Роспись Владимирского собора в Киеве, образы русских князей Владимира, Александра Невского, Андрея Боголюбского




Академическая живопись

Художественное направление академизма, возникшее в 30-40х годах 19в окончательно утвердилось к 50-60 годам, достигло высшей точки в 80-90х годах 19 века.
Живописцы академической школы работали во всех жанрах, но самым популярным считался исторический (обращение к истории Древней Руси и Древнего Рима). Картины на темы Ветхого и Нового заветов, церковные росписи (Исаакиевский собор в Спб, Храм Христа Спасителя в Мск, Владимирский собор в Киеве)

Константин Егорович Маковский создавал картины бытовых сцен XVI-XVII веков.

«Поцелуйный обряд»

(После окончания застолья к гостям выходила жена или дочь хозяина дома, подносила гостям чарку напитка, и получала от гостя поцелуй в щёку.) 1895, ГРМ


 


«Минин на площади Нижнего Новгорода, призывающий народ к пожертвованиям»

 

(События 1611 года на Торговой площади в Новгороде, горожане несли пожертвования на создание ополчения, сыгравшего важную роль в освобождении Москвы от иноземного вторжения в 1612. Ополчение возглавлял князь Дмитрий Пожарский и посадский человек Нижн. Новгорода - Кузьма Минин), 1895 ГРМ

«Болгарские мученицы»

(Отклик на события того времени, т.е. на русско-турецкую войну),1877 Беларусь



Генрих Ипполитович Семирадский
«Римская оргия блестящих времён цезаризма» (1872 ГРМ)

 

«Христос и грешница» (1873 ГРМ)

(В.В. Стасов «Грешница в ней такая современная парижская опереточная кокотка», в то же время Совет Академии высоко оценил картину Семирадского, присудив ему звание академика.
«Кто из вас без греха, первый брось на неё камень»)


«Фрина на празднике Посейдона в Элевсине» (1889 ГРМ)

(Фрина – афинская гетера, натурщица и возлюбленная Праксителя. Всё это «весёлое», праздничное зрелище эффектно, но лишено сколь-нибудь значительной мысли)

Увлечение художников-академистов исторической тематикой обуславливалось эстетическими принципами этого направления. Обращение к историческому материалу давало возможность выбрать интересный, иногда даже «завлекательный» сюжет, позволяя уйти в то же время от острых проблем современности.

БЫТОВОЙ ЖАНР

На смену так называемому «итальянскому жанру», излюбленными сжетами которого являлись юные римлянки и венецианки с букетами цветов или лютнями и мандолинами, приходят сюжеты, навеянные отчасти творчеством Федотова и Венецианова, отчасти интересами 60-х годов. Картины этого направления теперь посвящены крестьянской или городской жизни.
Соколов «Сбор вишни в помещичьем саду на Украине» с его чистенькими миловидными девушками или «Хоровод в Курской губернии» Трутовского.


Соколов «Сбор вишни в помещичьем саду на Украине», 1858 ГТГ


Трутовский «Хоровод в Курской губернии», 1860 ГТГ

«Товарищество передвижных художественных выставок»

Конфликт разразился в 1863 году. 14 претендентов на золотую медаль отказались писать картины на заданную Советом мифологическую тему «Пир в Валгалле». После выхода из Академии молодые художники, после некоторого времени растерянности решили объединиться в Артель. Идея «артельной» жизни пользовалась в первой 60-х годов большой популярностью в среде демократической молодежи. В том же 1863 году, когда произошёл «бунт 14-ти», вышел в свет роман Чернышевского «Что делать?», где автор выступил поборником этих новым форм человеческого общежития, основанного на новых взаимоотношениях людей.
Идея создания художественного объединения принадлежала Г. Г. Мясоедову. Его мысль была горячо поддержана московскими художниками, которые обратились к членам Петербургской артели с этим предложением. В ноябре 1870 года был принят и утвержден устав нового объединения, которое получило название «Товарищества передвижных художественных выставок». Членами-учредителями его были Г. Г. Мясоедов, В. Г. Перов, Н. Н. Ге, И. Н. Крамской. Вошли в Товарищество и экспонировали на его выставках свои картины такие талантливые живописцы (кроме самого Крамского), как И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, К. А. Савицкий, В. М. Максимов, И. М. Прянишников, В. Е. Маковский, несколько позднее — И. Е. Репин и В. И. Суриков.

Таким образом, в Товарищество вошли и московские художники — питомцы Московского училища живописи и ваяния — второго после Академии художественного учебного заведения в России. Товарищество в отличие от Артели не было коммуной, оно являлось выставочным объединением художников.

Критический реализм. Важным идейным вдохновителем был В.В. Стасов.

 

КРАМСКОЙ

 

Внимание и интерес художника к внутреннем миру, переживаниям человека

 

«Христос в пустыне», 1872

(В. В. Стасов высказывал непонимание – о чём думать, что высиживать? Надо действовать. А для Крамского эти раздумья представляли скорее его личный взгляд на мир о сложнейшем выборе между высоким самопожертвованием и соблазном «жить для себя». Связано с вынужденностью бросить своё детище Артель)


«Неутешное горе», 1844 ГТГ, портреты Шишкина(один в Мск, другой в Спб)

Портрет Н. А. Некрасова, портрет Л. Н. Толстого(!)

 


ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ

 

Усиление интереса к отечественной истории, быту и личным переживаниям исторических деятелей.

 

Исторические темы привлекают таких художников, как В. Г. Шварц, Н. В. Неврев, Г. Г. Мясоедов, И. И. Прянишников. Хотя их полотна не лишены еще некоторых бутафорских подробностей и исторические сюжеты трактуются подчас в бытовом плане, но в целом этих художников отличает достаточно серьезный подход к историческим событиям.

 

ШВАРЦ

«Вешний поезд царицы на богомолье», 1868 ГТГ

 

 

Н.Н. ГЕ

«Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе», 1871 ГТГ


РЕПИН

Репина в истории привлекают острые драматические моменты, по-новому освещающие и раскрывающие психологию выдающихся личностей.

«Царевна Софья Алексеевна», 1879 ГТГ

 

(Репин изобразил Софью сразу после подавления стрелецкого бунта, когда властолюбивая царевна была заточена в Новодевичий монастырь. Женщина, страстно стремившаяся к власти, показана художником в тот момент, когда едва не став царицей, она вынуждена превратиться в скромную инокиню. Софья еще полна бурного протеста, страшного гнева, ненависти, но художник дает почувствовать ее обреченность.)

 

«Иван Грозный и его сын Иван» ГТГ

 

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» ГРМ

 

СУРИКОВ

 

Художник родился и вырос в Сибири, в казацкой семье. Его предки ходили в походы с Ермаком, в казацкой среде сохранились воспоминания о Разине, Пугачеве. Суриков унаследовал эту кровную связь с казацкими низами, дух свободолюбия и бунтарства, оказавшие значительное влияние на его творчество и исторические симпатии. Детство и раннюю молодость Суриков провел в Красноярске, тогда глухом сибирском городке, во многом сохранившем нравы и обычаи XVII в. Увлечение художника временем Петра I. Особенность: «Я не понимаю действия отдельных исторических личностей без народа, без толпы». Суриков был историком.

«Утро стрелецкой казни », 1881 ГТГ

Так, первое крупное его произведение «Утро стрелецкой казни» было навеяно, по собственному признанию художника, впечатлениями московской и красноярской старины. Сюжет, выбранный Суриковым, почти повторяет тему картины Репина «Царевна Софья Алексеевна» — подавление стрелецкого мятежа. Эти произведения близки и по времени создания, но художественные решения сюжета совершенно различны. Если Репиным разгром мятежа показан через призму личной трагедии царевны Софьи, то для Сурикова восстание стрельцов — это столкновение двух противоположных миров, борьба нового со старым. Это подчеркнуто и самой композицией картины, разделением ее на две части, на два антагонистических лагеря — стрельцов и сторонников Петра.

«Меншиков в Березове» ГТГ

 

Сурикова привлекла фигура могущественного фаворита и сподвижника царя, участника его великих дел, затем низвергнутого и сосланного в далекий холодный край. Напрашивается мысль, что изображенный финал жизненного пути Меншикова — это осуждение всех подобных ему «временщиков» с их безудержным стремлением к власти и богатству, приобретаемым любыми средствами.

«Боярыня Морозова», ГТГ

«Покорение Сибири Ермаком», ГРМ

Если в «Боярыне Морозовой» народ принимал равное с героиней участие в происходящем, то в «Покорении Сибири» он являлся главным участником событий. Образ самого Ермака значительно уступает по выразительности изображению его войска, мощью и храбростью которого решается исход боя.

«Переход Суворова через Альпы», ГРМ

 

«Степан Разин», ГРМ

 

ВАСНЕЦОВ

«После побоища Игоря Святославовича с половцами», ГТГ


«Богатыри», ГТГ,

«Алёнушка», ГТГ

Роспись Владимирского собора в Киеве, образы русских князей Владимира, Александра Невского, Андрея Боголюбского


Жанровая живопись

 

ПЕРОВ

«Сельский крестный ход на пасхе», 1861 ГТГ

Картина антиклерикальна: отвратительный и совершенно пьяный священник и дьяк, даже уронивший кадило, мужик, валяющийся в луже у крыльца, крестьянка с осоловелыми глазами, несущая икону. За этой медленно движущейся процессией встает, по выражению Стасова, «океан русских людей».

«Чаепитие в Мытищах», ГТГ

«Приезд гувернантки», ГТГ


«Очередные у бассейна», Минск

«Проводы покойника», 1865


«Тройка. Ученики мастеровые везут воду», ГТГ «Дети-сироты», ГТГ

«Сцена у железной дороги». ГТГ

Портрет Камынина, ГТГПортрет Островского, ГТГ Портрет Достоевского, ГТГ

(Обличительный портрет московского купца)

ВЛАДИМИР ЕГОРОВИЧ МАКОВСКИЙ

Жизнью и деятельностью связанный с Москвой, он отображал главным образом сценки из быта различных слоев городского населения(«В приемной у доктора», «Толкучий рынок», «Крах банка», «На бульваре»)

 


 


 

 

КОНСТАНТИН ЕГОРОВИЧ МАКОВСКИЙ

«Наставление матери», «Кухарка и странник»

«Балаганы на Адмиралтейской площади» (Стасов считал её одним из лучших творений художника)

 

 

К.Е. Маковский помимо серии заказных, так называемых «парадных» портретов, создал ряд портретов деятелей искусства и науки – Островского, Тургенева, Григоровича, Даргомыжского, Глинки, историка Костомарова, путешественника Миклухо-Маклая(-).

 

 


ЯКОБИ

Острые социальные характеристики. Живой и общительный человек, необыкновенно остроумный собеседник, Якоби принял активное участие в различных кружках петербургской молодежи в б0-х годах XIX века.

«Светлый праздник нищего»

«Привал арестантов»


ЯРОШЕНКО

В 1877 году Ярошенко был принят в члены «Товарищества передвижных выставок», где вскоре занял видное место не только благодаря творческим достижениям, но и личным душевным качествам и большому обаянию. В своих воспоминаниях М. В. Нестеров писал: «Ярошенко был как бы „совестью" художников, тогда как их „разумом" был И. Н. Крамской».

«Невский проспект осеннею ночью»

«Кочегар» «Заключенный»

 

 

Полотна Ярошенко — «Заключенный», «Студент», «Курсистка» посвящены передовой русской интеллигенции. Это же направление характерно и для портретного творчества художника. Им были написаны портреты деятелей искусства и литературы, отличавшихся демократическими воззрениями — писателя В. Г. Короленко, артистки П. А. Стрепетовой, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Крамского, Менделеева, Соловьева, Н.Н. Ге, Гончарова, Соловьева, Плещеева. Одной из наиболее известных картин Ярошенко стало его позднее произведение — «Всюду жизнь», изображающее арестантский вагон.

 

 

Крестьянская тема

«Семейный раздел», «Приход колдуна на крестьянскую свадьбу», «Больной муж» В. МАКСИМОВА, «Земство обедает», «Косцы» Г. МЯСОЕДОВА, «Встреча иконы», «Ремонтные работы на железной дороге», «На войну» К. САВИЦКОГО

Из этих художников К. А. Савицкий наиболее социально и идейно глубоко трактовал крестьянскую тему. Так, в картине Савицкого «Ремонтные работы на железной дороге» (1874) правдиво, с большой выразительностью показана тяжелая участь крестьян, ушедших из деревни на заработки. Картина очень близка по содержанию стихотворению Некрасова «Железная дорога». Их объединяет горячее сочувствие к тем «многим», что — «в страшной борьбе, К жизни воззвав эти дебри бесплодные, Гроб обрели здесь себе».

Картина Савицкого «На войну» (1880-1888) представляет обобщенный показ жизни русского крестьянства в отдельном частном эпизоде проводов новобранцев.

И. Е. РЕПИН «Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии»

 


Тема заключенных

Проходившие в 1877-1878 годах процессы над участниками «хождения в народ» — «Процесс 50-ти», «Процесс 193-х» — стойкость и мужество народников, их речи на судебных заседаниях, исполненные глубокой любви к народу, вызвали негодование и горячее сочувствие к заключенным в широких кругах прогрессивной русской интеллигенции. Эти же чувства отразились в творчестве многих художников. В. Е. МАКОВСКИЙ в 1879 году пишет картину «Осужденный», ЯРОШЕНКО — «Заключенного» (1878) и начинает в то же время полотно «У литовского замка». — тюрьмы, где в это время находились арестованные революционеры. РЕПИН в 1878 году он сделал первый эскиз будущей картины «Арест пропагандиста», в 1882 году — «Отказ от исповеди» посвященный героическому образу революционера. Но наиболее ярким произведением этого цикла является, бесспорно, картина «Не ждали» (1885).

 

 

 

Репин (3)

 

В. Е. Маковский


ПЕЙЗАЖНАЯ ЖИВОПИСЬ

Если художники-пейзажисты предшествующих лет писали главным образом итальянскую природу, то с начала 60-х годов в этом жанре происходит резкий перелом, связанный с интересом живописцев к национальной теме. Образы среднерусского пейзажа в виде фона присутствуют уже на полотнах Перова 1860-х годов. Но подлинным зачинателем нового эмоционально-реалистического направления в русской пейзажной живописи стал А. К. САВРАСОВ (1830-1897).

- «Грачи прилетели»

- «Радуга»

- «Волга» (много Волги на разных картинах)

- «Могила на Волге»

- «Проселок»

 

 

ШИШКИН

 

Величавость природы в картинах Шишкина подобна силе русского человека, трудом своим взрастившего ниву («Рожь») или воспевшего в песнях образ могучего дуба («Среди долины ровныя», «Дубовая роща», «Дождь в дубовом лесу»). Много полотен художника посвящено изображению могучего девственного леса («Утро в сосновом лесу», «Сосновый бор», «В лесу Мордвиновой», «Сосны, освещенные солнцем», «Корабельная роща»).

Романтическое направление в пейзажной живописи

ВАСИЛЬЕВ

«Перед дождем»

«После дождя»


АЙВАЗОВСКИЙ

 

 

- «Девятый вал» ГРМ

- «Море»

- «Радуга»

- «Черное море», 1881

- «Среди волн», 1892

 

 

АРХИП ИВАНОВИЧ КУИНДЖИ

Эффект освещения.

 

- «Лунная ночь на Днепре»

- «Закат»

- «Березовая роща»

 

 

ЛЕВИТАН

Ученик Саврасова, а затем Поленова.

Во время поездок на Волгу 1887, 1888 и 1889 годов им, помимо многочисленных этюдов, были созданы монументальные полотна «На Волге», «Вечер на Волге», «Пасмурный день на Волге», «Вечер. Золотой плес» и др.

- «Владимирка» (Впечатление от уходящей вдаль дороги, по которой десятилетиями гнали по этапу ссыльных в Сибирь. Сдержанно-тоскливый пейзаж олицетворяет вековое народное горе.)изобр. слева

- «Над вечным покоем»

Близость трактовки природы у Левитана и Чехова в значительной степени объясняется их многолетней дружбой, взаимопониманием, но также и духовным родством.

В последние годы жизни художник создал такие радостные по настроению и краскам полотна, как «Свежий ветер», «Золотая осень» - изобр. справа. Обобщенный образ России предстает в картине «Озеро» — предсмертном произведении великого художника.

«На волге»

«Над вечным покоем»

 


Ещё надо знать, не относится к пейзажам:

 

ПОЛЕНОВ

«Христос и грешница», ГРМ

 

 

РЕПИН

«Торжественное заседание Государственного совета» (Полностью: Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года в честь столетнего юбилея), ГРМ

 

ВЕРЕЩАГИН

Нововведения в батальный жанр.

«Передо мной, как перед художником, война, — писал В. В. Верещагин, — и я ее бью, сколько у меня есть сил; сильны ли, действительны ли мои удары — это другой вопрос, вопрос моего таланта, но я бью с размаху и без пощады»

- «туркестанская серия» («Богатый киргиз с соколом»)

- ряд полотен, объединённых названием «Варвары»

- «Апофеоз войны», 1871-1872, груда черепов

- полотна «балканской серии»

- боевые действия под Плевной

- «Панихида»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: