Зададимся вопросом принципиального свойства: чем диктуется необходимость обращения ученых к философии? Думается, что таких факторов несколько. Во-первых, объективной взаимосвязью самих предметов их исследования. Во-вторых, характером процесса конкретно-научного познания. Дело в том, что научное познание совершается отнюдь не учеными-робинзонами, имеющими дело с «чистыми фактами» и обладающими логическим методом открытия и обоснования научных законов, а реальными индивидами, живущими в определенную эпоху и испытывающими на себе влияние культуры своего времени. В силу этих обстоятельств процесс научного познания имеет ярко выраженный творческий и социально-опосредованный характер. Поэтому чистого, беспредпосылочного знания в науке просто не существует.
Открытие новых научных зако нов и теорий всегда происходит в форме конструктивной умственной деятельности по выдвижению, обоснованию и принятию определенных гипотез. Этот мыслительный процесс обусловлен не только имеющимися в распоряжении ученого эмпирическими материалами, но и опосредован целым спектром составляющих социокультурный фон данной дисциплины представлений и принципов как научного, так и вненаучного порядка. Важнейшим элементом этого фона выступает философия. Как свидетельствует реальная история науки, именно на основе определенных онтологических, гносеологических, логических, методологических и аксиологических оснований строятся конкретно-научные модели изучаемых явлений, дается интерпретация теоретических построений, оцениваются возможности и перспективы использования определенных методов и подходов в исследовании объективной реальности. Можно сказать, что философские основания науки выступают тем опосредствующим звеном, которое связывает философское и конкретно-научное знание. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что эти основания не являются «личной собственностью» ни науки, ни философии. Они представляют собой пограничное знание и могут быть с равным правом отнесены по ведомству как философии, так и науки.
Рассмотрим обстоятельнее основное содержание и специфику различных типов философских оснований науки. Онтологические основания науки представляют собой принятые в той или иной науке общие представления о картине мира, типах материальных систем, характере их детерминации, формах движения материи, общих законах функционирования и развития материальных объектов. Так, например, одним из онтологических оснований механики Ньютона явилось представление о субстанциональном характере пространства и времени, их независимости как друг от друга, так и от скорости движения объекта. Гносеологические основания науки суть принимаемые в рамках определенной науки положения о протекании научного познания, соотношении чувственного и рационального, теории и опыта, статусе теоретических объектов и т.д. К примеру, именно на основе определенного истолкования статуса теоретических понятий Эрнст Мах в свое время отверг научную значимость молекулярно-кинетической теории газов Л. Больцмана. Как известно, Мах был сторонником взгляда, что все значимые теоретические понятия должны быть редуцируемы к эмпирическому опыту. Понятие же «атом», на котором была основана молекулярно-кинетическая теория, не удовлетворяло этому условию, так как в тот период времени атомы были ненаблюдаемы. Руководствуясь этим же гносеологическим основанием австрийский физик отверг абсолютное пространство и время И. Ньютона.
Что же касается логических оснований науки — то это принятые в исследовательской практике правила абстрагирования, образования исходных и производных понятий и утверждений, правила вывода и т.п. Примером, в частности, может служить следующее обстоятельство: в конструктивной математике запрещается использовать понятие актуальной бесконечности, закон исключенного третьего в рассуждениях о бесконечных множествах. Методологические основания науки представляют собой принимаемые в рамках той или иной науки представления о методах открытия и получения истинного знания, способах доказательства и обоснования отдельных компонентов теории и теорий в целом. Вполне очевидно, что методологические основания науки могут не совпадать, быть различными не только в разных науках (например, в естественных, математических, технических или гуманитарных), но и в одной и той же науке на разных стадиях ее становления. Так, например, имелось существенное различие в методологических основаниях древнегреческой и древнеегипетской геометрии. Столь же существенным было различие в методологических основаниях физики Аристотеля и физики Галилея—Ньютона. Рассмотрим, наконец, ценностные, или аксиологические, основания науки. Они представляют собой принятые в научном сообществе идеи о практической и теоретической значимости науки в целом или отдельных наук в системе духовной и материальной культуры, о целях науки, о научном прогрессе, его связи с общественным развитием, об этических и гуманистических аспектах науки и т. п.
Говоря о механизме влияния философии на науку, необходимо иметь в виду существенные спецификации в характере, способах и силе этого воздействия в за висимости от уровня научного познания (теоретическое или эмпирическое), этапа развития науки (нормально-эволюционный или кризисно-революционный), степени ее зрелости (ранняя или имеющая уже сложившийся концептуальный аппарат). Такой дифференцированный подход позволяет выработать более полное представление о механизме влияния философии на развитие и функционирование конкретно-научного познания. Так, имеется существенное своеобразие в характере влияния философии на теоретический и эмпирический уровни познания в науке. Как известно, содержание эмпирического познания определяется в основном непосредственными данными наблюдения и эксперимента, а также, частично, — его теоретической интерпретацией с позиции определенной конктерно-научной теории. Содержание же теоретического уровня научного познания существенно определяется его связью не только с эмпирическим знанием, но и с философией. Отметим, что связь с философией необходима для научной теории как на этапе ее возникновения, так и на этапе ее обоснования. Именно теоретики науки чаще всего обращаются к философии и ее эвристическому потенциалу. На эмпирическом же уровне познания непосредственное влияние философии если и имеется, то только в качестве критико-рефлексивной деятельности, но не в плане обоснования знания.
Весьма различной представляется также сила влияния философии на эволюционной стадии науки и в период научных революций. Это связано с тем, что эволюционный период в развитии науки представляет собой этап реализации тех потенций, которые были заложены в принятой данной наукой системе исходных абстракций и идеализаций. Эти концептуальные образования играют в структуре науки роль ее фундаментальных внутринаучных, или собственных оснований. Они выполняют не только функции интегративного и организующего начала познавательной деятельности в конкретной науке определенного периода, но и защитные функции, отторгая проникновение в нее чуждых, дезорганизующих элементов, разрушающих достигнутую в ней целостность и гармонию. В эволюционный период развития науки ее собственные теоретические основания выполняют роль своеобразного экрана и одновременно фильтра. С одной стороны, они отторгают несоответствующие данной науке внешние факторы, а с другой — пропускают через себя те воздействия и, в частности, те философские концепции, которые имманентны имеющимся собственным теоретическим основаниям. Таким образом, в эволюционные периоды развития науки влияние на нее философии и других социо-культурных факторов во многом является внешним, несущественным. Это воздействие контролируется наукой, которая не допускает проникновения в нее идей, противоречащих ее собственным основаниям. Вот почему в структуре стандартной науки трудно выделить и сформулировать явным и однозначным образом ее философские основания. Последние предстают здесь в «снятом» виде в ее собственных теоретических основаниях.
Иное дело — периоды научных революций; здесь происходит отказ от ранее принятой научной теории, осуществляется выработка данной наукой новых собственных теоретических оснований и их обоснование. В этот период наука становится наиболее открытой к философии, которая оказывает на нее существенное влияние. Особенно это относится к так называемым глобальным научным революциям, когда происходит смена господствующей научной картины мира или смена идеалов и норм научного исследования. Яркими примерами подобных научных революций являются: коперниканско-галилеевско-ньютонианская революция в естествознании XVI - XVII вв., революции в физике и математике в конце XIX — начале XX века. Нельзя не видеть, что возникающие в ходе таких революций собственные теоретические основания наук во многом несовместимы со старыми и требуют для своего обоснования выхода в область более общих, философских принципов и представлений.
О чем свидетельствует проведенный анализ? Изучение природы философского и конкретно-научного знания, механизмов их функционирования и развития показывает, что несмотря на качественное отличие между ними, а во многом и благодаря ему, философия и конкретные науки вынуждены обращаться друг к другу. Думается, что реальное отношение между ними не может быть понято ни с позиций редукционизма, ни с точки зрения абсолютной автономии. Взаимосвязь между философским и конкретно-научным знанием носит характер диалектического единства качественно различных уровней в рамках общего рационального способа познания. Как и всякое диалектическое единство, единство философского и конкретно-научного знания является опосредованным - прежде всего таким специфическим образованием как «философские основания науки ». В силу качественного различия конкретно-научного и философского знания они не могут быть соотнесены друг с другом непосредственно. Конкретно-научное знание может выступать подтверждением или опровержением некоторой философской концепции не само по себе, а лишь после его философской интерпретации. С другой стороны, и философия может оказывать влияние на конкретную науку не непосредственно, а лишь в результате ее философской интерпретации, либо соответствующей научной конкретизации философской теории. Важнейшим следствием опосредствованного характера взаимосвязи философского и конкретно-научного знания является отсутствие между ними однозначной связи.
§3. Философские проблемы науки как опосредующее звено между философией и конкретно-научным знанием
Помимо философских оснований науки, важнейшим опосредующим звеном между философским и частно-научным знанием выступают философские проблемы науки. В чем отличие последних от философских оснований науки? Во-первых, они отличаются по логико-синтаксической форме. Если философские основания науки представляют собой некоторые утверждения, то философские проблемы науки — вопросительные предложения. Например: какова структура физической реальности? (Онтологическая философская проблема физики.) Какова логика квантовой механики? (Логическая проблема физики). Отражает ли что-нибудь математическое знание в объективной реальности и если да, то что именно? (Гносеологическая проблема математики.) Во-вторых, имеется различие в самой концептуальной структуре философских оснований и философских проблем науки. Тогда как первые непосредственно связаны только с фундаментальными понятиями научных теорий, философские проблемы науки могут включать в свой состав также и производные понятия науки, ее, так сказать, «теоремную часть».
Многообразие философских проблем конкретных наук не может не обострить внимание к их классификации, упорядочению по типам. Среди основных форм классификации можно выделить следующие: 1) в зависимости от специфики содержания философской части проблемы (онтологические, гносеологические, логические, методологические, онтологические); 2) в зависимости от специфики содержания конкретно-научной части проблемы (философские проблемы физики, биологии, химии, психологии, истории и т. д.); 3) в зависимости от направленности возникновения и целей исследования (от философии к науке или наоборот). Представляется ясным, что все приведенные выше классификации не исключают друг друга и могут быть совмещены в рамках более сложной и полной классификации. Существование различных типов философских проблем науки требует для их решения привлечения в каждом случае специфического философского и конкретно-научного инструментария.
Третьим важным когнитивным звеном, опосредующим отношение между философией и наукой, выступает сама комплексная дисциплина «философия науки ». В первом разделе этой книги мы отмечали, что ее основными задачами являются систематическая философская рефлексия над производством знания, вписывание достижений науки в наличный социокультурный контекст эпохи, осуществление синтеза философского и частно-научного знания. В этом контексте будет показательным рассмотрение взаимоотношения между философией и наукой на примерах взаимодействия философии с теориями классического и современного естествознания. Как известно, парадигмальными дисциплинами классического естествознания являлись механика И.Ньютона, классическая космология, электродинамика Дж.Максвелла, термодинамика Р.Клаузиуса, теория эволюции Ч.Дарвина, физиология И.П.Павлова, теория бессознательного З.Фрейда. Несмотря на очевидное содержательное различие перечисленных выше концепций, все они исходили из неких общих философских принципов, которые считались единственно верными. Назовем их: это принцип детерминизма, господство однозначных причинно-следственных отношений между явлениями природы; принцип «чистой» объективности научного знания и его абсолютной истинности; принцип невозможности альтернативных научных теорий об одном и том же предмете; принцип эволюционного развития науки; принцип наличия универсального научного метода.
Что характерно неклассическому этапу развития естествознания? Прежде всего ему присущи скачки, революционные концептуальные изменения, что делает возможным принятие качественно несовместимых с прежними теориями концепций в одной и той же области науки. В частности, классической механике Ньютона, доминировавшей в Европе в качестве непререкаемого эталона научности более 200 лет, были выдвинуты в качестве альтернативы специальная и общая теория относительности и квантовая механика. В отличие от механики Ньютона, специальная теория относительности утверждает изменяемость пространственных промежутков и временных интервалов, зависимость их друг от друга и от скорости движения тел. С точки зрения теории относительности о пространственных и временных свойствах тел самих по себе ничего определенного сказать нельзя, а можно только по отношению к выделенной конкретной системе отчета. В механике Эйнштейна утверждается также, что и масса тел меняется вместе со скоростью их движения, и поэтому говорить что-либо о массе тела самого по себе вне отнесенности его к какой-либо системе отсчета также бессмысленно, как и в отношении пространства и времени. Итак, пространство, время и массу тел реформатор физики лишил абсолютной субстанциальности, сделав их атрибутивными, относительными свойствами тел, значение которых существенно зависит от выбора наблюдателем определенной системы отсчета.
В соответствии с этим наблюдатели, констатируя разные значения пространства, времени и массы одних и тех же тел относительно своих систем отсчета, будут одинаковы правы, если, конечно, не сделали ошибок в вычислениях. Более того, в рамках общей теории относительности Эйнштейна утверждается, что пространственные и временные свойства событий зависят не только друг от друга и от выбора системы отсчета (возможность абсолютной, привилегированной системы отсчета в этой теории полностью отвергается как вне-эмпирическое допущение), но и от влияния на них других масс или тяготения. Сам факт возникновения и принятия научным сообществом механики Эйнштейна утвердил, во-первых, принципиальную возможность и правомерность в науке альтернативных теорий об одной и той же предметной области, а, во-вторых, вовсе не абсолютно истинный характер физических истин, а лишь — относительно-истинный.
Следующий революционный шаг в развитии неклассической науки был связан с возникновением и утверждением квантовой механики — еще одной фундаментальной концепции современного естествознания. Если Эйнштейн разрушил веру в трансцендентальный, абсолютный характер научного знания, в возможность абсолютно-истинной научной картины мира, то создатели квантовой механики Нильс Бор, Вернер Гейзенберг, Макс Борн подорвали всеобщность и непререкаемость другого фундаментального онтологического принципа классического естествознания — принципа детерминизма, утверждавшего господство в природе причинно-следственных законов, имеющих необходимый характер связи причины и следствия. Отметим, кстати, что этой концепции, получившей название лапласовского детерминизма, до конца своей жизни придерживался Альберт Эйнштейн. Так что и в науке можно быть революционером в решении одной проблемы и консерватором в интерпретации другой. И это для большинства ученых отнюдь не исключение, а скорее — правило, ибо радикальное отрицание чего-то существующего возможно только на основе безусловного принятия каких-то позитивных утверждений в качестве истинных.
Помимо этого, в квантовой механике выдвигается положение о принципиально вероятностном характере поведения любых физических тел, а не только микрообъектов, как это иногда полагают. Невозможность однозначного описания движения тел связана с теми ограничениями, которые накладывает принцип неопределенности Гейзенберга на возможность одновременного абсолютно точного измерения многих сопряженных величин, входящих в физические законы. Согласно этому принципу, невозможно, к примеру, одновременно точно измерить координату и скорость (или импульс) тела и тем самым однозначно предсказать его будущее состояние. Нижняя граница неопределенности определяется весьма небольшой величиной — постоянной Планка, но преодолеть это значение невозможно в принципе.
Таким образом, согласно квантовой механике, условия физического познания мира задают возможность описывать его адекватно только вероятностно. Необходимые же законы, столь свойственные классической науке, суть не что иное как огрубленное, неадекватное описание действительности, которое, правда, признается в ученом сообществе целесообразным из прагматических соображений простоты, когда для многих случаев успешной практики не требуется абсолютной точности. Итак, квантовая механика решительно поставила перед философией и наукой важный тезис: с точки зрения возможностей человеческого познания мир — индетерминистичен, им управляет вероятность, а не необходимость, а в основе вероятности лежит множество случайных событий. Помимо этого, квантовая механика предложила философии для осмысления два принципиальных вопроса.
Остановимся на них подробнее. Для большинства объектов и систем невозможно их единственное непротиворечивое описание, поскольку многие из них имеют частично или полностью взаимоисключающие свойства: например фотоны и электроны обладают как корпускулярными, так и волновыми свойствами. Поэтому полное их описание возможно только в виде двух дополняющих друг друга картин: волновой и корпускулярной. Свойства волны и частицы являются у элементарных объектов диспозиционными, а реально они проявляют себя всегда либо как волны, либо как корпускулы. А как они себя проявят в каждом конкретном случае, зависит от условий их познания, в частности, от условий наблюдения с помощью различных приборов. Как видим, с точки зрения квантовой механики физическая истина не только относительна, но и субъект-объектна, поскольку условия познания (наблюдения) существенно влияют на результат познания и не могут быть элимированы из последних в принципе. Как это допускала классическая механика. И это, если можно так выразиться, урок, преподанный квантовой механикой философии. Абстракция чисто объективного познания физической реальности при исследовании классических объектов с большими массами и относительно малыми скоростями (по сравнению со скоростью света) верна только с практической точки зрения, но она неверна теоретически, с философско-гносеологической позиции. Таким образом, философские основания классической и неклассической механики не просто различаются, более того: они отрицают друг друга.
Еще одним уроком современного естествознания для философии явилось создание современной космологии, которая сознательно положила в фундамент своих философских оснований распространение принципа эволюции с живой природы также и на всю неживую природу, поместив начало его действия в точку сингулярности, т. е. в момент Большого Взрыва. Более того, современная космология исходит не только из универсального характера действия принципа эволюции, но и вводит в число своих философских оснований так называемый антропный принцип, согласно которому эволюция во Вселенной носит целесообразный, направленный характер, целью которой является порождение разумных существ. На языке теории систем и кибернетики это означает, что наша Вселенная по существу является системой с рефлексией, т. е. самопознающей и (само)управляемой с самого начала своего возникновения. Как показывают многочисленные физические и математические расчеты, без допущения антропного принципа, или принципа рефлексивного характера Вселенной как системы, невозможно объяснить очень тонкий характер согласования многих многократно подтвержденных на опыте фундаментальных физических констант и законов.
Если вести разговор с точки зрения вероятностного мышления, то величина вероятности того, что эти тонкие физические согласования имеют случайный характер должна быть приравнена к нулю. С этих позиций взгляды ранних античных мудрецов о разумном устройстве космоса и о «нусе» (Анаксагор) как естественном объективном разуме — высшем законе Природы, равно как и взгляды объективных идеалистов об объективном (т.е. внечеловеческом) характере мышления не кажутся такими уж фантастическими и умозрительными. Думается, можно утверждать, что именно современная космология являет собой яркий образец того, что многие философы называют постнеклассической наукой, приходящей на смену неклассической науке. Парадигмальную основу последней, как известно, составили теория относительности и квантовая механика. Сущность современной постнеклассической науки действительно состоит в том, что она перешла к изучению сверхсложных, в высшей степени организованных систем, включающих в себя человека в качестве важнейшего своего элемента (биосфера, геосфера, техносфера, экономика, глобальные проблемы и т. д.).
Остановимся еще на одном – последнем по времени - из уроков современного естествознания. Речь идет о возникновении и бурной экспансии во все фундаментальные области современной науки (механика, химия, биология, космология, техника) идей новой фундаментальной концепции современного естествознания — синергетики. Возникнув в 50-х годах XX века вначале как распространение идей классической термодинамики на описание поведения открытых стохастических систем при взаимодействии их с окружающей средой путем обмена с ней энергией, массой и информацией, творцы синергетики (И.Р. Пригожин, Г. Хакен, С.П.Кур дюмов) обнаружили, что в открытых диссипативных системах в целом не действуют линейные зависимости при описании поведения отдельных элементов такой системы и системы в целом. Было установлено, что диссипативные системы эволюционируют не постепенно, а скачкообразно, траектории их эволюции всегда имеют выделенные точки (так называемые точки «бифуркации»), где происходит «выбор» одной из множества возможных траекторий следующего этапа эволюции системы.
Важно подчеркнуть, что в точках бифуркации выбор системой дальнейшей траектории движения определяется в целом случайным образом и не связан линейной или причинной зависимостью с ее предшествующими состояниями (в этих точках система как бы «забывает» весь свой прошлый опыт). Можно утверждать, что современное естествознание, безусловно, меняет свой концептуальный облик, переходя при описании движения и взаимодействия своих объектов с языка линейных уравнений и причинно-следственных зависимостей на язык нелинейности и кооперативных, резонансных связей между объектами. Фактически, налицо новая революция в естествознании, по своей методологической значимости ни в чем не уступающая появлению таких теорий как неевклидова геометрия, эволюционная теория Дарвина, теория относительности и квантовая механика.
Итак, говоря в общем плане, новая парадигма современного естествознания — синергетика — является выражением, обоснованием и универсализацией идеологии нелинейного мышления в науке, основанного на признании фундаментальной и творчески-конструктивной роли случая в мире природы, значимость и вес которого в структуре бытия, по крайне мере, не меньше законосообразности, а тем более — необходимости. В контексте этого, квантовая механика нанесла лишь первый и притом отнюдь не смертельный удар по лапласовскому детерминизму. По-настоящему это сделала лишь синергетика, убедительно объяснив вторичность порядка по отношению к хаосу, возможность математически обосновать происхождение первого из второго.
Представляется ясным, что говорить об уроках, преподанных философии развитием современного естествознания, можно всерьез только с позиций философской рефлексии, ориентированной на науку как на один из важнейших элементов своего концептуального и проверочного базиса. Для сторонников, скажем, антиинтеракционистской концепции соотношения философии и науки драма научных идей, сложнейшие перипетии эволюции естествознания никакого существенного отношения к философии не имеют. С этих позиций философия для решения своих проблем может и должна черпать силы только из самой себя. Наука, как оказалось, «дама» переменчивая в своих приоритетах, не может быть твердым основанием для истинной философии. В этом смысле антиинтеракционисты, видимо, правы, предостерегая философов от безоглядного и некритического преклонения перед ней. Однако и полное абстрагирование от опыта научного познания, краеугольного культурного института современной цивилизации, вряд ли уместно. Особенно для тех, кто претендует на серьезную философию. Различие этих способов освоения действительности, как известно, не только не исключает, но предполагает определенной кооперации для более эффективного сосуществования в рамках целого, функции которого человечеством возложены на культуру. Мудрость случайной кооперации, пожалуй, не ниже знания причинной необходимости. По крайней мере, если считать всеобщее учение о бытии важнейшим разделом философии, вряд ли можно надеяться на серьезное принятие онтологических построений философии без соответствующего их соотнесения с теми концепциями о бытии, которые предлагает современное естествознание.
Как мы стремились показать, отношения философии и естествознания диалектичны. Это значит, что естествознание не только дает определенные «уроки» философии, но и само получает их от нее. Если исходить из того, что главной задачей философии является выстраивание основных типов отношения человека к окружающему миру, то главными уроками, которые преподнесла философия современному естествознанию, можно назвать следующие: 1) утверждение концепции непричинного отношения между бытием и сознанием (в том числе между объектом и научным знанием о нем); 2) обоснование принципиально плюралистичной природы философии и предлагаемых ею решений собственных проблем; 3) осознание точечного, селективного, а отнюдь не фронтального воздействия философии на развитие и функционирование естественнонаучного познания как в диахронном (историческом), так и в синхронном аспектах их взаимодействия; 4) необходимость осознания социально-культурной природы научного познания, для функционирования которого внешний контекст науки, коммуникационные связи и консенсус в достижении и утверждении истины играют не меньшую роль, чем сам предмет (объект) той или иной естественной науки и получаемая о нем эмпирическая информация. И самый, пожалуй, главный урок, преподанный философией современной науке: как бы не велика была относительная самостоятельность и мощь науки в развитии современной цивилизации, ученые всегда должны понимать, что их главное предназначение — максимально способствовать продвижению человечества на пути прогресса.
Словарь терминов
Антиинтеракционизм – концепция соотношения философии и науки, согласно которой философия и наука различны по своему предмету и методам (экзистенциализм, философия культуры, философия ценностей). В соответствии с этой концепцией каждый из названных типов знания развивается по своей внутренней логике, поэтому взаимоотношение философии и науки может быть только внешним.
АНТРОПНЫЙ ПРИНЦИП - одно из базовых утверждений современной космологии, согласно которому имеет место удивительная приспособленность Вселенной к существованию в ней человека. Эта приспособленность выражается в наличии очень тонкой подгонки фундаментальных физических констант, при которой даже малые отклонения от их стандартных значений привели бы к такому изменению свойств Вселенной, при котором возникновение в ней человека было бы принципиально невозможно.
Диалектическая концепция взаимоотношения философии и науки – учение, согласно которому философия и наука представляет собой качественно различные виды знания, которые тем не менее связаны между собой и активно используют эвристические ресурсы друг друга в процесса функционирования. Конкретным выражением внутренней взаимосвязи философии и науки является, с одной стороны, наличие слоя философских оснований у фундаментальных научных теорий, а с другой, – слоя частно-научного знания, используемого в философской аргументации.
ИСТОРИЯ НАУКИ — изложение в хронологической последовательности динамики научных изменений (зарождение науки в целом и различных областей научного знания; открытие новых эмпирических явлений, фактов, законов, объясняющих их гипотез и теоретических моделей, практических приложений, социокультурного значения). Существует много вариантов истории науки, прежде всего, по широте охвата научных изменений: общая история науки в целом; история ее важнейших отраслей: история логико-математических наук, социально-гуманитарного познания, инженерно-технических достижений; история отдельных научных дисциплин (история физики, химии, биологии, социологии, права и т.п.). Во-вторых, различают внутреннюю и социальную историю науки. В рамках внутренней истории науки абстрагируются от ее зависимости от социокультурного контекста, в социальной истории науки — акцентируют. Во многом это зависит от предпочтения той или иной модели развития научного знания (интернализм или экстернализм). Наконец, существуют история национальной науки, история научных биографий, история великих научных открытий и т. д. Как и любая конкретно-научная дисциплина, история науки не свободна от принятия тех или иных философских оснований и предпосылок: кумулятивизм или антикумулятивизм, прогрессизм или просто эволюционизм, внутренняя взаимосвязь науки с философией или независимость от последней, социальная и ценностная нейтральность науки или ее аксиологическая нагруженность.
КУМУЛЯТИВИЗМ — истолкование процесса научного познания как состоящего в последовательном накоплении новых истин путем совершенствования методов наблюдения и эксперимента (эмпирический уровень науки) и все более общих научных теорий (теоретический уровень науки). Такое истолкование динамики науки не соответствует ее реальной истории. Наряду с ростом научной (эмпирической и теоретической) информации в науке постоянно происходит отказ от устаревших «истин» или их существенный пересмотр, что неизбежно связано с утерей накопленных «фактов» и их «интерпретаций», отказом от них (возможно, навсегда) как ложных, неточных или односторонних утверждений. Вместе с тем, отрицание кумулятивного характера развития науки вовсе не означает отрицание преемственности в развитии научного знания. Кумулятивизм есть следствие классической прогрессистской идеологии науки, согласно которой научное познание в отличие от других видов когнитивной деятельности (обыденное познание, философия, литература, религия) развивается только прогрессивно, от одних истин к другим, от менее общих истин к более общим.
Позитивистская концепция соотношения философии и науки – концепция, возникшая в 30-е годы XIX века (О.Конт, Г.Спенсер, Дж. Ст. Милль) и получившая в последующем широкое распространение. Она состоит в утверждении приоритета частно-научного знания по сравнению с философским. Последнее трактуется как умозрительное теоретизирование не имеющее позитивного значения.
Трансценденталистская концепция соотношения философии и науки - исторически первая концепция, трактующая взаимоотношения философии и науки. Обосновывает гносеологический приоритет философии по отношению к частным наукам. На практике это означало навязывание науке умозрительных философских схем. Наиболее видными представителями этой точки зрения были Аристотель, Гегель, Шеллинг.
ФИЛОСОФИЯ НАУКИ - область философии, предметом которой является осмысление функционирования и развития науки как системы научного знания и социального института. Важнейшей задачей философии науки является изучение механизма взаимоотношения философии и науки, исследование философских оснований и философских проблем различных наук и научных теорий, взаимодействия науки, культуры и общества. Основными разделами философии науки выступают: онтология науки, гносеология науки, методология и логика науки, аксиология науки, общая социология науки, общие вопросы экономического и правового регулирования научной деятельности, научно-технической политики и управления наукой.
Философские проблемы науки – проблемы, относящиеся к философским основаниям науки в целом, а также отдельных наук и научных теорий, философской интерпретации содержания фундаментальных теорий – логико-математических, естественнонаучных, технических, социально-гуманитарных. Философские проблемы науки являются комплексными, включающими в свой состав различные когнитивные элементы – философские и конкретно-научные категории. Эффективное решение философских проблем науки требует профессионального владения наукой, ее историей, умени