Скульптура и рельефы Двуречья подчас кажутся грубыми и тяжеловесными сравнительно с египетскими, вместе с тем они поражают огромной внутренней силой.




Гробница Кира

2. Характерные особенности скульптуры Передней Азии 4-2 тыс. ВС.

Скульптура и рельефы Двуречья подчас кажутся грубыми и тяжеловесными сравнительно с египетскими, вместе с тем они поражают огромной внутренней силой.

Глиптика. Излюбленная тема рельефов глиптики (печатей-амулетов) древнего Шумера — изображение зверя, домашних животных, сцен охоты и скотоводства. Зверь изображался с пристальным вниманием, точным знанием его облика, красоты движений. Он служил источником многочисленных и по-разному решенных композиций шумерийской глиптики. Примерно в сер. 4-го тыс. до н.э. появились знаменитые месопотамские цилиндрические печати с круговой резьбой. Прокатанные по глине цилиндры с глубоко врезанными рисунками оставляли четкие рельефные оттиски миниатюрных, ювелирно проработанных скульптурных фризов; неоднократно повторенное лаконичное изображение соединялось в ритмическую композицию со множеством фигур.В начале 3 тыс. до н. э. появилось и изображение человека — участника торжественных шествий, храмовых церемоний, а с середины 3 тыс. встречаются фантастические сюжеты.(ответ на 3 вопрос)

Глиняные расписные статуэтки божеств и знатных лиц, поставленные в храмах, возносящих молитвы, показывают, что в середине 3 тыс. до н. э. в скульптуре уже существовала значительная образная дифференциация. Для таких скульптур характерны более вытянутые пропорции, утрирование черт лица. Утрированные огромные расписные или инкрустированные глаза, своей лазурной синевой соперничающие с небом, сообщают шумерийским статуям черты эмоциональности.
Так же создавались мраморные головы различных богинь. Например: Голова богини из Урука (нач. 3 тыс. до н. э., Багдад, Иракский музей). Мягкая моделировка мрамора в сочетании с инкрустацией глаз (ныне утраченной) придавала образу значительность.

Особую внутреннюю силу скульптурные образы Двуречья обрели во второй половине 3 тыс. до н. э. Вместе с кратковременным возвышением Аккада и первым объединением Двуречья в единое государство, в искусство пришли новые тенденции, проявившие себя в разнообразии композиционных приемов и в выборе тем, в отказе от былого ритмического однообразия в рельефах.

4. Искусство Шумера 4-3 тыс. ВС. Общая характеристика.

Все произведения шумерской архитектуры, скульптуры и глиптики имели три основные функции - культовую, прагматическую и мемориальную. Культовая функция включала участие изделия в храмовом или царском ритуале, его знаковую соотнесенность с миром мертвых предков и бессмертных богов. Прагматическая функция позволяла изделию (например, печати) участвовать в текущей социальной жизни, показывая высокий общественный статус его обладателя. Мемориальная функция - обращение изделия к потомству с призывом вечно помнить своих предков, приносить им загробные жертвы, произносить их имена и чтить их деяния.

Шумерские представления о красоте и прекрасном, совершенно не соответствовали нашим. Шумеры могли наделить эпитетом "прекрасный" овцу, годную для жертвы, или божество, обладающее необходимыми тотемно-ритуальными, или изделие, выполненное в соответствии с древним каноном, или слово, сказанное для услаждения царского слуха. Прекрасное у шумеров - то, что наилучшим образом пригодно для выполнения определенной задачи, что соответствует своей сущности и своему предначертанию. Если просмотреть большое число памятников шумерского искусства - окажется, что все они изготовлены в соответствии именно с таким пониманием прекрасного.Передача обнаженного тела и складок одежды свидетельствует о гораздо более развитом пластическом чувстве, чем то, что было раньше, и о значительном мастерстве скульпторов.
Особенно замечательны головы статуй Гудеа. Подчеркнуты выдающиеся скулы, густые брови, четырехугольный подбородок с ямочкой посередине. Однако в целом облик сильного и волевого лица молодого Гудеа передан обобщенно.

 

5. Шуммерийская скульптура 3 тыс. ВС.

Шумерская скульптура начинается для нас со статуэток из Джемдет-Насра - изображений странных существ с фаллообразными головами и большими глазами, чем-то похожих на земноводных. Назначение этих статуэток до сих пор неизвестно, и самая распространенная из гипотез - их связь с культом плодородия и воспроизводства. Кроме того, можно вспомнить маленькие скульптурные фигурки животных этого же времени, очень выразительные и точно воспроизводящие натуру.

Скульпторы создавали изображения богов, правителей (царей) и адорантов, т.е. фигуры людей, молящихся перед божеством, а также скульптуры быков, львов и других животных.Характерны условность, монументальность и декоративность.
Например, небольшие скульптуры правителей Курлиля и ЭбихИля. Внешний облик выполнен условно, хотя изображены реальные люди. Переданы этнические черты шумерийца – крупный нос, тонкие губы, высокий лоб. Нет портретного сходства. Пропорции укорочены, позы спокойные. Выражение молитвы.
Изображены фронтально (взгляд спереди), были рассчитаны на стену.
На спине Курлиля было высечено его имя.
Скульптура ЭбихИля высечена из белого и голубого камня.
Глаза инкрустировали, передавали прическу, бороду.

6. Строительство Шумера 27-25 вв. ВС. Искусство Аккада 24-23 вв. ВС

В области архитектуры шумеры известны, главным образом, как активные храмостроители. Надо сказать, что в шумерском языке "дом" и "храм" называются одинаково, и для шумерского архитектора "построить храм" звучало так же, как "построить дом". Бог-хозяин города нуждался в жилище. Поэтому строился большой храм на высокой платформе (в какой-то мере это могло защищать от разрушений, причиняемых наводнениями), к которой с двух сторон вели лестницы или пандусы.
Жилье для людей строилось не столь тщательно и продуманно. Застройка производилась стихийно, между домами были немощеные кривые и узкие переулки и тупики. Дома в основном были прямоугольными в плане, без окон, освещались сквозь дверные проемы. Обязателен был внутренний дворик. Снаружи дом окружался глинобитной стеной. Во многих зданиях была канализация. Поселение обычно обносилось снаружи крепостной стеной, достигавшей значительной толщины. Первым по преданию поселением, обнесенном стеной (т.е. собственно "городом"), был древний Урук, получивший в аккадском эпосе постоянный эпитет "Урук огражденный".
Искусство Аккада 24-23 вв. ВС: В искусстве Аккадского царства (24 - 23 вв. до н.э.) получили развитие реалистические тенденции.Хорошо моделированы руки, ноги, плечи, пропорции тела — гораздо правильнее, чем в древних шумерийских изображениях. Новой чертой является и передача объема фигур в рельефе. Каноничными остаются, однако, разворот плеч при профильном изображении головы и ног, а также условная разномасштабность фигур царя и воинов.Одним из лучших произведений этого времени является победная стела царя Нарамсина.
Новые черты приобретает и круглая скульптура, примером которой является найденная в Ниневии скульптурная голова из меди, условно называемая головой Саргона I - основателя аккадской династии. Резкая, суровая реалистическая сила в передаче лица, которому приданы живые, выразительные черты, тщательно выполненный богатый шлем, напоминающий «парик» Мескаламдуга, смелость и вместе с тем тонкость исполнения сближают это произведение с творчеством аккадских мастеров, создавших стелу Нарамсина.
В печатях времени Аккада одним из основных сюжетов остается Гильгамеш иего подвиги.
Тела людей и животных моделированы объемно, подчеркнута мускулатура. В композицию введены элементы пейзажа.

7. Искусство Вавилона 19-12 вв. ВС и памятники Мари.

В это время совершенствуется шумерийская письменность, получившая распространение во всей Передней Азии. Большой интерес представляет вавилонская литература, особенно эпическая поэма о герое Гильгамеше. Развиваются научные знания, хотя и подчиненные религии, но накопившие важные практические сведения (в частности, в области астрономии).Лучшим из сохранившихся произведений вавилонского искусства является рельеф, венчающий свод законов царя Хаммурапи (1792 - 1750 гг. до н.э.) - знаменитый законодательный сборник, представляющий собой важнейший источник для изучения хозяйственного и общественного строя Вавилона. Своеобразной чертой, присущей касситскому времени, было введение в архитектуру в качестве декоративного элемента монументальной глиняной скульптуры

памятники Мари:

Ко времени Хаммурапи относятся памятники государства Мари, которое находилось на Евфрате, выше Вавилона. Раскопками города Мари открыты остатки храма и дворца. Дворец представлял собой довольно большое здание, включавшее 138 помещений, занимавших площадь в 1,5 га. Принцип планировки его обычен для дворцового зодчества Двуречья: закрытые помещения были сгруппированы вокруг открытых дворов. Крепостной характер дворца определялся опоясывавшей его широкой стеной с контрфорсами и башнеобразными выступами. Интересной особенностью было наличие, как предполагают, дворцовой школы, расположенной между жилой и парадной частью дворца. Обнаруженные во дворце стенные росписи (сцены сбора фиников, культовые и триумфальные сцены) — это единственные дошедшие до нас памятники древневавилонской живописи. Схематичные по композиции, они интересны сравнительным богатством красок.

В Мари найдены и статуэтки, несмотря на непропорциональность и скованность очень выразительно передающие набожную сосредоточенность.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: