентное число зубьев шестерни ZV2 рассчитаем по формуле (2.22):
ZV2 = Z2/cos3β = 116/(0,975)3 = 108. По таблице приложения находим 11 YF2=3,6.
Таким образом, проверку проводим для колеса
Определяем Yb - коэффициент наклона зуба. Для косозубых колес Yb = 1- - β/140 = 1-12,8/140 = 0,91.
Определяем KFb - коэффициент концентрации нагрузки по таблице приложения 12. При твердости колес ≤ НВ350, симметричного расположения и ybd = 1,06 интерполируя, получим KFb = 1,09.
Определяем КFV - коэффициент динамичности; его значения даны в таблице приложения 13. При 8 степени точности изготовления колес, окружной скорости V до 3 м/с, твердости зуба колеса до 350НВ КFV = 1,1.
Определяем напряжение изгиба для колеса по формуле (2.23):
= 29 МПа.
Таким образом, условие прочности на изгиб для колеса sH ≤ [sH] выполняется, так как 29<206.
Определяем усилия в зацеплении
Окружная сила согласно формулы (2.25): =771 Н,
радиальная сила /cosβ = 771∙tg(200)/cos(12,80) = 358 Н,
здесь a= 20°- угол зацепления;
осевая сила Fa = Fttgβ = 358∙tg(12,80) = 164 Н.
Расчет цепной передачи
Рассчитать цепную передачу, если Т2 = 44 (Н×м); n2 =475 мин-1;
U2-3 = 1
Для передачи принимаем однорядную цепь типа ПР.
Определяем z1 – число зубьев ведущей звёздочки по формуле (6.1):
.
Число зубьев ведомой звездочки по формуле (6.2):
z2 = z1×U = 27×1 = 27.
Примем z2 = 27
Фактическое передаточное число по формуле (6.3):
Uф = z2/ z1 = 27/27 = 1.
Определяем k – коэффициент эксплуатации по формуле (6.4):
k = kд×kс×kq×kрег×kр,
|
здесь kд – коэффициент динамичности нагрузки; kд = 1,2 при переменной нагрузке;
kс – коэффициент способа смазки; kс = 1,5 при периодической смазке;
kq - коэффициент наклона передачи; kq = 1 при наклоне к горизонту 00;
kрег – коэффициент регулировки межосевого расстояния; kрег = 1 при регулировке подвижными опорами;
kр – коэффициент режима работы; kр = 1,25 при работе в две смены;
k = 1,2×1,5×1×1×1,25 = 2,25.
Определяем шаг цепи по формуле (6.5):
,
где Т2 = 44 (Н×м);
[pц] – допускаемое давление в шарнирах цепи; [pц] = 20 (Н/мм2);
(мм).
Примем t=15,875 (мм) и цепь ПР-15.875-23 ГОСТ 13568-81. Характеристики цепи: t = 15.8 мм; d = 5,08 мм; d1 = 10,16 мм.
Назначаем межосевое расстояние в шагах: аt = 40 шагов.
а = (30…50)×t = 40×15,8= 632 (мм).
Определяем число звеньев цепи по формуле (6.6):
=
Округляем до целого четного числа: lp = 110
Уточняем межосевое расстояние в шагах по формуле (6.7):
.
Тогда фактическое межосевое расстояние по формуле (6.8):
а = аt×t = 83×15.8 = 1311(мм). Так как холостая ветвь цепи должна провисать величину 0,01а, значение межосевого расстояния а необходимо уменьшить на 0,2%. Окончательно а = 1311 – 0,002∙1311 = 1308 (мм).
Длина цепи по формуле (6.9):
l = lt×t = 110×15.8= 1746.25 (мм).
Определяем размеры звездочек по формулам (6.10 – 6.15):
Диаметр делительной окружности ведущей звёздочки:
(мм);
ведомой звёздочки:
(мм).
b=0.93 -0.15
b=9.65(т.6.22)
b=0.93 -0.15
Диаметр окружности выступов ведущей звездочки:
;
здесь k = 0,7 – коэффициент высоты зуба;
d1 – диаметр ролика цепи; d1 = 30.93 (мм).
(мм)
Определяем окружную силу, передаваемая цепью по формуле (6.16):
,
Vц= =2.2м/c
где T1 – крутящий момент на первом валу;
T1=40Нм
(Н).
Находим действительное давление в шарнире цепи рц, Н/мм2 по формуле (6.17):
,
где А – площадь проекции опорной поверхности шарнира:
A = d1×b3,
здесь d1 = 22,23 (мм);
b3 – ширина внутреннего звена цепи; b3 = 25,4 (мм).
(Н/мм2) .
Значение допускаемого среднего давления [p] определяем из таблицы в приложении 22. Интерполяцией находим [p] = 28,5 Н/мм2. Условие р < [p] соблюдено.
Проверяем цепь на прочность. Расчетный коэффициент запаса прочности по формуле (6.20):
,
где Fр – разрушающая нагрузка цепи; Fр = 23000 (Н);
Ft – окружная сила; Ft = 636 (Н);
Кд – коэффициент динамичности нагрузки; Кд = 1,2 (п.6.3);
Fо – предварительное натяжение цепи от ее веса;
Fо = 6
F0 =93Н
q – масса 1м цепи; q = 1(кг);
a – межосевое расстояние; a = 1.58 (м);
g = 9,81 (м/с2);
Fv – натяжение цепи от центробежных сил;
Fv = qVЦ2 =3,8×2.22 = 4.3 (Н).
Fо = 6×6,8×1308×9,81∙10-3 = 344,7 (Н).
33 > [S].
Определяем силу давления цепи на вал по формуле (6.23)
Fц = Ft + 2Fo = 636 + 2×93= 822 Н.
Таблица 6.1
Параметр | Обозначение | Величина |
Число зубьев звездочки | z1 | |
Шаг цепи, мм | t | 15,8 |
Диаметр ролика, мм | d1 | 22,23 |
Диаметр окружности впадины, мм | di | 297,5 |
Диаметр делительной окружности, мм | dd1 | |
Наружный диаметр звездочки, мм | de1 | |
Число звеньев цепи | lp | |
Межосевое расстояние, мм | a | |
Передаточное число передачи | U |
Вал ступица
1 вал: Проверить на смятие шпоночное соединение зубчатого колеса, передающего крутящий момент Т=40 Нм, и вала диаметром d=16 мм. Ступица стальная l = 16 мм.
Выбираем допускаемое напряжение и типоразмер соединения.
Для стальной ступицы примем допускаемое напряжение на смятие [σсм] = 120 Н/мм2.
l – длина шпонки, примем l = 24 мм (приложение 31);
b – ширина шпонки, b=8 мм;
lp – рабочая длина шпонки; lp = l – b, lp=11 мм;
h – высота шпонки, h=5 мм;
d – диаметр вала в месте установки шпонки,d=16 мм;
t1 – глубина паза вала,t1= 3 мм.
Проверяем соединение на смятие
.
sсм > [sсм] – условие не выполняется, значит устанавливаем две диаметрально-расположенные шпонки меньшего сечения.
2 вал: Проверить на смятие шпоночное соединение зубчатого колеса, передающего крутящий момент Т=34 Нм, и вала диаметром d=25 мм. Ступица стальная l = 40.6 мм.
Выбираем допускаемое напряжение и типоразмер соединения.
Для стальной ступицы примем допускаемое напряжение на смятие [σсм] = 120 Н/мм2.
l – длина шпонки, примем l = 31 мм (приложение 31);
b – ширина шпонки, b= 8 мм;
lp – рабочая длина шпонки; lp = l – b, lp=23 мм;
h – высота шпонки, h=7 мм;
d – диаметр вала в месте установки шпонки,d=40.6 мм;
t1 – глубина паза вала,t1= 4 мм.
Проверяем соединение на смятие
.
sсм > [sсм] – условие выполняется,
Проектный расчет вала.
Сконструировать и проверить тихоходный вал, если крутящий момент на валу Т = 353Нм, ширина колеса b2 =51мм, окружная сила Ft = Ft2 = 4460 H, радиальная сила Fr = Fr2 = 1674 H, осевая сила Fa = Fa2 = 948 H, сила цепной передачи Fц = 800 Н, делительный диаметр зубчатого колеса d2 = 210мм.
Материал вала – сталь 40Х. sв = 900 Н/мм2. Термообработка – улучшение. Диаметр под подшипник тихоходного вала dп по формуле (7.1):
= 19.6мм.
Принимаем dп = 20мм. Предварительно назначаем подшипник шариковый радиальный однорядный легкой серии по приложению 27: подшипник 209 (B=14 мм).
Длина участка вала под подшипник lП1, мм:
lП1 = В = 14(мм).
Длина участка вала под подшипник со сквозной крышкой и уплотнением:
lП2 = 1,3dп = 1,3∙20 = 26 (мм).
Диаметр выходного конца вала:
dвк= dп - 2t = 20 – 2×2 = 16мм. Здесь t = 2 при dп = 20мм.
Длина выходного конца: lвк = 1,5 dвк = 1,5∙16 = 24мм.
Диаметр под колесо по формуле (7.6):
dк = dп + 3,2r = 20 + 3,2×2.5 = 28мм. Здесь r = 2,5 при dп = 20мм.
Длина участка под колесо lк = b2 + 15 = 25.6+15 = 40.6 (мм).
Диаметр буртика колеса по формуле (7.7):
dбк = dк + 3f = 28 + 3×1.6 = 32.8 мм. Здесь фаска ступицы f = 1.6 мм для dк = 28 мм.
Рис. 7.7 Конструкция тихоходного вала