Глава 1. Теоретические аспекты повышения качества управления на предприятии




Кафедра менеджмента и государственного управления

 

Курсовая работа

по дисциплине:

«Организационное проектирование менеджмента»

На тему: «Пути повышения эффективности и качества менеджмента»

(на примере ООО «Артефакт»)

 

Работу выполнил студент

группы 35141-Ммт-1, д/о

И.О.Веретенников

___________

(подпись)

 

Руководитель по практике:

Пайдемирова Е.А.

___________

(подпись)

 

Н. Новгород, 2017 г.

 

Оглавление

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические аспекты повышения качества управления на предприятии………………………………….…………………………………..6

1.1. Понятие и сущность качества и методов управления……..………6

1.2. Классификация качества и методов управления персоналом……10

1.3. Зарубежный опыт применения экономических методов в управлении организацией ………………………………………………………14

Глава 2. Анализ методов управления, применяемых на ООО «Артефакт»………………………………………………………………………17

2.1. Краткая характеристика предприятия……………………………17

2.2. Диагностика в системе менеджмента в организации……………...20

2.3. Оценка эффективности существующей системы менеджмента в организации……………………………………………………………………...24

2.4. Предложения по совершенствованию системы менеджмента в ООО «Артефакт»……………………………………………………………………...29

Заключение………………………………………………………………..33

Список литературы………………………………………………………36

Приложение………………………………………………………………38

 

Введение

Курсовая работа состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографии и приложения. Сейчас тема управления очень актуальна. В настоящее время идёт достаточно тяжелый экономический кризис. Буквально все компании, независимо от размера, озабочены проблемой дефицита рабочей силы по должностям управления. Да, у «монстров индустрии» есть значительные кадры. Но во время кризиса повышается текучесть рабочей силы. Все желают работать за как можно большее вознаграждение.

Маленьким предприятиям намного сложнее. Им нужно привлечь на свою вакансию специалиста, который согласится работать за более низкую заработную плату. Также, малому бизнесу труднее с поиском новых кадров.

В условиях рыночной экономики изучение и внедрение накопленного опыта эффективного управления предприятием, и прежде всего практическая значимость применения экономического механизма менеджмента в ведущих фирмах рыночных стран очень велика и является необходимым условием эффективного функционирования российских предприятий на внутренних и мировых рынках.

Выбрана эта тема не просто так. Интересуюсь событиями, которые происходили с Российской Федерацией на этапе её перехода на рыночные отношения. Раньше, в СССР, экономика была устроена совсем по-другому. Она была централизованной. Все команды подавались из Москвы. Каждое предприятие должно было следовать, предназначенному ему плану. Но при становлении современной России было принято решение отказаться от старого пути и пойти по новому вектору развития. В качестве примера теперь были поставлены развитые страны Западного мира. Именно они стали служить ориентиром, которого нужно придерживаться. На мой взгляд, выбор этой группы стран был правильным. Но ко многим аспектам проведения такого масштабного преобразования, у меня есть достаточное количество критических замечаний.

Что это дало по факту? Достаточно многое. На протяжении долгого времени наша страна так резко не меняла курс своего развития. Естественно, экономика испытала шок от такого шага. Мы не были готовы к столь резкому изменению всех аспектов экономической жизни общества. Наложило свой отпечаток и то обстоятельство, как всё это претворялось в жизнь. О чём это? Тогдашнее время было очень трудным для абсолютного большинства нашего населения. Тот период жизни страны был совсем не безоблачным, как говорят многие отечественные и зарубежные эксперты. В такое «смутное» время очень часто не соблюдались законы нашей страны. Верхушка, находящаяся у власти, и, естественно те, кто стоял за ней, откровенно не ставили ни во что букву закона.

Было совершено огромное количество всевозможных ошибок, которые вполне было избежать. Надо было всего лишь следить надлежащим образом за происходящими в стране событиями. А вместо этого, все было отпущено, мягко сказать, на «самотёк». А на самом деле, в то время многие обогатились на этом.

Цель работы – подробное описание повышения качества управления в условиях перехода к рыночным отношениям, а также сопоставление сегодняшних результатов с ранее поставленными целями. Задача – используя различные источники, в том числе и статистические, найти ответ, насколько эффективно они работают.

Объект курсовой работы – ООО «Артефакт». Предмет курсовой работы – рассмотрение путей управления с помощью экономических методов на примере конкретной фирмы.

Основные задачи управления человеческими ресурса­ми – как можно более эффективное использование спо­собностей сотрудников в соответствии с целями предпри­ятия. Соответственно, управление персоналом направлено на достижение эффективности деятельности фирмы.

Главная задача в области управления персоналом состоит в способности создать условия для реализации каждым работни­ком своих потенциальных возможностей и найти в каждом кон­кретном случае необходимый инструмент воздействия на чело­века в целях решения стоящих задач.

Для административных методов, которые применялись во времена СССР, характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления. Экономические и социально-психологические методы носят кос­венный характер управленческого воздействия. Нельзя рассчиты­вать на автоматическое действие этих методов и трудно опреде­лить силу их воздействия на конечный эффект, достигаемый при помощи этих методов.

Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали. Именно по этой причине их работы не получили дальнейшего развития. Однако целесообразно считать, что все основные положения теории Выгодского подходят и для производственной деятельности.

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты повышения качества управления на предприятии

1.1Понятие и сущность качества и методов управления

Качество управления – уникальная специфическая черта, характеризующая эффект от приложенных действий. [9]

Прежде всего, хотелось бы отметить, что подавляющее большинство теоретиков считают уместным использовать экономические методы для повышения качества управления на предприятии.

Экономические методы — это элементы экономического механизма, с помощью которого обеспечивается прогрессивное развитие организации. Важнейшим экономическим методом управле­ния персоналом является технико-экономическое планирование, которое объединяет и синтезирует в себе все экономические мето­ды управления. [11]

С помощью планирования определяется программа деятельно­сти организации. После утверждения, планы поступают линейным руководителям для руководства работой по их выполнению. Каждое подразделение получает перспективные и текущие планы по определенному кругу показателей. Например, мастер участка ежедневно получает сменно-суточное задание от администрации цеха и организует, работу коллектива, используя методы управления персоналом.

При этом мощным рычагом выступают цены на выпускаемую продукцию, которые влияют на размеры прибыли организации. Руководитель должен заботиться о том, чтобы рост прибыли обеспечивался за счет снижения себестоимости выпускаемой продукции. Поэтому необходимо применять четкую систему материального стимулирования за изыскание резервов по снижению себестоимости продукции и реальные результаты в этом направлении. Огромное значение в системе материального стимулирования имеет эффективная организация заработной платы в соответствии с количеством и качеством труда.

В условиях рыночной системы хозяйствования и сложного вза­имодействия системы цен, прибылей и убытков, спроса и предложения усиливается роль экономических методов управления. Они становятся важнейшим условием создания целостной, эффективной и гибкой системы управления экономикой организации, которая выступает на рынке равным партнером для других организаций в общественной кооперации труда. [12]

План экономического развития является основной формой обеспечения баланса между рыночным спросом на товар, необходимыми ресурсами и производством продукции и услуг. Для достижения поставленных целей необходимо четко определить критерии эффективности и конечные результаты произ­водства в виде совокупности показателей, установленных в плане экономического развития. Таким образом, роль экономических методов заключается в мобилизации трудового коллектива на до­стижение конечных результатов.

Экономические методы управления становятся центральными, когда выступают в следующих формах: планирование, анализ, хозрасчет, ценообразование, финансирование, предоставление экономической са­мостоятельности, а также когда коллектив распоряжается материальными фон­дами, прибылью, зарплатой, реализует свои экономические интересы, выявляет новые возможности и резервы. [21]

В новых условиях хозяйствования планы не задаются предприятиям сверху, ресурсы предприятие "добывает" самостоятельно, неся пол­ную ответственность за ассортимент, качество и результаты. План становится основой деятельности организаций всех форм собственно­сти и размеров, так как без него невозможно обеспечивать согласо­ванность в работе подразделений, контролировать процессы, опреде­лять потребность в ресурсах, стимулировать трудовую активность работающих на предприятии. Сам процесс планирования позволяет бо­лее четко формулировать целевые установки организации и использо­вать систему показателей деятельности, необходимую для после­дующего контроля результатов. Кроме того, планирование укрепляет взаимодействие руководителей разных служб организации. Планирова­ние в новых условиях - это непрерывный процесс использования но­вых путей и способов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовате­льно, планы не могут быть директивными, а должны меняться в соот­ветствии с конкретной ситуацией. [17]

Органической составной частью планирования при этом становится составление долгосрочных и среднесрочных прогнозов, показывающих возможные направления будущего развития организации, рассматри­ваемой в тесном взаимодействии с окружающей ее средой. Прогнозы на будущее закладываются в основу стратегических планов, в кото­рых находят отражение важнейшие для любой организации связи между целями, ресурсами и возможностями окружающей среды. В свою очере­дь, стратегические планы составляют основу текущих планов, с по­мощью которых организуется работа предприятия.

Планирование является важнейшей частью предпринимательской практики в рыночных условиях. С общеэкономической точки зрения планирование – это механизм, который заменяет цены и рынок.

В рамках рыночной системы главным координатором действий ее участников являются цены. Именно цены определяют выгодные для продавцов и покупателей объемы и способы производства и потребления товаров. Однако во внутренней среде каждой хозяйственной единицы механизм цен вытеснен сознательными действиями и авторитетными решениями предпринимателей и менеджеров. Внутренняя природа фирмы основывается на системе плановых решений. [19]

Также, цена играет огромную роль в системе рыночного меха­низма и является объективной экономической категорией, т.е. инструментом, функционирующим только на основе экономи­ческих законов. В любом обществе цена отражает действующую модель управления экономикой, являясь ее производной.

Ценовая политика представляет собой важный элемент об­щей стратегии предприятия, непосредственно входит в такой крупный ее раздел, как рыночная стратегия. Она сочетает в се­бе как стратегические, так и тактические аспекты и в наиболее общем виде может быть определена как деятельность руково­дства предприятия по установлению, поддержанию и измене­нию цен на производимые товары, осуществляемая в русле об­щей стратегии предприятия и направленная на достижение его целей и задач.

Стратегические аспекты ценовой политики включают дого­ворные мероприятия по установлению и изменению цен, на­правленные на регулирование деятельности всей производст­венной и товаропроводящей сети предприятия, и поддержание конкурентоспособности производимых товаров и услуг в соот­ветствии с целями и задачами общей стратегии фирмы.

Тактические аспекты ценовой политики включают меро­приятия краткосрочного и разового характера, направленные на устранение деформации в деятельности производственных подразделений и товаропроводящей сети, которая возникает вследствие непредвиденных изменений цен на рынках и (или) поведения конкурентов, ошибок управленческого персонала, и могут иногда идти вразрез со стратегическими целями страте­гии предприятия.

 

1.2. Классификация качества и методов управления персоналом

Методология управления персоналом предполагает рассмотре­ние сущности персонала организации как объекта управления, процесса формирования поведения индивидов, соответствующего целям и задачам организации, методов и принципов управления персоналом. [10]

Основу концепции управления персоналом организации в на­стоящее время составляют возрастающая роль личности работника, знание его мотивационных установок, умение их формиро­вать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед организацией.

Цели управления персоналом будут достигнуты лишь в том случае, если высшие менеджеры станут рассматривать человеческие ресурсы фирмы как ключ к ее эффективности. Чтобы добиться этого, управление должно обеспечивать развитие профессиональных кадров в качестве существенного условия, выполнение кото­рого невозможного без тщательного планирования, кропотли­вой работы и оценки.

Таким образом, управление персоналом преследует цели:

1) помощь фирме в достижении общих целей;

2) эффективное использование мастерства и возможностей работников;

3) обеспечение фирмы высококвалифицированными и заин­тересованными служащими;

4) стремление к наиболее полному удовлетворению служа­щих своей работой, к их наиболее полному самовыражению;

5) развитие и поддержание на высоком уровне качества жиз­ни, которое делает желанной работу в этой фирме;

6) связь со всеми служащими;

7) помощь в сохранении хорошего морального климата;

8) управление движением к выгоде индивидов, групп, общества.

А.Я. Кибанов предлагает классификацию методов управления персоналом, выделяя три группы таких методов:

1) административные методы: формирование структуры и ор­ганов управления; установление госзаказов; утверждение административных норм и нормативов, издание приказов и распоряже­ний; подбор и расстановка кадров; разработка положений, долж­ностных инструкций и стандартов деятельности организации;

2) экономические методы: технико-экономический анализ; тех­нико-экономическое обоснование; планирование; материальное стимулирование; ценообразование; налоговая система; экономи­ческие нормы и нормативы;

3) социально-психологические методы: социальный анализ в коллективе работников; социальное планирование; участие работ­ников в управлении; социальное развитие коллектива; психоло­гическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата, моральное сти­мулирование, развитие у работников инициативы и ответствен­ности). [1]

Административные методы базируются на власти, дисциплине и взысканиях и известны в истории как «методы кнута». Эконо­мические методы основываются на правильном использовании экономических законов и по способам воздействия известны как «методы пряника». Социально-психологические методы исходят из мотивации и морального воздействия на людей и известны как «методы убеждения».

Административные методы ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определенной организации, на культуру трудовой деятельности. Эти методы от­личает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Административные методы управления основываются на отно­шениях единоначалия, дисциплины и ответственности, осуществ­ляются в форме организационного и распорядительного воздей­ствия. Организационно-административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисципли­ну и ответственность.[2]

Возможны три формы проявления организационно-административ­ных методов.

1. Обязательное предписание (приказ, запрет и т.д.);

2. Согласительные (консультация, разрешение компромиссов);

3. Рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение и т.д.).

Экономические методы управления становятся определяющими, при разработке плана действий, а также выявлении новых резервов в организации.

Социально-психологические методы представляют собой совокуп­ность специфических способов воздействия на личностные отношения и связи, возникающие в трудовых коллективах. Чтобы воздействие на коллектив и людей было наиболее результативным, необходимо знать психологические особенности отдельных исполнителей, со­циально-психологические характеристики отдельных групп и коллекти­вов, использовать приемы, которые носят личностный характер.[13]

Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаи­моотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Спе­цифика этих методов заключается в значительной доле использо­вания неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы базируются на использовании закономернос­тей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействие эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на груп­пы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека.

Методы управления персоналом можно также классифици­ровать по признаку принадлежности к функциям управления. К ним относят функции: нормирования, организации, планирования, координации, ре­гулирования, мотивации, стимулирования, контроля, анализа, учета. [5]

Более подробная классификация методов управления персоналом по признаку при­надлежности к конкретной функции управления персоналом позволяет выстроить их в технологическую цепочку всего цикла работы с персоналом. По этому признаку выделяются методы: найма, отбора и приема персонала; деловой оценки персонала; социализации, профориентации и трудовой адаптации персо­нала; мотивации трудовой деятельности персонала; организа­ции системы обучения персонала; управления конфликтами и стрессами, управления безопасностью персонала, организации труда персонала, управления деловой карьерой и служебно-профессиональным продвижением персонала; высвобождения пер­сонала. [16]

 

1.3Зарубежный опыт применения экономических методов в управлении организацией

Немецкий опыт антикризисного управления весьма ярок и интересен, но вместе с тем и специфичен, применим только для больших корпораций.

В ФРГ банкротство понимается как конкурсное производство (удовлетворение требований кредиторов). При этом очень четко разделены все кредиторы по уровням в порядке распределения конкурсной массы (сотрудники, государство и прочие кредиторы). Санация предприятия-банкрота происходит лишь в том случае, если кредиторы видят в этом перспективу спасения своих капиталов. В такой ситуации акции предприятия понижаются в цене, и под новые капиталы выпускаются новые акции. Правовая предпосылка проведения санации предприятия - удовлетворение требований кредиторов хотя бы на 35% и предоставление предприятием реального плана дальнейшего его развития. Законодательство предоставляет предприятию возможность отсрочить выплаты по задолженности до тех пор, пока оно не начнет получать прибыль. Для удовлетворения минимальных требований кредиторов предприятие может перераспределить свои активы, переводя часть активов, не задействованных в производственном процессе (например, здания, земельные участки) в ликвидные активы (деньги). Необходимое оборудование также может быть продано, а затем арендовано. [4]

Надо также отметить, что для ФРГ наиболее характерна оборонительная стратегия санации. Кроме того, важная особенность проведения санации в ФРГ - смена менеджеров. В Германии для финансового оздоровления предприятия проводится тщательный анализ всех причин (как внешних, так и внутренних), породивших кризис. Кроме того, особенности проведения санации и банкротства в ФРГ объясняются неконкурентоспособностью предприятий бывшей Восточной Германии. [5]

Опыт антикризисного управления в Германии.

Особенности антикризисного управления в ФРГ обусловлены спецификой ее развития в предшествующие годы и в период создания единого государства. Общая экономическая и финансовая ситуация в стране определяется следующими моментами.

1. Высокая степень концентрации капитала и производства, усиление влияния крупного бизнеса, рост его политической мощи. Процесс концентрации и централизации в ФРГ прошел две фазы. Первая (период образования ФРГ и до середины 60-х гг.) характеризовалась реставрацией и укреплением капиталистических структур в двух главных формах - восстановление крупных банков и сталелитейных концернов; вторая (начавшаяся с кризиса 1966-1967 гг. и продолжающаяся до сих пор) характеризуется концентрацией в форме слияний фирм и поглощений. Например, крупнейший концерн «Даймлер - Бенц» поглотил в последние годы такие гиганты, как МТУ, «Дорье», АЭГ. Начиная с 80-х гг. производство 510 важнейших видов промышленной продукции для трех крупнейших компаний составляет в среднем 41,8%. В целом уровень концентрации немецкой промышленности довольно высок и имеет тенденцию к росту. Наблюдается усиление воздействия крупного капитала на государственную политику по двум направлениям: масштабы концернов и их народнохозяйственное значение вынуждают государство действовать в интересах этих гигантов; концерны осуществляют определенную целенаправленную стратегию воздействия на государство путем использования лоббистов, союза предпринимателей, прессы и др.

2. Волна слияний и поглощений в промышленности отразилась на банковской сфере и способствовала дальнейшей монополизации в банковском деле. Число отделений «гроссбанков», например «Дойче банка», стремительно увеличивается. Среди банковских гигантов непрерывно меняется соотношение сил. Создаются банковские консорциумы по предоставлению особо крупных кредитов.Альтернативным методом предоставления особо крупных кредитов является так называемый параллельный кредит, при котором несколько банков, предварительно согласовав между собой условия и общие размеры предстоящей сделки, по отдельности заключают соглашение с заемщиком и предоставляют ему кредиты. Значительное развитие получили операции по лизингу. [3]

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: