Искусство
Периодизация древнегреческого искусства
предшествующий период - Эгейское искусство <https://ru.wikipedia.org/wiki/Эгейская_культура> (Крито-Микенское искусство) - ХХХ в. до н.э. <https://ru.wikipedia.org/wiki/XXX_век_до_н._э.> - XII в. до н.э. <https://ru.wikipedia.org/wiki/XII_век_до_н._э.>
Ахейско-минойское искусство
1. Геометрический период («Гомеровская Греция») - ок.1050 г. до н.э. <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=1050-е_до_н._э.&action=edit&redlink=1>-VIII в. до н.э. <https://ru.wikipedia.org/wiki/VIII_век_до_н._э.>
. Протогеометрика (Субмикенский период) - ок.1050 г. до н.э. <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=1050-е_до_н._э.&action=edit&redlink=1>- ок. 900 г. до н.э.
. Геометрика (расцвет) - ок.900 г. до н.э. <https://ru.wikipedia.org/wiki/900_год_до_н._э.>- ок. 750 г. до н.э.
. Поздний геометрический период (Депилон) - ок.750 г. до н.э.- нач. VII в. до н.э.
2. Архаический период - VII в. до н.э.- нач. V в. до н.э.
. Ранняя архаика - нач. VII в. до н.э. - 570-е гг. до н.э.
. Зрелая архаика - 570-е гг. до н.э. - 525-е гг. до н.э.
. Поздняя архаика - 525-е гг. до н.э. - 490-е гг. до н.э.
3. Классический период - V в. до н.э.- сер. IV в. до н.э.
. Ранняя классика («Строгий стиль») - 1-я пол. V в. до н.э.
. Высокая классика - 2-я пол. V в. до н.э.
. Поздняя классика - IV в. до н.э.
4. Эллинистический период - сер. IV в. до н.э. - I в. до н.э.
Для древнегреческой культуры этого периода характерна связь с культурой ахейцев и, через них - с крито-микенским <https://ru.wikipedia.org/wiki/Микенская_цивилизация> искусством. Несмотря на то, что поселения и ремесленные центры остаются на тех же географических местах (например Микены <https://ru.wikipedia.org/wiki/Микены>, Аргос <https://ru.wikipedia.org/wiki/Аргос>), прямым продолжением эгейской культуры геометрию считать нельзя.
В этот период идет процесс ученичества, базирующегося на эгейском и древневосточном наследии. Новые племена, пришедшие на полуостров, начинают заново, используя то, что было оставлено на занятых территориях предшественниками. В архитектуре эллины геометрического периода начинают с нуля - с сырцового кирпича (предшествующему периоду была свойственна циклопическая кладка <https://ru.wikipedia.org/wiki/Циклопическая_кладка>). Мегарон <https://ru.wikipedia.org/wiki/Мегарон> эволюционирует из дворца в храм: на месте старых мегаронов появляются новые греческие святилища, повторяющие их типологию.
|
Храм Аполлона Карнейского на о.Фера - создан на основе существовавшего ранее мегарона.
Храм Артемиды Орфии в Спарте.
Храм Аполлона в Фермосе (Ферме).
Постепенно развивается типология храма: уже есть и наос <https://ru.wikipedia.org/wiki/Наос>, и пронаос <https://ru.wikipedia.org/wiki/Пронаос>.
Лучше всего представлена живопись, давшая название периоду. Её стиль отталкивается от геометризированности, свойственной поздней эгеике. В протогеометрике начинает использоваться инструменты - циркуль, линейка. В расцвет геометрики превалируют в основном закрытые сосуды, вся поверхность которых покрывается геометрическим орнаментом. Начинают формироваться специфически греческие черты: регистровость росписи, а также узоры - меандры <https://ru.wikipedia.org/wiki/Меандр_(орнамент)>, зубцы, треугольники, волны, сетки.
Поздняя геометрика
Конь, бронза, Олимпия, ок. 740 г. до н.э. Лувр
Эпоха поздней геометрики получила название «депилонской» по сосудам, найденным у Депилонских ворот в Афинах. Начинают делать ленточные вставки на наиболее ответственных чертах, использовать большие фигуративные композиции, появляются изображения геометризированных животных. Улучшается качество гончарных изделий, появляются крупные формы. Центры - в Аргосе, Беотии <https://ru.wikipedia.org/wiki/Беотия>, Аттике <https://ru.wikipedia.org/wiki/Аттика>. Росписи осуществляются с использованием коричневого лака (наследие ахейцев). В поздний период начинают добавлять пурпур и белила. В рисунках появляется т.н. ковровое решение.
|
Изображения человека выполняются практически по древнеегипетскому канону. Очень любят изображение коней. Появляется лащение поверхности ваз - проходят жидким разбавленным лаком, получая розовато-золотистый цвет. Направлению свойственна рафинированная стилистика, повышенная тектоничность, замечательное пропорционирование <https://ru.wikipedia.org/wiki/Пропорционирование>.
Крупных скульптур не сохранилось. Малые формы принято разделять на несколько стилей:
стиль «тулово» - массивные статуэтки, камень, терракота, расписаны в геометрическом стиле
стиль «вытянутых конечностей» - металл, большая привязанность к реальным пропорциям.
Архаический период (VII - VI вв. до н.э.)
7 в. до н.э.- нач. 5. в. до н.э. Во время архаического периода сложились наиболее ранние формы древнегреческого искусства - скульптуры и вазописи, которые в более поздний классический период становятся более реалистичными. С поздним архаическим периодом связаны такие стили вазописи, как чернофигурная керамика, возникшая в Коринфе в 7 в. до н. э. В керамике постепенно появляются элементы, нехарактерные для архаического стиля и заимствованные из Древнего Египта - такие, как поза «левая нога вперёд», «архаическая улыбка», шаблонное стилизованное изображение волос - так называемые «волосы-шлем». В эпоху архаики формируются основные типы монументальной скульптуры - статуи обнажённого юноши-атлета (курос) и задрапированной девушки (кора).
Скульптуры изготавливаются из известняка и мрамора, терракоты, бронзы, дерева и редких металлов. Эти скульптуры - как отдельно стоящие, так и в виде рельефов - использовались для украшения храмов и в качестве надгробных памятников. Скульптуры изображают как сюжеты из мифологии, так и повседневную жизнь. Статуи в натуральную величину неожиданно появляются около 650 г. до н. э.