Имам Муса ибн Джафар (а)




Абу ал-Хасан Муса ибн Джа‘фар (араб. – ابوالحسن موسی بن جعفر) — седьмой из двенадцати шиитских имамов и девятый из четырнадцати непорочных. Он родился в местечке под названием Абва’ между Меккой и Мединой в воскресение, седьмого числа месяца сафар 128 или 129 года лунной хиджры. Из-за крайней набожности и аскетизма его прозвали "праведным рабом", а из-за кротости, подавления гнева в себе и терпеливости при невзгодах прославился прозвищем "Казим", т.е. "Сдерживающий, подавляющий в себе гнев".
Аббасидский халифат Махди арестовал Имама в Багдаде, но вследствие приснившегося ему сна и влияния на него личности Имама, халиф принёс ему свои извинения и возвратил его в Медину.
Замахшари в книге "Раби‘ ал-абрар" рассказывает, что халиф Харун сын Махди в одной из встреч предложил Имаму получить землю Фадак, но Имам не согласился. Когда же халиф стал настаивать, Имам сказал, что согласиться, но при том условии, что он сам определит границы этой земли. Когда Харун попросил определить эти границы, Имам сказал, что с одной стороны эта земля доходит до Адена, а с другой — до Самарканда, с третьей — до Африки, а с четвёртой — до Армении и Каспийского моря. Услышав это, Харун удивился и спросил, что же тогда останется ему? На это Имам ответил, что он знал, если определит границы Фадака, то халиф не согласиться вернуть эту землю (т.е. он имел в виду, что весь халифат по праву должен принадлежать ему). С того дня Харун стал принимать все меры, чтобы убить Мусу ибн Джа‘фара.
Как пишет Шейх Муфид в "Иршаде", у Имама Мусы Казима (а) было тридцать семь детей, восемнадцать из которых мальчики, а ‘Али ибн Муса, прозванный Имам Риза, был самым благочестивым из них. Известными из них так же были Ахмад ибн Муса, Мухаммад ибн Муса и Ибрахим ибн Муса. Одну из дочерей Имама звали Фатима, которая известна как "Ма‘сума" (Непорочная). Её усыпальница находится в святом для всех шиитов городе Кум. Некоторые авторы пишут, что у него было несколько больше или меньше детей. Он умер мученической смертью в пятницу, седьмого числа месяца сафар или пятого или двадцать пятого числа месяца раджаб 182 или 183 года лунной хиджры.

Досье

Имя: Муса.
Прозвище: Казим (Подавляющий гнев), Баб ал-хава’идж (Врата нуждающихся), ‘Абд салих (Праведный раб).
Отец: Имам Садик.
Мать: Хамида Мусаффа (уроженка Андалузии или Магриба).
Кунья: Абу ал-Хасан, Абу Ибрахим.
Дата рождения: утро воскресения 7 сафара 128 или 129 г.л.х.
Место рождения: селение Абва’, располагавшееся между Меккой и Мединой.
Мученическая смерть: 25 раджаба 182 или 183 г.л.х. в темнице Харуна ар-Рашида в Багдаде в 55 летнем возрасте. Был отравлен по приказу Харуна.
Усыпальница: город Казимин, Ирак.
Период имамата: 35 лет, совпавшие с правлениями аббасидских халифов Мансура, Махди, Хади и Харуна ар-Рашида[1].

Рождение

Его светлость Муса ибн Джа‘фар(а) родился 7 сафара 128 г.л.х. в селение Абва’[2] между Меккой и Мединой. Абу Басир пишет: "В год, когда родился Муса ибн Джа‘фар (а), я был а служении его светлости Садика. Когда мы вступили на землю Абва’, Имам накрыл для нас богатый стол. Когда мы приступили к тарпезе, Хамида сообщила, что у неё начались схватки. Имам радостный встал с места и пошёл к ней. Немного спустя он вернулся с улыбкой на лице и закатанными рукавами. Я спросил его: "Да сохранит Аллах улыбчивым вас! Да осветятся очи ваши! Что с Хамидой?" И он ответил: "Господь даровал мне сына, самого лучшего создания на земле. Хамида рассказал мне случай, который я знал лучше неё". Я спросил: "Что она вам рассказала?". Он ответил: "Хамида сказала мне, что когда сын родился, то потянулся руками к земле и поднял голову к небу. И я сказал ей, что это знак Пророка и его наместников". Я спросил: "Как это понять?". Он ответил: "В ту ночь, когда был зачат мой дед (Имам Саджад), во сне к моему прадеду (Имаму Хусайну) явился некий человек и подал ему чашу, наполненную жидкостью чище воды, белее молока, нежнее масла, слаще мёда и холоднее льда и сказал ему: "Выпей это и слейся с женой". Радостный прадед пошёл и лёг с ней, и тогда был зачат мой дед. Когда же был зачат мой отец, к деду во сне тот же человек и поднёс ему ту же чашу и повелел ему то же самое. Дед лёг со своей женой и они зачали моего отца. Затем тот же человек явился моему отцу с той же чашей и тем же повелением. И тогда родители зачали меня. Когда же он явился мне с той чашей, с которой он явился моему отцу, деду и прадеду, и повелел совокупиться с женой, я радостный лёг с женой, так как знал, какое благо дарует мне Господь, и тогда был зачат этот мой сын. Теперь я сообщаю вам, клянясь Господом, что он будет вашим имамом после меня"[3].

Имя, кунья и прозвища

На протяжении благодатной жизни Имаму Мусе Казиму было дано множество различных прозвищ соответственно его специфическим качествам. Каждое из этих прозвищ говорит о его бесчисленных добродетелях и свидетельствует о его бесконечном величии. Здесь мы перечислим некоторые из этих прозвищ.
Куньей его светлости было Абу ал-Хасан Аввал, Абу ал-Хасан Мади, Абу Ибрахим и Абу ‘Али. Так же он был известен как ‘Абд салих (Праведный раб), Нафс закийа (Очищенная душа), Зайн ал-муджтахидин (Краса поборников), Вафи (Верный), Сабир (Терпеливый), Амин (Честный), Захир (Цветущий) и Казим (Подавляющий гнев). Захиром его прозвали за благонравие и благотворения[4].

Казим — прозвище Имама Мусы ибн Джа‘фара

Раби‘ ибн ‘Абд ар-Рахман сказал: "Клянусь Аллахом, Муса ибн Джа‘фар был одним из тех, на чьих лицах видны следы величия абсолютного знания истины бытия. Он знал, кто будет притязать на его сан и отрицать его право на имамат, но подавлял свой гнев и не показывал того, что знал. Поэтому он и был прозван Казимом"[5].
Так же его прозвали Казимом потому, что терпеливо переносил гнёт и несправедливость завистников, пока не покинул этот мир в темнице этих угнетателей[6].

Детство

Му‘авийа ибн Вахб рассказывает о гениальности Имама Мувы Казима в детстве: "Когда я пришёл к Имаму Садику, и увидел Абу ал-Хасан Мусу, которому тогда ему было три года. Он держал за верёвку одну из мекканских коз, и говорил ей: "Поклонись сотворившему тебя Господу". Коза тут же трижды поклонилась. И тогда стоявший рядом мальчик сказал ему: "Прикажи ей умереть". На это Муса ответил: "Мне ли оживлять и умерщвлять? Лишь Господь оживляет и умерщвляет!"[7].
Абу Ханифа Ну‘ман ибн Сабит рассказывает: "Однажды я приехал в Медину и отправился к его светлости Садику. Попрощавшись с ним, я вышел из дому и увидел его сына Мусу, который был ещё мал и сидел на террасе. Я спросил его: "Где у вас чужеземец справляет свою нужду?". Он посмотрел на меня и сказал: "Сторонись вод, фруктовых деревьев, стен домов, караванных путей и мечетей. За исключением этих мест, можете справлять нужду, где хотите". Услышав это от него, я нашёл его умным мальчиком, и спросил его: "Да буду я выкупом за тебя, с чьей стороны происходит грех?". Он посмотрел на меня и ответил: "Садитесь и я вам расскажу. Если грех происходит со стороны Бога, то Он справедливее того, чтобы взыскать со своего раба за тот грех, который он не совершал. Если же грех происходит со стороны Господа и раба, то в таком случае Господь соумышленник раба, и потому сильному Господу к лицу направлять слабого раба. И если грех происходит со стороны раба, то он один в ответе за свой поступок. Рай и ад сотворены как раз для этого". Когда я услышал от него эти слова, то сказал про себя: "Одни из них потомки других, и Аллах — Слышащий и Знающий"[8].

Родители

Отцом Имама Мусы Казима был Джа‘фар ибн Мухаммад (Имам Да‘фар Садик) а матерю Хамида ал-Мусаффа (Умм Валад)[9]. Имам Бакир сказал о ней так: "Хамида фи-д-дунйа, махмуда фи-л-ахирал" (Похвальная в этом мире, хвалимая в грядущем)[10]. Благодаря тому, что ангелы хранили её светлость Хамиду, она достигла такой степени совершенства, что Господь удостоил её честью быть женой и матерю двум непорочным имамам. По Божьей милости она смогла достичь божественного величия.
В одном из изречений Имама Бакира сказано: "Хамида — госпожа невольниц и рабынь, очищенная от примесей словно слиток золота. Ангелы хранили её до тех пор, пока она не достигла божественного величия"[11]. Вероятно, под "божественным величием" имеется в виду то, что она вошла в дом чистоты и непорочности и подарила миру Божий свет.

Жёны

Определённо, у Имама Мусы Казима была не одна жена[12], однако у нас нет достоверной информации об их точном количестве. Одна из жён Имама Казима это мать Имама Ризы. Её звали Тактум Марсия. Она была невольницей с Северной Африки или Южней Европы, которую привезли в Медину. Йакут ал-Хамави пишет, что город Мурси находился на Сицилийском острове[13]. Но другие заявляют, что это Марсель, который находится на юге Франции[14]. Мать седьмого Имама дала ей новое имя Тахира, но также она была известна как Наджма.
Хашим Ма‘руф Хасани пишет: «Имама Ризу родила женщина по имени Хийзаран. Она была невольницей из Нубии, которую звали Урви и Шакра’»[15]. В некоторых других книгах эта женщина известна как Умм ал-банин (Мать детей), которую также звали Тактум. Как сказано в одном произведении: «Самый лучший человек с точки зрения личных качеств и происхождения это ‘Али (Имам Риза). Его родила Тактум как восьмого символа знаний и действий, как предводителя от Господа нам в дар»[16].

Когда седьмой Имама купил эту невольницу, он пригласил своих сподвижников и сказал: «Я купил её по велению Божию». Его попросили рассказать им подробнее, и он ответил: «В ясном сне ко мне пришли мой предок Посланник Аллаха и мой отец, мир им. В руках у них был кусок шёлка, и когда они расскрыли его, то я увидел, что это платье на котором был нарисован портрет этой невольницы». Тогда они сказали: «О, Муса, лучший человек на земле после тебя родится от неё». И попросили назвать будущего мальчика ‘Али[17]. Тактум была одной из самых мудрых, религиозных и набожных женщин своего времени.
Когда Хамида Мусаффа, мать Имама Казима, стала хозяйкой Тактум, она в знак уважения никогда не садилась в её присутствии. Однажды Хамида сказала своему сыну Имаму Казиму: «Я не сомневаюсь в чистоте Тактум и её будущих детей. Поэтому дарю её тебе. Мне во сне явился Пророк и сказал: «О, Хамида, отдай Наджму своему сыну Мусе, чтобы она родила ему лучшего человека на земле»[18].
О достоинствах жены Имама Мусы Казима сообщают, что когда Имам Риза был грудным младенцем, она попросила помочь ей с грудным вскармливанием. Её спросили: «У тебя не хватает молока?». Она ответила: «Хватает, у меня с этим нет проблем. Но грудное вскармливание отнимает много времени и не даёт мне совершать дополнительных молитв. Поэтому мне нужна помощница, чтобы я могла заниматься молитвами»[19].

Дети

Как мы уже отметили в самом начале, о житии Имама Казима, его детях и т.д. можно написать несколько томов книг. Но здесь мы ограничимся перечислением имён его детей, а остальное предоставим профильным книгам. Согласно наиболее известным источникам, у Имама Казима было тридцать семь детей
а. Сыновья: Риза, Ибрахим, ‘Аббас и Касим были от разных матерей. Ахмад, Мухаммад, Хамза, Исма‘ил, Да‘фар, Харун и Хасан были от Умм Валад. ‘Абд Аллах, Исхак, ‘Убайд Аллах, Зайд, Хасан, Фадл и Сулайман от разных матерей.
б.Дочери: Фатима Кубра, Фатима Сугра, Рукайа, Хакима, Умм Абиха, Рукайа Сугра, Кулсум, Умм Джа‘фар, Лабана, Зайнаб, Хаджича, ‘Алийа, Амина, Хасана, Бурайха, ‘А’иша, Умм Салама, Маймуна, Умм Кулсум. Все они были от разных матерей[20].
Некоторые другие историки прибавляют к этим именам ещё несколько других имён[21].

Мученическая смерть

Имам Казим жил в эпоху правления Аббасидов. Современный ему халиф Харун был очень тщеславным и честолюбивым. Он всегда вёл наблюдение за Имамом Казимом и его учениками. Не терпя популярности Имама в народе, он выслал его из Медины в Багдад, где его заточили в темницу, а потом убили[22].

Заключение под стражу

Имам Казим провёл дни своего имамата в двух видах заключения под стражу. Первый это домашний арест без права общения с народом, а второй — аббасидская темница. Его свобода была настолько ограничена, что передатчики хадисов не могли открыто назвать его имя в иснаде. Они должны были ухищряться и упоминать его куньи, как Абу Ибрахим или Абу ал-Хасан, или прозвища, как ‘Абд Салих (Праведный раб) или ‘Алим (Учёный), а иногда вообще говорили и писали «от того мужчины».
В виду того, что аббасидские халифы Мансур, Махди и Хади ограничивали свободу его светлости, среди его сторонников стала усиливаться роль такийи. И как следствие его имя очень редко упоминалось в иснаде хадисов. Харун ар-Рашид с приходом к власти тотчас же заточил его в темницу. Многие свои годы Имам провёл в таких условиях — то сажали в темницу, то освобождали[23]. Большая часть того времени пришлось на период правления Харуна ар-Рашида[24]. Он выслал Имама из Медины в Багдад 20-го шавваля 179 г.л.х. Это произошло во время малого паломничества Харуна, когда он прибыл в рамадане в Медину и увёз с собой Имама в Басру и заточил в темницу ‘Исы ибн Джа‘фара, а оттуда отправил в Багдад в темницу Синди ибн Шахика, где и приказал убить[25].

Мотивы ареста и убийства

Поскольку халифы знали, что силой присвоили чужое право на престол, и знали, кому это право принадлежит, постольку они вели постоянные наблюдения за имамами, которых считали своими конкурентами, и иногда сажали в темницу и убивали, чтобы сохранить за собой место правителя. При этом они находили разные поводы и причины. Укажем на две из них, которые были использованы для убийства Имама Мусы Казима.
а. Однажды Харун ар-Рашид попросил Мусу ибн Джа‘фара определить границы Фадака, чтобы вернуть его Имаму. Однако Имам отказался определять их, но Харун настоял на своем. И тогда Имам сказал: «Если я определю границы, то ты не вернёшь его хозяину». На что Харун сказал: «Клянусь твоим дедом, что сделаю это». Тогда Имам сказал: «Одна его граница это ал-‘Ариш Египта, другая — Думат ал-Джандал, третья — Тима (Сайф ал-Бахр), а четвёртая — гора Ухуд в Медине». Халиф удивлённо спросил: «Всё это?». Имам сказал: «Да, всё это. Потому что Посланник Аллаха не совершал на них набеги». Тогда Харун сказал: «Это обширная территория. Надо подумать». Согласно сообщениям Ибн Шахрашуба, Харун тогда изменился в лице и отдал приказ заточить Имама Казима в темницу, на что он ответил: «Я знал, что если определю границы Фадака, он меня убьёт»[26].
б. Мухаммад ибн Исма‘ил, племянник Имама Казима, приехал в Ирак и в той же одежде в которой был в пути направился к дому Харуна, и до того, как где-то остановиться, стал просить разрешения войти к нему. Он сказал привратнику: «Скажи, Мухаммад ибн Исма‘ил стоит на пороге и просит разрешения войти». Привратник ответил: «Иди, сначала смени одежду, чтобы тебя затем впустил без разрешения. Пока Повелитель правоверных почивает». Мухаммад сказал: «Я скажу ему, что я пришёл к нему, а ты не впустил меня». Тогда привратник пошёл к Харуну и всё рассказал ему. Харуну разрешил. Войдя в дому, Мухаммад обратился к нему: «О, Повелитель правоверных, на земле здравствуют два халифа. Мусе ибн Джа‘фару в Медине платят налоги, а тебе в Ираке». Он ответил: «Да, действительно, ты прав». Мухаммад сказал: «Клянусь Аллахом, я говорю правду». Тогда Харун приказал выдать ему из казны сто тысяч дирхемов, но как только он получил эти деньги, той же ночью он вдруг приболел и на утро скончался, а деньги обратно вернули в казну»[27].
В тот же год Харун ар-Рашид отправился в паломничество. Вступив в Медину, он тотчас арестовал Мусу ибн Джа‘фара и выслал в Багдад, где его заточили в темницу Синди ибн Шахика. В это время Харун находился в Рикке, и там отдал приказ убить Имама, что с ним тайком и сделали[28].

Дата смерти

Имам Казим умер 25-го раджаба 183 г.л.х.[29], а согласно сообщению Кулайни, 6-го раджаба 182 г.л.х.[30] в темнице Синди ибн Шахика в городе Багдад в возрасте 55 или 54 лет.

Похороны

Существуют две категории преданий об омовении тела Имама. Приведём каждую из них.
а. Когда Муса ибн Джа‘фар почувствовал, что смерть приближается, он попросил Синди послать своего слугу, чтобы он омыл и завернул в саван его тело. Синди отправил к нему своего человека. Потом он рассказывал: "Я попросил его разрешить мне омыть его тело и завернуть в саван, но он не согласился, сказав: "Члены нашей семьи выплачивают калым своих жён, расходы Мекки и саваны усопших из своего личного имущества. Сейчас здесь со мной мой саван, и я хочу, чтобы мой слуга совершил этот обряд". Передают, что слуги темницы выдали Сулайману ибн Мансуру тело Мусы ибн Казима. Он омыл его и завернул в специальный саван, который стоил пятьсот динаров и на нём был написан текст Корана. Затем он шёл пешком за процессией, разорвав ворот своей рубахи, пока не дошёл до кладбища Курайша и не предал его земле[31].
б. В отличие от предыдущих преданий, в других преданиях сказано, что Ахмад ибн ‘Умар Халал говорил: "Я сказал Имаму Ризе: "Они (т.е. вакифиты, которые отрицали имамат Имама Ризы и смерть Имама Казима) говорят нам, что тело имама должен омыть только другой имама (т.е. при смерти Имама Казима Имам Риза находился в Медине и не мог омыть его тело)". Он сказал мне: "Откуда им знать, что омывал его тело. Что ты сказал им в ответ?". Я сказал: "Я ответил им, что если мой господин скажет, что омыл его у Трона Божья, то, несомненно, он так и сделал. И если скажет, что омыл его под землёй, то и тогда он не солжёт".На это Имам сказал: "Не надо так говорить". Я тогда спросил: "А что мне им ответить?". Имам сказал: "Скажи им, что я омыл его тело". Я переспросил: "Мне сказать, что вы омыли его?". Он ответил: "Да"[32].Стоит отметить, что между этими преданиями нет никаких противоречий. Так как вполне вероятно, что Сулайман ибн Мансур взял на себя обряды похорон, но Имам Риза успел приехать и совершить их лично[33].

Отрицание смерти

Когда его светлость покинул этот мир, Синди ибн Шахик собрал у его тела учёных и богословов Багдада, среди которых были Хайсам ибн ‘Ади и другие. Они стали смотреть тело усопшего и, не увидев никаких следов насильственной смерти, засвидетельствовали, что он умер естественной смертью. Тогда тело Имама вывезли из темницы, и положив у моста, стали кричать: "Это тело Мусы ибн Джа‘фара, посмотрите на него!". Люди стали подходить и внимательно смотреть на него. Это было сделано потому, что при его жизни возникла секта вакифитов, члены которой думали, что Имам Казим есть тот самый Имам Махди, а его арест и заключение есть то самое сокрытие. Тогда Йахйа ибн Халид приказал воззвать: "Это Муса ибн Джа‘фар, которого рафидиты считали бессмертным сокрытым имамом. Так посмотрите же на него!". Люди подходили, смотрели на него и убеждались, что он мёртв.

Усыпальница

После того, как Имам Казим был убит Синди ибн Шахиком, его тело было предано земле в Мадинат ас-Саламе (посёлок Казимайн)[34], на кладбище "Курайш"[35].

Награда за посещение усыпальницы

Посещение приближённых к Богу людей при их жизни и после смерти является формой проявления почтения и благодарности. Однако вместе с тем Господь дарует за это действо награду, в том числе и за посещение усыпальницы Имама Казима. Приведём здесь два предания.
а. Рассказчик говорит: "Я спросил Имама Ризу: "Какую награду получит тот, кто посетит могилу одного из имамов?". Он ответил: "Награду, равную за посещение могилы Имама Хусайна". Я спросил: "Какую награду получит тот, кто посетит могилу Имама Казима?"[36]. Он ответил: "Награду, равную за посещение могилы Имама Хусайна".
б. Один из сподвижников Имама Ризы по имени Мухаммад ибн ал-Хасан рассказывает: "Я спросил у Имама Ризы: "Паду я жертвой за тебя! Нам сложно посещать могилу Абу ал-Хасана в Багдаде. Какую же награду получит тот, кто посетит её?". Он ответил: "Награду, равную за посещение могилы Имама Хусайна"[37].

Имамат

При определении и аргументировании имамата каждого из имамов прибегают к разным путям, в том числе к изречениям самих непорочных имамов. К ним же обращаются в случае с Мусой ибн Джа‘фаром. Но несмотря на это некоторые шииты, не уверовав в его имамат, стали выступать за имамат ‘Абд Аллаха Афтаха или Исма‘ила, других сыновей Имама Джа‘фара Садика. Об этом мы расскажем ниже.

Аргументы в пользу его имамата

Для определения имамата каждого из имамов существуют разные методы, в том числе устные и письменные указания предшествовавших и последующих имамов, их ответы на те вопросы, на которые могли ответить только имамы, являемые ими чудеса и т.д. Такие методы применимы и к Имаму Мусе ибн Джа‘фару, о чём мы поведаем в другом разделе.

Имам Казим и тексты непорочных имамов

Один из путей опознания имама это его определение предыдущим имамом. Поэтому здесь мы обратимся к некоторым высказываниям Имама Садика об имамате Мусы Казима.
1. Файд ибн Мухтар в одном длинном хадисе рассказывает следующее: "Имам Садик сказал о Мусе ибн Джа‘фаре: "Он твой имам, о котором ты спрашивал. Так встань же и признай его имамат". Я встал, поцеловал его руки и лоб и помолился за него Богу. Имам Садик сказал: "Мне не велено раскрывать эту тайну". Тогда я спросил: "Могу ли я где-то сказать об этом?". На что он ответил: "Да, можешь рассказать своей семье и друзьям". Я тогда рассказал всё своему другу Йунусу ибн Зибйану. Он обрадовался, помолился Богу, а затем сказал: "Нет, я должен сам услышать это от него", и спеша вышел из дому. Я пошёл за ним, и когда я дошёл до порога Имама, то услышал, как он говорит: "Йунус, всё так, как Файд тебе рассказал". На что Йунус сказал: "Слушаюсь и повинуюсь". Тогда Имам добавил: "Нигде больше не рассказывай об этом"[38].

2. Сафван Джамал сказал: "Я спросил Имама Садика, кто будет имамом после вас?". Он ответил: "Имам не будет играть и заниматься бесполезными делами". В это время мимо нас прошёл Муса ибн Джа‘фар. Он вёл на верёвочке козлёнка и говорил ему: "Поклоняйся Господу". Тогда Имам Садик прижал его к себе и сказал: "Да будут выкупом отец мой и мать моя за того, кто не предаётся играм и забавам и не занимается ненужными делами"[39].

3. ‘Али ибн Джа‘фар сказал: "Мой отец всегда говорил своим близким сподвижникам: "До тех пор, пока можете, помогайте моему сыну Мусе, ибо он самых лучших из моих детей, мой наместник после меня и Божий аргумент перед всеми творениями"[40].

4. Йазид ибн Сулайт Зайди сказал: "По пути к Мекке мы вместе с несколькими людьми пришли к Имаму Садику, и я обратился к нему: "Да будут выкупом за тебя мои родители, вы праведные предводители. Никому не уйти от смерти, так окажите мне честь, назовите мне имя имама после вас, чтобы я наказал своим потомкам следовать ему". Он сказал: "Да будет так. Это мой сын (указывая на Мусу ибн Джа‘фара). Он предводитель людей. Если они будут нуждаться, то он кладезь знаний. В вопросах религии он отличается благим нравом и хорошим отношением к людям. Он посредник между ними и Богом. У него есть ещё одно отличие, которое превосходит все остальные". Отец спросил: "Мой господин, что это за отличие?". Имам ответил: "Он заступник этой общины и источник света и мудрости для неё. Лучший сын, который станет причиной предотвращения многих кровопролитий и разрешения разногласий. Он станет причиной сплочения и объединения. Господь через него оденет оборванцев, насытит голодающих и обезопасит угнетённых. Он станет причиной выпадения дождей. Он наилучшее создание, чьих родных Бог обрадует до того, как он достиг зрелости. Он путеводитель для людей. Его слово — мудрость, а молчание — знание. У него есть решения всех разногласий между людьми". Тогда мой отец спросил: "Он оставит после себя сына?". Имам ответил: "Да"[41].

5. Сообщается, что Давуд ибн Касир сказал: "Я спросил Имама Садика: "Паду я жертвой за тебя, если с вами что-нибудь случится, то к кому мне обращаться?". Он ответил: "К моему сыну Мусе". Давуд ибн Касир продолжил: "Затем с ним нечто случилось, и тогда я, клянусь Аллахом, ни на йоту не засомневался в Мусе ибн Джа‘фаре"[42].

6. Муфаддал ибн ‘Умар сказал: "Я пришёл к Имаму Садику и сказал: "Мой господин, если бы вы познакомили нас с вашим наместником, мы были бы благодарны". На это он сказал: "После меня имамом будет мой сын Муса, но того потомка, которого мы ждём будут звать Мухаммад ибн Хасан ибн ‘Али ибн Мухаммад ибн ‘Али ибн Муса"[43].

7. Ибрахим Кархи рассказывает: "Я пришёл к Имаму Садику, и когда мы сидели к нам зашёл его сын Муса. Он был ещё маленьким. Я обнял его и поцеловал. Тогда Имам Садик сказал мне: "Этот мой сын будет твоим имамом после меня. Одни не признают его, но те, кто признает, обретут счастье. Да проклянёт Аллах его убийц и умножит их страдания! От него родится сын, который будет лучшим созданием на земле. Он будет тёзкой своего великого предка, наследником его знаний и добродетелей. Он будет кладезем имамата и мудрости. Его убьёт гнёт такой-то семьи. После некоторых событий, вызванных завистью, Господь осуществит свое желание, невзирая на сопротивления неверующих. От его рода родится двенадцатый имам, которым Господь по милости своей отличил их и даровал место в наивысшем раю. Кто признает двенадцатого имама, подобен тому, кто защищал Пророка обнажённым мечом". В это время к нам вошёл один из омейядских слуг, и Имам прервал свою речь. После этого я одиннадцать раз приходил к Имаму с надеждой, что он продолжит свою речь. Но этого так и не случилось. И только через два года, когда я вновь пришёл к нему, он сказал: "Он устранит проблемы шиитов после серьёзных трудностей, длительных невзгод и множества страхов и переживаний. Благословен тот, кто застигнет то время! Этого тебе достаточно, Ибрахим". В тот день я был так счастлив, как никогда раньше"[44].

8. Муфаддал ибн ‘Умар сказал: "Мы сидели у Имама Садика, и к нам вошёл Абу Ибрахим (Муса ибн Джа‘фар). Тогда он был ещё мальчиком. И Имам сказал: "Накажи доверенным сподвижникам помогать ему и расскажи им о его призвании"[45].

9. Файд ибн Мухтар сказал: "Я обратился к Имаму Садику со словами: "Возьми мою руку и спаси от ада. Скажи мне, кто после тебя будет имамом?". В это время Абу Ибрахим (Муса ибн Джа‘фар) вошёл к нам, и Имам сказал: "Он ваш имам. Следуй ему".
и. ‘Иса ибн ‘Абд Аллах рассказывает: "Я спросил Имама Садика: "Если с вами что-нибудь случится, не дай Бог такому быть, то в чей имамат мне уверовать?". Имам в ответ указал на своего сына Мусу. Я сказал: "Если с ним что-то случится, то к кому мне обращаться?". Он ответил: "К его сыну". Я спросил: "Если и с ним что-то случится, а у него будет малый сын и взрослый брат?". Он ответил: "Обращайся к его сыну, а после действуй так же". Я спросил: "А если я его не узнаю, и не буду знать, где он находится?". Он ответил: "Тогда скажи: "Господи, я следую оставшемуся из Твоих аргументов из потомства предыдущего имама". И этого тебе, если пожелает Аллах, будет достаточно"[46].

10. Сулайман ибн Халид сказал: "Когда мы были у Имама Садика, он позвал к себе своего сына Абу ал-Хасан Мусу и сказал: "После меня следуйте ему, ибо, клянусь Аллахом, он будет вашим имамом после меня"[47]

Сверхъестественные способности и чудеса

Как и все непорочные имамы Муса Казим имел сверхъестественные способности. Здесь мы приведём некоторые предания об этом.
1. Закарийа ибн Адам сказал: "Имам Риза говорил, что его отец разговаривал младенцем в колыбели".
2. Асбаг ибн Муса рассказывает: "Один из моих знакомых передал Мусе ибн Джа‘фару через меня сто динаров. У меня с собой тоже было несколько динаров. И когда я вошел в Медину, то помыл динары своего знакомого вместе со своими динарами и полил на них благовония. Затем я пересчитал монеты знакомого, и там оказалось 99 динаров. Тогда я помыл один из своих динаров, добавил к ним и, поместив в один мешочек, снова полил их благовониями. Вечером я пришёл к Мусе ибн Джа‘фару и сказал: "Паду я жертвой за тебя! Я принёс немного денег, чтобы выразить этим свою покорность вам и выполнить часть своих обязанностей". Он ответил: "Благодарю тебя". Я подал ему свои динары, и сказал: "Один из моих знакомых, который преисполнен к вам почтения, также передал вам некую сумму". Он ответил: "Я благодарен ему". Я подал ему мешочек, и он повелел: "Высыпи их на землю". Я всё высыпал, и он, разложив их, взял мою монету и сказал: "Он передал тебе сто динаров весом, а не количеством".

3. Хишам ибн Хакам рассказывает: "На пути к Мекке я решил купить верблюда, и вдруг встретил Мусу ибн Джа‘фара. Я сказал ему, что хочу купить этого верблюда, и попросил высказать свое мнение. Он посмотрел на верблюда, и сказал мне: "Можешь брать его, но если увидишь, что он слаб, то дай ему немного корма". Я купил его, и ничего плохого в нём не нашёл. Но когда мы почти дошли до Куфы, на одном из привалов верблюд упал и не встал, так как нёс тяжёлый груз. Его стало трясти и он чуть не умер. Тогда мои слуги пошли снимать с него груз, и я вспомнил наказ Имама. Не успел я дать ему семь кусков корма, как он встал с места вместе с грузом".

4. Ибн Бата’ини передаёт, что его отец сказал: "Когда я приехал в Медину, то настолько сильно заболел, что приходившие ко мне люди не узнавали меня. Из-за сильного жара я почти лишился чувств. Спустя время Исхак ибн ‘Аммар говорил мне, что он задержался в Медине на три дня, потому что был уверен, что умру, и он хотел присутствовать на моих похоронах. Но после того, как он уехал, я пришёл в себя, и попросил взять из моих денег сто динаров и раздать моим друзьям. Тогда Муса ибн Джа‘фар отправил мне сосуд с водой и передал, что в этой воде исцеление для меня, если Господь пожелает. И как только я её выпил, мне тотчас стало лучше. После этого я пошёл к нему, и он сказал мне: "Несколько раз смерть приходила за тобой". Потом я отправился в Мекку, и встретился там с Исхаком ибн ‘Аммаром. Он сказал мне: "Клянусь Аллахом, я три дня остался в Медине, потому что был уверен, что ты умрёшь. Расскажи, что произошло?". И я ему всё рассказал, и добавил, что Муса ибн Джа‘фар сказал, что Господь несколько раз даровал мне новую жизнь, пока я болел. Я сказал ему: "Исхак, он имам сын имама. Такими доказательствами познаются имамы".
5. Исма‘ил ибн Салам и Фулан ибн Хамид сказали: "‘Али ибн Йактин послал за нами, и сказал: "Купите два верблюда и передайте эти деньги и письма Мусе ибн Джа‘фару в Медине. Старайтесь сторониться главной дороги, чтобы никто вас не заметил". Тогда мы въехали в Куфу и, купив два верблюда и продуктов на дорогу, выехали в путь, сторонясь главной дороги, пока не добрались до Батн ар-Рама (местечко, расположенное на пути от Басры к Медине). Там мы привязали верблюдов, дали им корм и сели покушать. В это время к нам подъехал всадник вместе со слугой, и мы узнали в нём Мусу ибн Джа‘фара. Мы поздоровались с ним и передали верблюдов и деньги, а он вытащил из своего рукава несколько писем, подал нам и сказал: "Это ответы на ваши письма". Мы сказали ему: "Наши припасы почти закончились. Позволь нам войти в Медину, посетить могилу Пророка и пополнить свои припасы". Он ответил: "Дайте посмотреть на вашу еду". И мы показали ему всё, что у нас было. Он провёл рукой по нашим припасам и сказал: "Теперь этой еды вам хватит до Куфы, и Пророка вы посетили, ибо я совершил утреннюю молитву вместе с ним в Медине и хочу совершить там же с ним и полуденную. Вы возвращайтесь с Богом".

6. Шу‘айб ‘Укр Куфи рассказывает: «Прежде чем я успел раскрыть рот, имам Муса ибн Джаʻфар сказал мне: «Завтра к тебе подойдет человек из жителей Магриба и спросит обо мне. Ты же отвечай ему: «Клянусь Аллахом, Муса ибн Джаʻфар это Имам, которого назначил его светлость Садик!». Когда же он начнет спрашивать тебя о запретном и дозволенном, отвечай за меня». Я спросил: «Каковы его приметы?». Имам сказал: «Высокий, крепкого телосложения мужчина по имени Йаʻкуб. Отвечай на все его вопросы. Он считается главой своего племени. Если изъявит желание встретиться со мной, приведи его». (Шуʻайб продолжает) Я был занят обходом вокруг Каабы, как ко мне подошел высокий дородный мужчина и обратился: «Я хочу задать тебе несколько вопросов касательно имамата». Я спросил: «Как тебя зовут?». Он ответил: «Шуʻайб». Я спросил: «Откуда ты?». Он ответил: «Из стран Магриба». Я спросил: «Откуда ты знаешь меня?». Он сказал: «Во сне мне было велено разыскать тебя, ибо ты тот, кто может дать ответ на все мои вопросы. Я долго искал тебя, пока мне не были явлены твои приметы». Я сказал ему: «Побудь здесь, пока я не закончу обход». После обхода мы поговорили, и я нашел его очень понятливым и мудрым. В конце он сказал: «Отведи меня к Имаму Мусе ибн Джаʻфару!». Я взял его за руку и отвел к Имаму. Спросив разрешения у Имама, мы вошли к нему. Как только Имам увидел его, он сказал: «Йаʻкуб, ты прибыл вчера. В таком-то месте между тобой и братом произошла ссора. Вы наговорили друг другу много обидных слов, и даже бранились. Но знай, не таково мое и моих уважаемых предков поведение. И не учил я никогда подобному. Побойся Аллаха! Смерть разлучит вас, ибо брат твой умрет, так и не вернувшись на родину. Ты же сильно пожалеешь о содеянном. Аллах сократил ваши жизни за то, что вы порвали родственные узы!». Йаʻкуб спросил: «Милостивый государь, когда же срок моей смерти?». Имам ответил: «Твой час пробил бы уже, если бы не доброта, оказанная тобой твоей тёте в такое-то время. Этот поступок продлил твою жизнь на двадцать лет». Следующий раз, когда я встретил Йаʻкуба в Мекке, он сказал мне: «Мой брат умер в пути, так и не дойдя до дома».

7. Сулайман ибн ʻАбд Аллах рассказывает: «Когда я был у Имама Мусы ибн Джаʻфара, к нему привели женщину, у которой шея была свернута назад, и она не могла двигать ею. Имам, приложив одну руку ей на лоб, а другую на затылок, прочитал: «Воистину, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя». Затем он аккуратно повернул ее голову, и сказал: «Не дай Бог повторить тебе это еще раз!». Я спросил его: «Что она сделала?». Он сказал: «Пусть сама отвечает». И женщина поведала: «У моего мужа есть другая жена. Мы живем вместе. Когда я совершала молитву, мне показалось, что пришел мой муж и он с ней. Я повернулась, чтобы взглянуть на них, но увидела только ее. И больше не смогла повернуть шею»[48].

8. ʻАли ибн Джаʻфар рассказывает: «Одна из служанок Имама Джаʻфара, невероятно добропорядочная и целомудренная женщина, в обязанности которой в том числе входило приготовить все необходимое для омовения его светлости, поведала следующую историю: «Дело было в Кудайде, местечке близ Мекки, я лила воду на руки господину, а он сидел на кафедре. Вода стекала по желобу. Вдруг мой взор пал на золотые серьги, инкрустированные жемчугом, подобно которых я не видела ни до, ни после. Имам посмотрел на меня, и спросил: «Ты видела?». Я ответила: «Да». Он сказал: «Прикрой их песком, и не говори никому!». Я так и сделала и не говорила об этом никому, пока он был жив».

9. Рассказывает Муса ибн Бакр: «Муса ибн Джаʻфар дал мне письмо, в котором были поручения, обязательные к выполнению. Я положил его под молитвенный ковер и не поспешил выполнить их. Спустя некоторое время Имам вызвал меня к себе. Вошедши, я увидел, что письмо уже у него в руках. Он спросил о письме. Я сказал, что оно лежит у меня дома. Он сказал: «Муса, когда я поручаю тебе что-то, то выполняй своевременно, дабы не разгневался я на тебя». Тогда я понял, что письмо ему передали его слуги – джинны»[49].

10. Рассказывает ʻАбд Аллах ибн Синан: «Харун ар-Рашиду принесли в дар много богатых и красивых одеяний. Харун подарил их своему визирю ʻАли ибн Йактин. Среди этих одежд было особое одеяние из меха и золота, подобающее царям. ʻАли ибн Йактин в свою очередь подарил одежды своему господину Имаму Мусе ибн Джаʻфар. Имам принял все, кроме того самого одеяния. Он вернул его ʻАли через своего челове<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: