Программа
По основам театрального искусства 2-5-е классы.
Автор: Фоминцев А.И.
Пояснительная записка
Данная программа является основой коррекционно-развивающей деятельности педагога дополнительного образования с учащимися 2-5 классов общеобразовательной школы. Разработана в соответствии с авторским методическим пособием «Уроки основ театрального искусства в начальных классах общеобразовательной школы», одобренным Восточно-Сибирской государственной академией культуры и искусства. Изданным управлением культуры администрации Красноярского края, главным управлением образования администрации Красноярского края, государственным центром народного творчества Красноярского края в 2000 году в издательстве «Буква».
Введение предмета основ театрального искусства обусловлено:
1. Обширной отечественной и зарубежной практикой исследований, которые убеждают, что художественная деятельность в дошкольном, начальном и среднем образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в этом возрасте искусство уже является адекватным языком самоактуализации, в то время как другие виды предметной деятельности ещё не способны дать ребенку доступных для этого средств. Искусство входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Персонализация образования предполагает расширение сферы занятий искусством и художественной деятельностью, а так как театр является синтезом искусств, то он полностью удовлетворяет указанным требованиям.
2. Складывающимися социальными условиями, требующими от человека определённых способностей для адаптации в окружающем мире, а современная среда стала сложно динамичной, высоко-конкурентной, обладающей повышенной информационной плотностью, разно качественностью, высокой интенсивностью и быстрой сменой сфер межличностного общения. При этом характерно разнообразие культурных и этнокультурных сред, в которых нужно уметь ориентироваться. Наконец, современность отличается огромным разнообразием организационных сред (на работе, дома, с родственниками, в кругу друзей, на улице и т.п.). Театральная модель жизненных ситуаций, "проба" ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды.
3. Дефицитом гражданственности в понятии мироздания. Ведь в основе гражданственности лежит не только воспитание уважения к государству и правопорядку (соответствующие органы сделают это быстрее и лучше, чем школа), но в первую очередь -воспитание чувства гражданского долга, долга перед живущими, перед прошлыми и будущими поколениями своей страны. Замечательный русский писатель Михаил Михайлович Пришвин писал – «Только я сам, действительно близкий к грубой материи своей родины, могу преобразить ее, поминутно спрашивая: «Тут не больно?», и если слышу «больно», ощупываю в другом месте свой путь. Другой-то разве станет так церемониться, разве он «за естественным богатством» железа, нефти и угля захочет чувствовать человека?». «Чувствовать человека» - не «человеческий фактор», а конкретного, индивидуального человека – кардинальный вопрос для обновления гражданско-патриотического воспитания. И театральное искусство, как нельзя лучше, помогает в этом.
Цель курса основ театрального искусства:
· Подготовить ребёнка к смелому, уверенному входу в общество и будущую самостоятельную жизнь.
· Научить чётко, последовательно и доходчиво выражать свою мысль.
· Развитие доброжелательности и тактичности в отношении со сверстниками и взрослыми.
· Научить владеть своим творческим внутренним потенциалом и регулировать собственные эмоции.
· Привить бережное отношение к окружающему миру и развитие духовности.
· Развитие способности логического мышления, анализа окружающей обстановки и адекватное размещение собственного "я" в предлагаемой общественной среде.
· Развитие ответственности за взятые на себя обязательства перед коллективом, способность к коллективному труду.
· Развитие способности понимать разно жанровые виды искусств.
· Развитие творческих способностей.
· Помочь овладеть навыками актёрского мастерства и самовыражения.
· Познать таинства "Его величества - Театра" и иметь представление о создании театральных полотен.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с театром как видом искусства. Определить связь и пользу анализа окружающего мира через призму театральной сцены. Рассказать:
· о рождении театра
· что такое театр и его разновидности
· связь театра с жизнью
· кто работает в театре
· отличие театра от других видов искусств
2. Через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов.
3. Через упражнения из области актёрского мастерства научить:
· концентрировать внимание
· управлять фантазией
· обладать образным видением
· научить анализировать и владеть психофизическим состоянием
4. В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие:
· о технике сцены
· об оформлении сцены
· о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
· об этюде и его разновидностях
· о структуре этюда
· о сценарии и форме его написания
· о выразительных средствах и их разновидностях
· что такое событие и событийный ряд
· что такое второй план и внутренний монолог
· что такое сюжет и его структура
· что такое фрагмент
5. Через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать:
· логическое мышление
· способность выстраивания событийного ряда
· способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения
· способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по фрагментарному плану
· способность выражения мысли через сопутствующее событие
· способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства
· образное видение
6. Через постановочную работу развить:
· чувство ответственности
· чувство коллективизма
· коммуникабельность
· адекватность мышления
· дисциплинированность
· организаторские способности
· умение преподнести и обосновать свою мысль
· художественный вкус
· трудолюбие
· активность
Критерии оценки:
Определение степени творческого развития учащихся проводится на 2-м и 3-м годах обучения посредством выработанной классификации категорий степени творческого развития АФАЛО (активность, фантазия, актёрское мастерство, логика, образное видение) в течение года в количестве трёх раз (исходное, промежуточное, конечное) через анализ соответственных итоговых заданий.
Структура и содержание программы
Основные разделы: всего - 271 час
1. Теоретически познавательный. 26 часов
· беседа
· лекция
2. Актёрское мастерство. 11часов
· этюд
· действенный анализ
3. Тренинго-развивающий 14 часов
· тренинговые игры
· сцен.речь
· сцен.движ.
4. Творческая мастерская 66 часов
· проба
· анализ
· исследование
· разработка
5. Просмотрово-информационный 12 часов
· просмотр
· обсуждение
6. Постановочная работа 142 часа
· сценарная разработка
· режиссура