Скорость чтения или правда о скорочтении.




Аль-Хафиз Аль-Хирави[21] ученый Хорасана, да смилуется над ним Аллах, сказал: «Ученый по хадисам должен быстро ходить, быстро писать и быстро читать [22] ».

Наши ученые привели нам удивительные примеры того, как читать быстро. Приводится у Абу Дауда с достоверным иснадом о том, что Муджахид[23] прочитывал Куран между намазом Магриб и Иша. Это значит, что его скорость в чтении равнялась, приблизительно, 1000 слов в минуту. Такая скорость является образцовой для многих школ скорочтения. Но Куран не та книга, которую можно так читать. Муджахид был одним из величайших толкователей Книги Всевышнего Аллаха, поэтому он мог читать Куран очень быстро, без потери смысла. Если же человек не знает тафсира, не выучил Куран, то ему обязательно читать очень медленно, читая книги по тафсиру и размышляя над аятами.

Аль-Хафиз Ибн Аль-Хаджар[24], да смилуется над ним Аллах, в время своего пребывания в Дамаске, приблизительно около двух месяцев, прочитал более 100 томов. Ибн Дакык Аль – Гид[25], да смилуется над ним Аллах, мог за ночь прочитать один или два тома.

Как мы видим, скорочтение присутствует в нашей культуре, поэтому привожу некоторые советы для быстрого чтения:

- Самое главное: стараться не читать быстро, а понять больше текста за короткий промежуток времени.

- Менять скорость чтения в зависимости от сложности текста. Может случиться так, что одна и та же книга, нуждается иногда в быстром чтении, а иногда в медленном.

- Каждый человек может научиться скорочтению, если он читает 150 слов в минуту, то сможет и 250 даже без определенной техники.

- Подавление внутреннего проговаривания читаемого текста; выработка навыка распознавания слов прямо по их визуальному типографическому образу, минуя внутреннее звуковое распознавание. Для подавления проговаривания обычно применяются методики, направленные на отвлечение внимания во время чтения.

- Устранение «регрессий» — возвратных движений глаз при чтении, перечитывания предложений и абзацев. Данный навык тесно связан с развитием памяти.

- Расширение поля зрительного восприятия. Существуют специальные упражнения (например, с таблицами Шульте), направленные на улучшение периферического зрительного восприятия. Благодаря этому навыку за одну остановку взгляда тренированный читатель может охватить большее количество слов, вплоть до целой строки. Чем меньше переводов взгляда по строке делает читатель, тем выше скорость чтения и меньше утомляемость. При тренировке быстроты чтения необходимо учиться воспринимать строку текста за всё меньшее и меньшее количество переводов взгляда. Вначале удобно учиться этому на газетах с узкими колонками текста.

- Концентрация внимания — удержание внимания на чтении. Для усиления концентрации чтение сопровождается подавлением внутреннего диалога и снижением реагирования на внешние раздражители.

- Поверхностное чтение, просматривание — это умение быстро находить ключевые слова и тезисы в тексте, обладающем малой информативной плотностью. Для развития этого навыка применяется конспектирование, составление блок-схем, карт памяти, а также упражнения по угадыванию смысла всего предложения при прочтении лишь его части. Этот навык является самым сложным в освоении, поскольку затрагивает сразу многие когнитивные процессы.

И самое главное - это упование на Господа миров Всевышнего Аллаха, Он тот, который дает знания кому пожелает, Он Знающий, Мудрый!

 

Читай как критик-аналитик!

Читая книгу, знай, что некоторые писатели стараются склонить тебя к какой либо мысли или мнению. Поэтому есть исследователи, считающие что чтение это пассивно – отрицательный процесс, и отчасти они правы. Но, вот что говорит Мортимер Адлер, постарайтесь прочитать следующий текст внимательно:

Никто не сомневается, что письмо и речь — активные процессы: пишущий и говорящий явно выполняют действия. При этом многие полагают, что чтение и слушание полностью пассивны и не требуют никакой работы. По мнению сторонников такой теории, чтение и слушание — это получение информации от того, кто активно ее дает. Все верно, но предположение о том, что получение информации равнозначно получению удара, наследства или приговора суда, по меньшей мере ошибочно.

Попробую объяснить свою мысль на примере бейсбола. Поймать мяч — такое же действие, как отбить или бросить его. Питчер, или бьющий, в данном случае отдает, то есть инициирует движение мяча. Кэтчер, или защитник, принимает мяч, прекращая его движение. Единственным пассивным участником игры в данном случае является мяч: его подают и ловят. Инертный текст — написанный и читаемый — становится, подобно мячу, пассивным объектом двух действий, которые начинают и прекращают его движение.

Эту аналогию можно развивать и дальше. Хороший кэтчер останавливает брошенный мяч. Умение поймать мяч — это способность ловить максимально хорошо в любой ситуации. Проводя аналогию, можно сказать, что мастерство чтения — это способность верно улавливать любую информацию. Читатель — это скорее кэтчер, а не защитник. Именно кэтчер дает сигнал, когда бить. Он знает, чего ожидать. В какой-то мере обоих игроков — питчера и кэтчера — перед броском мяча объединяет одна мысль. В случае с бьющим и защитником дела обстоят по-другому. Может, защитники и хотят, чтобы бьющие подчинялись их сигналам, но в игре так не бывает. Читатели тоже иногда ждут от писателей полного удовлетворения их желаний, но, разумеется, не получают этого. По правилам нашей игры именно читатель должен следовать за «броском» автора.

Подобная аналогия содержит две поучительные составляющие.

Во-первых, бьющий и защитник принадлежат к разным командам и не имеют общей цели. Успех одного — это разочарование другого. И наоборот, питчер и кэтчер достигают успеха только благодаря сотрудничеству. Отношения писателя и читателя ближе ко второму варианту. Писатель, безусловно, не стремится быть непонятым, хотя читатели часто полагают именно так. Успешная коммуникация происходит тогда, когда читателю удается овладеть тем смыслом, который хотел передать писатель. Мастерство писателя и читателя служит общей цели.

Во-вторых, мяч сам по себе примитивен. Его или ловят полностью или не ловят вообще. В свою очередь, текст гораздо более сложен. Его можно понять более или менее целостно — от минимального усвоения до полного раскрытия замысла автора. Результат, получаемый читателем, обычно зависит от его активности при участии в данном процессе, а также от умения прилагать определенные умственные усилия.

Мы можем определить второй критерий оценки способности к чтению. Один человек может прочесть какую-либо книгу лучше другого, во-первых, за счет большей активности и, во-вторых, успешнее выполняя все необходимые для этого действия. Эти качества взаимосвязаны. Чтение — не менее сложная деятельность, чем написание. Оно состоит из множества отдельных шагов, каждый из которых необходимо сделать при качественном прочтении. Следовательно, лучше читает тот, кто способен шагать активнее.

В дополнения сказанному можно добавить: современные научные исследования мозга подтверждают что человек, читающий анализируя, задействует в мозге совершенно другие процессы, которые способствуют развитию памяти, внимательности и всего мозга в целом[26].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: