По психотипу в классе преобладают флегматики, они чаще всего не проявляют свои эмоции, на уроках обычно тихо. Большинство учеников спокойно относятся и к своим успехам, и к своим неудачам на уроках. Но все же есть некоторые ученики, которые очень эмоционально реагируют на плохие оценки, они очень расстраиваются. Ссор и разногласий на уроках замечено не было.
Уровень тревожности в классе в основном средний. Ученики достаточно быстро адаптируются к условиям жизни и учебы в школе. Возможно, причиной высокой тревожности некоторых учеников является слишком серьезное отношение к плохим оценкам. Необходимо принять меры по ее снижению.
Межличностные отношения
Большая часть учащихся определяют социально-психологический климат в коллективе как благоприятный, который является важным условием благополучного развития личности школьников, формированию позитивного лидерства, соблюдению общепринятых норм взаимоотношений. У 36% учащихся возникают трудности в адаптации к отношениям в классе.
Внутри класса образовалось несколько микрогрупп по интересам, ученики в которых общаются не только в школе, но и во внеурочное время. По стилю общения преобладает сотрудничество, ученики стараются помочь друг другу в трудных ситуациях. Во взаимоотношениях дети проявляют внимательность, чуткость, коллективизм. Но бывают и случаи проявления излишней эмоциональности и эгоизма. Отношение большинства учащихся к мнению коллектива серьезное, доброжелательное. Но некоторые ученики бывают равнодушны к требованиям и критическим замечаниям. Конфликты иногда возникают, они связаны по большей части с несоответствием точек зрения.
|
Общение школьников со взрослыми
Десятиклассники с каждым из педагогов выстраивают индивидуальный способ общения и взаимодействия. С классным руководителем отношения хорошие, дети хорошо относятся к Татьяне Борисовне, стараются помочь ей, участвовать в классных и внеклассных мероприятиях. Для них классный руководитель является авторитетом. О родителях дети отзываются положительно и уважительно, все дети хорошо воспитаны.
Трудовая деятельность
Учащиеся с удовольствием занимаются общественно-полезным трудом, участвуют в субботниках, мальчики чистят снег на территории школы в зимнее время. В классе ребята помогают следить за чистотой. Каждую неделю назначаются дежурные по классу, которые поливают цветы, моют полы, протирают пыль. Это благоприятно влияет на формирование трудовых навыков у учеников. Ребята аккуратно обращаются со школьной мебелью и оборудованием, а также со своими вещами. В декабре в школе начался период украшения школы к Новому Году, ребята старались помогать в этом, приносили свои игрушки, элементы декора для класса и школьных коридоров.
Формы досуга, увлечения
Ученики 10 «М» ведут активную внешкольную жизнь. Многие из них посещают кружки и секции (танцы, шашки, плавание, футбол, рисование, тренажерный зал, легкая атлетика и др.).
Выводы. Рекомендации
Можно заключить, что класс в целом сплоченный, дружный, все стараются помогать друг другу, хорошо общаются, ребята честные и воспитанные. Положительным моментом является то, что большая часть учеников оценила социально-психологический климат в классе как благоприятный. Их сильная сторона – дисциплинированность, желание отвечать на уроке и выполнять задания, добросовестное выполнение требуемого о них объема заданий. У учеников сильна внутренняя мотивация к обучению. Успеваемость в классе хорошая, за исключением некоторых учеников, которые могут лучше учиться, но просто ленятся. Не все дети являются частью коллектива. Есть обособленные группы по 2-3 человека, которые общаются исключительно между собой.
|
Рекомендации по развитию коллектива 10 класса:
а) классному руководителю
Необходимо постоянное комплексное и тщательное изучение коллектива класса. Это связано с тем, что не всегда можно исследовать все особенности взаимодействия в коллективе, ведь ученики зачастую ведут себя совершенно по-разному при учителе и среди сверстников. Учителю следует проводить и другие виды исследований, например, такое исследование, как социометрия, что поможет лучше узнать об отношениях в классе. Так как в классе есть ученики, которым сложно адаптироваться к деятельности коллектива, непросто выстраивать отношения с одноклассниками, необходимо включать их в совместную деятельность. Для этого нужно выделить лидеров класса, и давать различные задания и поручения лидеру и отделенному от коллектива ученику. Таким образом получится сплотить класс. Классному руководителю необходимо использовать такие виды деятельности, которые способствуют не только познавательному развитию учеников, но и творческому. Это связано с тем, что в классе есть немало учеников, у которых есть творческие задатки и способности.
|
б) членам актива:
Необходимо организовать ученикам такие условия, в которых они могли бы больше работать в коллективе, в группах, потому что именно такие виды работы, сотрудничества, решения каких-то проблем совместным трудом делает класс дружнее. Следует руководить жизнью класса, а не самим выполнять все важные дела коллектива: нужно распределять обязанности и поручения между всеми членами класса. Важно, чтобы каждый десятиклассник, выполняя порученное ему дело, почувствовал себя частью дружного коллектива, осознал свою важность и значимость. Именно умение включить всех членов коллектива в общее дело и определяют качество успешного руководителя.
Протокол исследования
Методика диагностики структуры учебной мотивации школьника
№ ученика | № вопроса | ||||||||||||||||||||
Индекс групповой сплоченности Сишора
№ ученика | № вопроса | ||||