Рассмотрим, как развивается игровой сюжет.




Развитие сюжетно-ролевой игры в раннем возрасте

План

Развитие игрового сюжета

Методика проведения игр-занятий

Формирование словаря в процессе игровой деятельности.

Методы педагогического руководства игрой нельзя разработать без учета того, что игра, являясь формой детской самостоятельности, имеет собственные законы развития.

В игре формируются память, сенсорные процессы, моторика, многие способности, качества личности. Через игру дети усваивают также нормы поведения.

Однако на нравственное воспитание детей влияет не только содержание игры. В процессе игры развиваются реальные взаимоотношения детей. Чтобы представить себе, как происходит развитие ребенка в игре, напомним, что она осуществляется в двух взаимосвязанных планах.

Разрозненные действия, которые ребенок раньше воспроизводил в игре, он постепенно начинает объединять в определенной последовательности. Теперь он может составить сюжет. Постепенно воспроизведение предметных действий отходит на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Это ролевая игра.

Руководство игрой детей направлено на обогащение игровых действий, развитие игрового сюжета и постепенное подведение детей к выполнению определенной роли в игре. Роль вначале вводится в игру как подражание действиям конкретного лица (мамы, воспитателя, доктора, который осматривает детей). Дети учатся называть роль, которую они выполняют в игре, и роль партнера (мишка, кукла).

Рассмотрим, как развивается игровой сюжет.

Каждое действие дети усложняют до 2—3 звеньев. Кормил куклу ребенок и на втором году жизни: он подносил тарелку к ее рту, многократно повторял действие. На третьем и четвертом году жизни этот процесс состоят уже из наливания в чашку, тарелку, уборки посуды.

На первых порах последовательность игровых действий не всегда соответствует жизненной логике. Существенный сдвиг в этом направлении происходит к концу третьего — началу четвертого года жизни. Кукла к тому времени становится как бы «заместителем.» человека. С ней ребенок осуществляет все игровые действия, связывая их между собой. Сюжет теперь определяется логикой жизни этого «человека» (куклы). Ребенок дает ей имя, ведет в игре разговор от лица куклы. На этом этапе появляется и называние себя именем взрослого. Правда, вначале это происходит после завершения действия.

Как же руководить игрой детей третьего года жизни? Если игра возникла по инициативе самих детей, нужно прежде всего помочь им развернуть и продолжить игру, иначе она либо прекращается, либо превращается в однообразные действия с одной игрушкой.

Даже на третьем году жизни дети не всегда самостоятельно переносят действия, показанные ранее воспитателем, с одной игрушки на другую. Они, например, упорно лечат только мишку, потому что так делал воспитатель. В таких случаях целесообразно предложить другие игрушки, с которыми можно выполнить аналогичные действия: «Теперь полечи куклу, собачку».

Чтобы действие стало двух- и трехзвеньевым, необходимо вовремя предложить ребенку соответствующую игрушку, атрибут. Это может быть заменитель реального предмета. Если девочка моет посуду, собирается кормить или купать куклу, ей предлагают полотенце (вытирать посуду), салфетку (чтобы кукла не запачкала платье во время еды), кубик (мыло). Не сделай этого взрослый — действие остается однозвеньевым.

Немаловажное значение имеет выбор игрушек. Куклы и мишки должны быть трех размеров (большие, средние и маленькие), чтобы их удобно было заворачивать, укладывать спать, кормить и т. д. Кукольная мебель, а также машины, тележки должны быть прочными, чтобы малыш мог не только посадить куклу на стул, но и сесть на него сам. Игрушечная посуда также должна быть крупных размеров. Кроме того, надо найти возможность предложить ребенку соответствующую игрушку, атрибуты для игры во «врача» и «парикмахерскую». Иногда их лучше изготовить самим (например, палочку с делениями — градусник), так как в наборах, которые продаются в магазинах (для игры во «врача», в «парикмахерскую») много хрупких мелких предметов.

Во время игр, возникающих по инициативе детей, используется также подсказ действий с учетом событий, знакомых ребенку из жизни. Он может быть прямой и косвенный. Прямой подсказ легче воспринимается ребенком и поэтому используется на более ранней ступени развития.

Девочка сидит около спящей куклы и фактически не играет. Воспитатель, протягивает игрушечную тарелку, спрашивает: «Твоя кукла не проснулась? Она есть не хочет?»

Косвенный подсказ сложнее. Если спрашивают: «Твоя кукла поспала, а что она сейчас будет делать?» — ребенок должен вспомнить и воспроизвести действие, которое бывает в таких случаях в реальной жизни. Или: «Ты с куклой гулять собираешься? А она не замерзнет?» Малыш должен догадаться, что куклу надо одеть. Так детей можно научить самостоятельно находить нужную игрушку и просить ее у воспитателя. Поэтому в работе с детьми третьего года жизни большое значение имеет правильное расположение игрушек. Они размещаются в разных местах комнаты, чтобы дети могли играть небольшими группами, не мешая друг другу. Учитываются также возможные сюжеты: все для кукол (комната, кухня) — в одном месте, строительный материал и машины — в другом.

Первоначально игровую ситуацию для детей полностью создает взрослый. В дальнейшем он как будто забывает положить Н£ стол ложку, поставить тарелку и предлагает детям самостоятельно найти нужный предмет, подсказывает на первых порах, какой именно игрушки недостает и где ее можно взять.

Подводя ребенка к ролевой игре, важно продумывать вопросы, помогающие малышу осознать роль, которую он выполняет незаметно подсказать ее по ходу игры.

В формировании ролевых игр особое место занимает кукла Нужно не только учить ребенка действиям с ней в процессе дидактических игр и игр-занятий1. Важно, чтобы групповой персонал постоянно обращался с куклой, как с живым существом: называл ее по имени, не забывал успокоить и пожалеть куклу, если она упала, заботился, чтобы она не за мерзла на прогулке; аккуратно поправлял ей шапку, шарфик? Куклу как бы включают в жизнь детей: она смотрит, как он занимаются, утром здоровается с приходящими, вечером ее укладывают спать, прощаются с ней; собираясь на прогулку, дет не забывают тепло ее одеть, а если она спит, не шумят. Та кукла становится любимой игрушкой, побужадющей детей к разнообразным играм.

Воспитатель руководит играми, возникающими по инициативе детей, используя косвенные приемы (создает обстановку, игровую ситуацию, показывает пример отношения к игрушкам). При этом он учит детей играть. Ребенку надо рассказать, показать как можно разнообразно играть с той или другой игрушкой, дать образец игры. Это можно сделать в таких играх, как «Оденем куклу на прогулку», «Напоим куклу чаем», и индивидуальной работе с детьми, когда воспитатель выступает в роли участника игры.

Для инсценировок, направленных на обогащение игр дет> третьего года жизни, подбирают несложные сюжеты с 1—2 действующими лицами и с простыми предметными действиям Сюжеты для подобных игр-занятий можно придумывать самим, используя стихотворение «Мой мишка» 3. Александровой, стихи и рассказы.

Своеобразие методики проведения подобных игр-занятий (стоит в том, что дети активно участвуют в инсценировках c игрушками, выполняя по поручению воспитателя то или иное действие. А после инсценировки рассказывают о нем, отвечая вопросы («Как Женя купал куклу Катю? Как Лариса лечи куклу Наташу?»).

Дети не обязательно полностью копируют образец, а берут какие-то элементы показа, добавляя что-то свое.

Формированию ролевых игр способствует проведение взрослым подвижных игр с правилами. Здесь сначала главную роль берет на себя взрослый, помогая детям действовать в соответствии с правилами. Так, в игре «Воробышки и автомобиль» роль шофера вначале берет на себя взрослый, а все дети выполняют одинаковые действия (летают, клюют зернышки). Когда дети усвоят правила игры, роль шофера поручают кому-то из них. При этом сначала взрослый подсказывает, напоминает, что делать, действует совместно с ребенком. Постепенно эта помощь сводится к минимуму.

Чтобы элементарные ролевые действия («Наседка и цыплята», «Мыши и кот», «Мишка по лесу гулял», «Зайчики») способствовали формированию сюжетно-ролевой игры, необходимо, чтобы они выполнялись детьми сознательно и соответствовали изображаемому персонажу. С этой целью детям показывают картинки с изображением животных, эмоционально рассказывают о них, показывают, как они передвигаются: «Медведь большой, сильный, никого не боится, он громко рычит» (показать, как тяжело, вразвалку он ходит), «Зайка маленький, всех боится, медведя боится, волка боится, лисы боится» (показать, как зайка прыгает, ушками шевелит).

Организуя наблюдения за животными, птицами, надо обязательно обращать внимание детей на их движения, повадки, предложить детям их повторить, воспроизвести. Тогда у детей появится привычка изображать все, что они видят. Приобретенные таким образом игровые действия составят определенный запас, отдельные действия из которого по мере надобности переносятся детьми в игру, воспроизводятся в ней.

На третьем году жизни дети должны не только уметь играть «рядом», но и использовать простейшие формы совместных игр, доброжелательно относиться к товарищам. И здесь выступает ведущая роль взрослого, который регулирует детские взаимоотношения, поощряет хорошие поступки детей и осуждает плохие. А самое главное, являясь участником детских игр, он учит детей, объединяя их маленькими (по нескольку человек) группками, умению наблюдать за игрой и включаться в нее, стремится вовремя помочь ребенку (принести одеяло, чтобы укутать больную куклу, кубики, чтобы завершить постройку); помогает распределить обязанности в игре, договориться и совместно действовать. Он подсказывает детям, как сделать, чтобы действия каждого морли быть использованы другими участниками игры,— создает игровые ситуации, объединяющие детей и общими предметами, и общими действиями. Сначала это сравнительно простые ситуации. Например, двум детям предлагают построить из крупных кирпичиков дорожку и водить кукол друг к другу в гости. Потом задания усложняют. Зная, что Вале, Жене и Сереже нравится играть с куклой Андрюшей, воспитатель предлагает каждому сделать что-то для своего любимца: Вале — уложить Андрюшу спать и смотреть, чтобы он не проснулся раньше времени, Жене — сварить кашу на плите и вскипятить молоко, а Сереже — построить стол и стул и расставить посуду. Андрюша проснется и захочет кушать. Так детей готовят к следующему этапу сюжетно-ролевой игры, когда деятельность осуществляется уже по собственному замыслу и ведущее место принадлежит умению определить свою роль и составить элементарный сюжет.

Во время активного бодрствования дети заняты не только игрой. Они наблюдают за окружающим, действуют с дидактическими игрушками, разнообразными материалами, в частности с природными, общаются друг с другом и взрослыми. Все эти ситуации воспитателю необходимо использовать для развития речи детей.

В процессе разнообразных игр воспитатель развивает речь детей'. Необходимо научить малыша пользоваться речью, сделав ее регулятором собственного поведения и поведения сверстников; Для этого надо создавать ситуации, способствующие разнообразным инициативным обращениям детей к сверстникам и взрослым: «Соберешь пирамидку, принеси ее мне. Не забудешь? Нельзя бросать мяч вверх. Разобьешь окно. Обещай мне, что не будешь бросать. Как нехорошо ты поступил: обещал не бросать мяч вверх и забыл. Постарайся не мешать Ире: она строит дом. Толкнешь ее нечаянно, дом и упадет. Хочешь, поиграем в мяч вместе. Катай его мне, а я тебе. Кашляет кукла? Давай поставим ей горчичники. Теперь кукла будет здорова; Как хорошо, Наташа, что ты выздоровела. Мы по тебе соскучились, ждали тебя. Если ты хочешь играть, договорись с Алешей сам. Объясни ему, что тебе тоже нужны большие кубы».

Не менее важна задача научить детей играть. В ряде случаев для развертывания игры явно не хватает впечатлений. Дети возят на машинах вместе с куклами утюги, укладывают их «спать» на кукольные кровати, делают из игрушечных тарелок дорожку к домику и т. п. Поэтому нужно продумать и спланировать мероприятия, дающие выход в детские игры. Например, выкупать меховую собачку, высушить ее в сушильном шкафу, расчесать гребешком и завязать новый бантик; - постирать кукольные вещи, выгладить их настоящим утюгом; пришить оторвавшуюся пуговицу к пальто, платью, показать, как вдевают нитку в иголку, завязывают узелок; забинтовать Мурке больную лапу; потереть на терке морковь и приготовить из нее салат и т. д.

Особое внимание следует уделять играм детей с куклами, воспитанию доброго и заботливого отношения к ним, как к маленьким детям: «Выкупаем куклу. Напоим ее чаем. Сварим ей обед. Кукла заболела, ее надо лечить. Покажем кукле картинки».

Если взрослые (няня, воспитатель) идут в зал или звонить по телефону и т. д. и не очень спешат, желательно, чтобы они брали с собой 2—3 детей. Вернувшись, малыши рассказывают остальным, где были, и показывают на игрушках запомнившиеся действия взрослых.

В процессе самостоятельных игр у детей формируется словарь, необходимый для взаимоотношений. Малышей учат замечать, понимать и выражать словесно состояние, настроение окружающих, особенности их поведения и взаимоотношений (веселый, грустный, сердитый, помогает, не обижает детей, добрый).

Детей побуждают к использованию в речи данных слов, следят за правильностью их употребления.

В распоряжении детей должны быть игрушечные комплекты одежды, посуды, мебели; в уголке — фартуки, косынки, колпаки, халаты (для игр в «доктора», «повара»), ленты, шарфы, пояса; атрибуты для развития движений рук: куски материи и изделия из них, в которые вшиты длинные и короткие молнии, нашиты мелкие и крупные пуговицы, кнопки, крючки; сделана шнуровка; заготовлены шнуры (жгуты) для нанизывания колец, катушек.

Следует предусмотреть ситуации, способствующие совершенствованию понимания речи и активизирующие словарь. Так, можно предложить детям организовать игры «Глажение белья», «Приготовление обеда» и др. При этом спросить: «Что можно гладить? Что мы стирали? Что можно варить в кастрюле, жарить на сковороде? Что можно завязать, открыть?» Уточняя и активизируя глаголы, детям предлагают различать и называть действия, противоположные по значению. Удобнее всего это сделать, используя названные выше атрибуты: шнуровки, молнии и пр. На хорошо знакомых предметах детям легче различать, сравнивать и называть цвет, размер, характер поверхности и другие качества, осваивать пространственные отношения. Специально планируются упражнения, игры, в которых ребенок ставится перед необходимостью назвать предметы, их качества. Например, в вечерний отрезок времени в группе (зимой), на прогулке (летом) дети играют в игру «Поймай рыбку»: «Какой тебе дать сачок, чтобы ты поймал большую (маленькую, красную) рыбку?»— «Большой, маленький, красный». Уточняют содержание собирательных существительных, учат использовать их в речи: «Что делает тетя Аня?» — «Моет посуду».— «Что ты стираешь, гладишь?» — «Белье».

Осенью на участке детей учат различать листья деревьев по цвету: зеленый, желтый; осваивают названия этих цветов. Правильно подобранный лист оставляют для букета, вплетают в ковер из осенних листьев.

Печатание на снегу с помощью фанерных фигур (дом, флаг, звезда, заяц и пр.) сочетается с предложением назвать их. Параллельно детей упражняют в различении и назывании контрастных размеров.,

Покажите большой дом. Какой это дом? Большой.

А где дом маленький?

Про маленький флаг можно сказать: флажок. А как можно назвать маленький дом?

Домик.

В играх с куклами, машинами, животными, посудой, кубиками дети используют слова и словосочетания: высокий и красивый дом, сверху — крыша; грузовая и легковая машины, надо сделать билетики, так как поедем на автобусе; самолет летит высоко; сварили компот из яблок; из капусты варят щи, горячий, вкусный картофельный суп; видишь, как далеко откатился мяч. Очень помогают в работе рифмовки, комментирующие ребенку события.

Так бежали,

Так бежали,

Даже птиц перепугали,

Всех зверей перепугали.

(Ян Райнис.)

Жук упал и встать не может, Ждет он, кто ему поможет. (С. Маршак.)

Я бегу, бегу, бегу. Удержаться не могу.

(К. Чуковский.)

Значительное место отводится вопросам, поручениям, активизирующим и уточняющим словарь; вопросу «скажи-повтори». Часто разговор с одним ребенком превращается в беседу и игру с несколькими детьми.

Наташа (2 года 2 месяца) подходит к воспитателю и кладет ему на колени куклу. Закрывает игрушку тряпочкой, говорит: «Катя спит». И выжидательно смотрит на педагога. В ответ на это воспитатель говорит, что на коленях Кате спать не очень удобно, и предлагает сделать кроватку: «Неси кубики!» Их разговор и действия привлекли внимание еще двоих малышей. Алеша (2 года 4 месяца) тотчас принес котенка, а кто-то — кубики. Сделала и котенку кровать. Следом появился большой медвежонок.

-Котенок маленький,— заметила воспитатель,— а медвежонок?

Большой.

Ему нужна кроватка какая?

Большая.

И дети поспешили за кирпичиками. Воспитатель похвалил малышей, которые догадались принести большие кирпичи. Их оказалось очень много. Тогда воспитатель предложил сделать медвежонку красную кроватку. Дети, принесшие красные кубики, стали складывать из них кроватку. Затем совместно обсудили, какой кирпичик годится для подушки (маленький). В строительную игру включилось более половины присутствующих детей. Воспитатель лишь успевал отвечать на вопросы, давать советы, улаживать конфликты. Кроватки протянулись на четверть комнаты...

Организация общения детей разного возраста. Для того чтобы влияние старших на маленьких дало результаты, необходимо у старших формировать желание заботиться о младших; показывать им, что они сами уже хорошо умеют делать: как мыть руки, расставлять игрушки, рассматривать книжку и т. д.; обучать младших не мешать старшим заниматься, не портить их работы.

Дети третьего года жизни постоянно испытывают потребность в общении с более старшими ребятами. В объединенном учреждении ясли-сад они с интересом наблюдают, как играют старшие, как они делают игрушки, ухаживают за растениями. Малыши подражают старшим, заимствуют разнообразие и свободу речевого общения, навыки культурного поведения, самообслуживания. Но здесь необходимо руководство взрослого. Он дает направление детским взаимоотношениям, создает условия для развертывания дружных совместных игр.

Формирование дружеских взаимоотношений у детей первой младшей и старших групп яслей-сада происходит наиболее успешно при регулярном общении. Дети встречаются 2—3 раза в неделю на прогулке, особенно летом и весной, а совместные игры организуют во второй половине дня. Во взаимосогласованном плане работы должно быть определено, кто приходит к малышам, в какое время дня; планируется содержание совместных игр, занятий, наблюдений.

Воспитатель старшей группы готовит ребят к встрече с малышами, учит детей выразительно читать стихи, которые они будут потом читать малышам; вместе с воспитанниками своей группы готовит все, что нужно для кукольного и теневого театра. Надо заранее договориться с детьми, чем они будут заниматься с малышами, во что играть, что им расскажут, проверить их готовность. Постановка перед старшими дошкольниками ясной цели особенно важна на первых порах, пока дети не осознали роль старших и не приобрели опыта общения. Подготовив старших дошкольников к встрече с малышами, воспитатель сам не участвует в ней. Но воспитатели первой младшей группы обязательно направляют деятельность и старших, и младших.

Желания старших ребят, если им хочется, например, помочь малышам в режимных процессах, обязательно надо поддерживать. Вместе с тем старших ребят нужно предупредить, что помогать малышам можно только тогда, когда они сами не в состоянии справиться с заданием. Это приучает маленьких к самостоятельности, а у старших воспитывает выдержку: ведь они должны терпеливо ждать, пока малыши не сделают сами того, что им посильно.

Общение старших с младшими надо контролировать, так как старшие ребята, стремясь доставить малышам удовольствие, не могут оценить, что им полезно, а что может принести вред, испугать их.

Формирование нравственных качеств детей в процессе общения осуществляется и тогда, когда дети" совместно выполняют поручения воспитателя, готовят стол к обеду, убирают игрушки, проверяют порядок в индивидуальных шкафах, ухаживают за растениями.

Особое значение в формировании нравственных качеств ребенка приобретает общая игра с одной игрушкой (например, катание мяча, игры около большой игрушечной плиты, с грузовым автомобилем крупного размера и т. д.). В таких случаях старшие ребята учат малышей, как сварить кашу, вскипятить молоко, а потом накормить кукол и уложить их спать. Если старший дошкольник и малыш играют в «лошадки», старший подает пример заботливого отношения: кормит, поит лошадку, чистит ее, ставит отдыхать, а иногда запрягает и двух лошадок, В последующих вариантах роли меняются. Малыш, став конюхом, по совету старшего, помня предыдущий опыт, кормит, поит лошадь и т. д.

Межгрупповые контакты можно начинать лишь через некоторое время после комплектования групп яслей-сада, при сформировавшемся детском коллективе, что происходит не ранее чем через 1—2 месяца после приема детей, т, е. в октябре — ноябре.

Общение детей разных групп воспитатель согласовывает с врачом.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: