Петька на даче» Л. Андреев.
• Социальная заостренность
В рассказе поднимаются социальные проблемы того периода времени, включая наличие детей, лишенных детства, которые, видя на природе, ясное и широкое небо, белесые радостные облака, похожие на ангелов, считают это символом счастья, свободы, покоя. Социальной несправедливость существующего общества, в котором ребенок вынужден с малого возраста зарабатывать себе на пропитание тяжелым трудом, который не подразумевает счастливого детства.
• Реалистичность изображения
Также яркой художественной деталью в рассказе являются ранние морщинки главного героя, который трудится как взрослый человек, не зная праздников и выходных, становясь похожим на состарившегося карлика. Только по прибытии на дачу морщины исчезают с лица Петьки и он становится нормальным ребенком.
Писатель не скупится на художественные детали, изображающие всю пошлость окружающей обстановки. Это и равнодушные лица грязно и странно одетых посетителей, и засиженная мухами картина на стене парикмахерской, и отвратительные по своей жестокости картины пьяных побоищ.
• Психологизм в изображении персонажей
o Петька, мальчик из парикмахерской, 10 лет. С юных лет вынужден работать, чтобы по замыслу матери выйти в люди. На работе забитый и равнодушный ко всему вокруг, постоянно хочет спать, да и сам живет как во сне. Во время поездки на дачу «просыпается» и узнает что значит обычное детство и обычные детские игры. Рисуя портрет героя, Л.H. Андреев показывает, как подобная беспросветная жизнь иссушает детскую душу. Петька худеет, у него появляются нехорошие струпья и тоненькие морщинки. Л.H. Андреев пишет, что мальчик становится похожим на состарившегося карлика.
|
o Надежда, мать Петьки. Работает кухаркой, носит сыну сладости в подарок, давно смирилась со своей судьбой и мечтает, чтобы Петька стал уважаемым человеком. Однако ничем не может помочь мальчику сейчас.
o Николка, мальчик 13 лет, работает в парикмахерской. Иногда стрижет посетителей, ругается и пьет, знает все о жизни женщин и мужчин и кажется Петьке очень умным.
o Митя, гимназист, учит Петьку ловить рыбу и купаться. Водит его на развалины дворца. Добрый и бесшабашный мальчик.
o Осип Абрамович, парикмахер, часто сердится на своих подмастерьев, может отвесить им оплеуху, но по мнению Надежды человек добрый.
· Особенности композиции
Рассказ имеет кольцевую композицию. Действие его начинается и заканчивается примерно одной и той же сценой в парикмахерской. Причем квартал, где она находится, заполнен домами дешевого разврата. В нем постоянно происходят драки, звучат скверные слова, царит пьянство. И на фоне этой изнанки жизни в постоянном труде проходит детство героя рассказа. Писатель не скупится на художественные детали, изображающие всю пошлость окружающей обстановки. Это и равнодушные лица грязно и странно одетых посетителей, и засиженная мухами картина на стене парикмахерской, и отвратительные по своей жестокости картины пьяных побоищ. Весь ужас обстановки подчеркивает ее беспросветное однообразие. Все дни похожи друг на друга, как родные братья. Их еще сильнее обезличивает один и тот же крик: «Мальчик, воды». Праздников нет.
В дурном обществе» В. Короленко
|
· Приёмы обрисовки Княж-городка.
Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено, или, проще, Княж-городок. (Писатель описывает город Ровно, где прошло его детство) Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду (имеются в виду князья Любомирские) и представляло все типические черты любого из мелких городов Юго-западного края (…)
Самый город раскинулся внизу над сонными, заплесневшими прудами (имеются в виду Ровенские пруды. Их требовалось регулярно чистить, чем после Любомирских никто не занимался), и к нему приходится спускаться по отлогому шоссе, загороженному традиционною «заставой». Сонный инвалид (инвалидами в то время называли солдат, ушедших с действительной службы по старости или здоровью),порыжелая на солнце фигура, олицетворение безмятежной дремоты(ничего не происходит), лениво поднимает шлагбаум, и – вы в городе, хотя, быть может, не замечаете этого сразу. В (местность не похожа на город?) Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками. Далее широкая площадь зияет в разных местах темными воротами еврейских «заезжих домов» (Значит, сама площадь светлых оттенков), казенные учреждения наводят уныние В обществе своими белыми стенами и казарменно-ровными линиями. Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колёсами, и шатается, точно дряхлый старик. (…)
В западной стороне, на горе, среди истлевших крестов и провалившихся могил, стояла давно заброшенная униатская часовня. Это была родная дочь расстилавшегося в долине собственно обывательского города. Некогда в ней собирались, по звону колокола, горожане… Теперь … у нее кое-где провалилась крыша, стены осыпались, и, вместо гулкого, с высоким тоном, медного колокола, совы заводили в ней по ночам свои зловещие песни.
|
Княж-городок представляется запущенным, неухоженным и угрюмым местечком. Главная архитектурное украшение города-это тюрьма, везде покосившиеся дома, серые заборы и кучи мусора.
Впечатление удручающее, главная площадь зияет, пруд покрыт ряской, речушка ограждает город «кряхтящим» мостом, развалины замка в центре городка, на острове. Вросшие в землю атки, дорожная пыль и вонь от мусора, всё это говорит о запустении и тяжёлой трудовой жизни людей, которые не имеют времени и средств даже на уборку улиц, не говоря уже о починке своих жилищ.
Автор передаёт через описание городка быт и жизнь людей, у которых очень мало радостей в жизни, имеющей серый цвет.
Повесть Владимира Короленко «В дурном обществе» - поучительная история, драматичная и одновременно добрая. Читатели, как и главный герой, учатся ценить близких людей, сопереживать тем, кому живется не просто.
Рассказ идет от первого лица – главного героя по имени Вася. В начале повествования ему было около 9 лет. Он рассказывает о пережитой драме в их семье.
Отец сложно переживал потерю любимой жены и стал меньше обращать внимания на сына. Заботился он только о дочери Соне, а Вася страдал из-за одиночества. Мальчик начал бродяжить по улицам города, где и встретил новых друзей из дурного общества. Так называли тогда нищих и бродяг, которые жили в заброшенной часовне старого замка.
Повесть имеет много ярких образов. Немаловажную роль играет и образ города, где живут герои.
Местечко, где они жили, называлось Княжье-Вено. Жители называли его просто Княж-городок. Оно принадлежало какому-то обедневшему польскому роду и являло собой все типичные признаки Юго-западного края. Здесь тихо протекала тяжелая трудовая жизнь среди остатков гордого панского величия.
Описанный в повести город выглядит реалистично и напоминает украинский город Ровно, где провел детские годы сам писатель. А упоминание о каком-то гордом польском роде – это намек на князей Любомирских. Лучшим архитектурным зданием в городе была тюрьма. Уже эта деталь многое говорит о культуре города.
Местечко располагалось внизу над прудами, покрытыми плесенью из-за того, что их давно никто не чистил. Людям необходимо спускаться по склону, чтобы оказаться в городе. Перед входом стоит традиционный шлагбаум, который сонно подымает какой-то инвалид (так называли отставных солдат). После того, как люди его проходят, то оказываются в самом городе, хотя сразу могут об этом не догадываться. Так писатель тонко намекает на то, что город выглядел убого и серо. Везде были только серые заборы, пустыри с хламом, осунувшиеся дома.
Через реку был перекинут деревянный мост. Он скрипел от старости, пугая жителей.
Посреди одного из прудов возвышался небольшой островок, на котором стоял заброшенный замок. Это место станет центром событий. Так как замок был старым и никому не нужным, то в середине его развалин поселились нищие бродяги. Среди них были новые друзья главного героя, Валек и Маруся. Дети жили под опекой приемного отца Тыбурция. В замке было очень грязно и сыро, поэтому маленькая Маруся тяжело заболела. Вася проникся к ней жалостью и пытался порадовать хоть как-то. Однажды он принес ей куклу своей сестры. Из-за того, что он не спросил разрешения у отца, дома начались проблемы. Ситуацию исправил Тыбурций, который вернул куклу и рассказал о добром поступке Васи.
Образ города не очень приятен и соответствует общей атмосфере в повести. На фоне серого города читатели видят равнодушие его жителей к тяжелым судьбам нищих детей, таких как Валек и Маруся. Главный герой не хочет быть равнодушным и поэтому всегда помогает лучшим друзьям.
Тыбурций Драб
· Образы детей.
o Главный герой повести — мальчик Вася. Он умный и ловкий. У него есть отец, который работает судьей. После смерти жены он не участвует в воспитании сына, а только занимается дочерью Соней. Соня — капризная, избалованная девочка. Она любит играть в подвижные игры, у нее много нарядов и кукол. Вася во время прогулки знакомится с Валеком, который вместе с отцом и сестрой живет в старом подвале. Валек — смелый мальчик, который готов на все ради своей сестры Маруси. Маруся больна чахоткой, а от сырости ей становится все хуже. Они голодают, у Маруси нет игрушек. Девочка не любит играть. Тыбурций воспитывает этих детей как своих, хотя они ему не родные.
o Вася – мальчик 9 лет. После смерти матери растёт беспризорником, но его чуткое и доброе сердце не даёт попасть в беду.Мальчик является сыном городского судьи. Ребёнок очень любопытен, он любит исследовать различные труднодоступные места. Герой не подвержен стереотипам и предрассудкам. Вася не перестаёт общаться с Валеком и Марусей после того, как узнаёт о том, что его новые знакомые нищие. Сын судьи умеет хранить чужие секреты, не рассказывает никому о своих друзьях из «дурного общества». Кроме того, мальчик наделён добротой и состраданием. Он пытается сделать всё возможное, чтобы поднять настроение заболевшей Марусе. В то же время ребенок очень одинок: отец забросил его воспитание из-за моральной травмы от потери супруги.
o Валек – бездомный мальчик, живущий в подземелье разрушенной часовни. Он любит свою сестру и проявляет заботу. Малыш достаточно умён и вынослив для своих девяти лет. Он во всем доверяет лидеру «дурного общества» Тыбурцию. Ребёнок умеет размышлять и приходить к правильным умозаключениям. Данное суждение подтверждает сцена, в которой Валек говорит о том, что брать вещи и еду без спроса у родителей равносильно настоящему воровству. Герой — заботливый и добрый человек, хоть на первый взгляд может показаться холодным и задиристым. Мальчик переживает за Марусю, приглядывает за ней, всячески пытается порадовать.
o Маруся – тихая, скромная, болезненная девочка. Никогда не жалуется, любит цветы. Проживание в сыром подвале подрывает её здоровье, и она умирает. Девочка предстаёт перед читателями спокойной и очень сдержанной, немного странной. «Серый камень высосал из неё жизнь», — так говорит о малышке Тыбурций. Маруся практически не знает радостей. Однако она меняется в лучшую сторону, преображается, когда Вася приносит ей куклу. Девочка становится чуточку счастливее, улыбчивее. Читатели понимают, что малышке сильно мешает болезнь. Слабый детский организм не может выдержать тяготы жизни в подземелье.
o Соня – сестра главного героя Васи. Ей 4 года. Соня, как и Вася, осталась без матери. За девочкой ухаживает нянька.
· Семейный и социальный конфликты.
Конечно в этом произведении прослеживается насколько конфликтов, например это отношения между Васей и своим отцом. Можно сказать что и отношений то между не было ни каких. Отец не замечал Васю и мальчик был предоставлен сам себе.
Но основной конфликт все-так не в этом, а в жизненных ситуациях, когда одни имеют все, а другие, работая должны влачить нищенское существование.
Поэтому можно сказать, что основным конфликтом, который прослеживается в рассказе Короленко является конфликт – социальный, где есть расслоение общества и присутствует социальное неравенство. В этом рассказе показано, что люди имеющие одинаковые потребности и желания, но находящиеся на разных социальных степенях, имеют разные возможности в достижении своих целей. В дурном обществе. Рассказ Короленко. Касаемо основного конфликта, показанного в этом произведении, то на мой личный субъективный взгляд заключается он в элементарной социальной несправедливости.
Люди, имеющие более высокий социальный статус по меркам маленького провинциального городка, с презрением и отторжением относятся к тем жителям, которые по той или иной причине остались без крыши над головой и без средств к существованию, хотя, многие нищие и бездомные по своим морально- этическим качествам и по образованности, гораздо выше зажиточных и живущих в красивых благоустроенных домах.
Это явно видно на примере пана Тыбурция и его приёмных детей, Валека и Маруси. Вечный конфликт социального расслоения общества.
Ну и, конечно же, конфликт отцов и детей, такое просматривается в произведении на примере Васи, главного героя рассказа и его отца- судьи. После смерти супруги, отец Васи совершенно перестал интересоваться своими детьми, был равнодушен. События, описанные в рассказе, заставили отца Васи изменить своё отношение к сыну и дочери.
· Критический пафос произведения
Тема повести: рассказ о жизни маленького мальчика, который попадает в «дурное общество». Дурным обществом для главного героя из небедной семьи считались его новые знакомые, дети из трущоб. Таким образом, автор подымает тему социального неравенства в обществе. Главный герой еще не испорчен предрассудками общества и не понимает, почему его новые друзья – дурное общество.
Идея повести: показать трагичность разделения общества на низшие и высшие классы.
Тема повести – чрезвычайно сложная и актуальная во все времена с начала цивилизации. Многие специалисты по социологии пытались изучить проблему социального неравенства и степень влияния статуса на человека. Владимир Короленко показал эту тему через детское восприятие. Да, повесть во многом утопична, так как сложно представить себе ребенка, который философски рассуждает о взрослой проблеме общества. И тем ни менее, повесть рекомендована к изучению в школе, для того чтобы дети задумывались о важных вещах. Ведь в юном возрасте формируется общая картина мира, поэтому так важно, чтобы она не искажалась.