Товарооборот и производственная программа предприятий общественного питания (С.Б. Жабина, стр. 93-95).




Тема 4: Основные технико-экономические показатели деятельности предприятия общественного питания.

 

1.Товарооборот и производственная программа предприятий общественного питания (С.Б. Жабина, стр. 93-95).

2.Методы планирования товарооборота (С.Б. Жабина, стр. 100-105).

3.Товарные запасы и показатели эффективности их использования.

4.Основные фонды: понятие, классификация, показатели эффективности использования (С.Б. Жабина, стр. 47-54).

5.Оборотные фонды: сущность, состав и структура (С.Б. Жабина, стр.55-57).

6.Издержки производства и обращения: сущность, классификация, факторы, влияющие на уровень издержек (С.Б. Жабина, стр.58-69).

 

 

Товарооборот и производственная программа предприятий общественного питания (С.Б. Жабина, стр. 93-95).

 

Предприятия общественного питания входят в систему торговли и важнейшим показателем качества их деятельности является товарооборот.

 

Товарооборот предприятия общественного питания – это выручка от реализации продукции предприятия общественного питания.

 

Товарооборот предприятия общественного питания выражает экономические отношения, которые возникают при реализации собственной продукции, покупных товаров, оказании услуг по организации питания, и состоит из двух основных частей:

1.реализации продукции собственного производства;

2.продажи покупных товаров.

 

Валовой товарооборот – это основной показатель деятельности предприятия общественного питания, включающий в себя продажу товаров индивидуальным потребителям, учреждениям, организациям и другим предприятиям питания для переработки или перепродажи.

 

В зависимости от того, кому проданы товары, валовой товарооборот подразделяется на:

1 .Оптовый товарооборот – это продажа готовой продукции или полуфабрикатов одними предприятиями общественного питания другим для дальнейшей доготовки и перепродажи.

2. Розничный товарооборот – это продажа продукции собственного производства и покупных товаров непосредственно потребителям через обеденные залы, буфеты.

 

Выпуск всей продукции кухней в стоимостном выражении является оборотом продукции собственного производства.

 

В свою очередь, продукцию собственного производства подразделяют на:

1. обеденную;

2. прочую.

 

К обеденной продукции относят первые, вторые, третьи блюда, холодные и горячие закуски.

 

В прочую продукцию включают полуфабрикаты, кулинарные, кондитерские, мучные изделия, напитки собственной выработки.

 

Покупные товары – это товары, приобретаемые предприятием питания со стороны и продаваемые потребителям без обработки (хлеб, молоко, табачные изделия и др.)

Товарооборот предприятия общественного питания зависит от размера предприятия, числа мест в торговом зале, оборачиваемости мест, производственной мощности кухни, ее фактического использования и уровня цен.

Предприятия общественного питания ежемесячно представляют в органы государственной статистики отчет о товарообороте по форме № 1-торг.

 

Производственная программа предприятия общественного питания (план производства и реализации продукции) – это комплексное задание по выпуску и реализации продукции определенного ассортимента и качества в натуральных и стоимостных показателях, ориентированных на достижение целей предприятия общественного питания.

 

Производственная программа – ведущий раздел бизнес-плана предприятия общественного питания.

 

Этапы составления производственной программы:

1.Определяется номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции, объем поставок в натуральном и стоимостном выражении согласно заключенным договорам.

Номенклатура продукции – это перечень наименований изделий, по которым в дальнейшем будут устанавливаться задания по производству.

Ассортимент продукции – это разновидность этих изделий по видам, сортам, типам в разрезе номенклатуры.

2.Определяется объем производства каждого изделия в натуральном и стоимостном выражении.

3.Объем производства по отдельным видам продукции обосновывается расчетами производственных мощностей.

4.Исходя из натуральных объемов производства и поставок, рассчитываются стоимостные показатели: товарная, реализованная; валовая и чистая продукция.

5.Составляется график отгрузки продукции.

6.Производственная программа распределяется по основным подразделениям предприятия.

 

В производственной программе прописываются показатели в натуральном и стоимостном выражении.

 

Производственная программа составляется на месяц, квартал, год.

 

 

2.Методы планирования товарооборота (С.Б. Жабина, стр. 100-105).

 

План валового товарооборота предприятия общественного питания складывается из плана оборота по оптовому отпуску продукции и плана розничного товарооборота.

 

Планирование оптового оборота:

- осуществляется на предприятиях общественного питания, в составе которых есть заготовочные, кондитерские или мучные цеха;

- при разработке плана оптового оборота цехов учитывают: производственную мощность цехов, данные о договорах на поставку полуфабрикатов, кондитерских или мучных изделий, данные о перспективах реализации изделий и заключении новых договоров.

 

Планирование розничного товарооборота:

- в зависимости от поставленных целей, контингента потребителей, степени детализации плановых показателей, наличия информационной базы могут применяться следующие методы планирования розничного товарооборота:

1. метод планирования розничного товарооборота на основе ожидаемого выполнения плана и сопоставимой базы товарооборота на планируемый период с учетом тенденций его развития:

- используется при планированиитоварооборота в текущем году за 2-3 месяца до его окончания;

- рассчитывают ожидаемое выполнение плана товарооборота и выпуска продукции на основе данных о его фактическом выполнении за 9 месяцев и планового задания на оставшиеся 3 месяца;

- после подсчета ожидаемого выполнения плана товарооборота за текущий год определяют сопоставимую базу; она представляет собой форму ожидаемого выполнения плана на планируемый год с учетом всех изменений условий работы предприятия, которые произойдут в планируемом периоде (введение в строй новых мест реализации, закрытие на ремонт или открытие после него, увеличение числа мест, изменение форм обслуживания, изменение режима работы предприятия);

2. метод планирования розничного товарооборота на основе потребности в финансовых ресурсах (целевой прибыли):

- план товарооборота должен обеспечивать покрытие издержек производства и издержек обращения, а также получение определенного уровня прибыли;

- при использовании данного метода привлекаются следующие данные: информация об издержках производства и обращения на планируемый период; уровень наценки на собственную продукцию и покупные товары, об ожидаемом уровне прибыли;

- технология расчетов включает три этапа: на первом этапе определяется величина целевой прибыли в планируемом периоде; на втором этапе целевую прибыль соотносят с возможностями ее получения; на третьем этапе вносят соответствующие корректировки по расчетам целевой прибыли, розничного товарооборота, издержек производства и обращения, торговых наценок и других показателей хозяйственно-финансовой деятельности предприятия на планируемый период;

3. метод планирования розничного товарооборота на основе численности потребителей:

- применяется на предприятиях с постоянным контингентом потребителей;

- рассчитывается средняя цена одной покупки в отчетном периоде и число потребителей в планируемом периоде;

4. балансовый метод прогнозирования розничного товарооборота:

- основан на данных продуктового баланса и действует в случае, если на предприятии составлен план поступления товаров и сырья и осуществляется нормирование товарных запасов;

5. метод экономико-математического моделирования:

- основан на выявлении математической зависимости между динамикой товарооборота и факторами, влияющими на его объем;

6. эскпертный метод прогнозирования розничного товарооборота:

- на предприятии создается экспертная группа из представителей руководящего звена (не менее 5 человек); каждый из них предлагает свой вариант плана товарооборота на планируемый период, который оценивается методом обсуждения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: