Лекция ко Дню охраны труда




 

С целью привлечения внимания общества, предотвращения несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и в память о погибших на производстве, во Всемирный День охраны труда – 28 апреля, в Донецкой Народной Республике уже в шестой раз отмечается День охраны труда.

 

 

День охраны труда
Весь мир сегодня отмечает,
И эта тема с каждым днем
Большую важность обретает.

Прогресс в стремлении своем
Идет вперед без остановки,
И мы за ним не отстаем,
У нас есть нужная сноровка.

Но важно в этом марафоне
О самом главном не забыть —
В труде своем свое здоровье
И жизнь, конечно, сохранить!

В 2020 году Всемирный день охраны труда проводится под эгидой Международной организации труда (МОТ) под девизом – «Насилие и притеснение в сфере труда». Актуальность данной темы обусловлена тем, что 21 июня 2019 года на 108-ой сессии МОТ, приуроченной к столетнему юбилею организации, была принята Конвенция № 190 об искоренении насилия и притеснений в сфере труда. Конвенция стала первым международном договором, призванным положить конец насилию и притеснениям в сфере труда - физическому насилию, словесным оскорблениям, запугиванию, угрозам и преследованиям людей на рабочем месте.
Целью Всемирного дня охраны труда является содействие предотвращению несчастных случаев и заболеваний на рабочих местах во всем мире связанных с насилием.

Насилием считаются преднамеренные, умышленные действия одного человека, направленные на причинения вреда, травмы или смерти другому человеку (с использованием физической силы и/или иных средств). Насилие может произойти на рабочем месте, несмотря на любые профилактические меры. Работодатели должны быть готовы к преодолению последствий этого насилия, создавая условия, способствующие открытому общению, и разрабатывая механизмы для сообщения о насилии и реагирования на него.
Под притеснением на работе понимается физическое или психическое насилие на рабочем месте.

Насилие на рабочем месте – один из опаснейших производственных факторов, который может привести к травмированию и даже смерти. В соответствии с текстом Конвенции, термин «насилие и домогательства» в сфере труда обозначает ряд неприемлемых форм поведения и практики или угрозы таковых, целью, результатом или возможным следствием которых является причинение физического, психологического или экономического вреда.

Насилие и преследование в мире труда это прежде всего злоупотребление властью. Экспертами Международной организации труда был предложен термин «насилие и притеснения на работе». Он подразумевает весь спектр неприемлемого поведения и практик, которые могут причинить вред или страдания в физическом, психологическом или ином плане. Определения насилия в мире труда включают широкий спектр неприемлемых действий:

  • физическое насилие, приводящее к смерти, травме или причиняющее боль;
  • психосоциальное или психологическое насилие — оскорбления, запугивание, издевательства и преследования, в том числе групповые;
  • сексуальные домогательства, нежелательные физические контакты, нападения и сексуальное насилие;
  • жестокое обращение;
  • экономическое и финансовое насилие;
  • слежка, подглядывание и т.п. действия;
  • последствия домашнего насилия, проявляющиеся на рабочем месте.

При этом общий подход основан на том, что насилие и притеснения являются злоупотреблением властью и возникают из-за неравных отношений на работе, в семье и в обществе.

Насилие и притеснения в наибольшей степени затрагивают работников, находящихся в уязвимом положении. Прежде всего, это касается тех, чей доступ к трудовым правам: свободе объединения, коллективным переговорам, достойной занятости, защите от дискриминации, правосудию — ограничен. Есть группы трудящихся, непропорционально подверженные насилию — прежде всего, это женщины. Сказываются неравные отношения на работе, низкая заработная плата, неустойчивая занятость. Можно выделить и целые сектора экономики, где риск насилия и притеснений для работников особенно высок — и именно в силу недостатка прав работников. Изменения в сфере занятости, в частности, расширение присутствия женщин на рынке труда, часто связаны с ростом нестандартных и неустойчивых форм найма, неформальной экономики, низкооплачиваемого и плохо защищенного труда. Это делает женщин особенно уязвимыми перед физическими, устными и сексуальными домогательствами и насилием. При наихудшем развитии событий экономическая уязвимость и нищета ставят трудящихся в полную зависимость от работодаелей-эксплуататоров, неэтичных агентов по подбору персонала и торговцев людьми, блокируя для нитх всякую возможность изменения личной ситуации и, следовательно, не оставляя им способов эффективной защиты от насилия. Возможность для работников пользоваться коллективной защитой и представительством, через переговоры и кампании добиваться улучшения условий труда, а также информационная и пропагандистская деятельность ведут к сокращению уровня насилия и притеснений на работе. Эффективность этой работы значительно возрастает, если она поддержана соответствующим законодательством.

В соответствии с Конституцией человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность Республики, ее государственных органов и должностных лиц. Труд является свободным, принудительный труд запрещен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

****************

Проблема насилия является сейчас одной из актуальных. Эта проблема не нова, она существовала всегда и во всех странах мира. Данная тема очень важна, для кого-то неприятная и, наверное, для всех новая. Проведение нашего занятия потребует от каждого из нас бережного отношения к друг другу.

Давайте разберемся, что же такое насилие?

Мне хотелось бы познакомить вас с определением Владимира Ивановича Даля: «Насилие - это принуждение, неволя, силование, действие стеснительное, обидное, незаконное, своевольное».

Словарь Сергея Ивановича Ожегова дает такое определение: «Насилие - это применение физической силы к кому-то, принудительное воздействие на кого-то, притеснение, беззаконие».

Мне хотелось бы, чтобы вы сейчас внимательно послушали ситуацию, а потом ответили на вопросы.

Анализ ситуации.

Встречаются на перемене два ученика.

Вадим: - Эй, ты, слышь? Вали сюда! Разговор есть. Ну двигай, двигай сюда.

(Коля с неохотой подходит)

Вадим: - Сто рублей не одолжишь?

Коля: - У меня нет таких денег.

Вадим: - Ну, тогда дома у родителей попроси. Скажи, что учитель сказала принести.

Коля: - Я так не могу…

Вадим: - Да не будь ты курицей! Ты что - «маменькин сыночек»? Взял у мамки из кошелька одну бумажку и она даже не узнает. В общем, чтобы завтра деньги были, а то худо будет.

 

Вот, кажется, простая ситуация, которая встречается, к сожалению, в школьной жизни нередко. Как вы думаете, было ли здесь совершено насилие? (ответы ребят) Перед нами два ученика Вадим и Коля. Один из которых, можно сказать, «герой дня», который знает чего хочет от жизни. Другой - жертва, которая сомневается, боится, не уверена, стоит ли ему приносить деньги. А теперь давайте подумаем, к каким последствиям может привести данная ситуация Вадима, как обидчика, и Колю, как жертву (ответы ребят)

Ребята посмотрите, к каким серьезным последствиям может привести данная ситуация мальчиков. А иногда последствия могут быть непоправимы - смерть, инвалидность, совершение преступления и т.д.

Да, никто не вправе проявлять насилие по отношению к другому человеку.

«Вся жестокость происходит от слабости»,- говорил Сенека.

К сожалению, зло очень распространено, многолико, оно коварно. Насилие часто маскируется, иногда его трудно распознать.

Преступник совершает преступления, оправдывая себя обстоятельствами, хам кричит, что он прав, предатель объясняет свой поступок вынужденной необходимостью, тираны и диктаторы клялись, что пекутся о благе людей, принося страдания и беды народам.

Судить человека надо по его делам!

Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о природе, не замечая при этом урну для мусора.

• Многие понимают, что злые люди добиваются своего, им чужды сомнения, сострадания, а удача сопутствует. А мы, добрые души, живём по совести, и что мы, кроме этого имеем?

Как вы относитесь к таким суждениям?

Может ли быть счастливым человек, приносящий сострадания другим? В сказках добро побеждает зло. Но жизнь не сказка. Случается всякое и не всегда так, как нам хочется.

Притча об охотнике и змее:

«Шел охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево». Охотник приподнял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотника и готовится укусить его. Взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас?» «На то я и змея», — отвечает она. Тут на счастье охотника пробегает лиса. Просит охотник лису рассудить, кто прав из них. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать».

Чему учит эта притча?

Не стой в стороне равнодушным,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку можно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта и дружба твоя
Ты счастлив, что день не напрасно был прожит
На свете живешь ты не зря.

И в заключение нашего занятия я хотела бы вам прочитать еще одну восточную притчу. “Эта история произошла давным - давно. В древнем городе жил один мудрец, слава о котором прошла по всему городу. Но в этом же городе жил злой человек, который завидовал его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не мог на него ответить. Пошел он на луг, поймал бабочку, сжал ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я: о, мудрейший, какая у меня бабочка – живая или мертвая? Если он скажет, что мертвая, я раскрою ладони – бабочка улетит; а если скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет. Тогда станет ясно, кто из нас мудрее”. Так завистник и сделал: поймал бабочку, посадил ее между ладоней, отправился к мудрецу и спросил его: “Какая у меня бабочка – живая или мертвая?” Но мудрец ответил: “Все в твоих руках…”

- Действительно все в наших руках. Добро, сотворенное нашими руками, совершит чудо.

В жизни по-разному можно жить –
Можно в беде, а можно – в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать –
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженною солнце достать
И подарить его людям.

 

Спасибо за внимание.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: