Что же такое мнемотехника?




Муниципальное общеобразовательное учреждение

Туломская средняя общеобразовательная школа

 

«Ребенок мыслит образами»

Мнемотехника как метод обучения иностранному языку

 

Мурманск, 2017 г.

 

Автор-составитель:

Сатонина Ольга Петровна, учитель английского языка МОУ Туломской СОШ

 

В методических рекомендациях представлен теоретический и практический аспект использования метода мнемотехники при обучении иностранному языку в образовательных организациях.

Данное пособие адресовано учителям английского языка и для самостоятельного изучения дисциплины.

 

Содержание

 

1.Введение...……………………………………………………….…...……стр.4

2. Что такое «мнемотехника»...……………………………………….……стр.6

3. Фонетические ассоциации…………………………………..……….......стр.8

4. Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО).………..…………..стр.11

5. Метод «Карта Памяти» (MindMap)...…………………………………..стр.13

6. Мнемотехника как способ изучения грамматики английского языка

6.1 Метод визуализации…………………………………………...……….стр.16

6.2 Запоминаем глагол «TOBE»……………………..……………………стр.19

7. Заключение…………………………….....………………………………стр.21

8. Список использованной литературы………………………...…………стр.22

 

 

Введение

Современный учитель должен обладать широким спектром разнообразных методов, приемов, технологий для обучения иностранному языку. Знание иностранного языка в современное время стало абсолютной необходимостью. Но не каждый ученик обладает яркими лингвистическими способностями, крепкой памятью и, что немало важно, терпением. Залог успешного изучения любого предмета кроется в интересе к самому предмету. При изучении английского языка обучающимся необходимо запоминать огромное количество слов и словосочетаний, необходимых для формирования коммуникативной компетенции. Для того, чтобы заставить ученика не просто запомнить важные правила английской грамматики, но и зажечь в его глазах интерес к предмету в целом, современному учителю английского языка приходит на помощь замечательный метод - мнемотехника.

Очевидно, что каждый учитель английского языка делает все возможное для того, чтобы облегчить процесс запоминания и усвоения новой информации: строит урокс использованием игровых технологий и приемов, использует в уроках зрительную опору, информативные фильмы и мультфильмы, образную речь и т.д. Все это, безусловно, отлично, но это не решает всей проблемы обучения. Основная цель учителя иностранного языка – это обучить учеников коммуникативным навыкам, а это решительно невозможно без изучения новых лексических единиц. А для этого, разумеется, нужна хорошая память.

Английский язык становиться неинтересным в изучении только в одном случае, если происходит торможение процесса запоминания необходимого учебного материала.

Для того, чтобы держать этот процесс под контролем, учителю необходимо приложить огромные усилия.

Именно поэтому я и решила углубиться в изучение такого интересного и одновременно простого метода запоминания как мнемотехника.

Нужно понимать, что мнемотехника – это лишь вспомогательное средство для изучения иностранных языков. Благодаря мнемотехнике ученики развивают способность мыслить, развивают свою креативность и желание кропотливо изучать новый материал.

Вот почему я в своей работе использую именно этот метод, ведь он отлично справляется со своей главное задачей: формировать навыки запоминания, что, как я уже писала, очень важно при изучении иностранного языка.

К тому же, я работаю с учениками начальных классов, а у детей этого возраста очень развито воображение, что в свою очередь, учителю только на пользу.

 

 

Я твердо верю: «Ребенок мыслит образами»

К. Д. Ушинский

 

«Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету»

 

К. Д. Ушинский

 

Именно эта идея заложена в мнемотехнике.

 

Что же такое мнемотехника?

Слово «мнемотехника» произошло от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания. Считается, что это понятие придумал сам Пифагор Самосский (древнегреческий философ, математик и мистик, создатель религиозно-философской школы пифагорейцев) в VI веке до нашей эры.

 

Пифагор Самосский (570 – 490 гг. до н.э.) Мнемозина

Искусство запоминания названо словом «mnemonikon» в честь имени древнегреческом богини памяти Мнемозины – жены Зевса и матери девяти муз.

Первые работы по мнемотехнике, которые сохранились по наше время, были написаны Цицероном и Квинтилианом и датируются 86- 88 гг. до нашей эры.

Современный энциклопедический словарь дает следующее определение мнемотехнике:

Мнемотехника – это искусство запоминания, совокупность приемов, облегчающих запоминание и увеличение объемов памяти, путем образования искусственных ассоциаций.

Есть еще одно определение понятию мнемотехники и, на мой взгляд, оно наиболее точно отражает современный подход к данному методу.

Мнемотехника – это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов.

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» - синонимы, оба эти понятия обозначают один и тот же процесс – запоминание.

Впервые мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики и использовалась ораторами для запоминания длинных речей.

В современном мире мнемотехника значительно продвинулась как в теоретическом, так и в техническом плане. Мнемотехника позволяет не только безошибочно фиксировать в память последовательность текстового материала, но и запоминать любую точную информацию, которая на первый взгляд кажется абсолютно не запоминаемой (списки номеров телефона, паспортные данные, числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, которые содержат огромное количество терминологии и т.п.)

Овладение мнемотехникой можно лишь сравнить с овладением стенографии. И вполне очевидно, что для формирования этого навыка нужно много упражняться. Освоить мнемотехнику без упражнений и практики никак нельзя. После формирования навыка запоминания человек может пользоваться им, а может и не пользоваться. Сама по себе новая информация запоминаться не будет. Это произойдет только при условии, если запоминание станет последовательным и в результате новая информация зафиксируется в мозге.

Нужно понимать, что память – это не приобретённая функция человека, это то, что человек может развивать и расширять в течение всей своей жизни, а мнемотехника – это простой, а потому гениальный метод, который выступит отличным помощником в данном вопросе.

В современном мире нас стало окружать все больше и больше новой информации, новых современных изобретений. Компьютерные технологии дают нам неограниченный доступ к информации. На флэш носители можно записать огромное количество информации! Но все ли это во благо? Почему же возможности нашей памяти остаются на прежнем уровне?

Картина современной жизни такова, что сейчас наблюдается катастрофический разрыв между стремительным ростом современных технологий и прежней «впитываемой» информации мозгом человека.

Мнемотехника поможет вам значительно сократить этот разрыв и станет помощником в обучении любым дисциплинам.

 

«Даже самый совершенный в мире мозг ржавеет без дела»

Шерлок Холмс.

Фонетические ассоциации

Как показывает практика, процесс запоминания любого иностранного слова проходит через три уровня:

Первый уровень формирование знания - нужно правильно произнеси иностранное слово и по памяти перевести его на родной язык;

Второй уровень это закрепление умения - слово на родном языке переводится на иностранный;

Третий уровень заключается в демонстрации навыка - слово на иностранном языке воспроизводится по памяти, по типу таблицы умножения.

Для овладения этим сложным процессом приходят на помощь очень популярные приемы мнемотехники: фонетические ассоциации и взаимодействие всех ощущений.

Суть фонетических ассоциаций (созвучия) состоит в том, что необходимо подобрать к иностранному слову схожее по звучанию (или смыслу) знакомое слово. Особенно это будет просто с такими словами, которые перешли прямиком на наш родной язык без изменения в произношении. Такие слова или даже речевые обороты называют барбаризмами (греч. barbarismos, от barbaros - чуждый, посторонний, дикий). Приведу примеры таких слов: «journal» — «журнал», «bank» ‒ «банк», «park» ‒ «парк», а ещё tea, chocolate, taxi, telephone, sport, hotel, coffee, которые обучающиеся узнают и легко запоминают.

Но зачастую так бывает, что в русском языке нет подходящих слов эквивалентных иностранному. В таком случае необходимо подобрать ассоциативно созвучное ему русское слово. Например, слово «mesh» (петля) созвучно с русским «мешок», слово «resin» (смола) ‒ «резина», а к слову «fish» (рыба) подходит русское слово «фишка».

Для успешного запоминания иностранных слов при помощи фонетических ассоциаций разработан алгоритм запоминания и, если четко ему следовать, то изучение новых иностранных слов не станет проблемой.

1. Несколько раз вслух произнести иностранное слово, не вникая в его написание.

2. Освоить перевод слова и его звуковую ассоциацию и, чтобы она не исчезла, связать в один сюжет. Например, к слову «mesh» (петля) подобрать небольшой сюжет: «мешок завязан петлёй».

3. Затем представить себе картину целиком, с деталями и подробностями: мешок с зерном, его завязывают крепкой петлёй, чтобы не рассыпалось зерно. Очень поможет, если одновременно приёмом ощущений услышать звук затягивающейся верёвки, и приёмом вхождения стать участником этого сюжета.

Так как я преподаю в начальных классах, я активно использую эту методику во время уроков, направленных на формирование лексических навыков.

Приведу еще один пример как просто запомнить слово «dog» (собака)

Здесь важно:

· в сюжете должен быть перевод изучаемого иностранного слова;

· если не удалось найти слово, которое было бы целиком созвучно с изучаемым словом, нужно выделить нужную часть слова интонацией или, если это требуется, курсивом;

· обязательно представить целиком сюжет, как можно ярче и детальней.

Подумайте, какого цвета собака, большая она или маленькая, как она бежит за кошкой, как выглядит сама кошка?

Как показывает практика, чем нелепей и смешней будет сам сюжет, тем дольше будет храниться в памяти нужное иностранное слово.

 

Справедливо обосновано преимущество ассоциаций по сравнению с классическим заучиванием, особенно если обучающиеся активно работают с собственными ассоциациями или другими возможными взаимосвязями.

Это замечательный прием мнемотехники подходит как детям, так и взрослым. Очень прост в использовании и позволит вам не только нестандартно выучить иностранные слова, но и развить творческую и фантазийную способности

 

Приведу еще примеры, которые помогут вам убедится в простоте этого приема:

 

 

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: